Анатолий Якимов
Импорт

Александр Дегтярев: ВЭД России в 2025 году будет зависеть от нас самих и Дональда Трампа

Фото из архива Александра Дегтярева

Накануне Нового года принято подводить итоги и ставить задачи. Почему на отношения между Россией и Китаем может повлиять Дональд Трамп? Что нового произойдет в сфере внешнеэкономической деятельности в 2025 году? Как были преодолены трудности 2024 года? Какие цели поставлены на год 20-летия компании? ChinaLogist встретился с управляющим компании «ВЭД Агент» Александром Дегтяревым и попросил ответить несколько вопросов.

Шторм выдержали

– 2024 год был достаточно сложным в сфере внешнеэкономической деятельности. Как компания «ВЭД Агент» выдержала шторм? Удалось ли достичь поставленных накануне 2024 года целей?

– Да, действительно 2024 год был очередным сложным годом в череде сложных лет, начиная с 2020-го – ковидного года. Если говорить об уходящем годе, то, в целом, мы относительно быстро адаптировались и уже с конца марта запустили оплаты через платежных агентов. Но многие импортеры не были готовы к этому каналу оплат. В первую очередь из-за стоимости услуги, и большая часть еще рассчитывали, что эти трудности с платежами в Китай являются временными и ситуация вот-вот наладится. И только к июлю 2024 года наступила стадия «принятия» и уже в августе мы достигли объёма платежей альтернативными каналами в размере более 500 миллионов рублей в месяц. Это почти половина наших зарубежных платежей за этот месяц. Если говорить о выполнении плановых показателей Компании, то из-за адаптации к новым условиям трансграничных платежей мы «потеряли» около четырех месяцев и по итогам года достигнем показателей с уровнем 80% выполнения от плана.

– Были ли в уходящем году трудности у компании и как они были преодолены?

– Сложности были как внешние, так и внутренние. Про внешние я уже упоминал. Они вызывали и внутренние вызовы. Не все сотрудники компании справились с внешними сложностями, не готовы были их преодолевать и покинули Компанию или Компания предложила покинуть ее. Тем не менее, среднесписочная численность компании в 2024 будет выше, чем в 2023 году примерно на 20%.  Тут уместна уже избитая фраза – все что нас не убивает делает нас сильнее. И в этом случае мы стали сильнее: нашли новые возможности оплат, активно развивали автоперевозки и сборные грузоперевозки из Китая, авиадоставку самых разных товаров из практически всех стран мира. Также обучали сотрудников в разных сферах: и коммуникациям, и управленческим и другим компетенциям.

– Какие изменения произошли на рынке логистики в 2024 году?

– Думаю, что главным трендом на рынке российской логистики стало сокращение доли китайских морских линий, которые доминировали в 2022-2023 годах. Они стали уступать место российским компаниям. Также, второй тренд – это рост цены на морской фрахт и импортное пользование контейнера. Если в начале 2024 года цена оттолкнулась от 1600 долларов США, то к июлю она достигла почти 4000 долларов США, закрепившись на этом уровне до конца текущего года. По сути – рост в 2,5 раза. Вместе с тем, наблюдали и наблюдаем ухудшение ситуации с пропускной способностью на РЖД и увеличению стоимости перевозки по железной дороге на импортных направлениях почти на 50%. Рост на контейнерные перевозки также толкнули вверх и цены на автоперевозки. То есть повышение цен на международную логистику было лейтмотивом всего 2024 в сфере логистики.

Суметь отойти от плана

– Вы как руководитель часто принимаете решения? Какое из них было наиболее важным в 2024 году?

– Руководитель принимает разные решения в ежедневном режиме. Разница только в том, какого масштаба эти решения. Стратегические вопросы и решения по ним – такие вопросы решаются не часто. Вопросы текущие решаются ежедневно. Сложно сказать какое решение было наиболее важным. Стратегическое решение было в том, чтобы временно отойти от ранее принятого плана и проявить гибкость в условиях кардинального изменения внешней среды (сложность с платежами в Китай), а также индексировать доход сотрудников в 3 квартале, не дожидаясь начала нового года.

