Анатолий Якимов

Антидемпинговые пошлины на китайские шины: вызовы и перспективы для российского рынка

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские шинные производители вновь требуют введения антидемпинговых пошлин на импорт легковых шин из Китая и других азиатских стран. Эта инициатива связана с резким ростом китайского импорта, который, по мнению отраслевых экспертов, ведет к демпинговой конкуренции и угрожает развитию отечественного производства.

В 2024 году рынок легковых автомобильных шин в России вырос на 23% и достиг 56,4 миллиона штук. При этом доля китайской продукции выросла примерно на 70% от общего объема продаж, что эквивалентно примерно 39,5 миллиона штук. В денежном выражении объем китайского экспорта в Россию в 2024 году превысил 1,68 миллиарда долларов США, что составляет около 8% от общего объема китайского экспорта.

Однако в первом квартале 2025 года наблюдалось снижение импорта из Китая: за январь-февраль импорт китайских автомобильных шин сократился на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил 85,7 миллиона долларов США. Это связано с перенасыщением рынка, логистическими сложностями и ростом производства российских брендов.

Исполнительный директор Торгового дома «Кама» Тимур Шарипов отметил, что рост импорта Китая в прошлом году составил около 40%, что связано с уходом ряда зарубежных производителей с российского рынка. При этом российские производители не в состоянии конкурировать с китайскими производителями по ценам из-за санкций и роста издержек производства.

Генеральный директор «Кордианта» Вадим Володин сообщил, что в 2024 году Китай занял марки почти трети российского рынка, продав более 17,5 миллиона шин из общего объема 56,4 миллиона. Китайские бренды быстро заняли освободившуюся нишу после ухода западных производителей и адаптировали ассортимент под структуру российского автопарка.

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Антидемпинговые меры и их перспективы

В России уже соблюдаются антидемпинговые пошлины на импорт грузовых шин и транспортных средств из Китая, введенные Евразийской экономической комиссией с 2023 года. Размер пошлин варьируется от 14,79% до 35,35% в зависимости от производителя. Российские компании, включая «Белшину», «Омскшину», «Кордиант» и другие, неоднократно обращались с просьбами о распространении антидемпинговых мер и на шины легковых машин.

Аналитики связывают снижение импорта китайских шин в начале 2025 года с перенасыщением рынка, ростом производства российских шин и сложностями в логистике, а также с высокой ключевой ставкой Центробанка России, что делает импорт менее выгодным.

– Ввоз зимних шин, как правило, начинается уже с мая-июня, чтобы планомерно без «гонки» и с возможностью выбрать оптимальные тарифы для доставки импортировать требуемый объем к сезону. При хорошем исходе к августу-сентябрю должны быть уже запасы на складах для старта продаж, далее могут ввозиться уже повторяющиеся размеры для поддержания требуемого количества, – рассказала Chinalogist ведущий специалист ВЭД 2 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

По ее словам, в настоящее время клиенты отказываются от позиций, на которые распространяются антидемпинговые пошлины, так как цена становится не конкурентной.

– Как альтернативу ищем поставщиков из других стран, таких, например, как Таиланд и Вьетнам, из этих стран можно ввозить грузовые шины без антидемпинговых пошлин. Правда, нужно обязательно предоставить сертификат происхождения при таможенном оформлении, – заключила эксперт.

Таким образом, несмотря на некоторое снижение импорта Китая в начале 2025 года, давление на российский рынок со стороны китайских производителей сохраняется. Введение антидемпинговых пошлин на легковые шины может стать решающим фактором защиты российских производителей, учитывая текущие вызовы и возбуждающие изменения.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
1,4 миллиарда покупателей: бизнес-миссия в Китай для российских компаний
Фото с сайта wikipedia.org/Caliva

Центр поддержки экспорта Новосибирской области приглашает предпринимателей на бизнес-миссию в Китай, г. Харбин, которая пройдет с 5 по 7 августа 2025 года. В рамках делового визита участникам будет предоставлена комплексная поддержка для выхода на китайский рынок: подбор потенциальных иностранных покупателей, анализ экспортного потенциала продукции, помощь в подготовке презентационных материалов с переводом, организация двусторонних встреч с китайскими компаниями, а также содействие в бронировании гостиниц и трансфере на территории Китая.

Анатолий Якимов
Минтранс и АСМАП увеличили квоты на международные перевозки в Китай до 132 тысяч разрешений
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Заместитель министра транспорта Виктор Тимофеев принял участие в Общем собрании Ассоциации международных автомобильных перевозчиков – АСМАП, прошедшем в Москве. В ходе встречи стороны подвели итоги совместной работы и наметили планы по дальнейшему развитию отрасли.

