Анатолий Якимов
Импорт

Александр Дегтярев: ВЭД России в 2025 году будет зависеть от нас самих и Дональда Трампа

Фото из архива Александра Дегтярева

Накануне Нового года принято подводить итоги и ставить задачи. Почему на отношения между Россией и Китаем может повлиять Дональд Трамп? Что нового произойдет в сфере внешнеэкономической деятельности в 2025 году? Как были преодолены трудности 2024 года? Какие цели поставлены на год 20-летия компании? ChinaLogist встретился с управляющим компании «ВЭД Агент» Александром Дегтяревым и попросил ответить несколько вопросов.

Шторм выдержали

– 2024 год был достаточно сложным в сфере внешнеэкономической деятельности. Как компания «ВЭД Агент» выдержала шторм? Удалось ли достичь поставленных накануне 2024 года целей?

– Да, действительно 2024 год был очередным сложным годом в череде сложных лет, начиная с 2020-го – ковидного года. Если говорить об уходящем годе, то, в целом, мы относительно быстро адаптировались и уже с конца марта запустили оплаты через платежных агентов. Но многие импортеры не были готовы к этому каналу оплат. В первую очередь из-за стоимости услуги, и большая часть еще рассчитывали, что эти трудности с платежами в Китай являются временными и ситуация вот-вот наладится. И только к июлю 2024 года наступила стадия «принятия» и уже в августе мы достигли объёма платежей альтернативными каналами в размере более 500 миллионов рублей в месяц. Это почти половина наших зарубежных платежей за этот месяц. Если говорить о выполнении плановых показателей Компании, то из-за адаптации к новым условиям трансграничных платежей мы «потеряли» около четырех месяцев и по итогам года достигнем показателей с уровнем 80% выполнения от плана.

– Были ли в уходящем году трудности у компании и как они были преодолены?

– Сложности были как внешние, так и внутренние. Про внешние я уже упоминал. Они вызывали и внутренние вызовы. Не все сотрудники компании справились с внешними сложностями, не готовы были их преодолевать и покинули Компанию или Компания предложила покинуть ее. Тем не менее, среднесписочная численность компании в 2024 будет выше, чем в 2023 году примерно на 20%.  Тут уместна уже избитая фраза – все что нас не убивает делает нас сильнее. И в этом случае мы стали сильнее: нашли новые возможности оплат, активно развивали автоперевозки и сборные грузоперевозки из Китая, авиадоставку самых разных товаров из практически всех стран мира. Также обучали сотрудников в разных сферах: и коммуникациям, и управленческим и другим компетенциям.

– Какие изменения произошли на рынке логистики в 2024 году?

– Думаю, что главным трендом на рынке российской логистики стало сокращение доли китайских морских линий, которые доминировали в 2022-2023 годах. Они стали уступать место российским компаниям. Также, второй тренд – это рост цены на морской фрахт и импортное пользование контейнера. Если в начале 2024 года цена оттолкнулась от 1600 долларов США, то к июлю она достигла почти 4000 долларов США, закрепившись на этом уровне до конца текущего года. По сути – рост в 2,5 раза. Вместе с тем, наблюдали и наблюдаем ухудшение ситуации с пропускной способностью на РЖД и увеличению стоимости перевозки по железной дороге на импортных направлениях почти на 50%. Рост на контейнерные перевозки также толкнули вверх и цены на автоперевозки. То есть повышение цен на международную логистику было лейтмотивом всего 2024 в сфере логистики.

Суметь отойти от плана

– Вы как руководитель часто принимаете решения? Какое из них было наиболее важным в 2024 году?

– Руководитель принимает разные решения в ежедневном режиме. Разница только в том, какого масштаба эти решения. Стратегические вопросы и решения по ним – такие вопросы решаются не часто. Вопросы текущие решаются ежедневно. Сложно сказать какое решение было наиболее важным. Стратегическое решение было в том, чтобы временно отойти от ранее принятого плана и проявить гибкость в условиях кардинального изменения внешней среды (сложность с платежами в Китай), а также индексировать доход сотрудников в 3 квартале, не дожидаясь начала нового года.

– Какие цели ставите перед собой и сотрудниками на юбилейный для компании год?

– Цели мы поставили на очередной стратегической сессии в ноябре текущего года. Для нас это с одной стороны юбилейный год и его мы отметим именно как юбилейный, с другой стороны 2025 год – это второй год из трехлетнего стратегического цикла Компании (2024-2026). То есть промежуточный год с точки зрения рабочего цикла развития компании. Наша общая задача идти к установленным целям для того, чтобы расширять наши возможности оказания качественных услуг более широкому кругу российских предпринимателей по всему спектру услуг ВЭД. Мы усиливаем бизнес наших клиентов и чем больше будет у нас ресурсов и возможностей – тем сильнее и успешнее будут наши партнеры и клиенты.

– Чего ожидать клиентам от компании? Чем вы хотите их удивить?

