Анатолий Якимов
Импорт

Александр Дегтярев: ВЭД России в 2025 году будет зависеть от нас самих и Дональда Трампа

Фото из архива Александра Дегтярева

Накануне Нового года принято подводить итоги и ставить задачи. Почему на отношения между Россией и Китаем может повлиять Дональд Трамп? Что нового произойдет в сфере внешнеэкономической деятельности в 2025 году? Как были преодолены трудности 2024 года? Какие цели поставлены на год 20-летия компании? ChinaLogist встретился с управляющим компании «ВЭД Агент» Александром Дегтяревым и попросил ответить несколько вопросов.

Шторм выдержали

– 2024 год был достаточно сложным в сфере внешнеэкономической деятельности. Как компания «ВЭД Агент» выдержала шторм? Удалось ли достичь поставленных накануне 2024 года целей?

– Да, действительно 2024 год был очередным сложным годом в череде сложных лет, начиная с 2020-го – ковидного года. Если говорить об уходящем годе, то, в целом, мы относительно быстро адаптировались и уже с конца марта запустили оплаты через платежных агентов. Но многие импортеры не были готовы к этому каналу оплат. В первую очередь из-за стоимости услуги, и большая часть еще рассчитывали, что эти трудности с платежами в Китай являются временными и ситуация вот-вот наладится. И только к июлю 2024 года наступила стадия «принятия» и уже в августе мы достигли объёма платежей альтернативными каналами в размере более 500 миллионов рублей в месяц. Это почти половина наших зарубежных платежей за этот месяц. Если говорить о выполнении плановых показателей Компании, то из-за адаптации к новым условиям трансграничных платежей мы «потеряли» около четырех месяцев и по итогам года достигнем показателей с уровнем 80% выполнения от плана.

– Были ли в уходящем году трудности у компании и как они были преодолены?

– Сложности были как внешние, так и внутренние. Про внешние я уже упоминал. Они вызывали и внутренние вызовы. Не все сотрудники компании справились с внешними сложностями, не готовы были их преодолевать и покинули Компанию или Компания предложила покинуть ее. Тем не менее, среднесписочная численность компании в 2024 будет выше, чем в 2023 году примерно на 20%.  Тут уместна уже избитая фраза – все что нас не убивает делает нас сильнее. И в этом случае мы стали сильнее: нашли новые возможности оплат, активно развивали автоперевозки и сборные грузоперевозки из Китая, авиадоставку самых разных товаров из практически всех стран мира. Также обучали сотрудников в разных сферах: и коммуникациям, и управленческим и другим компетенциям.

– Какие изменения произошли на рынке логистики в 2024 году?

– Думаю, что главным трендом на рынке российской логистики стало сокращение доли китайских морских линий, которые доминировали в 2022-2023 годах. Они стали уступать место российским компаниям. Также, второй тренд – это рост цены на морской фрахт и импортное пользование контейнера. Если в начале 2024 года цена оттолкнулась от 1600 долларов США, то к июлю она достигла почти 4000 долларов США, закрепившись на этом уровне до конца текущего года. По сути – рост в 2,5 раза. Вместе с тем, наблюдали и наблюдаем ухудшение ситуации с пропускной способностью на РЖД и увеличению стоимости перевозки по железной дороге на импортных направлениях почти на 50%. Рост на контейнерные перевозки также толкнули вверх и цены на автоперевозки. То есть повышение цен на международную логистику было лейтмотивом всего 2024 в сфере логистики.

Суметь отойти от плана

– Вы как руководитель часто принимаете решения? Какое из них было наиболее важным в 2024 году?

– Руководитель принимает разные решения в ежедневном режиме. Разница только в том, какого масштаба эти решения. Стратегические вопросы и решения по ним – такие вопросы решаются не часто. Вопросы текущие решаются ежедневно. Сложно сказать какое решение было наиболее важным. Стратегическое решение было в том, чтобы временно отойти от ранее принятого плана и проявить гибкость в условиях кардинального изменения внешней среды (сложность с платежами в Китай), а также индексировать доход сотрудников в 3 квартале, не дожидаясь начала нового года.

