Редакция
Импорт

Александр Дегтярев: экономические отношения с Китаем приблизились к максимуму

Скриншот из видео

Управляющий «ВЭД Агента» стал гостем программы «Дорогой Новосибирск»

Общественный деятель, предприниматель, эксперт по импорту и экспорту, член Общественного Совета при Федеральной таможенной службе, управляющий компании «ВЭД Агент» Александр Дегтярев стал участником программы «Дорогой Новосибирск». Вместе с ведущим Антоном Веселовым они обсудили торговые отношения России и Китая, а также основные моменты внешнеэкономической деятельности.

Александр Дегтярев отметил, что экономические отношения между РФ и КНР приблизились максимуму. Об этом говорит незначительный рост в товарообороте между нашими странами – всего 2%. При этом экспорт в Китай показал рост, а импорт в Россию – снижение.

– Все, что мы можем поставить на рынок КНР – поставляем. Все, что мы можем купить в Китае – закупаем. Потенциал для роста – незначительный. Если бы санкционное давление сократилось или вообще ушло, то тогда, скорее всего, те товары, которые так или иначе мы раньше покупали в Европе и США, мы там же бы и закупали. Таким образом, снизили бы закупки в Китае и, наоборот, увеличили продажи в Китае, потому что появился не только параллельный импорт, но еще и, так сказать, параллельный экспорт, – рассказал Александр Дегтярев.

Индия и Китай, которые занимают соответственно второе и третье место во внешнеторговых отношениях с Россией, упрочили свое положение за счет параллельного экспорта. При этом объем импорта с Турцией сократился больше, чем с Китаем.

Одно из направлений – экспорт автомобилей из КНР. Это связано с введением санкций со стороны европейских стран.

– По статистике почти 90% иностранных автомобилей – китайские. Поэтому дальнейший рост будет связан только с ростом самого рынка автомобильного России. Но конкуренция здесь еще, не такая сильная. Есть возможности зайти на этот рынок. Непосредственно закупки автомобилей в Китае еще не налажены так, как были организованы из стран Европы до 2022 года. Поэтому есть еще много и физических лиц, которые перевозят машины в коммерческих целях. Государство с ними борется за счет введения утиль сбора, но это решение, которое как некий костыль. Это не рыночное решение. Если говорить о рыночных условиях, то еще есть возможность для новых игроков выходить на этот рынок, – подчеркнул управляющий АО «ВЭД Агент».

Также обсуждение коснулось и платежей между Россией и зарубежными странами. Ситуация, которая возникла в феврале 2024 года, приостановила отгрузки из Китая. Снижение продолжалось до апреля.

– Потом рынок адаптировался. Нашлись варианты оплат через третьи страны, взаимозачетами и так далее. Предприниматели проявили высокую степень адаптивности и Центральный Банк РФ, который следит за внешнеторговыми потоками, разрешил находить варианты решения этих вопросов самостоятельно. Единый механизм попадает немедленно под санкции и перестает работать. Таким образом, государство не мешает и где-то помогает в решении вопросов, устраняет вовремя препятствия.

Обсуждая проблемы в логистике, Александр Дегтярев заметил, что строительством еще одной железной дороги в Китай, решить проблему не поможет. Так как у наших стран – разная ширина колеи. И в любом случае на границе придется перегружать грузы на вагоны с соответствующей колеи.

Тем не менее одно из новшеств облегчило работу в сфере логистики. Это применение книжек МДП (Международных дорожных перевозок). Российские автомобили могут заезжать вглубь Китая и без перегруза вернуться в Россию.

– Это стало активно применяться для более дорогих грузов которых скажем нежелательно там лишняя операция по перегрузу. Китай присоединился к конвенции международных дорожных перевозок в 2017 году. Из-за ковида в 2020 году границы закрыли. Только в 2023 году отношения возобновились в разовых режимах, а в 2024 году стало применяться массово, – пояснил Александр Дегтярев.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Выручка китайских компаний в России за 2024 год выросла в 2,5 раза
Фото с сайта pixabay.com

Китайский бизнес все активнее работает с Россией не смотря на санкции, сложности с оплатой за товары и логистику. По информации Союза китайских предпринимателей в РФ, выручка компаний из Поднебесной по сравнению с 2023 годом в 2024 году выросла в 2,5 раза. Доля компаний из КНР среди иностранных составила 23%.

По информации телеграм-канала «РАСПП. Бизнес. Азия. Китай», общее число компаний с китайским капиталом в России превысило 8 000. Это в три раза больше, чем до 2022 года с германским капиталом и в 10 раз больше – с американским. В 2024 году зарегистрировано 25% новых юридических лиц в РФ с учредителями из КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Сертификацию грузовиков из Китая ужесточат
Фото с сайта unsplash.com

Процедуру сертификации иностранной техники для российского рынка необходимо ужесточить. Такое мнение высказал министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Он привел в пример три неназванные марки автомобилей из Китая, которые нельзя допускать на дороги России.

– Китайские автопроизводители, в целом, достаточно активно проникают на наш рынок, завоевывая все большую долю. Для восстановления баланса министерством проводится последовательная индексация утильсбора. Но этого недостаточно. Нужна более жесткая работа по сертификации и особенно – по проверке соответствия машин из серийных партий, – заявил Антон Алиханов.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российское мороженное полюбили в Китае
Фото с сайта unsplash.ru

Россия экспортировала мороженного в Китай на 2,7 миллиона долларов США в 2024 году. Это третий показатель после Казахстана – 19,8 миллиона долларов США и Узбекистана на 5,2 миллиона долларов США.

