Анатолий Якимов
Импорт

Александр Дегтярев: ВЭД России в 2025 году будет зависеть от нас самих и Дональда Трампа

Фото из архива Александра Дегтярева

Накануне Нового года принято подводить итоги и ставить задачи. Почему на отношения между Россией и Китаем может повлиять Дональд Трамп? Что нового произойдет в сфере внешнеэкономической деятельности в 2025 году? Как были преодолены трудности 2024 года? Какие цели поставлены на год 20-летия компании? ChinaLogist встретился с управляющим компании «ВЭД Агент» Александром Дегтяревым и попросил ответить несколько вопросов.

Шторм выдержали

– 2024 год был достаточно сложным в сфере внешнеэкономической деятельности. Как компания «ВЭД Агент» выдержала шторм? Удалось ли достичь поставленных накануне 2024 года целей?

– Да, действительно 2024 год был очередным сложным годом в череде сложных лет, начиная с 2020-го – ковидного года. Если говорить об уходящем годе, то, в целом, мы относительно быстро адаптировались и уже с конца марта запустили оплаты через платежных агентов. Но многие импортеры не были готовы к этому каналу оплат. В первую очередь из-за стоимости услуги, и большая часть еще рассчитывали, что эти трудности с платежами в Китай являются временными и ситуация вот-вот наладится. И только к июлю 2024 года наступила стадия «принятия» и уже в августе мы достигли объёма платежей альтернативными каналами в размере более 500 миллионов рублей в месяц. Это почти половина наших зарубежных платежей за этот месяц. Если говорить о выполнении плановых показателей Компании, то из-за адаптации к новым условиям трансграничных платежей мы «потеряли» около четырех месяцев и по итогам года достигнем показателей с уровнем 80% выполнения от плана.

– Были ли в уходящем году трудности у компании и как они были преодолены?

– Сложности были как внешние, так и внутренние. Про внешние я уже упоминал. Они вызывали и внутренние вызовы. Не все сотрудники компании справились с внешними сложностями, не готовы были их преодолевать и покинули Компанию или Компания предложила покинуть ее. Тем не менее, среднесписочная численность компании в 2024 будет выше, чем в 2023 году примерно на 20%.  Тут уместна уже избитая фраза – все что нас не убивает делает нас сильнее. И в этом случае мы стали сильнее: нашли новые возможности оплат, активно развивали автоперевозки и сборные грузоперевозки из Китая, авиадоставку самых разных товаров из практически всех стран мира. Также обучали сотрудников в разных сферах: и коммуникациям, и управленческим и другим компетенциям.

– Какие изменения произошли на рынке логистики в 2024 году?

– Думаю, что главным трендом на рынке российской логистики стало сокращение доли китайских морских линий, которые доминировали в 2022-2023 годах. Они стали уступать место российским компаниям. Также, второй тренд – это рост цены на морской фрахт и импортное пользование контейнера. Если в начале 2024 года цена оттолкнулась от 1600 долларов США, то к июлю она достигла почти 4000 долларов США, закрепившись на этом уровне до конца текущего года. По сути – рост в 2,5 раза. Вместе с тем, наблюдали и наблюдаем ухудшение ситуации с пропускной способностью на РЖД и увеличению стоимости перевозки по железной дороге на импортных направлениях почти на 50%. Рост на контейнерные перевозки также толкнули вверх и цены на автоперевозки. То есть повышение цен на международную логистику было лейтмотивом всего 2024 в сфере логистики.

Суметь отойти от плана

– Вы как руководитель часто принимаете решения? Какое из них было наиболее важным в 2024 году?

– Руководитель принимает разные решения в ежедневном режиме. Разница только в том, какого масштаба эти решения. Стратегические вопросы и решения по ним – такие вопросы решаются не часто. Вопросы текущие решаются ежедневно. Сложно сказать какое решение было наиболее важным. Стратегическое решение было в том, чтобы временно отойти от ранее принятого плана и проявить гибкость в условиях кардинального изменения внешней среды (сложность с платежами в Китай), а также индексировать доход сотрудников в 3 квартале, не дожидаясь начала нового года.

– Какие цели ставите перед собой и сотрудниками на юбилейный для компании год?

– Цели мы поставили на очередной стратегической сессии в ноябре текущего года. Для нас это с одной стороны юбилейный год и его мы отметим именно как юбилейный, с другой стороны 2025 год – это второй год из трехлетнего стратегического цикла Компании (2024-2026). То есть промежуточный год с точки зрения рабочего цикла развития компании. Наша общая задача идти к установленным целям для того, чтобы расширять наши возможности оказания качественных услуг более широкому кругу российских предпринимателей по всему спектру услуг ВЭД. Мы усиливаем бизнес наших клиентов и чем больше будет у нас ресурсов и возможностей – тем сильнее и успешнее будут наши партнеры и клиенты.

– Чего ожидать клиентам от компании? Чем вы хотите их удивить?