– Какие цели ставите перед собой и сотрудниками на юбилейный для компании год?

– Цели мы поставили на очередной стратегической сессии в ноябре текущего года. Для нас это с одной стороны юбилейный год и его мы отметим именно как юбилейный, с другой стороны 2025 год – это второй год из трехлетнего стратегического цикла Компании (2024-2026). То есть промежуточный год с точки зрения рабочего цикла развития компании. Наша общая задача идти к установленным целям для того, чтобы расширять наши возможности оказания качественных услуг более широкому кругу российских предпринимателей по всему спектру услуг ВЭД. Мы усиливаем бизнес наших клиентов и чем больше будет у нас ресурсов и возможностей – тем сильнее и успешнее будут наши партнеры и клиенты.

– Чего ожидать клиентам от компании? Чем вы хотите их удивить?

– Думаю, в следующем году основной проблемой будет дефицит и стоимость денег для развития бизнеса клиентов. Мы уже не первый год решаем эту проблему для наших клиентов и в следующем году мы продолжим это делать и увеличивать наши возможности в этом направлении. Наряду со всеми другими традиционными услугами от ВЭД операторов (закупка товаров, логистика, таможенное оформление, сертификация и т.д.). Рассчитываю не удивить, а дать все-таки удобный, функциональный личный кабинет клиента. Это то, что называется must have.

– Чего ожидать импотрерам из Китая в 2025 году?

– Сложно прогнозировать «черных лебедей», но очень многое будет зависеть от действия администрации Дональда Трампа на российском и китайском направлениях. Если считать, что в 2025 году ничего не изменится и все будет развиваться также как в 2024 году, то импортерам следует ожидать сокращения возможностей кредитования со стороны китайских поставщиков, усложнения экспорта китайских товаров напрямую в РФ, постепенную девальвацию рубля, так или иначе дальнейшую ориентацию Правительства на импортозамещение и ужесточение контроля со стороны Федеральных налоговой и таможенных служб России.

– Какие риски могут возникнуть в отрасли в следующем году?

– Рисков очень много, и они будут во многом зависеть от той же американской политики. Это и санкционные риски, и риски сильной девальвации рубля, и ужесточение ограничений китайского экспорта в Россию.

Успеть за 10 минут

– Существует ли оптимальный маршрут для перевозки из Китая в Россию? Как его выбрать?

– При прочих равных условиях и без дополнительных форс-мажоров, маршрут через порты Дальнего Востока является оптимальным, что подтверждается более чем 50% долей импорта РФ через дальневосточные порты в последние два года. При выборе, конечно, необходимо учитывать все факторы, основными из них являются: сроки и стоимость.

– Какие инновации в сфере таможенных оформлений будут ждать импортеров в 2025 году? Будут ли особенности для тех, кто работает с КНР?

– Именно в таможенной сфере не ожидается прорывных инноваций, так как это государственная сфера и здесь быстрых и кардинальных решений не принимается. ФТС и все другие службы, связанные с ВЭД, заняты тем, чтобы обеспечить поручение Президента РФ о прохождении границы транспортным средством в течение 10 минут. Все эти службы работают над синхронизацией своих действий для достижения этого целевого показателя. Наибольшим количеством инноваций именно в таможенной сфере ожидается для Уполномоченных Экономических Операторов – и дальнейшее взаимное признание УЭО с другими странами и новые послабления.  

– Что бы вы пожелали накануне Нового года нашим читателям?

– У нас в 2024 году будет побит очередной рекорд в российско-китайской торговле в денежном эквиваленте. Желаю всем нам новых рекордов в 2025 году!  Эти рекорды достигаются благодаря нам с вами. Для того чтобы эти рекорды были возможны, желаю, чтобы все ваши цели достигались и мечты сбывались, быть активными и жизнерадостными, несмотря на трудности, которые мы встречаем на своем пути! Успехов!

