Елена Венгерская

Рынок шоколада уменьшился и в России, и в Китае

В России в 2020 году сократилось потребление шоколада: на 10% по сравнению с 2019 годом, до 6 кг в год на человека. Произошло смещение спроса в сторону недорогих и более питательных кондитерских изделий, в первую очередь мучных и сахаристых сладостей. Об этом сообщает Россельхозбанк.
Внутреннее производство шоколада по итогам прошлого года также снизилось на 9%, примерно до 1 млн тонн. При этом производители перешли с более дорогих ингредиентов (какао-масло) на более дешевые (какао-бобы). Так, в 2020 году объем импорта какао-масла снизился на 6%, до 35 тыс. тонн, а импорт какао-бобов, наоборот, вырос на 6%, до 70 тыс. тонн.
В то же время экспортное производство российского шоколада увеличилось. В прошлом году поставки в страны дальнего зарубежья выросли на 8%. Основными покупателями российского шоколада стали Китай, Казахстан и Белоруссия.
В Китае рынок шоколада также сокращается. По итогам 2020 года объем розничных продаж шоколада составил в КНР примерно 20,4 млрд юаней, что на 2 млрд юаней меньше, чем годом ранее. В 2019 году этот показатель составлял 22,34 млрд юаней.
Китайские эксперты назвали основные причины падения спроса на шоколад. Об этом сообщает ИА Sputnik.
Старший аналитик Euromonitor International Чжоу Цзинцзин считает, что причинами снижения спроса на шоколад в Китае в 2020 году стало снижение потребности в шоколадных подарках в условиях эпидемии коронавируса и уменьшение доли покупок в офлайн-магазинах.
Генеральный директор компании по производству шоколадных изделий Barry Callebaut China Чжан Цзяци отметил: «Китайский рынок шоколада пострадал из-за эпидемии в 2020 году. Традиционно свадьбы увеличивают продажи китайского шоколада. Но в условиях эпидемии свадеб справляли гораздо меньше, что сказалось на продажах шоколада».
Хотя шоколад появился на китайском рынке более 60 лет назад, общий рынок китайских шоколадных изделий все еще невелик. Согласно статистике Китайской ассоциации производителей шоколада, годовое потребление шоколада в Китае на душу населения составляет всего 70 граммов. Потребление шоколада в Японии и Южной Корее составляет около 2 кг, а потребление шоколада на душу населения в Европе составляет 7 кг в год.
Чжан Цзяци сказал, что для большинства китайских потребителей шоколад не является повседневной необходимостью, они могут обходиться и без него. «Молодое поколение ищет более здоровые продукты. При этом мы продолжаем получать запросы от клиентов на разработку шоколада с низким содержанием сахара, шоколада без сахара, шоколада с высоким содержанием белка и темного шоколада».
Надо сказать, что признание российского шоколада на китайском рынке неуклонно растет. Согласно статистике ФТС РФ, Китай стал крупнейшим импортером российского шоколада в 2020 году с объемом импорта 64 тыс. тонн, что на 30% больше по сравнению с 2019 годом. Сумма импорта достигла $132 млн, увеличившись на 17% в годовом выражении.
Согласно прогнозам, в среднесрочной перспективе потребление шоколада на душу населения в Китае сильно не изменится, но в то же время будет расти спрос на качественный шоколад и качественные ингредиенты. Структура спроса будет сдвигаться в сторону темного шоколада и шоколада с меньшим содержанием сахара.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
Логистика
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Финансы
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.