
В январе-июле 2025 года общий объем грузоперевозок через пограничные переходы между Россией и Китаем составил 23,8 миллиона тонн, практически сохранив уровень аналогичного периода прошлого года. Это свидетельствует о продолжении устойчивого товарооборота между двумя странами на фоне сохраняющихся геополитических и экономических вызовов.
Экспортные поставки через сеть железных дорог России за семь месяцев увеличились на 0,8% — до 22,4 миллиона тонн. Основные маршруты и динамика грузопотоков выглядят следующим образом:
Забайкальск – Маньчжурия — 11,8 миллиона тонн. Это нише на 0,6% по сравнению с аналогичными показателями 2024 года. Значительное сокращение – на -20,6%, наблюдается в поставках угля, однако объемы бумаги выросли на 23,8%, что указывает на диверсификацию экспортного пакета. Железная руда снизилась незначительно на 0,9%.
Гродеково – Суйфэньхэ — 5,2 миллиона тонн. Увеличение составило 5,8%. Здесь отмечен мощный рост поставок железной руды —в 1,8 раза, а также увеличение экспорта угля на 22,9%, что говорит о повышенном спросе на сырье в восточном Китае.
Нижнеленинское – Тунцзян — 3,6 миллиона тонн. Это на 17%. Значительно выросли поставки угля на 12,6% и железной руды на 27,8%. Это подтверждает тренд на расширение сырьевого экспорта через дальневосточные маршруты.
Камышовая – Хуньчунь — 1,6 миллиона тонн, что меньше на 25,9%. Это связано с существенным падением экспорта угля на 31,7%. Правда, это компенсируется ростом поставок нефти и нефтепродуктов в 5,3 раза, что свидетельствует о переориентации товарных потоков в энергетическом секторе.
В целом, каменный уголь остается лидирующим экспортным товаром, однако его объемы сократились на 7,6% и составили чуть более 10 миллиона тонн, что составляет 45% от общего экспорта. Это указывает на постепенное уменьшение зависимости от угольных отправок и рост интереса к другим сырьевым и товарным категориям.
Дополнительно стоит отметить, что российские железнодорожные операторы активно внедряют современные цифровые логистические платформы для оптимизации транзитных процессов и сокращения времени прохождения грузов на границе, что уже позитивно сказывается на эффективности экспорта в Китай.