Анна Фомичева

Аккаунт на Alibaba.com откроет ваш бизнес миру: диалог с Борисом Нейманом. Часть 1-я

Представляем вашему вниманию интервью с Борисом Нейманом, генеральным директором компании «ПАЛ» (PAL), которая является глобальным сервисным партнером Alibaba.com.
В настоящее время в нашей стране активно развивается экспорт. И если сравнительно недавно структура российского экспорта состояла, главным образом, из товаров топливно-энергетической группы, а подавляющее большинство предпринимателей были ориентированы на импорт товаров, то сегодня экспортная деятельность становится трендом российского бизнеса.
При этом в течение последних пяти лет все большую популярность в мире приобретала электронная B2B-торговля через различные маркетплейсы. Однако для России это пока еще остается новым направлением: значительное число предпринимателей либо просто не знают о существовании подобных сервисов, либо скептически относятся к ним, работая «по старинке».
Мы постараемся приоткрыть для российского предпринимателя дверь в мир электронной торговли. Поможет нам в этом настоящий эксперт, человек, который имеет огромный опыт экспортной деятельности и работы с различными интернет-площадками — Борис Нейман, генеральный директор ООО «ПАЛ», которое является глобальным сертифицированным сервисным партнером Аlibaba.com и федеральным экспертом «Российской школы экспорта» в Российском экспортном центре.
У нас с Борисом получилась интересная беседа, в ходе которой мы постарались задать ему максимум вопросов, которые обычно возникают у российского бизнеса при выходе на международные рынки и использовании маркетплейсов. Мы поговорили о том, какие меры государственной поддержки сегодня предлагаются и с какими проблемами сталкиваются российские предприниматели на первом этапе экспортной деятельности. Не оставили без внимания мы и вопросы о том, каким образом начинающие экспортеры могут использовать интернет-площадку Аlibaba.com и на какой рынок смогут выйти через эту платформу. А главной темой беседы стали вопросы о том, какой бюджет должен иметь предприниматель, чтобы можно было начинать заниматься экспортом и на каком этапе можно понять, что компания готова к выходу на зарубежные рынки.
По мнению Бориса, основная ошибка российских бизнесменов заключается в том, что они думают про Аlibaba.com как про инструмент для выхода исключительно на китайский рынок. Это не так. В первую очередь, это маркетплейс, и там можно найти покупателя из любой страны. Совсем необязательно это должен быть Китай.
Китайский рынок очень часто кажется привлекательным, но вместе с этим он и очень сложный. На него хотят попасть все, включая очень большие компании, которые обладают значительными ресурсами. Однако не всегда нужно ориентироваться на дальнее зарубежье. Зачастую российский экспортер сталкивается с тем, что его основными клиентами являются страны СНГ. Во многом это обусловлено более быстрой и удобной доставкой из СНГ, чем из того же Китая. Например, из Шанхая контейнер в Киргизию будет идти не меньше 45 дней, при условии хороших взаимоотношений Узбекистана и Казахстана, в противном случае этот срок может увеличиться. При этом китайцы уже давно не грузят в кредит, и ваши деньги будут «морозиться» все это время. Тогда как доставка контейнера из СНГ занимает порядка 5-6 дней.

«Первые клиенты, которые пришли к нам через Аlibaba.com, были из Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Армении, тогда как мы строили иллюзии о том, что будем работать с представителями Мадагаскара, Кубы и других отдаленных стран»

Нас также очень волновал вопрос о том, есть ли место трейдеру на электронных площадках. Или эти площадки предназначены только для производителя и покупателя. И каков минимальный бюджет для того, чтобы можно было работать на маркетплейсе?

«Производители — продажники так себе»

Борис Нейман считает, что для деятельности на Аlibaba.com не нужно заоблачных сумм. Цифры — вполне реальные. Например, аккаунт на площадке стоит от 1 тыс. до 6 тыс. долларов в год. При этом Российский экспортный центр оказывает поддержку в покупке аккаунта. Правда, пока это доступно только для производителей, однако в настоящий момент ведется работа по расширению круга субсидируемых компаний, поскольку неправильно исключать из данной цепочки торговых представителей. В целом, по мнению Бориса, 5 млн рублей для компании вполне достаточно, чтобы работать на площадке Аlibaba.com.
Отметим, что на площадке существуют различные категории покупателей, и в большинстве случаев далеко не все они интересны для производителя. Рассмотрим эту тему на примерах.
Первая категория — начинающие розничные продавцы на локальных маркетплейсах.
Как правило, это мелкие предприниматели, которые не имеют больших ресурсов. И, скорее всего, их первый заказ не будет превышать 1000 долларов. Чаще всего производители отказываются от работы с ними, потому что их не интересует посылочный бизнес. Однако у таких клиентов есть и преимущества. Они очень гибкие, платят предоплату, соглашаются на различные условия продавцов. Да, объемы заказов у них маленькие, но они могут делать эти заказы часто. Все это очень хорошо для торговых компаний.
Другая категория — локальные торговые сети. Эта категория тоже не всегда может быть интересной производителю, потому что, как правило, у таких клиентов очень много требований. И тут стоит отметить, что за последние несколько лет рынок Аlibaba.com с типичного китайского ассортимента, включающего гаджеты, одежду и т.д., переключился на продукты питания. И это произошло благодаря тому, что сервис активно ведет работу по привлечению на платформу представителей из других стран. Сейчас их количество уже превышает 30% от всего рынка, это порядка 200 тыс. компаний.
Благодаря присутствию на площадке предпринимателей из разных стран ассортимент существенно расширился, а рейтинг в самых популярных категориях изменился. Рассмотрим это на примере консервов. Средний чек по их продаже за последние годы вырос на 500%. Однако мы должны понимать, что существует масса вариантов консервированной продукции. Это и рыба, и мясо, и прочие виды продуктов. Чаще всего это продукты от разных производителей. Например, рыбные консервы производит один завод, а мясные производит другой. При этом локальная торговая сеть в большинстве случаев хочет привезти разный ассортимент в одном контейнере. При этом ей приходится самостоятельно находить производителей разного вида продукции и заключать с ними сделки, что не совсем удобно. Это первый аргумент в пользу трейдера, потому как он уже сходил к разным производителям и сформировал свой ассортимент. К тому же сделка с агентом предполагает большую гибкость в вопросах оплаты, чем сделка с заводом, что также на пользу покупателю. И, наконец, третий аргумент в пользу трейдера — перевозка, где возможна масса вариантов. Производитель не будет этим заморачиваться и просто откажется работать, если покупатель не готов забирать продукцию прямо с завода.