– Какие цели ставите перед собой и сотрудниками на юбилейный для компании год?

– Цели мы поставили на очередной стратегической сессии в ноябре текущего года. Для нас это с одной стороны юбилейный год и его мы отметим именно как юбилейный, с другой стороны 2025 год – это второй год из трехлетнего стратегического цикла Компании (2024-2026). То есть промежуточный год с точки зрения рабочего цикла развития компании. Наша общая задача идти к установленным целям для того, чтобы расширять наши возможности оказания качественных услуг более широкому кругу российских предпринимателей по всему спектру услуг ВЭД. Мы усиливаем бизнес наших клиентов и чем больше будет у нас ресурсов и возможностей – тем сильнее и успешнее будут наши партнеры и клиенты.

– Чего ожидать клиентам от компании? Чем вы хотите их удивить?

– Думаю, в следующем году основной проблемой будет дефицит и стоимость денег для развития бизнеса клиентов. Мы уже не первый год решаем эту проблему для наших клиентов и в следующем году мы продолжим это делать и увеличивать наши возможности в этом направлении. Наряду со всеми другими традиционными услугами от ВЭД операторов (закупка товаров, логистика, таможенное оформление, сертификация и т.д.). Рассчитываю не удивить, а дать все-таки удобный, функциональный личный кабинет клиента. Это то, что называется must have.

– Чего ожидать импотрерам из Китая в 2025 году?

– Сложно прогнозировать «черных лебедей», но очень многое будет зависеть от действия администрации Дональда Трампа на российском и китайском направлениях. Если считать, что в 2025 году ничего не изменится и все будет развиваться также как в 2024 году, то импортерам следует ожидать сокращения возможностей кредитования со стороны китайских поставщиков, усложнения экспорта китайских товаров напрямую в РФ, постепенную девальвацию рубля, так или иначе дальнейшую ориентацию Правительства на импортозамещение и ужесточение контроля со стороны Федеральных налоговой и таможенных служб России.

– Какие риски могут возникнуть в отрасли в следующем году?

– Рисков очень много, и они будут во многом зависеть от той же американской политики. Это и санкционные риски, и риски сильной девальвации рубля, и ужесточение ограничений китайского экспорта в Россию.

Успеть за 10 минут

– Существует ли оптимальный маршрут для перевозки из Китая в Россию? Как его выбрать?

– При прочих равных условиях и без дополнительных форс-мажоров, маршрут через порты Дальнего Востока является оптимальным, что подтверждается более чем 50% долей импорта РФ через дальневосточные порты в последние два года. При выборе, конечно, необходимо учитывать все факторы, основными из них являются: сроки и стоимость.

– Какие инновации в сфере таможенных оформлений будут ждать импортеров в 2025 году? Будут ли особенности для тех, кто работает с КНР?

– Именно в таможенной сфере не ожидается прорывных инноваций, так как это государственная сфера и здесь быстрых и кардинальных решений не принимается. ФТС и все другие службы, связанные с ВЭД, заняты тем, чтобы обеспечить поручение Президента РФ о прохождении границы транспортным средством в течение 10 минут. Все эти службы работают над синхронизацией своих действий для достижения этого целевого показателя. Наибольшим количеством инноваций именно в таможенной сфере ожидается для Уполномоченных Экономических Операторов – и дальнейшее взаимное признание УЭО с другими странами и новые послабления.  

– Что бы вы пожелали накануне Нового года нашим читателям?

– У нас в 2024 году будет побит очередной рекорд в российско-китайской торговле в денежном эквиваленте. Желаю всем нам новых рекордов в 2025 году!  Эти рекорды достигаются благодаря нам с вами. Для того чтобы эти рекорды были возможны, желаю, чтобы все ваши цели достигались и мечты сбывались, быть активными и жизнерадостными, несмотря на трудности, которые мы встречаем на своем пути! Успехов!

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Время досмотра грузовиков на границе с Китаем уменьшилось в два раза
Фото пресс-службы Читинской таможни

За четыре года – с 2021 по 2024 год время досмотра грузового транспорта на границе с Китаем сократилось почти в два раза. Об этом рассказал руководитель Федерального государственного казенного учреждения Росгранстрой Геннадий Безлобенко во время заседания Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации под председательством сенатора Андрея Кутепова.

Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Старт. Новый вызов» – шаг в будущее
Фото пресс-службы АО «ВЭД Агент»

Несколько лет подряд в Новосибирске проходит деловая игра «ВЭД Старт», в которой принимают участие студенты, изучающие китайский и английский языки, международную логистику. В этом году она будет проходить 19 марта в конференц-зале Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусства. Начало в 15:00.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай остается главным импортером российских пиломатериалов
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые два месяца 2025 года Россия нарастила экспорт пиломатериалов в дружественные страны. Рост составил 0,7% или 3,5 миллиона кубических метров. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост составил 0,3 миллиона кубических метров. Такую информацию приводит пресс-служба Федерального агентства лесного хозяйства.

Редакция
Поздравляем с Международным женским днем!
Фото ИИ Шедеврум

Дорогие женщины, сегодня ваш день — день весны, красоты и нежности. Мы хотим поздравить вас с 8 Марта и пожелать вам всего самого лучшего. Вы душа и сердце нашего мира. Вы сильные и умные, мудрые и талантливые. Вы умеете улыбаться и радоваться жизни.

В этот день мы желаем вам, чтобы улыбка никогда не сходила с ваших лиц, а жизнь была полна радости и счастья. Вы создаете красоту в мире, вы дарите нам свою любовь и заботу. Мы ценим вас за мудрость, доброту и терпение, которые помогают нам преодолевать все трудности жизни.

Женщины, вы заслуживаете самых высоких похвал и благодарности за всё, что вы делаете для нашего мира. В этот день мы желаем вам счастья, здоровья и удачи во всех ваших начинаниях.

Пусть в вашей жизни будет больше ярких моментов, новых открытий и знакомств. Пусть вы всегда будете окружены любовью и заботой близких вам людей, а ваша жизнь будет наполнена смыслом и радостью.

С Международным женским днем! Желаем вам красивых цветов, теплых объятий и много улыбок. Вы настоящие героини нашей жизни.

Анатолий Якимов
Китай и Россия планируют совместный отказ от виз для посещения страны
Фото с сайта unsplash.com

Путешествию в другую страну, как правило, подразумевает оформление виз. Россия и Китай в ближайшее время планируют рассмотреть вопрос об отказе от виз для посещения государств гражданами. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на временного поверенного в делах посольства КНР в России Чжана Вэя.

Анатолий Якимов
Эксперт прокомментировал снижение товарооборота между Россией и Китаем
Фото Анатолия Якимова

С начала 2025 года совокупный товарооборот между Россией и Китаем снизился на 7,1% в денежном выражении и составил 34,7 миллиарда долларов США. Такие данные предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Компания из Китая открыла продажи складного робота-гуманоида
Скриншот из видео в ТГ-канале Asia Complex: Бизнес с Китаем

Робот-гуманоид G1 продают за 16 000 долларов США. Такое предложение сделала компания Unitree. Изделие из Китая доставят в течение 45-60 суток.

Анатолий Якимов
Две тонны цветов привезли из Китая самолетами в Сибирь
Фото Анатолия Якимова

50 тонн импортной цветочной продукции поступили в Сибирь с начала 2025 года. Сумма поставок составила более 41 миллиона рублей. Из-за рубежа поступило по 11 тонн роз и хризантем, 3,7 тонны гвоздик.

Анатолий Якимов
Таможенные пошлины на цемент из Китая могут вырасти
Фото с сайта unsplash.com

Союз производителей цемента предложил увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на цемент, импортируемый из Ирана и Китая. В «Союзцемент» считают, что если этого не сделать, то 44 завода могут закрыться.

Анатолий Якимов
Три из пяти популярных брендов кондиционеров родом из Китая
Фото с сайта unsplash.com

Группа М.Видео-Эльдорадо проанализировали статистику продаж кондиционеров и обогревателей на российском рынке за 10 месяцев 2024 года. За этот период россияне приобрели 4,9 миллиона единиц климатического оборудования. Общая сумма покупок составила 57,9 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 44% больше в количественном выражении и на 88% больше в денежном.