– Думаю, в следующем году основной проблемой будет дефицит и стоимость денег для развития бизнеса клиентов. Мы уже не первый год решаем эту проблему для наших клиентов и в следующем году мы продолжим это делать и увеличивать наши возможности в этом направлении. Наряду со всеми другими традиционными услугами от ВЭД операторов (закупка товаров, логистика, таможенное оформление, сертификация и т.д.). Рассчитываю не удивить, а дать все-таки удобный, функциональный личный кабинет клиента. Это то, что называется must have.

– Чего ожидать импотрерам из Китая в 2025 году?

– Сложно прогнозировать «черных лебедей», но очень многое будет зависеть от действия администрации Дональда Трампа на российском и китайском направлениях. Если считать, что в 2025 году ничего не изменится и все будет развиваться также как в 2024 году, то импортерам следует ожидать сокращения возможностей кредитования со стороны китайских поставщиков, усложнения экспорта китайских товаров напрямую в РФ, постепенную девальвацию рубля, так или иначе дальнейшую ориентацию Правительства на импортозамещение и ужесточение контроля со стороны Федеральных налоговой и таможенных служб России.

– Какие риски могут возникнуть в отрасли в следующем году?

– Рисков очень много, и они будут во многом зависеть от той же американской политики. Это и санкционные риски, и риски сильной девальвации рубля, и ужесточение ограничений китайского экспорта в Россию.

Успеть за 10 минут

– Существует ли оптимальный маршрут для перевозки из Китая в Россию? Как его выбрать?

– При прочих равных условиях и без дополнительных форс-мажоров, маршрут через порты Дальнего Востока является оптимальным, что подтверждается более чем 50% долей импорта РФ через дальневосточные порты в последние два года. При выборе, конечно, необходимо учитывать все факторы, основными из них являются: сроки и стоимость.

– Какие инновации в сфере таможенных оформлений будут ждать импортеров в 2025 году? Будут ли особенности для тех, кто работает с КНР?

– Именно в таможенной сфере не ожидается прорывных инноваций, так как это государственная сфера и здесь быстрых и кардинальных решений не принимается. ФТС и все другие службы, связанные с ВЭД, заняты тем, чтобы обеспечить поручение Президента РФ о прохождении границы транспортным средством в течение 10 минут. Все эти службы работают над синхронизацией своих действий для достижения этого целевого показателя. Наибольшим количеством инноваций именно в таможенной сфере ожидается для Уполномоченных Экономических Операторов – и дальнейшее взаимное признание УЭО с другими странами и новые послабления.  

– Что бы вы пожелали накануне Нового года нашим читателям?

– У нас в 2024 году будет побит очередной рекорд в российско-китайской торговле в денежном эквиваленте. Желаю всем нам новых рекордов в 2025 году!  Эти рекорды достигаются благодаря нам с вами. Для того чтобы эти рекорды были возможны, желаю, чтобы все ваши цели достигались и мечты сбывались, быть активными и жизнерадостными, несмотря на трудности, которые мы встречаем на своем пути! Успехов!

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Китай приглашает на выставки в первом полугодии 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Китай славится своими выставками промышленного производства. Ежегодно на территории страны проходит несколько сотен подобных мероприятий. Посольство КНР опубликовало перечень крупных выставочных мероприятий на 2025 год.

Перечень разделен на отрасли: наука, образование, высокие технологии и медицина; нефтяная, газовая, угольная и химическая промышленность; энергетика, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, экология; строительство и строительные материалы; транспорт; электроника, информационные технологии и телекоммуникация; лесное хозяйство и озеленение; сельское хозяйство и пищевая промышленность; торговля, инвестиции, туризм.

Самые крупные разделы посвящены промышленности, энергетике и сельскому хозяйству.

Анатолий Якимов
Две пенсионерки пытались вывезти 10 нефритовых браслетов в Китай
Фото пресс-службы Читинской таможни

Десять незадекларированных браслетов из необработанного нефрита обнаружили сотрудники таможенного поста Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Контрабанду пытались провезти две пенсионерки 61 и 67 лет в багаже.

Сотрудники таможенного поста МАПП «Забайкальск» спросили у пожилых туристок, направляющихся в Маньчжурию о вещах, подлежащих обязательной декларации. Пенсионерки ответили отрицательно. Однако в хорде досмотра у них обнаружили по пять браслетов, изготовленных из природного камня.

Анатолий Якимов
В этом году «Зона модных игрушек» дебютирует на выставке Toy & Hobby China
Фото предоставлено организаторами выставки

С 7 по 9 апреля будет проходить 37-я Шэньчжэньская международная выставка игрушек и образования Toy & Hobby China. До этого она называлась Toy & Edu China. Организаторы объяснили, что это связано с новой концепцией, которая отражает современные тренды китайского рынка игрушек, включая коллекционный сегмент.

Рынок модных игрушек Китая к 2026 году вырастет на 24% и превысит 110 миллиардов юаней. Ожидается, что к 2030 году число потребителей модных игрушек в Китае достигнет 49 миллионов человек.

Редакция
Водителей-дальнобойщиков предупредили о мошенничестве с визами в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предупредила об учащении случаев с мошенничеством при оформлении виз в Китай типа «С» для водителей-дальнобойщиков. «Жертв» мошенники находят в сети интернет. Об этом сообщает сайт организации.

