Елена Венгерская

Приморские транспортные коридоры: что нового?

Тема МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» обязательно звучит на всех встречах и форумах, где заходит речь о развитии транзитного потенциала ДФО. Вывод этих коридоров на полную мощность обеспечит северо-восточным провинциям Китая выход к морским портам, что сделает логистику грузоперевозок в разы привлекательнее. Потенциал грузовой базы только провинций Хэйлунцзян и Цзилинь составляет около 45 млн тонн в год.
Документ по формированию МТК был утвержден правительством РФ в 2016 году. В него включены меры по строительству дорог, портов, пограничных пунктов пропуска, созданию всей транспортной инфраструктуры, а также вопросы упрощения таможенных процедур. Так, уже почти два года действует схема пропуска грузов, доставленных железнодорожным путем по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», без досмотра в КПП «Махалино» и «Пограничный».
За 8 месяцев 2018 года по МТК «Приморье-1» было вывезено в МПП «Восточный» более 33 тыс. тонн грузов. Среднее время оформления поезда составило менее 39 минут. МТК «Приморье-2» пока не может похвастаться такими же показателями, но и здесь перевозки осуществляются нарастающими темпами.
Активно строятся новые КПП, которые будут задействованы в МТК. Так, по словам директора представительства «Росгранстроя» в Приморье Игоря Хрущева, КПП «Пограничный», работающий пока в режиме не более 200 машин в сутки, будет полностью сдан в эксплуатацию к середине 2019 года, и его пропускная мощность составит 1300 машин в сутки. Ближе к концу 2019 года планируют запустить на полную мощность в 850 машин ежесуточно и КПП «Краскино».
Также сообщается, что на этой неделе возобновлено строительство автомобильной дороги от Уссурийска до границы. Почти на 2 года стройка, являющаяся стратегически важной частью создания МТК «Приморье-1», была заморожена. Сейчас, как сообщают местные сми, на трассе от Новоникольска до Покровки работают десятки машин. Они завозят туда скальный грунт. Подготовительные работы по расширению магистрали займут не менее 4 месяцев. Затем нужно будет построить мост через Славянку и развязку по направлениям в сторону Пограничного и Покровки. Новый подрядчик, «Спецсу», планирует активно вести и быстро завершить работы, не законченные предыдущими строителями.
Что касается строительства портов и модернизации морской инфраструктуры, то здесь также есть новости. Например, крупные китайские компании намерены строить в Приморье порты и зерновые терминалы. Одним из самых больших проектов создания МТК «Примрье-2» является строительство морского порта Зарубино, мощность которого к 2030 году должна составить более 33 млн тонн в год. А совокупная мощность всех модернизируемых портов края уже к 2024 году должна вырасти минимум на 35 млн тонн. В оптимистическом сценарии — на 120 млн тонн. Среди китайских инвесторов проектов МТК — крупнейший логистический оператор КНР China Communications Construction Co.
Справка: МТК «Приморье-1»: Харбин – Муданьцзян – Суйфэньхэ – Уссурийск – Владивосток/Восточный/Находка. МТК «Приморье-2: Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь/Краскино, Хуньчунь/Махалино – порт Зарубино.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Торговля России и Китая за 9 месяцев 2025 года упала на 9,4%, но сальдо РФ растет
Фото Анатолия Якимова

В период с января по сентябрь 2025 года объем двустороннего товарооборота между Россией и Китаем уменьшился на 9,4% и составил 163,62 миллиарда долларов США, сообщает Главное таможенное управление КНР. За этот период импорт китайских товаров в Россию сократился на 11,3%, достигнув 73,57 миллиарда долларов США, в то время как экспорт российских товаров в Китай снизился на 7,7%, до 90,05 миллиарда долларов США. При этом положительное торговое сальдо России выросло на 17,2% и составило 16,48 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Таможня
Открыт временный пункт пропуска Лесозаводск на границе с Китаем: новая транспортная артерия Дальнего Востока
Фото пресс-службы ФГБУ «Росгранстрой»

Новый временный пункт пропуска Лесозаводск открыли на российско-китайской границе в Приморском крае. Его открытие связано со строительством и вводом в эксплуатацию подводного газопровода через реку Уссури в рамках двустороннего соглашения России и Китая. Пункт пропуска – смешанный, грузопассажирский и двухсторонний, оснащен современными таможенно-контрольными и санитарными помещениями.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему россияне выбирают китайские смартфоны: рост продаж Xiaomi и конкурентов
Фото с официального сайта mi.com

Xiaomi стала лидером продаж смартфонов на китайском рынке в период Золотой недели с 29 сентября по 5 октября, опередив Apple и завоевав 21,2% доли рынка. Этот успех обусловлен в первую очередь популярностью флагманской серии Xiaomi 17, чьи продажи превысили 1 миллион устройств — на 20% больше, чем у предыдущего поколения.

Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Анатолий Якимов
Рост агроэкспорта из Сибири: итоги 2024 года и планы на 2025-й
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Руководство Сибирского таможенного управления провело круглый стол с экспортерами агропромышленного комплекса, обсудив ключевые вопросы таможенного администрирования и логистики экспорта сельхозпродукции. Мероприятие прошло на базе Центра поддержки экспорта «Мой бизнес» в Новосибирской области с участием представителей пищевых предприятий и транспортных компаний.

Анатолий Якимов
Лучшие китайские заводы шин и для оптовых закупок с доставкой в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай — крупнейший в мире производитель автомобильных шин, предлагающий широкий ассортимент продукции для всех типов транспортных средств. Оптовая закупка шин в Китае становится привлекательной благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию продукции. Основные производственные кластеры шинной индустрии находятся в провинции Шаньдун в городе Гуанжао.

Анатолий Якимов
Импорт игрушек из Китая в Россию в 2025: рост на 15%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С начала обязательной маркировки детских игрушек в России количество производителей и импортеров существенно увеличилось, свидетельствуют данные ЦРПТ. В 2024 году Россия импортировала из Китая игрушек на сумму около 1,2 миллиардов долларов США, а за первые девять месяцев 2025 года импорт составил уже 950 миллионов долларов США, показывая рост более 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.