– Думаю, в следующем году основной проблемой будет дефицит и стоимость денег для развития бизнеса клиентов. Мы уже не первый год решаем эту проблему для наших клиентов и в следующем году мы продолжим это делать и увеличивать наши возможности в этом направлении. Наряду со всеми другими традиционными услугами от ВЭД операторов (закупка товаров, логистика, таможенное оформление, сертификация и т.д.). Рассчитываю не удивить, а дать все-таки удобный, функциональный личный кабинет клиента. Это то, что называется must have.

– Чего ожидать импотрерам из Китая в 2025 году?

– Сложно прогнозировать «черных лебедей», но очень многое будет зависеть от действия администрации Дональда Трампа на российском и китайском направлениях. Если считать, что в 2025 году ничего не изменится и все будет развиваться также как в 2024 году, то импортерам следует ожидать сокращения возможностей кредитования со стороны китайских поставщиков, усложнения экспорта китайских товаров напрямую в РФ, постепенную девальвацию рубля, так или иначе дальнейшую ориентацию Правительства на импортозамещение и ужесточение контроля со стороны Федеральных налоговой и таможенных служб России.

– Какие риски могут возникнуть в отрасли в следующем году?

– Рисков очень много, и они будут во многом зависеть от той же американской политики. Это и санкционные риски, и риски сильной девальвации рубля, и ужесточение ограничений китайского экспорта в Россию.

Успеть за 10 минут

– Существует ли оптимальный маршрут для перевозки из Китая в Россию? Как его выбрать?

– При прочих равных условиях и без дополнительных форс-мажоров, маршрут через порты Дальнего Востока является оптимальным, что подтверждается более чем 50% долей импорта РФ через дальневосточные порты в последние два года. При выборе, конечно, необходимо учитывать все факторы, основными из них являются: сроки и стоимость.

– Какие инновации в сфере таможенных оформлений будут ждать импортеров в 2025 году? Будут ли особенности для тех, кто работает с КНР?

– Именно в таможенной сфере не ожидается прорывных инноваций, так как это государственная сфера и здесь быстрых и кардинальных решений не принимается. ФТС и все другие службы, связанные с ВЭД, заняты тем, чтобы обеспечить поручение Президента РФ о прохождении границы транспортным средством в течение 10 минут. Все эти службы работают над синхронизацией своих действий для достижения этого целевого показателя. Наибольшим количеством инноваций именно в таможенной сфере ожидается для Уполномоченных Экономических Операторов – и дальнейшее взаимное признание УЭО с другими странами и новые послабления.  

– Что бы вы пожелали накануне Нового года нашим читателям?

– У нас в 2024 году будет побит очередной рекорд в российско-китайской торговле в денежном эквиваленте. Желаю всем нам новых рекордов в 2025 году!  Эти рекорды достигаются благодаря нам с вами. Для того чтобы эти рекорды были возможны, желаю, чтобы все ваши цели достигались и мечты сбывались, быть активными и жизнерадостными, несмотря на трудности, которые мы встречаем на своем пути! Успехов!

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Лучший автомобиль Китая скоро появится в продаже в России
Фото с сайта exeed-maximum.ru

В Китае прошел «Автомобильный фестиваль». По его итогам назвали лучшие представители отрасли. Титул «Автомобиля года – 2024» получил кроссовер Exlantix ET, продажи которого стартуют в России в 1 квартале 2025 года.

Бренд Exlantix принадлежит Cherry. В КНР его продают под маркой Exeed. Это крупный пятиместный кроссовер. В России его будут реализовывать в двух версиях – электрической и гибридной, как Exlantix.

Анатолий Якимов
Экспорт
78 тонн куриных лап отправили из Томской области в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Три партии весом 78 тонн отгрузили предприниматели Томской области в Китай. Работы проходили под контролем сотрудников Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора.

По информации ведомства, продукцию на экспорт подготовили в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями Евразийского экономического Союза и КНР. Качество куриных лап подтверждено результатами исследований, которое провели в аккредитованных лабораториях ФГБУ «ВНИИЗЖ».

Анатолий Якимов
Импорт
Таможня начисляет пени: почему так происходит
Фото Анатолия Якимова

Требование об уплате таможенных платежей иногда приходит российским предпринимателям после того, как декларации выпущены. Почему так происходит, разбирался ChinaLogist.

По информации телеграм-канала «Тонкости таможенного оформления» иногда после выпуска таможенной декларации могут быть скорректированы таможенная стоимость или код товара. Соответственно таможенные платежи доначисляют. Может возникнуть такая ситуация, что участник ВЭД оплатил все в указанные в требовании сроки, а через некоторое время приходит новое требование – заплатить пени. Возникает вопрос – откуда пени.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить зимние национальные сапоги в Китае
Фото с сайта «Жэньминь Жибао» онлайн»

На востоке Китая в провинции Цзянсу в поселке Гаоцяо зимой снег редкое явление. Однако в этой местности с населением 30 000 человек работают 400 предприятий по выпуску зимней обуви и 800 – в электронной торговли.