Всего Россия в 2024 году импортировала мороженного на 32,7 миллиона долларов США. В десятку стран-экспортеров вошли Азербайджан – 1,6 миллиона долларов США, Киргизия – 864 тысячи долларов США, Грузия – 600 тысяч долларов США, Израиль, США, Армения и Сербия.

Китай нарастил импорт российского мороженного в 1,4 раза – на 799 тысяч долларов США, Киргизия – в 1,5 раза, Южная Корея – в 2,3 раза, США и Узбекистан на 21% и 12% соответственно. Сильнее всех сократила импорт Грузия – в 1,8 раза.

Анатолий Якимов
Импорт
Пять регионов России обеспечили 65% торгового оборота с Китаем
Фото с официального сайта Министерства экономического развития РФ

Москва и Санкт-Петербург, Подмосковье, Иркутская и Сахалинская области обеспечили 65% совокупного объема внешнеторгового оборота. Об этом рассказал заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач во время Российско-Китайского делового форума «Санкт-Петербург – регионы Китая: новые горизонты сотрудничества».

Мероприятие проходило в Санкт-Петербурге во время празднования Нового года по восточному календарю.

Анатолий Якимов
Импорт
37 тысяч тонн яблок импортировала Россия из Китая в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

В 2,4 раза выросли поставки яблок в Россию из Китая в 2024 году. Всего в страну импортировали 37 000 тонн яблок. В 2023 году в РФ ввезли 15,4 тысячи тонн яблок. Информацию предоставил Экспертно-аналитический центр Агробизнеса.

По информации ведомства в прошлом году цена снизилась на 4,2% по сравнению с 2023 годом и составила 83 117 рублей за одну тонну яблок. В 2023 году они стоили 86 783 рубля за тонну. При этом в декабре 2024 года цена за тонну яблок составляла 96 318 рублей, что на 22,7% выше, чем в декабре 2023 года.

В ЭАЦА уточнили, что оценка рынка яблок проводилась по данным Главного таможенного управления КНР. 

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай упрощает экспорт сельхозпродукции из России
Фото с сайта unsplash.com

КНР изменил правила в CIFER (China Import Food Enterprises Registration) – электронная система регистрации предприятий по импорту пищевых продуктов. Об этом сообщили в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства России со ссылкой на Главное таможенное управление Китая. Документ нотифицировали в ВТО.

Согласно документу, будут внесены положения о признаках эквивалентности систем инспекции безопасности пищевых продуктов в странах-экспортерах. Для этого нужно выполнить одно из условий:

  • прохождение инспекции ГТУ КНР;
  • подписание соглашения о сотрудничестве в области безопасности пищевых продуктов;
  • заключение соглашения о взаимном признании статуса «Уполномоченный (авторизованный) экономический оператор»;
  • заключение других соглашений, содержащих положения о сотрудничестве в области безопасности пищевых продуктов.
Анатолий Якимов
Импорт
Любовь создала мировую столицу рыболовных лесок: где купить оборудование для рыбалки в Китае
Фото с сайта unsplash.com

70% рыболовных лесок в Китае и 55% мирового объема изготавливают в небольшом городке Гэншан в провинции Чжэцзян. На каждом здании расположена вывеска «Рыболовные снасти». У местных жителей есть даже поговорка: «Где море, там и леска Гэшана».

Город Гэншан стал столицей рыболовных лесок благодаря любви. В 1980-е года торговец рыбными снастями из Шанхая в поезде познакомился с девушкой из провинции Чжэцзян. Между ними проскочила искра любви. Молодой человек отправился в ее родной город. Там молодые люди поженились. А парень основал фабрику по выпуску рыболовных лесок.

Анатолий Якимов
Экспорт
21 тонну кедрового ореха из Томской области экспортировали в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Экспорт кедрового ореха из Томской области за январь 2025 года вырос в четыре раза. Сотрудники Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора в Томске оформили фитосанитарные сертификаты на вывоз дикороса общим объемом 87 тонн.

По информации ведомства, в январе 2025 года в Казахстан отправили 42 тонны кедрового ореха. Это в два раза больше, чем за январь 2024 года. На втором месте – Китай, куда экспортировали 21 тонну. Столько же в КНР вывезли ореха за весь предыдущий год. На третьем месте – Чехия – 18 тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай намерен построить вторую колею 1435 мм на участке Маньчжурия – Забайкальск
Фото Анатолия Якимова

724 миллиона юаней планирует направить Китай на строительство 10-километрового участка железнодорожной колее между Маньчжурией и Забайкальском. Новый путь планируют возвести до конца 2026 года. Об этом сообщает телеграм-канал «Читинский телеграф» со ссылкой на газету «Вечорка».

Решение о строительстве вторых путей стандартной колеи 1435 мм (в России колея 1520 мм, - прим. ChinaLogist), которую используют в Китае, Европе, приняли на третьей сессии Собрания народных представителей Автономного округа Внутренняя Монголия и третьей сессии Регионального Народного политического консультативного Совета Китая XIII созыва.

Анатолий Якимов
Таможня
Что изменится в таможенном законодательстве в феврале
Фото Анатолия Якимова

Наступил второй месяц 2025 года. В феврале в таможенном законодательстве произошли изменения. ChinaLogist изучил нововведения.

С 4 февраля приказом Министерства энергетики России определен порядок подтверждения целевого назначения импортируемых отдельных видов оборудования и частей, которые используют при строительстве, оснащении или техническом обслуживании объектов производства и реализации малотоннажного сжиженного природного газа. Цель принятия данного документа – освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Чтобы получить подтверждение участнику ВЭД, который планирует ввезти вышеперечисленные товары, необходимо написать заявление в Минэнерго и приложить необходимые документы. Образцы можно найти по ссылке