Наталья Бастрыгина

TIR Carnet и CMR - кто оформляет?

Что такое TIR Carnet, CMR, кто занимается оформлением при автоперевозке?
Иван Кузнецов
Carnet TIR (Книжка МДП, МДП - международная дорожная перевозка) - это документ таможенного транзита, используемый для международной гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов на товары, перевозимые по процедуре МДП, в пределах сумм, установленных договаривающимися сторонами, и на условиях, предусмотренных Конвенцией МДП. Каждая книжка МДП имеет уникальный идентификационный номер. Книжка МДП может содержать 4, 6, 14 или 20 отрывных листков. Так как в каждой стране используется комплект из двух отрывных листков, то количество листков в книжке указывает число стран, через которые можно проехать транзитом по данному типу книжки, включая страну отправления и назначения. Например, 20-страничные книжки могут быть использованы для перевозки МДП через максимум 10 стран. Заполняет книжку МДП тот, кто занимается экспортным оформлением груза. CMR - сокращение с французского «Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route» (Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом - КДПГ). CMR – международная товарно-транспортная накладная. Перевозчик, перемещающий груз по CMR между двумя странами, автоматически подчиняется правилам и нормам вышеупомянутой Конвенции, которая имеет статус конвенции ООН. Товарно-транспортная накладная CMR составляется не менее чем в трех экземплярах, которые заверяются отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной остается отправителю, второй и третий экземпляр сопровождает груз, после разгрузки второй экземпляр подписывает получатель и отдает перевозчику, третий остается у получателя. Заполнять CMR может практически кто угодно, сам отправитель груза, экспедиторская контора, перевозчик может нацарапать CMR обычной шариковой ручкой, а вот за полноту сведений отвечает тот кто ставит печать в 22 графу.
Роман Б
Лично я всегда заполняю CMR сам - там особого ума не нужно, плюс всегда есть запасные, а вот Carnet TIR отдаю брокерам, пусть тренируются.
Людмила Тарасенко
Один раз пришлось столкнуться с заполнением CMR,заказчики отправляли груз из России в Польшу,и сказали ,что международную товарно-транспортную накладную,я должна заполнить сама))у их делопроизводителя,я так поняла "ума не хватило",хотя обычные ТТН и ТН делают на 5+! Скачала готовую форму в интернете, все заполнила( на основании данных,которые мне заказчик дал),сказала ,где печать поставить и поехали без проблем))
Антон У
Если документы заполняет иностранный отправитель или экспедиция, лучше 100 раз их перепроверить, т.к. ошибки у них бывают не редко, а нашим доблестным таможенным органам только дай повод за что зацепиться. Стараемся всегда делать образец заполнения документов для иностранных партнеров, по которым они уже делают финальные документы.
Мария Баранова
Наверно это от компании зависит. У нас CMR заполняется отправителем, после чего отправляется нам, и мы тщательно все проверяем(а заодно все инвойсы, аттачменты и счета за фрахт), потому что ошибки случаются очень часто. И если ошибку обнаружат где-либо на границе, то будут проблемы. А вот тир у нас оформляет перевозчик, он же экспедитор.
Роман Б
Кстати, да, обязательно требуйте от отправителя отправить Вам заполненную CMR ДО прохождения таможни, чтобы, если что, успели откорректировать.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Владимир Путин: Сертификаты с нарушениями в ЕАЭС подлежат отзыву для защиты российского рынка
Фото с официального сайта Президента России

Президент Владимир Путин поручил правительству России до 30 декабря 2025 года подготовить и внедрить законодательный механизм для аннулирования сертификатов соответствия продукции, выданных с нарушениями в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данное решение направлено на усиление контроля за качеством товаров и предотвращение ввоза продукции с недействительными сертификатами на российский рынок. Об этом сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу Кремля.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российская свинина захватывает Китай: экспорт в 2025 году превысил 50 миллионов долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт свинины в 2025 году впервые превзошел мясо птицы по выручке, благодаря стремительному росту поставок на ключевые рынки, особенно в Китай. По итогам первых четырех месяцев 2025 года Россия экспортировала свинины на сумму более 298 миллионов долларов США, превысив выручку от экспорта мяса птицы, которая составила 295 миллионов долларов США. Это кардинальный сдвиг по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, когда птица лидировала – 225 миллионов долларов США против 151 миллионов долларов США у свинины.

