Елена Венгерская

Повлияло ли увеличение импорта зерновых в Китай на мировые цены?

За 9 месяцев 2020 года импорт зерновых в Китай значительно увеличился. Об этом сообщает Economic Daily.
По мнению аналитика, опрошенного изданием, причинами увеличения импорта зерновых стали быстрый рост внутреннего спроса и низкие (в сравнении с китайскими) цены на зерно на международных рынках. Импорт зерновых стал важным средством обеспечения продовольственной безопасности страны.
Согласно данным ГТУ КНР, импорт зерновых за 9 месяцев вырос до 102,06 млн тонн, что на 24,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них импорт кукурузы составил 6,67 млн тонн, что на 72,5% больше, чем в прошлом году. Импорт сои составил 74,53 млн тонн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,5%.
Хуан Ханьцюань, директор Центра обследования цен Национальной комиссии по развитию и реформам, считает, что рост закупок кукурузы был обусловлен тем, что в прошлом году были открыты новые предприятия по ее глубокой переработке, а внутренних ресурсов для этого производства и традиционного объема импорта кукурузы не хватало. Второй причиной стала разница в ценах. На сегодня цена импортной кукурузы за тонну на $500 ниже, чем отечественная. Поэтому китайские производители кукурузы не могут конкурировать с экспортерами из других стран, прежде всего, по цене.
По словам эксперта, уровень самообеспечения продовольственной корзины зерновыми превышает сейчас в Китае 95%. А по рису и пшенице он выше 100%. База обеспечения зерном в стране создана. Однако существует дефицит предложения высококачественной пшеницы и риса, который закрывается за счет импорта. Хотя импорт пшеницы и риса не велик и составляет (по данным за 2019 год) всего 1,8% и 2,3% от объема их годового производства.
Под влиянием эпидемии и других факторов в этом году экспортные цены на кукурузу из США, российскую пшеницу и французский ячмень с мая выросли на 30%. В то же время Глобальный индекс цен на зерно ООН достиг самого высокого уровня за 5 лет. Фьючерсы на пшеницу выросли на 25% за последние три месяца. Иностранные СМИ считают, что закупки Китая привели к росту мировых цен на кукурузу, пшеницу и ячмень. Но этот рост цен, по мнению Хуан Ханьцюаня, не является следствием увеличения объемов китайского импорта.
Хуан Ханьцюань считает, что КНР должна диверсифицировать структуру импорта продовольствия, чтобы избежать влияния мировых цен на внутренний рынок продуктов питания. Например, Китай продолжает расширять источники импорта сои, и такие страны, как Россия, Украина, Казахстан и Эфиопия стали в этом году важными ее экспортерами.
Также необходимо направлять внутренние предприятия к «глобальному развитию», выращивать крупных китайских торговцев зерном с международной конкурентоспособностью и обеспечивать безопасные и контролируемые звенья во всей цепочке зерновой отрасли. В настоящее время четыре основных международных торговца зерном ADM, Bunge, Cargill и Louis Dreyfus из Франции контролируют 80% международного рынка торговли зерном, и их влияние на международную торговлю зерном очевидно.
По мнению Хуан Ханьцюаня, не менее важно и усиление управления квотами на импорт зерна. Сейчас Китай управляет квотами на импорт пшеницы, риса и кукурузу. С 2004 года эти квоты на импорт остаются неизменными. Тарифная квота Китая на импорт пшеницы составляет 9,636 млн тонн, кукурузы — 7,2 млн тонн, риса — 5,32 млн тонн. И, наконец, необходимо усилить контроль за импортом и экспортом зерна, жестко пресечь контрабанду, отрегулировать рыночный порядок торговли и избегать воздействия хаотического импорта на отечественную зерновую промышленность.
ChinaLogist предлагает вам воспользоваться услугой «Исследование экспорта товаров из РФ с аналитическим отчетом», которое откроет вам дорогу на китайский рынок.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Экспорт
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.

Анатолий Якимов
Импорт
В России вводят технологический сбор: сначала на ноутбуки и смартфоны
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг объявил, что новый технологический сбор в России будет вводиться постепенно. На первом этапе сбор затронет готовую электронную продукцию: ноутбуки, смартфоны и светотехнические изделия. В дальнейшем этот сбор распространится на компоненты и модули, используемые в электронике. Такой подход позволит бизнесу плавно адаптироваться к новым условиям, а государству — отработать механизм взимания. Перед запуском второго этапа Минпромторг проведет консультации с промышленным сообществом, чтобы избежать двойного налогообложения.

Анатолий Якимов
Сибирская аграрная неделя и выставка «Аграрная Сибирь» 2025: результаты и перспективы развития
Фото пресс-службы правительства Новосибирской области

Сибирская аграрная неделя и выставка «Аграрная Сибирь» прошли в Новосибирске с 5 по 7 ноября 2025 года, собрав ведущих экспертов и участников агропромышленного комплекса региона. Среди основных тем форума — системные меры по обеспечению продовольственной безопасности России и развитие экспортного потенциала агропромвшленного комплекса Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Россия: рекордный рост грузопотока и экспорта по итогам 9 месяцев 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

За январь–сентябрь 2025 года товарооборот таможенной зоны Маньчжурии с Россией составил 102,54 миллиарда юаней, увеличившись на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Об этом сообщили в Таможне Маньчжурии. Россия сохранила статус главного торгового партнера приграничного города. На РФ приходится 86,39% всех внешнеторговых операций Маньчжурии за три квартала.

Анатолий Якимов
Экспорт из Сибири в Китай: запущен первый контейнерный поезд со станции Новокузнецк-Восточный
Фото пресс-службы ЗСЖД

Первый контейнерный поезд с грузом из алюминия отправлен со станции Новокузнецк-Восточный в Кемеровской области на станцию Находка-Восточная в Приморском крае, откуда груз направится в Китай. В составе поезда — 76 контейнеров общим весом около 2 тысяч тонн. Эта отправка стала возможна благодаря масштабной модернизации инфраструктуры станции и внедрению нового оборудования, что обеспечило расширение логистических возможностей Западно-Сибирской железной дороги. Ранее подобные контейнерные поезда на маршруте ЗСЖД формировались только на станции Кемерово-Сортировочное.

Анатолий Якимов
Онлайн-встреча «Кантонская ярмарка 2025»: советы эксперта и практический опыт

АО «ВЭД Агент» и ChinaLogist приглашают на онлайн-встречу «Кантонская ярмарка: опыт успешного участника», которая состоится 12 ноября, в среду. Формат мероприятия — онлайн. Начало в 11:00 по московскому времени.

Фото предоставлено участниками выставки

Кантонская ярмарка – это один из основных бизнес-инструментов для импорта из Китая. Чтобы максимум использовать возможности выставки, предлагаем обсудить практические аспекты с ведущим специалистом ВЭД 1 категории Валерией Баевкиной. Валерия поделится проверенными кейсами и рекомендациями на основе многократного опыта участия в ярмарке.

В программе:

  • Стратегия до ярмарки: как правильно сформировать план и определить цели.
  • Работа на месте: советы по эффективному обходу павильонов и ведению переговоров.
  • Отбор поставщиков: критерии выбора и методы защиты от мошенничества.
  • Тонкости и лайфхаки: важные нюансы логистики, оплаты и культурных особенностей.
  • Ответы на вопросы в прямом эфире.

Мероприятие будет полезно как начинающим, так и опытным специалистам ВЭД, компаниям, желающим начать импорт из Китая, и всем, кто хочет повысить эффективность работы с китайскими поставщиками.

Не пропустите возможность получить концентрированную порцию практического опыта и задать свои вопросы эксперту!

Участие бесплатно, количество мест ограничено. Регистрация доступна по ссылке

Анатолий Якимов
Крупнейшие выставки Китая 2025: бизнес-возможности после Кантонской ярмарки в Гуанчжоу
Фото с сайта https://www.epchinashow.com/

В Гуанчжоу завершилась 138 Кантонская ярмарка, одно из самых значимых событий в мировой торговле и экономике. Это мероприятие для представителей бизнеса из разных стран, желающих ознакомиться с последними трендами, установить новые контакты и заключить выгодные контракты с китайскими производителями. В 2025 году ярмарка продемонстрировала впечатляющий ассортимент изделий из различных отраслей, включая электронику, бытовую технику, товары для дома и промышленное оборудование.

Анатолий Якимов
ФТС назвала главные ошибки при оформлении грузов на границе РФ
Фото Анатолия Якимова

1 ноября 2025 года Федеральная таможенная служба России опубликовала перечень наиболее распространенных ошибок, допускаемых перевозчиками при оформлении грузовых транспортных средств и товаров на автомобильных пунктах пропуска. Цель инициативы — сократить время таможенных операций и минимизировать риски задержек при пересечении границы.