Слово Эксперта
Импорт

2021-й — хороший год для импорта из Китая

В 2020 году экспорт Китая оказался рекордным и вырос на 3,5% в годовом выражении. И это на фоне пандемии, которая сильно снизила спрос на многие товары и услуги, нарушила цепочки международных поставок и сильно изменила логистику.
Все товары-лидеры роста экспорта 2020 года были так или иначе связаны с пандемией. Это медицинская техника (+ 41%), средства индивидуальной защиты (+29%), бытовая техника (+24%). По стоимости экспорта лидировали оборудование и запчасти, совокупный экспорт которых составил $211 млрд, что на 11% больше, чем год назад. Это очень хороший результат с учетом того, что для многих технологических компаний КНР был закрыт рынок США и рынки их сателлитов.
Что касается китайского импорта, то хотя он и упал в 2020 году больше чем на 1%, некоторые группы товаров очень сильно выросли. Например, мясо (+59%) и соя (+12%). Коронавирус ограничил поездки китайцев за рубеж, где они совершали привычные покупки. Это привело к росту импорта косметики (+29,4%). Крупнейшей в стоимостном отношении статьей закупок стал импорт интегральных схем, который вырос за год на 14,6%.
История внешней торговли Китая в 2021 году ожидается несколько другой. Коронавирус должен пойти на спад — по мере всеобщей вакцинации.
На протяжении большей части 2020 года китайские политики были заняты сдерживанием эпидемии коронавируса и смягчением ее экономических последствий. Однако к концу 2020 года мы начали наблюдать возрождение долгосрочных политических целей и национальных стратегий, а также неуклонный переход от реагирования к планированию.
2021 год станет отправной точкой для реализации плана на 14-ю пятилетку. Кроме того, КНР отмечает в этом году важный юбилей — 100 лет коммунистической партии Китая.
Мировая экономика хотя бы частично восстановится. И за этим восстановлением будет следовать развитие международной торговли. В то же время восстановятся экономики азиатских стран. Некоторые экспортные заказы переместятся из Китая в другие страны региона. Однако Китай при этом ожидает значительного роста экспорта. Просто экспортный «пирог» станет больше.
Ключевым отличием экспорта 2021 года от экспорта 2020 года будет то, что самые быстрорастущие группы уже не будут настолько связаны с коронавирусом. Экспорт постепенно вернется к нормальной структуре, существовавшей до COVID-2019.­­ Например, Китай будет экспортировать больше запчастей, больше электроники для потребительского рынка. Что касается возвращения всех экспортных товаров на рынок США, то это зависит преимущественно от политики новой администрации Белого дома.
Что касается импорта, то он тоже вернется к росту в 2021 году. Китай продолжит импортировать продукцию из США в рамках торговой сделки первого этапа. Особенно это касается сельскохозяйственной продукции. Вторым драйвером станет восстановление мировой экономики, в результате чего вырастет не только экспорт. Это также потребует от Китая импорта большего количества сырья и деталей для производства. Плюс Китай является важным потребительским рынком, поэтому импорт товаров, обслуживающих внутренний спрос, также будет продолжать расти. Особенное в том случае, если международные поездки будут оставаться закрытыми.
В 2021 году продолжит укрепляться юань, но это не повлияет на конкурентоспособность экспорта. Хотя сильный юань станет самым серьезным фактором для китайских экспортеров. Однако в других азиатских странах также наблюдается повышение курса валют. Поэтому с точки зрения конкурентоспособности экспорта внутри азиатского региона обменный курс юаня не будет являться самым важным фактором.
Поскольку юань продолжит рост, китайские экспортеры будут хеджировать свои поступления в других валютах. Ожидается, что к концу 2021 года курс юаня к доллару достигнет 6,2.
По мере того, как применение искусственного интеллекта и роботов будет нарастать на китайских фабриках и заводах, экспортеры приобретут новую конкурентоспособность за счет повышения эффективности производства и качества продукции. Китай все дальше будет уходить от своей исторической роли производителя с низкой стоимостью рабочей силы.
