Елена Венгерская

Рынок шоколада уменьшился и в России, и в Китае

В России в 2020 году сократилось потребление шоколада: на 10% по сравнению с 2019 годом, до 6 кг в год на человека. Произошло смещение спроса в сторону недорогих и более питательных кондитерских изделий, в первую очередь мучных и сахаристых сладостей. Об этом сообщает Россельхозбанк.
Внутреннее производство шоколада по итогам прошлого года также снизилось на 9%, примерно до 1 млн тонн. При этом производители перешли с более дорогих ингредиентов (какао-масло) на более дешевые (какао-бобы). Так, в 2020 году объем импорта какао-масла снизился на 6%, до 35 тыс. тонн, а импорт какао-бобов, наоборот, вырос на 6%, до 70 тыс. тонн.
В то же время экспортное производство российского шоколада увеличилось. В прошлом году поставки в страны дальнего зарубежья выросли на 8%. Основными покупателями российского шоколада стали Китай, Казахстан и Белоруссия.
В Китае рынок шоколада также сокращается. По итогам 2020 года объем розничных продаж шоколада составил в КНР примерно 20,4 млрд юаней, что на 2 млрд юаней меньше, чем годом ранее. В 2019 году этот показатель составлял 22,34 млрд юаней.
Китайские эксперты назвали основные причины падения спроса на шоколад. Об этом сообщает ИА Sputnik.
Старший аналитик Euromonitor International Чжоу Цзинцзин считает, что причинами снижения спроса на шоколад в Китае в 2020 году стало снижение потребности в шоколадных подарках в условиях эпидемии коронавируса и уменьшение доли покупок в офлайн-магазинах.
Генеральный директор компании по производству шоколадных изделий Barry Callebaut China Чжан Цзяци отметил: «Китайский рынок шоколада пострадал из-за эпидемии в 2020 году. Традиционно свадьбы увеличивают продажи китайского шоколада. Но в условиях эпидемии свадеб справляли гораздо меньше, что сказалось на продажах шоколада».
Хотя шоколад появился на китайском рынке более 60 лет назад, общий рынок китайских шоколадных изделий все еще невелик. Согласно статистике Китайской ассоциации производителей шоколада, годовое потребление шоколада в Китае на душу населения составляет всего 70 граммов. Потребление шоколада в Японии и Южной Корее составляет около 2 кг, а потребление шоколада на душу населения в Европе составляет 7 кг в год.
Чжан Цзяци сказал, что для большинства китайских потребителей шоколад не является повседневной необходимостью, они могут обходиться и без него. «Молодое поколение ищет более здоровые продукты. При этом мы продолжаем получать запросы от клиентов на разработку шоколада с низким содержанием сахара, шоколада без сахара, шоколада с высоким содержанием белка и темного шоколада».
Надо сказать, что признание российского шоколада на китайском рынке неуклонно растет. Согласно статистике ФТС РФ, Китай стал крупнейшим импортером российского шоколада в 2020 году с объемом импорта 64 тыс. тонн, что на 30% больше по сравнению с 2019 годом. Сумма импорта достигла $132 млн, увеличившись на 17% в годовом выражении.
Согласно прогнозам, в среднесрочной перспективе потребление шоколада на душу населения в Китае сильно не изменится, но в то же время будет расти спрос на качественный шоколад и качественные ингредиенты. Структура спроса будет сдвигаться в сторону темного шоколада и шоколада с меньшим содержанием сахара.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Поздравляем с Днём России!
Фото с сайта pixabay.com

Дорогие читатели!

Поздравляем вас с Днем России — праздником великой страны с богатой страной и многогранной культурой! В этот особенный день мы отмечаем не только единство и силу нашего народа, но и бережное международное сотрудничество, открывающее новые горизонты и возможности.

Для вас, интересующихся развитием торговых и экономических связей между Россией и Китаем, этот праздник — напоминание о том, как важна дружба и партнерство двух великих стран. Пусть День России вдохновляет нас на новые достижения, заботу о взаимопонимании и содействии процветанию в бизнесе и культуре.

Желаем всем здоровья, успехов и уверенности в светлом будущем!

