
В Москве завершилась конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». В течение двух дней участники обсудили множество проблем. Организаторами мероприятия выступили Российско-Китайская палата, РС-Экспо, при поддержке Финансового университета при правительстве РФ.
Второй день был посвящен маркетингу в Китае, таможенному законодательству и белой доставке.
Старший менеджер проектов агентства диджитал маркетинга в Китае Mates-China.com Алина Ребеченко рассказала о том, что в Китае существуют секретные ингредиенты продаж. Оказывается – это Лайвстриминг. Этот инструмент работает в Китае. По словам спикера, объем транзакций составляет 5,32 триллиона юаней, которые тратят примерно 620 миллионов человек. - 80% всей электронной торговли приходится на онлайн продажи. 90% зрителей смотрят стримы минимум раз в неделю.
– Однако механика продаж в Китае строится по другой схеме в отличии от Европы или США. Кросс-платформенные продажи не работают. Каждая социальная сеть – это уникальная экосистема. 80% в e-com приходится на маркетплейсы, а 20% – на социальные сети, – отметила Алина Ребеченко.
Спикер отметила, что потребители уверены, что они не «проиграли». В Китае действует правило «7 дней на возврат без причины» – это закон для большинства товаров. Также на это влияют и дешевая стоимость логистики на возврат ненужных покупок.
Оказывается, для Китая можно продавать товары и услуги непосредственно через стримы и для сектора В2В. Для этого нужно поставить условную цену в 1 юань, так вы получите контакты «теплых» клиентов.
Коммерческий директор ООО «Навиния рус» Иван Савушкин в своем докладе «Закупка импортных товаров с отсрочкой платежей на 90-180 дней, софинансирование до 80%. Управление цепочками поставок в условиях ограничений» рассказал, что виляет на импорт и экспорт. Согласно анализу, на товарооборот влияет высокая ключевая ставка ЦБ РФ. В связи с этим резко снизились морские перевозки, незначительно – железнодорожные и авиаперевозки, а вот автоперевозки продолжают расти уже несколько лет подряд.
– В ближайшее время на рынке международных перевозок могут подняться тарифы как на импорт, так и на экспорт, – подчеркнул эксперт.

Вице-президент Ассоциации «Сила Диалога» Ирина Уткина рассказала о медиации в спорах между российскими и китайскими компаниями.
Китаист, докторант Шаньдунского университета, эксперт по китайской деловой культуре, коммуникации и менталитету, основатель международной онлайн-школы Kitai School Юлия Горяина рассказала о том, как понимать китайских партнеров так, чтобы переговоры проходили быстрее, а сделки заключались легче.
По ее словам, для того чтобы работать с Китаем, нужно изучить менталитет. Не стоит забывать и о торговле. Кроме того, не стоит что-то скрывать на переговорах. Китайских партнеров может интересовать все – от размеров налогов и таможенных платежей, до заработной платы ваших работников.
Коммерческий директор группы «Тарго» Евгения Данилина рассказала об основных ошибках импортеров и как избежать потерь на таможне. По ее словам, основная ошибка в определении таможенной стоимости. Не стоит скрывать данные за формулировками «коммерческая тайна». Если у сотрудников таможни возникнут вопросы, то на них нужно отвечать конкретно и подтверждать все документами.
Исполнительный директор АО «ТЛ Добромаш» Антон Лепихов рассказал о белом ввозе из Китая, как пройти таможню без штрафов и задержек. По его словам, обстановка во внешнеэкономической деятельности в 2025 году немного улучшилась.
– Стабилизировалась ситуация с платежами, логистические процессы, курс рубля. Это оказало позитивное влияние на экономику. Негативные факторы – усиление экспортного контроля со стороны КНР. Положительный момент – борьба с карго, – отметил Антон Лепихов.
Однако, спикер предупредил, что в будущем ожидается создание искусственного дефицита. Драйверов нестабильности много. Тем не менее, он выразил надежду что позитивного будет больше, чем негативного. И на рынке останутся те, кто переживет изменения 2025 и будущего 2026 года.
В 2026 году рынок карго перестанет существовать, а те, кто на нем работал – будут вынуждены перейти на белую сторону. И главным «убийцей» выступит Федеральная налоговая служба.
Руководитель направления «Честный знак» компании Unimerch International Андрей Федосов подробно остановился на маркировке. Компания располагается в Шенчьжене.
– Несмотря на то, что система «Честный знак» несет головную боль предпринимателям, но это наше настоящее, наше будущее, – отметил Андрей Федосов.
Компания занимается нанесением маркировки «Честный знак» на продукцию, выпускаемую в Китае для российского рынка.
Эксперт в области международных сделок с товарами и услугами Татьяна Вронская рассказала об Incoterms2020 – своде правил из 11 унифицированных правилах, которые применяются в мировой торговле и фиксируют права и обязанности внешнеторгового договора.
В завершении конференции Ответственный секретарь Российской части Российско-Китайской Палаты, Член комитета по международному сотрудничеству Российского союза промышленников и предпринимателей Павел Устюжанинов поблагодарил всех участников за работу в конференции.