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Экспорт
Китайский бизнес наращивает присутствие в России: посол КНР озвучил перспективы
Телеграм-канал "РАСПП: Бизнес. Азия. Китай"

Китай усиливает своё экономическое присутствие в России: по мере улучшения делового климата всё больше китайских компаний выходит на российский рынок, а развитие стратегических проектов — таких как Северный морской путь — выводит сотрудничество двух стран на новый уровень.

Редакция
Экспорт
Российская фанера смотрит на Восток: Китай и Ближний Восток – новые горизонты экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай становится ключевым драйвером для российской фанерной отрасли: на фоне падения внутреннего спроса и переориентации с западных рынков, отечественные производители усиливают экспорт в Поднебесную, которая уже закупает 16% всей российской фанеры и открывает перед отраслью долгосрочные перспективы роста.

Редакция
Экспорт
Китайская мототехника заинтересовала бизнесменов из Биробиджана
Скрин сюжета Хэйлунцзянского телевидения

Биробиджанские предприниматели заинтересовались мототехникой китайской компании «Юаньпэн», которая готовится запустить производство в России уже в августе.

Редакция
Финансы
Китайские партнёры обсудили с новосибирским бизнесом перспективы сотрудничества
Фото предоставлено Ольгой Корпачевой

На площадке «ОПОРЫ РОССИИ» в Новосибирске состоялась деловая встреча с китайскими представителями Qingdao Turgai International Trade Co LTD, в ходе которой стороны наметили конкретные шаги по развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере промышленных поставок и контрактного производства.

Редакция
Импорт
Российско-китайская торговля бьёт рекорды: товарооборот Маньчжурии с РФ вырос на 18%
Фото таможни Маньчжурии

Таможенная зона Маньчжурии зафиксировала рекордный рост товарооборота с Россией: за первые пять месяцев 2025 года объём взаимной торговли достиг 52,08 млрд юаней ($7,2 млрд), увеличившись на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На Россию теперь приходится 87% всего внешнеторгового оборота региона, что подтверждает её статус ключевого экономического партнёра Китая на этом стратегическом направлении.

Редакция
Китай и не только: бизнесу нужны новые кадры для экспорта на Восток
Телеграм-канал «ВАВT|Всероссийская академия внешней торговли»

 

На фоне роста экспорта в Китай и другие страны Востока бизнес всё острее нуждается в специалистах, способных работать с новыми рынками. На выставке «ИННОПРОМ-2025» ректор ВАВТ Виттория Идрисова рассказала, как Академия отвечает на этот вызов, внедряя модули по криптоплатежам, логистике и коммерческому арбитражу.

Редакция
Когда дешёво — не значит выгодно: что важно знать о закупках у китайских ИП
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Закупки у китайских индивидуальных предпринимателей могут показаться выгодными на первый взгляд — низкие цены и широкий выбор. Однако за простотой скрываются нюансы: отсутствие экспортных прав, дополнительные налоги и отсутствие гарантий.

Редакция
Алтайский край наращивает экспорт растительного масла в Китай: поставки выросли в 2,1 раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Алтайский край стремительно увеличивает поставки растительного масла в Китай – за январь-май 2025 года отгрузки в Поднебесную выросли более чем вдвое. На фоне общего роста экспорта масложировой продукции на 100% именно китайский рынок становится главным драйвером развития отрасли в регионе, оттеснив традиционных покупателей.

Редакция
Законопроект о маркетплейсах скорректировали: что изменится для продавцов и покупателей
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В итоговой версии законопроекта о платформенной экономике учтены интересы как покупателей, так и продавцов: уточнены правила предоставления скидок, прописано право правительства регулировать отображение цен на маркетплейсах, а срок вступления закона перенесён на март 2027 года.

Редакция
Китайские бренды выходят на глобальный уровень
Телеграм-канал «Официальный сайт Посольства КНР в РФ»

Китайские бренды завоевывают мировые рынки, предлагая потребителям новые стандарты качества и инноваций, заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин на брифинге в Пекине. При этом Китай сохраняет открытость для иностранных производителей, создавая условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества.