Анатолий Якимов
Импорт

Александр Дегтярев: ВЭД России в 2025 году будет зависеть от нас самих и Дональда Трампа

Фото из архива Александра Дегтярева

Накануне Нового года принято подводить итоги и ставить задачи. Почему на отношения между Россией и Китаем может повлиять Дональд Трамп? Что нового произойдет в сфере внешнеэкономической деятельности в 2025 году? Как были преодолены трудности 2024 года? Какие цели поставлены на год 20-летия компании? ChinaLogist встретился с управляющим компании «ВЭД Агент» Александром Дегтяревым и попросил ответить несколько вопросов.

Шторм выдержали

– 2024 год был достаточно сложным в сфере внешнеэкономической деятельности. Как компания «ВЭД Агент» выдержала шторм? Удалось ли достичь поставленных накануне 2024 года целей?

– Да, действительно 2024 год был очередным сложным годом в череде сложных лет, начиная с 2020-го – ковидного года. Если говорить об уходящем годе, то, в целом, мы относительно быстро адаптировались и уже с конца марта запустили оплаты через платежных агентов. Но многие импортеры не были готовы к этому каналу оплат. В первую очередь из-за стоимости услуги, и большая часть еще рассчитывали, что эти трудности с платежами в Китай являются временными и ситуация вот-вот наладится. И только к июлю 2024 года наступила стадия «принятия» и уже в августе мы достигли объёма платежей альтернативными каналами в размере более 500 миллионов рублей в месяц. Это почти половина наших зарубежных платежей за этот месяц. Если говорить о выполнении плановых показателей Компании, то из-за адаптации к новым условиям трансграничных платежей мы «потеряли» около четырех месяцев и по итогам года достигнем показателей с уровнем 80% выполнения от плана.

– Были ли в уходящем году трудности у компании и как они были преодолены?

– Сложности были как внешние, так и внутренние. Про внешние я уже упоминал. Они вызывали и внутренние вызовы. Не все сотрудники компании справились с внешними сложностями, не готовы были их преодолевать и покинули Компанию или Компания предложила покинуть ее. Тем не менее, среднесписочная численность компании в 2024 будет выше, чем в 2023 году примерно на 20%.  Тут уместна уже избитая фраза – все что нас не убивает делает нас сильнее. И в этом случае мы стали сильнее: нашли новые возможности оплат, активно развивали автоперевозки и сборные грузоперевозки из Китая, авиадоставку самых разных товаров из практически всех стран мира. Также обучали сотрудников в разных сферах: и коммуникациям, и управленческим и другим компетенциям.

– Какие изменения произошли на рынке логистики в 2024 году?

– Думаю, что главным трендом на рынке российской логистики стало сокращение доли китайских морских линий, которые доминировали в 2022-2023 годах. Они стали уступать место российским компаниям. Также, второй тренд – это рост цены на морской фрахт и импортное пользование контейнера. Если в начале 2024 года цена оттолкнулась от 1600 долларов США, то к июлю она достигла почти 4000 долларов США, закрепившись на этом уровне до конца текущего года. По сути – рост в 2,5 раза. Вместе с тем, наблюдали и наблюдаем ухудшение ситуации с пропускной способностью на РЖД и увеличению стоимости перевозки по железной дороге на импортных направлениях почти на 50%. Рост на контейнерные перевозки также толкнули вверх и цены на автоперевозки. То есть повышение цен на международную логистику было лейтмотивом всего 2024 в сфере логистики.

Суметь отойти от плана

– Вы как руководитель часто принимаете решения? Какое из них было наиболее важным в 2024 году?

– Руководитель принимает разные решения в ежедневном режиме. Разница только в том, какого масштаба эти решения. Стратегические вопросы и решения по ним – такие вопросы решаются не часто. Вопросы текущие решаются ежедневно. Сложно сказать какое решение было наиболее важным. Стратегическое решение было в том, чтобы временно отойти от ранее принятого плана и проявить гибкость в условиях кардинального изменения внешней среды (сложность с платежами в Китай), а также индексировать доход сотрудников в 3 квартале, не дожидаясь начала нового года.

– Какие цели ставите перед собой и сотрудниками на юбилейный для компании год?

– Цели мы поставили на очередной стратегической сессии в ноябре текущего года. Для нас это с одной стороны юбилейный год и его мы отметим именно как юбилейный, с другой стороны 2025 год – это второй год из трехлетнего стратегического цикла Компании (2024-2026). То есть промежуточный год с точки зрения рабочего цикла развития компании. Наша общая задача идти к установленным целям для того, чтобы расширять наши возможности оказания качественных услуг более широкому кругу российских предпринимателей по всему спектру услуг ВЭД. Мы усиливаем бизнес наших клиентов и чем больше будет у нас ресурсов и возможностей – тем сильнее и успешнее будут наши партнеры и клиенты.

– Чего ожидать клиентам от компании? Чем вы хотите их удивить?

– Думаю, в следующем году основной проблемой будет дефицит и стоимость денег для развития бизнеса клиентов. Мы уже не первый год решаем эту проблему для наших клиентов и в следующем году мы продолжим это делать и увеличивать наши возможности в этом направлении. Наряду со всеми другими традиционными услугами от ВЭД операторов (закупка товаров, логистика, таможенное оформление, сертификация и т.д.). Рассчитываю не удивить, а дать все-таки удобный, функциональный личный кабинет клиента. Это то, что называется must have.

– Чего ожидать импотрерам из Китая в 2025 году?

– Сложно прогнозировать «черных лебедей», но очень многое будет зависеть от действия администрации Дональда Трампа на российском и китайском направлениях. Если считать, что в 2025 году ничего не изменится и все будет развиваться также как в 2024 году, то импортерам следует ожидать сокращения возможностей кредитования со стороны китайских поставщиков, усложнения экспорта китайских товаров напрямую в РФ, постепенную девальвацию рубля, так или иначе дальнейшую ориентацию Правительства на импортозамещение и ужесточение контроля со стороны Федеральных налоговой и таможенных служб России.

– Какие риски могут возникнуть в отрасли в следующем году?

– Рисков очень много, и они будут во многом зависеть от той же американской политики. Это и санкционные риски, и риски сильной девальвации рубля, и ужесточение ограничений китайского экспорта в Россию.

Успеть за 10 минут

– Существует ли оптимальный маршрут для перевозки из Китая в Россию? Как его выбрать?

– При прочих равных условиях и без дополнительных форс-мажоров, маршрут через порты Дальнего Востока является оптимальным, что подтверждается более чем 50% долей импорта РФ через дальневосточные порты в последние два года. При выборе, конечно, необходимо учитывать все факторы, основными из них являются: сроки и стоимость.

– Какие инновации в сфере таможенных оформлений будут ждать импортеров в 2025 году? Будут ли особенности для тех, кто работает с КНР?

– Именно в таможенной сфере не ожидается прорывных инноваций, так как это государственная сфера и здесь быстрых и кардинальных решений не принимается. ФТС и все другие службы, связанные с ВЭД, заняты тем, чтобы обеспечить поручение Президента РФ о прохождении границы транспортным средством в течение 10 минут. Все эти службы работают над синхронизацией своих действий для достижения этого целевого показателя. Наибольшим количеством инноваций именно в таможенной сфере ожидается для Уполномоченных Экономических Операторов – и дальнейшее взаимное признание УЭО с другими странами и новые послабления.  

– Что бы вы пожелали накануне Нового года нашим читателям?

– У нас в 2024 году будет побит очередной рекорд в российско-китайской торговле в денежном эквиваленте. Желаю всем нам новых рекордов в 2025 году!  Эти рекорды достигаются благодаря нам с вами. Для того чтобы эти рекорды были возможны, желаю, чтобы все ваши цели достигались и мечты сбывались, быть активными и жизнерадостными, несмотря на трудности, которые мы встречаем на своем пути! Успехов!

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Восточный гороскоп: Чего ждать от года Змеи деловым людям
Фото с сайта unsplash.com

До Нового года остались считанные дни. Однако все мы знаем, что есть еще и Лунный Новый год, который в 2025 году начнется 29 января. По восточному гороскопу – это будет Год зеленой деревянной Змеи. Chinalogistik выяснил, какие сюрпризы может принести хозяйка года деловым людям.

Змея характеризируется мудростью, уравновешенностью, трудолюбием и упорным движением к целям. Если у вас есть эти качества, то к вам она будет благосклонна. Согласно прогнозам, Год Змеи не грозит крупными разочарованиями. Ее зеленый окрас означает гармонию и мирное время. На первый план выйдут люди с мощной внутренней силой. Приветливые, вежливые, умеющие поддержать разговор на любую тему, блестяще строят отношения и заводят полезные связи. От из действий зависит, что будет происходить в мире.

Анатолий Якимов
Импорт
Повышение требований к складам временного хранения ускорит таможенные процедуры

На прошлой неделе депутаты Государственной думы приняли закон, в котором говорится о повышении требований к обустройству, оборудованию и местам складов временного хранения. Принятие документа связано с приведением российского законодательства к нормам Таможенного Кодекса Евразийского экономического Союза.

Так, например, статья 375 закона о таможенном регулировании ранее не были уточнены такие моменты как детализация объектов, находящиеся на общей территории склада и при этом не предназначавшиеся для хранения товаров.

Анатолий Якимов
Финансы
Владимир Путин: Мы многое делаем в отношении интересов народов Китая и России
Фото с официального сайта Президента России

На прошедшей 19 декабря прямой линии «Итоги года с Владимиром Путиным» Президент России остановился и на отношениях России и Китая. Отвечая на вопрос представителя информационного агентства «Синьхуа», глава государства отметил, что отношения между двумя странами развиваются на полном доверии к политике с одной и с другой стороны.

«Мы ничего не делаем, что противоречило бы нашим интересам, и делаем очень многое, что отвечает интересам как китайского народа, так и народов Российской Федерации», - сказал Владимир Путин.

Анатолий Якимов
Как будут работать международные пункты пропуска на Дальнем Востоке
Фото с сайта unsplash.com

В Новогодние каникулы, которые будут продолжаться с 29 декабря по 8 января 2025 года большинство международных пунктов пропуска будут работать. Об этом сообщили в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления.

Как стало известно, большинство отделов таможенных постов будут работать. Так, например, отделы специальных таможенных процедур в портах Владивостока, Ванино, Зарубино, Петропавловск-Камчатский, Восточный (Находка), аэропорт Кневичи (Владивосток) будут работать в круглосуточном режиме. Также без выходных 24 часа в сутки будут работать Международный автомобильный и железнодорожный пункты пропуска «Забайкальск», МАПП «Кяхта», ЖДПП «Наушки». Некоторые таможенные посты будут работать без выходных, но в определенное время, например, с 8:30 до 17:30.

В пресс-службе Дальневосточного таможенного управления уточнили, что информация, опубликованная на сайте ведомства, может меняться.

Полный график работы таможенных постов можно скачать по ссылке.

Анатолий Якимов
Пропускная способность БАМа и Транссиба за пять лет выросла в полтора раза
Фото с официального сайта Правительства России

С поворотом российской экономики на восток резко увеличился грузопоток по Транссибу и БАМу. К счастью, развитие Восточного полигона началось за несколько лет до всех глобальных экономических процессов. За последние пять лет пропускная способность двух важнейших железнодорожных магистралей увеличилась в полтора раза – до 180 миллионов тонн.  Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на церемонии ввода в работу основных объектов энергоснабжения второго этапа расширения Восточного полигона.

Первый этап расширения Восточного полигона завершился в начале года. Тогда пропускная способность Транссиба и БАМа выросла до 170 миллионов тонн. К концу 2024 года этот показатель увеличится до 180 миллионов тонн.  Это позволит пропускать импортные грузы из Китая по железным дорогам быстрее.

Анатолий Якимов
Пошлины не поднимут: мебельщики и таможенники договорились
Фото с сайта unsplash.com

Руководитель Федеральной таможенной службы Валерий Пикалев и генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов обсудили итоги проделанной работы по решению вопроса классификации товара «мебельные направляющие».

Напомним, в конце ноября стало известно о повышении таможенных пошлин на мебельную фурнитуру из Китая. Новатором выступила Владивостокская таможня, через которую в Россию ввозится до 90% этого товара. Камнем преткновения стала переквалификация и изменение кода ТН ВЭД. Технологическая мебельная фурнитура с круглыми или вращательными элементами стала относиться к категории подшипников. Из-за этого пошлина выросла с 0 до 55%.

Анатолий Якимов
Зимнее снаряжение: что и где можно купить в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Зима будет длинной. Чем занять себя? Конечно же спортом. А чтобы им заниматься нужно приобрести снаряжение. Chinalogist.ru выяснил, в каких городах Китая можно его приобрести.

Объем экспорта спортивного снаряжения из Китая растет ежегодно. Производители демонстрируют успехи на международном рынке.

Анатолий Якимов
10 суток в Китае без визы: какие нюансы могут возникнуть
Фото Анатолия Якимова

С 17 декабря в 24 регионах Китая увеличился срок действия транзитных виз. Если раньше они действовали в течение 72 или 144 часов в 19 регионах, то теперь во всех – 240 часов. Единственное условие вылет должен быть в третью страну.

В список регионов добавили провинции Анхой, Гуйчжоу, Шаньси, Цзянси и Хайнань. При этом, как рассказали в Государственном управлении по делам миграции КНР, иностранные граждане, въезжающие в Китай в рамках политики безвизового транзита, могут совершать поездки между провинциями в пределах разрешенных зон.

Анатолий Якимов
Больше на 15%: число вакансий в сфере ВЭД растет
Фото с сайта unsplash.com

Специалисты исследовательского центра сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob провели исследование по количеству вакансий и среднем размере заработной платы в сфере «Транспорт, логистика, склад, ВЭД». Как стало известно, в среднем на рынке труда количество вакансий в отрасли за год выросло на 15%. Наиболее востребованные сотрудники – водители грузовых категорий и линейный складской персонал.

Так, водитель фуры может рассчитывать на среднюю зарплату 160 000 рублей, при этом, максимальная зарплата на рынке труда составляет 280 000 рублей. За год зарплаты в этой категории выросла на 7%.

Анатолий Якимов
Сладости от «Самоката» теперь доступны в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Восемь товаров собственного производства начал поставлять на китайский рынок «Самокат». Теперь жители Поднебесной могут попробовать российские пастилу, шоколад, мармелад и конфеты. По сообщению «Ведомостей», сервис экспресс-доставки зарегистрировал магазин на популярной платформе JingdongMall, а также собирается зарегистрировать собственный магазин на китайском маркет-плейсе Tmall, который входит в Alibaba Group.

«Белевская пастила», молочный и горький шоколад на меду, жевательный мармелад со вкусом колы и освежающие конфеты со вкусом мандарина экспортируются из России в КНР. В планах – расширение ассортимента до 18 товаров собственного бренда, среди которых маринованные огурцы, вяленные томаты в масле, лечо, горчица и другие.