Главный риск для перспектив торговли Китая связан с экспортом технологий. Пока неясно, окажет ли новое правительство США значительное давление на экспорт технологий из Китая и объединят ли союзники США с ними свои силы в этом вопросе.
В течение следующего года Китай продолжит проводить долгосрочные реформы. Это будет задано на ежегодной Центральной экономической рабочей конференции (CEWC) — главном мероприятии, определяющем экономическую повестку дня на 2021 год. Новые реформы будут отталкиваться от сформулированной в 2020 году стратегии «двойного обращения», которая подразумевает одновременное развитие международного сотрудничества, ориентированного на экспорт производства и опоры на внутреннее потребление, внутренний рынок, стимулирование внутреннего спроса путем реформ, направленных на обеспечение еще большей экономической защищенности населения.
Подробная информация по плану 14-ю пятилетку будет опубликована в марте 2021 года. Вероятнее всего, мы увидим реализацию стратегии «двойного обращения» в мегарегионах, таких, как дельта Янцзы, а также реализацию конкретных мер, обеспечивающих потребительский спрос, начиная от уже объявленных субсидий на замену старой бытовой техники и заканчивая преференциями при продажах подержанных автомобилей, чтобы граждане Китая могли купить вместо них новые.
Китайские власти в 2021 году продолжат политику кредитной защиты малого и среднего бизнеса. Кроме того, НБК пообещал поддерживать технологические инновации малых и средних частных компаний.
В 2020 году Китай существенно пересмотрел список отраслей, закрытых для иностранных инвестиций. В связи с чем в 2021 году ожидается приток иностранного капитала в те сферы, которые ранее были закрыты для этого.
В феврале 2021 года вступит в силу отрицательный список для торгового порта Хайнань, в котором будут введены дополнительные меры по содействию открытости в важнейших областях, таких как телекоммуникации, образование, коммерческие услуги, производство и горнодобывающая промышленность.
В промышленном производстве Китай будет инвестировать в высокотехнологичные отрасли и инновационные проекты. Уже объявлено о создании новой инфраструктуры, в основе которой 5G, ИИ, интернет вещей, высокоскоростные железные дороги, транспорт на новых источниках энергии, разработка интегральных схем и ПО.
Особое место в экономике Китая занимает растущая цифровизация торговли. Так, создание 46 новых зон международной электронной торговли удвоило число зон электронной коммерции в стране и расширило сеть льгот, доступных для бизнеса.
Еще одним приоритетом для Китая в 2021 году является усиление антимонопольного контроля и предотвращение беспорядочного увеличения капитала. Здесь аналитики ожидают еще большего ужесточения антимонопольных мер.
Также большое внимание уделяется безопасности бизнеса. В 2021 году будет опубликован новый закон о защите персональных данных, который будет действовать в дополнение к существующим законам о кибербезопасности и национальной безопасности. Возможности сбора данных, продажи их третьей стороне и передача за рубеж будут ограничены.
Пекин будет стремиться укреплять слабые звенья в цепочке поставок и национальный технологический потенциал, а также продолжит заботиться о продовольственной безопасности. С этим будут связаны некоторые тенденции импорта и экспорта.
Инвесторы могут ожидать продолжения стабилизирующих мер, внедрения новых отраслевых и территориальных стимулов для развития промышленности, привлечения кадровых ресурсов и притока высоких технологий.
В целом 2021 год будет, по всей видимости, хорошим годом для Китая. По предварительным прогнозам, экономика страны вырастет за этот год на 7,9% – 8,2%.
Если вы ищете грузоперевозчика или провайдера по ВЭД, разместите заявку на нужную вам услугу через нашу биржу. Вам ответят ведущие логисты, агенты по ВЭД, лизинговые компании, банки, органы сертификации и другие организации. Получите их предложения и обсудите детали с лучшими из них. Вам также помогут осуществить импорт товаров из Китая «под ключ».
Источники: IGN, China-briefing
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Финансы
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».