Павел Мартынов
Импорт

Маркетплейсы обяжут контролировать маркировку товаров, чтобы исключить продажу контрафатка

Одновременно с развитием «параллельного импорта» активизируется борьба с контрафактом: тем не менее, эксперты прогнозируют увеличение «серых зон» реализации контрафактной продукции, а также ослабление попыток импортозамещения потребительской продукции.
Минпромторг изначально подчеркивал, что параллельный импорт должен исключать контрафактную продукцию: она должна быть легально введена в оборот в стране, откуда осуществляется импорт.
В результате наблюдается определенное ужесточение регулирования со стороны властей – с 1 марта 2023 г. маркетплейсы должны контролировать маркировку товаров, что означает прямой запрет на продажу контрафакта, за нарушения на них возлагается ответственность.
Хотя маркировать товары должны не маркетплейсы, а поставщики, однако при невыполнении этого обязательства к ответственности будут привлечены маркетплейсы. Нарушением, в частности, будет считаться непередача сведений в систему маркировки «Честный знак». Если раньше производители сами отслеживали и пресекали производство контрафактной продукции, то теперь этот аспект стал регулироваться законодательно.
Со своей стороны, маркетплейсы создали систему для обмена информацией о продавцах контрафактной продукции. В систему будут вносить сведения о случаях размещения контрафакта, а также информацию о продавце и данные из документов, подтверждающие нарушение.
Маркетплейс, который обнаружит контрафакт, заблокирует его на своем сайте, а если того же продавца заметят на других площадках, можно будет запросить у него документы и при их отсутствии или недостоверности также заблокировать. В дальнейшем планируется вместе с ФАС разработать механизм приостановки деятельности поставщиков контрафакта.
Однако и раньше разница между контрафактом и параллельным импортом была зачастую весьма условна, и требовала дополнительных мер, инициируемых заинтересованной стороной и привлечения различных инстанций – суд, ФАС, таможню, Роспотребнадзор, полицию.
В результате происходящих нормативных изменений, эксперты считают, что произойдет увеличение «серых зон» сбыта. Даже потенциальная угроза необходимости доказывать легальность происхождения товаров может заставить мелких продавцов уйти в тень. Параллельно с этим, деятельность по импортозамещению становится более рискованной, с учетом того, что контрагенты российских поставщиков могут быть несклонны предоставлять какие-то документы на продаваемые товары, опасаясь вторичных санкций в отношении себя. Регулирование оборота товаров, в частности, маркируемых системой «Честной знак» имеет понятный экономический интерес и круг интересантов, но может привести к уходу некоторых поставщиков «параллельного импорта» из правового поля или сокращения ввозимых объемов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского картофеля в Россию – не трагедия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт картофеля из Китая в Россию в 2024 году вырос в 4,2 раза, однако это не представляет угрозу для российского рынка, считают эксперты Картофельного союза. За восемь месяцев 2024 года поставки из КНР составили 144 тысячи тонн, уступая по объему только Египту.

Анатолий Якимов
Логистика
Новые правила для транзита через Забайкальск улучшили контроль и движение грузовиков
Фото с официального сайта ФГКУ Росгранстрой

В Забайкальском крае состоялось рабочее совещание по развитию электронной очереди на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск». Заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Иван Беломестнов вместе с представителями Читинской таможни, Пограничного управления ФСБ, региональными властями и транспортной прокуратурой обсудили эффективность функционирования системы электронной очереди и меры против злоупотреблений.

Анатолий Якимов
Импорт
Производители чая и кофе просят отсрочку введения маркировки «Честный знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупные игроки рынка чая и кофе выступают с просьбой сместить сроки обязательного внедрения маркировки «Честный знак», опасаясь сбоев поставок и роста себестоимости продукции. Ассоциация «Росчайкофе» направила в Минпромторг письмо с предложением продлить эксперимент до конца 2025 года и поэтапно внедрять идентификацию, учитывая специфику упаковок. В ведомстве уверены, что маркировка повысит прозрачность рынка и снизит долю фальсификата без значительного роста цен.

Анатолий Якимов
Импорт
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост серого импорта мотоциклов и скутеров: как таможня борется с незаконными поставками
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Таможня выявила масштабную схему незаконного ввоза мотоциклов и квадроциклов через ЕАЭС с уплатой в криптовалюте и переводами на карты физлиц. За восемь месяцев 2025 года из незаконного оборота изъяли более 4 тысяч единиц техники низкого качества, которая несет угрозу безопасности водителей.

Анатолий Якимов
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.

Анатолий Якимов
Рост импорта медицинского оборудования в Россию привел к открытию китайско-российский центр медицинских технологий в Шанхае
Фото с официального сайта Национального координационного центра международного делового сотрудничества

В Шанхае открылся первый китайско-российский центр сотрудничества по медицинским технологиям — новый импульс для развития двусторонней торговли и инноваций. Центр, расположенный в районе Пудун, станет ключевой платформой для ускорения регистрации и выхода китайского медицинского оборудования на российский рынок.

Анатолий Якимов
Снижение ключевой ставки ЦБ до 17% – что ждет экономику и импорт из Китая
Фото с официального сайта ЦБ РФ

Совет директоров Банка России 12 сентября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт — с 18% до 17% годовых. Это уже третье снижение ставки в 2025 году: в июне она была снижена с 21% до 20%, в июле — сразу на 2 п.п. до 18%.