Павел Мартынов

Пшеница и ячмень могут поставляться в Китай со всей территории России

Россия и Китай подписали двусторонние соглашения, позволяющие экспортировать пшеницу и ячмень в КНР со всей территории России, а также разрешающие поставки люцерны. Соответствующие документы приняты 4 февраля в рамках визита Президента России Владимира Путина в Китай и переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином.
Так, внесены дополнения в протокол от 1 ноября 2017 года о фитосанитарных требованиях к пшенице и в протокол от 5 июня 2019 года о фитосанитарных требованиях к ячменю. "Изменения отменяют регионализацию по отправкам из России в Китай пшеницы и ячменя. Теперь эти зерновые культуры могут ввозиться в КНР со всей территории Российской Федерации", – говорится в сообщении Россельхознадзора. Также принят протокол между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР о санитарных и фитосанитарных требованиях к люцерне, экспортируемой из России. Документ разрешает поставки этой культуры в Китай.
Ранее экспорт пшеницы и ячменя был возможен только с территории семи российских регионов – Алтайского и Красноярского краев, Челябинской, Омской, Новосибирской, Амурской и Курганской областей. В 2021 году из России в Китай было отгружено лишь 55 тыс. тонн пшеницы на сумму 13 млн долл., в основном из Алтайского края, Новосибирской и Амурской областей. Экспорт ячменя в КНР по итогам 2021 года составил 94 тыс. тонн на 23 млн долл., преимущественно из Новосибирской и Амурской областей.
Подписанные протоколы позволяют начать масштабные поставки российского зерна из Азово-Черноморского бассейна, рассказал "Агроэкспорту" председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. "Думаю, в этом сезоне мы увидим тестовые поставки в размере одной-двух судовых партий, а масштабные поставки могут начаться в сезоне 2022/23, в котором мы можем рассчитывать на объем не менее 1 млн тонн с перспективой значительного увеличения по мере развития торговых связей", – прогнозирует он.
Зернин напомнил, что в последние годы КНР активно закупает зерно на мировом рынке, аккумулировав почти половину мировых запасов зерна. По данным ITC Trade Map, в 2020 году Китай импортировал 8,2 млн тонн пшеницы на 2,3 млрд долл., ячменя – 8,1 млн тонн на 1,9 млрд долл. Ведущими поставщиками пшеницы являлись Канада, Франция и США, ячменя – Украина, Канада и Франция. "Уверен, по соотношению цены и качества у российской пшеницы практически нет конкурентов. Привлечение России в качестве одного из крупных поставщиков зерна позволит Китаю нарастить темпы закупок и оптимизировать логистику товарных потоков", – полагает Зернин. Кроме того, по его словам, решение Китая должно простимулировать те немногочисленные страны, до сих пор не открывшие свои рынки для российского зерна, к смягчению переговорных позиций.
Что касается люцерны, то поставщики ждали решения об открытии китайского рынка, признал генеральный директор ООО "Экокорм" (входит в ГК "Молвест") Владимир Мануйлов. "Рынок Китая нам безусловно интересен, и возможности поставлять высококачественные корма у нас есть. Мы уже зарегистрированы в "Цербере" на данную страну как экспортер, то есть у нас есть все разрешительные документы для поставок кормов в Китай", – рассказал Мануйлов. По данным ITC Trade Map, в 2020 году Китай импортировал 28 тыс. тонн муки грубого помола и гранул люцерны на сумму 8 млн долл. Основным поставщиком стала Испания, на которую пришлось около 70% стоимостного объема ввоза, еще 13% люцерны было ввезено из ЮАР, 11% – из Италии.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
График работы пункта разрешения в Забайкальском крае на период отпусков: что нужно знать
Фото пресс-службы Читинской таможни

С 28 июля по 12 августа 2025 года из-за отпуска представителя АСМАП в пункте выдачи иностранных разрешений в поселке Забайкальске Забайкальского края, расположенного по адресу: улица Международная, 24, вводится временный режим работы. Рабочие часы: понедельник – четверг с 8:00 до 17:00, пятница с 8:00 до 15:45, с обязательным перерывом на обед с 12:00 до 12:45. Выходные дни – суббота и воскресенье. Время указано местное (МСК+6).

