
Товарооборот между Россией и Китаем растет ежегодно. В 2024 году он составил 244,8 миллиарда долларов США. Это на 4,7 миллиарда долларов США больше, чем в предыдущем году. Однако на деле все не так гладко. О тонкостях ведения бизнеса с КНР и текущих проблемах рассказал профессор, директор Института Африки и Азии МГУ Алексей Маслов на Форуме Зерно Сибири и Зимней зерновой конференции.
Алексей Маслов пояснил, что Россия и Китай взаимно дополняют друг друга.
– В массовом сознании российско-китайские отношения представляются так: идет двусторонняя торговля, взаимодополнение экономик. Да, у нас не так много высокотехнологичной продукции, но мы поставляем сырье, они – технологии, машины и оборудование. Обывателю кажется, что все урегулировано. Но когда встречаемся с реальным Китаем, это противоречит лозунгам, – подчеркнул эксперт.
В Китай РФ экспортирует нефть и газ, доля которых составляет 63%, металлы, химию, машины и электронику – 4%. При этом Россия импортирует из КНР машины – 61%, электронику, продукцию химической промышленности – 12%.
К сожалению, у России и Китая отсутствуют совместные проекты в оборонном комплексе, нет сотрудничества в науке. В тоже время, например, 30% разработок, которые используют в телефонах Huawei, из РФ. Правда, прибыль получает китайская компания.
При этом двухсторонний товарооборот между КНР и РФ составляет 244,8 миллиарда долларов США. Это меньше, чем совокупная торговля с Африкой – 295,5 миллиарда долларов США, с Латинской Америкой – Европейским Союзом – 785,8 миллиарда долларов США.
Алексей Маслов также пояснил почему в торговых отношениях между Россией и Китаем снизился прирост профицита, который в 2024 году составил всего 2%, а в 2023 году – 26,3%. По мнению эксперта, это связано с тем, что КНР «частично поддержал или присоединился к части ограничений по отношению к России».
– Что реально популярно в Китае из российских товаров? Шоколад «Аленка», конфеты, кондитерские изделия. Причина – наше абсолютное неумение работать с розничным китайским рынком. Надо рекламировать потребительские свойства товара, а не страну производства. Мы покупаем китайские телефоны не потому, что они китайские, а потому, что – качественные, – подчеркнул Алексей Маслов.
Эксперт заметил, что компании из России научились работать с китайскими свободными экономическими зонами и политикой преференций. Продвигается продукция биофармы, открывают клинику…
– Россия приходит на реальный китайский рынок с огромным запозданием. Западные компании поселились там с 80-х годов. А мы только сейчас. Китайский топ-менеджмент, средний менеджмент проходил подготовку в Гарвардской школе менеджмента и других. Психологически им легче работать с американцами. Россия, несмотря на разворот на Восток, не стала азиатской страной, заключил Алексей Маслов.