Анатолий Якимов
Импорт
Тайфун «Вифа» парализовал крупнейшие порты Китая: возможны задержки поставок в Россию до недели
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Тайфун с ветром, скорость которого достигает 140 километров в час, парализовал работу восточных регионов Китая: остановлено движение общественного транспорта и паромов, отменены около 500 авиарейсов, еще 400 перенесены, школы и детские сады закрыты. Несмотря на понижение уровня опасности с урагана до мощного шторма, сильные дожди продолжаются.

Анатолий Якимов
Импорт
Климатическая техника из Китая поступает через Маньчжурии: обзор спроса и популярных моделей в России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года экспорт климатической техники из Китая в Россию через таможню города Маньчжурии существенно вырос. Объем поставок составил 520 миллионов юаней – чуть более 5,2 миллиарда рублей, что на 22,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом темпы роста импорта через пограничный переход Маньчжурия – Забайкальск оказались на 29,8% выше средних по Китаю. Май 2025 года стал рекордным месяцем с оборотом 130 миллиона юаней – более 1,3 миллиарда рублей.

Анатолий Якимов
Финансы
Как изменится курс юаня к рублю в 2025 году — мнение эксперта
Фото из личного архива Галины Плехановой

Курс юаня в 2025 году останется ключевым фактором для российского бизнеса, работающего с Китаем. Несмотря на умеренную стабилизацию, риски сохраняются: давление из-за замедления экономики КНР, торговые войны с США и возможные интервенции Народного банка Китая. О том, как будет меняться курс юаня Chinalogist.ru попросил рассказать финансового директора Международной выставочной компании «МВК» Галину Плеханову.

Редакция
Маркировка напитков: пилотный этап — первый шаг к цифровому контролю
ИИ Шедеврум

В России стартовал пилотный проект по цифровой маркировке чая, кофе, какао и других напитков в потребительской упаковке. С 1 июня по 31 августа 2025 года производители, дистрибьюторы и ритейл могут добровольно опробовать систему «Честный знак» — бесплатно и без рисков. Инициатива направлена на повышение прозрачности рынка, борьбу с контрафактом и подготовку к обязательному этапу маркировки.

Редакция
От рапса до фаянса: как приграничная зона в Маньчжурии стала мостом для российского экспорта в Китай
Телеграм-канал «Biang.ru».

Китайская Маньчжурия превращается в узловую точку двусторонней торговли с Россией. Зона приграничной торговли, расположенная напротив Забайкальска, показывает взрывной рост — как по объёму поставок, так и по числу вовлечённых участников.

Редакция
Региональный экспорт в Китай: Новосибирск укрепляет позиции
Правительство Новосибирской области

Губернатор Новосибирской области возглавил делегацию региона в Китае — в провинции Шаньдун стартовали переговоры с китайскими партнёрами на Форуме ШОС. Акцент — на экспорт, инвестиции и укрепление связей.

Редакция
Россия резко нарастила экспорт гороха в Китай — поставки выросли на 35%
ИИ Шедеврум

 

Китай активно наращивает импорт российского гороха — за первые пять месяцев 2025 года поставки выросли на 35%, достигнув $125 млн. Столь значительный рост объясняется увеличением спроса на растительный белок и оптимизацией логистических цепочек между двумя странами, отмечают эксперты.

Редакция
Китайско-российский товарооборот снижается, но партнёрство остаётся устойчивым
ИИ Шедеврум

Главное таможенное управление КНР опубликовало данные по товарообороту с Россией за январь–июнь 2025 года. Итоги — не столь блестящие, как в 2023–2024, но всё ещё подтверждают стратегическую важность китайского вектора в российской внешней торговле.