Анатолий Якимов
Таможня Забайкальска выявила кустарные золотые слитки в автобусе — возбуждено уголовное дело
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники пресекли вывоз золота на сумму около 10 миллионов рублей через пункт пропуска Забайкальск. При досмотре рейса автобуса был обнаружен ящик с инструментами, в двойном дне которого находятся 11 слитков серого цвета общей массой 9,3 килограмма.

Анатолий Якимов
Обязательная маркировка товаров в России: как зарегистрироваться в системе «Честный знак»
Фото Алины Лебедевой

В России продолжается масштабный эксперимент по маркировке широкого спектра товаров — от продуктов питания до бытовых принадлежностей. Инициатива направлена на повышение прозрачности рынка, борьбу с контрафактом и улучшение контроля качества продукции. Chinalogist выяснил, как зарегистрировать товар в программе «Честный знак» и какие проблемы могут возникнуть.

Анатолий Якимов
Перспективы и тенденции доставки из Китая в Россию: новые возможности и вызовы 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Lmarena

С начала 2025 года грузоперевозки из Китая в Россию продолжают занимать уверенную позицию в международной логистике, демонстрируя стабильность. Однако в отрасли происходят столь же важные изменения. Аналитики рынка отмечают, что чаще всего стали ввозить потребительские товары, электронику, бытовую технику, а также промышленное оборудование и автозапчасти.

Анатолий Якимов
Россия побила рекорд по импорту лапши из Китая и Южной Кореи: 43,6 млн долларов за полгода
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия в первом полугодии 2025 года значительно увеличила импорт лапши из Китая и Южной Кореи, достигнув рекордных объемов в размере 43,6 миллионов долларов США, что стало историческим максимумом. Об этом сообщили в статистических ведомствах.

Анатолий Якимов
ФТС ужесточает таможенный контроль: почему импортеры платят больше и ждут дольше
Фото Анатолия Якимова

В июле 2025 года увеличилось время таможенного оформления Россией импортных грузов из-за изменений в методике оценки таможенной стоимости товаров. Федеральная таможенная служба (ФТС) перешла от оценок, основанных на стоимости товаров, на более упрощенную категорию «однородных» товаров, что автоматически повышает риски и приводит к массовому доначислению таможенных платежей.

Анатолий Якимов
Гречка вместо риса: как российская крупа завоевывает сердца китайских потребителей
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российская гречка становится для китайских потребителей не только символом качества, но и востребованным продуктом благодаря своему питательному составу и растущей популярности в китайских соцсетях, где она становится своеобразным трендом. С 2021 года Россия остается единственным поставщиком гречневой крупы ы Китай.

Анатолий Якимов
Альтернатива SWIFT: бартерные сделки набирают обороты в торговле с КНР
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В условиях санкционного давления и ограничений на трансграничные платежи российский бизнес активно ищет альтернативы классическим расчетам. Одной из таких схем становится бартерная сделка — прямой обмен товарами или услугами без движения денежных средств между странами. Это решение особенно актуально для торговли с Китаем, где число экспортеров заметно уступает количеству импортеров, что создает определенные сложности в поиске партнеров и уравнивании сумм поставок. Об этом рассказали в телеграм-канале «Завтрак с таможней»

Анатолий Якимов
Суд подтвердил: комиссия платежных агентов не включается в таможенную стоимость
Фото с сайта unsplash.com

Кассационный арбитражный суд Московского округа подтвердил решение апелляции, согласно которому услуги платежных агентов за перевод средств за границу не должны включаться в таможенную стоимость для расчёта пошлин и НДС. Это прецедентное решение снимает угрозу дополнительного налогового бремени для компаний, что в итоге положительно скажется на стоимости импортных товаров для конечных потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт китайских авто в РФ: от взрывного роста до первых признаков замедления
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году Россия получила статус крупнейшего мирового рынка для китайских автомобилей. За прошлый год в страну ввезли более 1,15 миллиона легковых машин. Это больше на 27%, по сравнению с 2023 годом, когда Россия импортировала 909 тысяч китайских авто, и почти в три раза превышая поставки в следующего по величине импортера — Мексику – 445 тысяч. Стоимостной объем импорта легковых автомобилей из Китая в Россию в 2024 году достиг 15,2 миллиарда долларов США, что на 30,5% превышает показатели 2023 года.