Анатолий Якимов

Антидемпинговые пошлины на китайские шины: вызовы и перспективы для российского рынка

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские шинные производители вновь требуют введения антидемпинговых пошлин на импорт легковых шин из Китая и других азиатских стран. Эта инициатива связана с резким ростом китайского импорта, который, по мнению отраслевых экспертов, ведет к демпинговой конкуренции и угрожает развитию отечественного производства.

В 2024 году рынок легковых автомобильных шин в России вырос на 23% и достиг 56,4 миллиона штук. При этом доля китайской продукции выросла примерно на 70% от общего объема продаж, что эквивалентно примерно 39,5 миллиона штук. В денежном выражении объем китайского экспорта в Россию в 2024 году превысил 1,68 миллиарда долларов США, что составляет около 8% от общего объема китайского экспорта.

Однако в первом квартале 2025 года наблюдалось снижение импорта из Китая: за январь-февраль импорт китайских автомобильных шин сократился на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил 85,7 миллиона долларов США. Это связано с перенасыщением рынка, логистическими сложностями и ростом производства российских брендов.

Исполнительный директор Торгового дома «Кама» Тимур Шарипов отметил, что рост импорта Китая в прошлом году составил около 40%, что связано с уходом ряда зарубежных производителей с российского рынка. При этом российские производители не в состоянии конкурировать с китайскими производителями по ценам из-за санкций и роста издержек производства.

Генеральный директор «Кордианта» Вадим Володин сообщил, что в 2024 году Китай занял марки почти трети российского рынка, продав более 17,5 миллиона шин из общего объема 56,4 миллиона. Китайские бренды быстро заняли освободившуюся нишу после ухода западных производителей и адаптировали ассортимент под структуру российского автопарка.

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Антидемпинговые меры и их перспективы

В России уже соблюдаются антидемпинговые пошлины на импорт грузовых шин и транспортных средств из Китая, введенные Евразийской экономической комиссией с 2023 года. Размер пошлин варьируется от 14,79% до 35,35% в зависимости от производителя. Российские компании, включая «Белшину», «Омскшину», «Кордиант» и другие, неоднократно обращались с просьбами о распространении антидемпинговых мер и на шины легковых машин.

Аналитики связывают снижение импорта китайских шин в начале 2025 года с перенасыщением рынка, ростом производства российских шин и сложностями в логистике, а также с высокой ключевой ставкой Центробанка России, что делает импорт менее выгодным.

– Ввоз зимних шин, как правило, начинается уже с мая-июня, чтобы планомерно без «гонки» и с возможностью выбрать оптимальные тарифы для доставки импортировать требуемый объем к сезону. При хорошем исходе к августу-сентябрю должны быть уже запасы на складах для старта продаж, далее могут ввозиться уже повторяющиеся размеры для поддержания требуемого количества, – рассказала Chinalogist ведущий специалист ВЭД 2 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

По ее словам, в настоящее время клиенты отказываются от позиций, на которые распространяются антидемпинговые пошлины, так как цена становится не конкурентной.

– Как альтернативу ищем поставщиков из других стран, таких, например, как Таиланд и Вьетнам, из этих стран можно ввозить грузовые шины без антидемпинговых пошлин. Правда, нужно обязательно предоставить сертификат происхождения при таможенном оформлении, – заключила эксперт.

Таким образом, несмотря на некоторое снижение импорта Китая в начале 2025 года, давление на российский рынок со стороны китайских производителей сохраняется. Введение антидемпинговых пошлин на легковые шины может стать решающим фактором защиты российских производителей, учитывая текущие вызовы и возбуждающие изменения.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Популярные умные игрушки с ИИ для детей: тренды из Китая в России
Фото с сайта freepik.com

В Китае наблюдается бум продаж игрушек на основе искусственного интеллекта (ИИ): в первой половине 2025 года они выросли в шесть раз по сравнению с предыдущим периодом, а годовой прирост превысил 200%, согласно данным платформы JD.com, сообщило издание «Хуаньцюван». В России импорт игрушек из Китая, включая модели с ИИ, за первые девять месяцев 2025 года достиг 950 млн долларов США с ростом на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что подтверждают данные chinalogist.ru. Это отражает растущий спрос на развивающие гаджеты, где продажи таких игрушек в РФ увеличились на 35%.

Анатолий Якимов
Импорт
Лучшие подарки из Китая для мужчин всех возрастов: закупка оптом в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китайские производители предлагают огромный выбор практичных и стильных подарков для мужчин всех возрастов, идеальных не только для 23 февраля, но и для дней рождения или других праздников. Эти товары сочетают доступные цены, высокое качество и современный дизайн, что делает их хитом среди оптовых закупщиков в России. Закупая оптом на платформах вроде 1688.com, бизнес может получить маржу до 200-300% при перепродаже.

Анатолий Якимов
Импорт
В Свердловскую область импортировали 17 тонн ананасов из Китая перед Новым годом
Фото с сайта freepik.com

Россельхознадзор усиливает фитосанитарный контроль за импортом ананасов из Китая в регионы России, допуская к реализации чистые партии и блокируя зараженные. Недавние случаи в Свердловской области и других регионах России подчеркивают растущий объем поставок экзотических фруктов перед новогодними праздниками.

Анатолий Якимов
Финансы
Технологический импорт из КНР: Борис Титов призвал создать фонд в 3 триллиона рублей
Фото с официального ТГ-канала Бориса Титова

Специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для устойчивого развития и глава Координационного совета Института экономики роста имени Столыпина Борис Титов предложил создать фонд в юанях объемом не менее 3 триллионов рублей для стимулирования технологического импорта. Идея направлена на преодоление инвестиционной паузы в российской экономике и балансировку торговли с Китаем. Это заявление он сделал во время пресс-конференции.

Анатолий Якимов
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.