Недобросовестные лица обещают оформить китайские визы для перевозчиков в Москве, что в настоящее время не предусмотрено.

– Документы для получения водительских виз категории «С», предназначенных для членов экипажа автотранспортных средств, возможно подать только в четырех городах России: Хабаровске, Иркутске, Владивостоке и Екатеринбурге, – предупредили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Анатолий Якимов
Где купить тканевую обувь в Китае
Фото с сайта chinanews.com

Район Яньши города Лоян провинции Хэнань Центрального Китая славится изготовлением тканевой обуви. Продукцию поставляют в 50 стран мира. Об этом рассказали журналисты сайта Хуаньцюван.

Обувные фабрики района Яньши работают в усиленном режиме. До Нового года по китайскому календарю нужно успеть пошить модели весенней коллекции для внутреннего рынка. С октября по декабрь рабочие выпускали обувь на экспорт. Фабрика «Шуанлун» 80% продукции отправляет в Россию, Корею, Индию и другие страны.

Анатолий Якимов
Япония ограничила экспорт ножей, вилок и еще 330 товаров в Россию
Фото с сайта unsplash.com

335 наименований для экспорта в Россию ограничила Япония. При этом, некоторые позиции из перечня возможно импортировать при определенных условиях. Chinalogist изучил, что разрешено ввозить из страны восходящего солнца.

В перечень товаров, которые нельзя экспортировать в Россию из Японии кроме деталей и запчастей для спецавтомобилей, мотоциклов и скутеров, велосипедов, звуковой аппаратуры и бытовой техники – стиральных машин и пылесосов вошли ножи и вилки, ножи для разделки рыбы, щипцы для сахара и лопатки для тортов. Кроме того, под ограничения попали портативные фонари и машинки для самокруток, мечи и стрелы, оборудование для подачи световых и звуковых сигналов, линейные изоляторы и многое другое.

Анатолий Якимов
Импорт из Маньчжурии в Россию вырос на 44% в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Товарооборот между городом Маньчжурии и Россией в 2024 году составил 124,27 миллиарда юаней. Это больше на 37%, чем в 2023 году. Информацию предоставила Таможня приграничного города.

Импорт из Маньчжурии в Россию в 2024 года составил 80,08 миллиарда юаней, что на 44% больше показателей предыдущего года. Экспорт из РФ в приграничный город составил 44,2 миллиарда юаней. Прирост к 2023 году составил 25,8%.

При этом, товарооборот таможенной зоны Маньчжурии и России составил 89,6%. Второе место занимает Монголия. Общий товарооборот в прошлом году составил 138,65 миллиарда юаней. Это больше на 39% чем в 2023 году. Импорт составил 90,28 миллиарда юаней – на 47,6% больше предыдущего года, а экспорт – 48,37 миллиарда юаней. Рост составил 25,5%.

Анатолий Якимов
Какие бренды КНР популярны в России и не только

Доля китайских брендов в 2024 году в объеме экспорта выросла на 0,8% и достигла 21,8%. Все чаще автомобили, смартфоны и экшен-камеры из КНР становятся частью повседневной жизни зарубежных пользователей. Сайт «Хуаньцюван» выяснил лидеров среди брендов Китая.

Панорамная камера Insta360

80% выручки бренда Insta360 поступает из-за рубежа. Продукцию продают в 200 странах. Компания Insta360 на протяжении шести лет занимает лидирующие позиции на мировом рынке, доля которого составляет 67,2%.

Эксперты отмечают, что на успех бренда повлияло правильное рыночное позиционирование, надежные каналы сбыта, локализованный маркетинг, послепродажное обслуживание и сильный имидж компании.

Анатолий Якимов
Экспорт мяса из России в Китай вырос на 14% в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Китай закупил в России в 2024 году мяса на 560 миллионов долларов США. Это на 14% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщает «Агроэкспорт».

По экспорту мяса в КНР Россия занимает первое место. Второе место у Саудовской Аравии, третье – у Белоруссии. По итогам года экспорт мяса и субпродуктов вырос на 24% и составил 1,7 миллиарда долларов США.

48% пришлось на мясо птицы, 37% – свинину, 14% – говядину. Ожидается, что к 2030 году экспорт мяса увеличится до 3,6 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Где купить обогреватели в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Город Цыси в провинции Чжэцзян расположен на востоке Китая, известен как «столица мелкой бытовой техники». Большинство обогревателей, экспортируемые в Россию, выпускают здесь.

По информации портала «Жэньминь жибао» онлайн», за 11 месяцев 2024 года из Цыси за рубеж отправили обогревателей на 3,44 миллиарда юаней. Экспорт составил 24,9% от общего объема обогревателей, вывезенных из Китая.

Потребители высоко ценят китайскую продукцию за ее многофункциональность, компактность и оптимальное соотношение цены и качества. Высоким спросом пользуются USB-грелки для рук и ног, обогревающие шарфы и термогрелки. Многие покупатели покупают такие устройства на подарки к праздникам.