Анатолий Якимов
Забайкальский край запускает приоритетный проект «Восточные ворота» для развития сотрудничества с Китаем
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

В Забайкальском крае стартует масштабный проект строительства многофункционального комплекса «Восточные ворота Забайкальск-Маньчжурия», который планируют запустить к 2030 году. Стоимость инвестиционного проекта составляет около 50 миллиардов рублей. Это позволит создать порядка 13 тысяч новых рабочих мест. Об этом рассказал губернатор Забайкальского края Александр Осипов на церемонии подписании соответствующего соглашения с руководителем компании-инициатора Виктором Емецем, которая прошла в рамках Петербургского международного экономического форума.

Анатолий Якимов
Новые правила таможенного досмотра КНР : семь категорий товаров под пристальным вниманием
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С мая 2025 года таможенные органы Китая ужесточили контроль за рядом категорий импортных и экспортных товаров, что напрямую влияет на участников внешнеэкономической деятельности. В частности, увеличена частота досмотра и проверок некоторых групп товаров.

Анатолий Якимов
House Expo Shanghai 2025: инновационные технологии и дизайн для умных домов
Фото с сайта выставки

С 6 по 8 августа 2025 года в Шанхае пройдет одна из ведущих выставок Китая — House Expo Shanghai, посвященная современным технологиям в жилищном строительстве, архитектуре и умным системам для частных домов. Мероприятие пройдет на территории Shanghai World Expo Exhibition and Convention Center.

Анатолий Якимов
Российско-китайское сотрудничество: какие регионы задают темп и что ждет впереди
Фото Игоря Акимова с сайта ПМЭФ

По итогам 2024 года пять российских регионов — Москва, Санкт-Петербург, Московская, Иркутская и Сахалинская области — обеспечили 65% всего внешнеторгового оборота с Китаем. Это подтверждает не только статистика, но и структура логистики: крупнейшие мегаполисы и регионы с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой становятся ключевыми центрами притяжения китайских инвестиций и торговых потоков.

Анатолий Якимов
Россия и Китай создают механизм защиты российских товаров от подделок на китайском рынке
Фото телеграм-канала Агентства стратегических инициатив

Глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина сообщила, что Россия и Китай ведут активные межправительственные переговоры по созданию системы защиты российских экспортных товаров от подделок на китайском рынке. Цель — разработать механизм контроля подлинности продукции в точках продаж и предотвратить введение в заблуждение китайских потребителей, что выгодно обеим сторонам. Об этом сообщает агентство «РИА Новости».

Анатолий Якимов
Домашний текстиль оптом из Китая: лучшие города-производители и перспективы российского рынка
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Домашний текстиль –это не просто вещи для уюта, это сердце каждого дома, источник тепла и комфорта. В России спрос на качественный текстиль растет с каждым днем, и Китай уверенно занимает лидирующую позицию как главный поставщик постельного белья, полотенец, штор и скатертей для российских оптовиков. В эпоху глобальных перемен и геополитических вызовов интерес к китайскому текстилю только усиливается, открывая новые горизонты для бизнеса и сотрудничества. Эта статья –ваш путеводитель по крупнейшим центрам производства, масштабам экспорта, причинам феноменальной популярности китайского текстиля в России и перспективам, которые обещают еще больше возможностей и успеха.

Анатолий Якимов
Рост экспорта МСП России: Китай — ключевой партнер в условиях новой геополитики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российско-китайское сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса выходит на новый уровень: число российских экспортеров из сектора МСП выросло в полтора раза за последние два года, при этом Китай остается ключевым партнером по импорту.

Анатолий Якимов
Почему китайские инвесторы сдерживают вложения в российскую экономику: мнения экспертов и статистика
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году число компаний с китайским капиталом в России превысило 9 тысяч, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщил председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь на Российско-китайском форуме в Хабаровске. При этом доля промышленных компаний растет по отношению к торговым. Перспективными направлениями для сотрудничества названы производство высокотехнологичной продукции, энергетика, искусственный интеллект и трансграничная электронная торговля. В портфеле российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству на 2024 год находится 86 крупных проектов на сумму около 18 триллионов рублей, охватывающих сырьевой сектор, сельское хозяйство, газохимию, автомобилестроение, бытовую технику и инфраструктуру.