По информации сайта «Хуаньцюван», из поселка Гаоцяо на рынок поступает свыше 15 миллионов пар зимних сапог. Половина из них экспортируется в Россию, Германию и США. Стоимость выпущенной продукции ежегодно составляет 2,2 миллиарда юаней.

Анатолий Якимов
Импорт
Четверть новых брендов в 2024 году пришли в Россию из Китая
Фото с сайта unaplash.com

Новые торговые марки активно пополняют рынок России. В 2024 году к потребителям вышли 61 новый бренд, из которых 33 – отечественные, а 28 – иностранные. Китай удерживает лидирующие позиции среди импортных брендов – 25%. У Италии – 14%, Германии и Турции по 11%.

Исследование по новым брендам в России провело исследовательская компания Nikoliers. Как сообщает портал retail.ru, для признания бренда новым у него должен работать магазин в торговом центре или в составе стрит-ритейла.

Анатолий Якимов
Топ-5 российских продуктов для экспорта в Китай
Коллаж из фото с сайта unsplash.com

Потребительский рынок Китая активно развивается. В последние годы продукты питания все чаще можно встретить в магазинах Поднебесной. Эксперты объяснили, что потребитель выбирает качественные и экологически чистые товары из России. «ФедералПресс» выяснил, какие товары пользуются спросов в КНР и почему.

Морепродукты и рыба

Российские морепродукты – один из самых популярных товаров на рынке КНР. В 2024 году Россия экспортировала в Китай филе и другого мяса рыбы на 1,3 миллиона долларов США. Это в полтора раза больше, чем в 2023 году. Филе и мороженое мясо минтая вывезли на 479 тысяч долларов США, трески – на 389,2 миллиона долларов США, сардин – на 135,2 миллиона долларов США. 

Доцент Финансового университета при Правительства РФ, кандидат экономических наук Петр Щербаченко отметил, что морепродукты из России ценятся за экологичность и чистоту, что делает их востребованными среди китайских потребителей, ориентированных на здоровое питание.

Анатолий Якимов
DeepSeek: почему китайская нейросеть завоевала мир
Фото с сайта unsplash.com

В начале неделе Китай запустил новую нейросеть, работа которой основана на модели искусственного интеллекта. DeepSeek-R1 разработали в одноименной компании, основанной в 2023 году в китайском Ханчжоу. Нейросеть обрабатывает последовательности данных за счет машинного обучения, находит паттерны и работает с контентом.

В конце 2024 года разработчики представили DeepSeek-V3, а через месяц – более совершенную DeepSeek-R1. При этом нейросеть могут изучать программисты со всего мира, так как исходный код находится в свободном доступе. Многие называют созданную нейросеть «темной лошадкой» и считают ее секретным оружием Китая в технологической войне с США.

Анатолий Якимов
Где купить живые цветы в Китае на День влюбленных и 8 марта
Фото Анатолия Якимова

Несмотря на то, что Китай празднует Новый год, российские предприниматели, ищут новых поставщиков цветочной продукции. И это не удивительно – впереди День святого Валентина, Международный женский день и начало огородного сезона. ChinaLogist выяснил, где купить живые цветы оптом.

В Гуанчжоу рядом со станцией метро Beijing Lu расположен крупнейший рынок цветов. Сюда привозят живые растения со всего света, которые можно купить как оптом, так и в розницу. Кроме того, тут также можно приобрести необходимую фурнитуру для оформления букетов.

Редакция
Итоги и прогнозы внешней торговли-2025: приглашаем к обсуждению
Фото с сайта unsplash.com

Пока Китай встречает Новый год и погружается в атмосферу праздника, «ВЭД Агент» предлагает провести это время с пользой. 4 февраля в 11:00 по московскому времени (15:00 по новосибирскому) состоится вебинар «Итоги и прогнозы внешней торговли. Россия-Китай: торговый потенциал без границ?».

Эксперты обсудят ключевые показатели внешней торговли, динамику товарооборота в 2024 году и геополитические риски 2025 года. А также формирование рынка платежных агентов и варианты снижения расходов на трансграничные платежи, основные транспортные коридоры и успешные кейсы по сокращению времени на доставку, инфраструктурные проблемы РЖД и способы снижения логистических издержек, контейнерную логистику в наступившем году.

Кроме того, участники вебинара ответят на вопрос: «Вектор на усиление проверки импортёров: миф или реальность?» и узнают о преимущества статуса Уполномоченного экономического оператора для участников ВЭД.

Участие в вебинаре – бесплатное.

Регистрация по ссылке

Анатолий Якимов
Навигационные пломбы в Забайкальске есть в наличии
Фото с официального сайта Белорусской таможни

Более 1000 навигационных пломб доставили в Забайкальск накануне внедрения. Об этом сообщили в Центральном офисе Центра развития цифровых платформ.

Напомним, 28 января ChinaLogist опубликовал новость об отсутствии в Забайкальске навигационных пломб. Первыми информацию разместили в телеграм-канале «Оптималог». По информации Центрального офиса Центра развития цифровых платформ, сообщение было недостоверным.