Павел Мартынов
Финансы

1 января 2021 года в КНР официально начали процесс согласования и приведения в порядок национального рынка по выбросу углеродов (парникового газа). До 31 декабря 2021 года 2225 ключевым предприятиям, выбрасывающим парниковый газ по всей стране, будут выде

1 января 2021 года в КНР официально начали процесс согласования и приведения в порядок национального рынка по выбросу углеродов (парникового газа). До 31 декабря 2021 года 2225 ключевым предприятиям, выбрасывающим парниковый газ по всей стране, будут выделены квоты на выбросы углерода. Кроме того, 1 февраля 2021 года вступили в силу новые нормы судебного регулирования, а именно: «Меры по управлению торговлей правами на выброс углерода (парникового газа)» примечание* именуемые как «Меры»
Торговля выбросами углерода — это рыночный подход к регулированию загрязнения окружающей среды, который используется в качестве одного из инструментов борьбы с изменением климата. Власти Китая выделяют определенное количество конкретных квот на выбросы углерода для предприятий, и те предприятия, которые не израсходовали всю выделенную квоту, могут продать остаточное количество другим предприятиям, которые должны получить дополнительные квоты в рамках своего производства. Этот правовой механизм, по сути, наказывает тех, кто загрязняет окружающую среду, превышая выделенную квоту, и поощряет тех, кто этого не делает.
«Меры» направлены на регулирование торговли выбросами углерода и связанной с ней деятельности и определяют ответственность, права и обязанности всех уровней экологических и природоохранных органов и участников рынка, а также ключевые звенья и рабочие требования для функционирования углеродного рынка в Китае.
Власти используют список ключевых предприятий по выбросам парниковых газов, а также включают в список предприятия, которые соответствуют следующим условиям:
Предприятие, относящееся к отрасли, охватываемой национальным рынком торговли правами на выбросы углерода;
Предприятие, у которого ежегодные выбросы парниковых газов достигают эквивалента в 26 000 тонн углекислого газа.
Выдача квот на выбросы углерода
В настоящее время выдача прав на выбросы углерода основана на принципе свободного распределения между участниками рынка, однако платное распределение также может быть введено в будущем. В отношении выделенной квоты, если у ключевого предприятия, производящего выбросы есть какие-либо возражения, законные представители имеют право обратиться в экологический департамент провинции для проверки в течение 7 рабочих дней, и такая проверка, как правило, должна быть завершена в течение 10 рабочих дней.
Оплата квот и подтверждение выбросов углерода
Ключевые предприятия по выбросам должны предоставлять отчет о выбросах парниковых газов за предыдущий год в экологический департамент провинций, где они располагаются до 31 марта каждого года.
Обзор
В связи с тем, что углеродный рынок Китая быстро развивается, а в конце года приближается первый крайний срок соблюдения требований по подтверждению выбросов, то как следствие в ноябре средний дневной объем торговли квотами на выбросы вырос. Объем торгов на углеродном рынке составил 23,03 миллиона тонн, а оборот - 939 миллионов юаней.
Углеродный рынок в Китае имеет большой потенциал, и торговая система, вероятно, в будущем будет охватывать больше отраслей. Большинство компаний, охваченных в настоящее время, относятся к сектору электроэнергетики, но производители стали и нефтехимии, вероятно, будут более активно участвовать в рынке в ближайшем будущем.
Кроме того, вскоре финансовым учреждениям будет разрешено присоединиться к торговой системе, создавая достаточную ликвидность и объемы торговли, а также предоставляя предприятиям услуги по управлению торговлей выбросами углерода.
Вывод
Рынок торговли квотами на выбросы углерода в Китае был успешно опробован, и в настоящее время ведется общенациональное развитие. Выбросы углерода будут не только использоваться в качестве административного показателя для борьбы с изменением климата, но они также будут нацелены на влияние на устойчивое развитие предприятий в Китае.
Материал подготовлен компанией PHC Advisory Tax & Accounting (Китай).
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.