Анатолий Якимов
Таможня
Иркутские таможенники задержали крупную партию контрафактных игрушек Лабубу из Китая
Фото пресс-службы Иркутской таможни

В международном аэропорту Иркутска таможенники задержали коммерческую партию популярных игрушек-брелоков Labubu, которые пытались ввезти россиян из Пекина без декларирования. В багаже пассажира обнаружили 282 упаковки общей массой 46 килограммов с зубастыми монстриками, которые приобрели вирусную популярность в соцсетях и среди молодежи. Мужчина признался, что купил игрушки для перепродажи на российском рынке.

Анатолий Якимов
Импорт
Российско-китайский бизнес под одной крышей: в Москве стартуют China Commodity Fair и China Machinery Fair
Фото предоставлено организатором выставок

С 25 по 27 августа в московском «Тимирязевском Центре» пройдут два ключевых события для компаний, работающих с Китаем: 9-я Международная выставка потребительских товаров International / China Commodity Fair и 6-я Национальная выставка промышленного оборудования China Machinery Fair. Оба мероприятия традиционно станут ориентиром  для российских и китайских предпринимателей, которые развивают внешнеэкономические связи, расширяют ассортимент и оптимизируют поставки.

Анатолий Якимов
Импорт
Экосбор упаковки вырастет в 12 раз: бизнес и производитель готовятся к новым издержкам
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 марта 2026 года в России произойдет резкое повышение ставок экологического сбора на упаковку – в 2,1–11,7 раза, а с учетом повышающих коэффициентов — в 17,6 раза. Это решение Минприроды станет самым масштабным пересмотром ставок с момента создания механизма расширенной ответственности производителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай и Россия наращивают железнодорожные грузоперевозки
Фото Анатолия Якимова

110-тысячный грузовой поезд, курсирующий по маршруту Китай-Европа, следовавший из Циндао, провинция Шаньдун, является важной вехой в международном развитии железнодорожных грузоперевозок. По данным за 2024 год, общий объем перевозок из Китая в Европу достиг 412 тысяч двадцатифутовых контейнерных единиц – ДФЭ, что почти вдвое превышает показатели предыдущих лет и близко к рекордному значению 2021 года – 420 тысяч ДФЭ. За первые пять месяцев 2025 года через «восточный коридор» Китай-Европа прошло более 2 000 грузовых поездов, что составляет около 26,3% от общего количества поездов в стране по этому направлению.

Анатолий Якимов
Иркутская область увеличила экспорт продукции АПК: новые рекорды и общероссийские тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За пять месяцев 2025 года Иркутская область экспортировала агропромышленной продукции на 39,8 миллиона долларов США. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными импортерами традиционно остаются Китай, Монголия и Беларусь. Наибольший спрос за рубежом сохраняется на масличные и зерновые культуры. Особенным спросом пользуются семена рапса, овес и ячмень, а также масложировую продукцию: маргарин, майонез и соусы, воду и напитки.

Анатолий Якимов
Речные перевозки между РФ и КНР: на Амуре стартовал новый грузовой рейс Тунцзян-Хабаровск
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В китайском порту Тунцзян, провинции Хэйлунцзян официально запущен новый речной грузовой маршрут в российский Хабаровск. Как сообщает агентство «Чжунсиньшэ», две баржи, буксируемые судном «Лунтуй-610», прошли по рекам Сунгари и Амуру, что ознаменовало начало навигационного сезона 2025 года.

Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая за пять месяцев 2025 года сократился на 8,2% до $88,8 млрд.
Фото из архива АО «ВЭД Агент»

Объем товарооборота между Россией и Китаем за пять месяцев 2025 года сократился на 8,2% – до 88,8 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР.

Анатолий Якимов
Как выбрать и купить школьный рюкзак из Китая: советы и особенности рынка
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импортные школьные сумки и рюкзаки из Китая уверенно занимают часть российского рынка школьных товаров. Их популярность обеспечивается доступной ценой и большим разнообразием моделей.

Анатолий Якимов
Китайские ноутбуки завоевывают российский рынок несмотря на падение продаж
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года российский рынок ноутбуков показал снижение продаж: количество проданных снижений сократилось на 4% до 882 тысяч штук, выручка упала на 12%, составив 53,3 миллиарда рублей. Средняя цена ноутбука снизилась с 62 до 60 тысяч рублей.