«Большинство производителей говорят так: вот мы, завод, вот адрес, приезжай, забирай»

Поэтому, у трейдеров на площадке огромное поле для работы. Их не стоит исключать.
Актуален для нас был и вопрос торговой марки.
Российские производители в большинстве своем не понимают, что торговая марка — это актив, и никто не захочет бесплатно вкладывать в него. 60% покупателей на рынке Аlibaba.com заинтересованы в том, чтобы найти производителя товаров под своей торговой маркой. Если раньше наши компании отказывались от такой работы, то сейчас потихоньку начинают соглашаться, так как понимают, что запросы есть, а клиенты уходят.

Вторая часть интервью
Если вы ищете грузоперевозчика или провайдера по ВЭД, разместите заявку на нужную вам услугу через нашу биржу. Вам ответят ведущие логисты, агенты по ВЭД, лизинговые компании, банки, органы сертификации и другие организации. Получите их предложения и обсудите детали с лучшими из них. Вам также помогут осуществить экспорт товаров.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Анатолий Якимов
Рост агроэкспорта из Сибири: итоги 2024 года и планы на 2025-й
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Руководство Сибирского таможенного управления провело круглый стол с экспортерами агропромышленного комплекса, обсудив ключевые вопросы таможенного администрирования и логистики экспорта сельхозпродукции. Мероприятие прошло на базе Центра поддержки экспорта «Мой бизнес» в Новосибирской области с участием представителей пищевых предприятий и транспортных компаний.

Анатолий Якимов
Лучшие китайские заводы шин и для оптовых закупок с доставкой в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай — крупнейший в мире производитель автомобильных шин, предлагающий широкий ассортимент продукции для всех типов транспортных средств. Оптовая закупка шин в Китае становится привлекательной благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию продукции. Основные производственные кластеры шинной индустрии находятся в провинции Шаньдун в городе Гуанжао.

Анатолий Якимов
Импорт игрушек из Китая в Россию в 2025: рост на 15%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С начала обязательной маркировки детских игрушек в России количество производителей и импортеров существенно увеличилось, свидетельствуют данные ЦРПТ. В 2024 году Россия импортировала из Китая игрушек на сумму около 1,2 миллиардов долларов США, а за первые девять месяцев 2025 года импорт составил уже 950 миллионов долларов США, показывая рост более 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Хакасия и Ставрополье лидируют в экспорте овечьей шерсти в Китай в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

В начале октября инспекторы Россельхознадзора по Хакасии и Тыве проверили и одобрили к экспорту в Китай партию мытой прессованной овечьей шерсти весом 23,6 тонны, упакованной в 140 кип. Предприятие из Усть-Абаканского района прошло ветеринарно-санитарное обследование, подтвердив соответствие требованиям Китая, после чего получил международный ветеринарный сертификат 5F. Груз отправлен автомобильным транспортом в торговую компанию в Маньчжурии в рамках международных контрактов и разрешений Россельхознадзора.

Анатолий Якимов
Таможня РФ о работе границы с Казахстаном: скоплений и проверок на пунктах пропуска нет
Фото Анатолия Якимова

На российско-казахстанском участке границы все пункты пропуска функционируют в штатном режиме, скопления транспортных средств в зонах контроля отсутствуют, сообщили в Федеральной таможенной службе России. В ведомстве уточнили, что таможенные органы на самих пунктах пропуска не проводят проверок и не влияют на скорость перемещения грузов через границу и внутри РФ.

Анатолий Якимов
Экспорт семян льна в Китай: новый контейнерный поезд из Западной Сибири в Китай
Фото Службы корпоративный коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги

В сентябре 2025 года с станции Карбышево I Западно-Сибирской железной дороги в Омской области отправился первый контейнерный поезд с семенами масличного льна в Китай. Поезд из 31 вагона перевез более 1,6 тысячи тонн продукции, что стало важным шагом в развитии экспортного железнодорожного сообщения для сельскохозяйственного сектора Омской области.