
В 2024 году в Россию было ввезено свыше 800 тысяч новых китайских автомобилей, что составило более 60% от общего объема поставок машин. Об этом сообщал сайт сhinalogist.ru. В первом квартале 2025 года импорт легковых машин продолжил расти, достигнув 200 тысяч единиц, однако эксперты прогнозируют резкое изменение рынка из-за возможного возвращения иностранных брендов.
По информации сайта РУСИНФО, со ссылкой на главного редактора журнала «Автозапчасти и цены» Максима Черкашина, на складах в российских городах скопилось около 500 тысяч нереализованных китайских авто 2023–2024 годов выпуска. Если на рынок вернутся Kia, Hyundai, Toyota и европейские марки, спрос на машины из КНР может резко упасть, что спровоцирует снижение цен на 20–25%.
– Китайские производители пока уступают в качестве, а их главное преимущество – доступность. Но если у покупателей появится выбор, дилеры будут вынуждены демпинговать, – подчеркнул Максим Черкашин.
Несмотря на высокие наценки – в 3–4 раза выше китайских цен из-за логистики и пошлин, спрос на автомобили из КНР остается высоким. Эксперты выделяют три ключевые причины: отсутствие альтернатив – после ухода западных брендов китайские марки заполнили нишу; технологичность – новые модели, например, Geely, Haval, Chery предлагают продвинутые мультимедийные системы и автопилоты за меньшие деньги; и, наконец, гибкие условия кредитования – китайские бренды активно сотрудничают с российскими банками.
Однако, если иностранные производители возобновят поставки, то китайские дилеры могут столкнуться с кризисом перепроизводства. Уже сейчас средняя цена на новый китайский кроссовер в РФ составляет 3–4 миллиона рублей, тогда как до 2022 года аналогичные корейские модели стоили 1,5–2 миллиона рублей.
Несмотря на то, что китайские автомобили доминируют на российском рынке, их позиции уязвимы. Возвращение конкурентов может вернуть стоимость легковых машин к докризисным ценам, а покупателям — дать больше выбора.