Анна Фомичева

Аккаунт на Alibaba.com откроет ваш бизнес миру: диалог с Борисом Нейманом Часть 2-я

Мы продолжаем публиковать интервью с Борисом Нейманом, главой компании PAL, которая является глобальным сервисным партнером Alibaba.com. Почему каждая российская компания может масштабировать свой бизнес через B2B экспорт на Alibaba.com и сделать его по-настоящему международным? Читайте ответ во второй части интервью Бориса.
Среди прочих мы задали Борису и вопрос о том, следует ли брать в штат отдельного человека, который будет заниматься магазином на Аlibaba.com, общаться с клиентами. При том что зачастую у компании ограниченный бюджет. И не менее важен вопрос, с чего следует начинать торговлю на платформе.
Тут мы сошлись во мнении, что, хотя все лучше делать собственными силами, подобный человек действительно нужен, и лучше всего, чтобы он был с опытом работы на маркетплейсе. Его основная задача должна состоять в том, чтобы отфильтровывать входящий поток обращений. Такой специалист должен уметь отличать спамеров от реальных покупателей и передавать нам уже настоящих клиентов, с которыми можно работать.

«Не умеешь улыбаться — закрой магазин».

Стоит отметить, что большинство предпринимателей недооценивают масштабы электронной B2B-торговли и приравнивают Аlibaba.com к AliExpress. Однако это совсем другая история, и B2B-торговля гораздо сложнее: она в корне отличается от посылочного бизнеса. Потому как помимо продавца и покупателя там присутствует еще и сертификация, валютный контроль, таможня, налоговая и прочее, и прочее. Аlibaba.com — это только площадка для поиска заинтересованных лиц, дальше работают все те же принципы международной торговли.
Однако при всей своей сложности этот сектор более привлекателен, чем розничная торговля, и там можно заработать гораздо больше денег. Плюс клиенты будут работать с тобой гораздо дольше. Для справки: общий объем электронной B2B-торговли оценивается в $25 трлн, тогда как розничная торговля оценивается только в $3 трлн.
Аlibaba.com — своеобразный стенд, который работает 365 дней в году. К вам приходят запросы, а дальше нужно преследовать покупателя, потому что вы не один такой. Поэтому лучшим способом начать работу на платформе будет разведка боем. Нужно зарегистрироваться на площадке в качестве покупателя, выявить своих основных конкурентов и отправить им запросы. Так вы сможете увидеть, как работают люди, которые уже имеют огромный опыт международной торговли, увидеть, как они продают.

«Посмотрите, как работают ваши конкуренты, и вы удивитесь, насколько хорошо это делают люди, которые уже «прокачаны» в международной торговле».

С покупателем нужно вести переговоры, предлагать ему разные интересные варианты, а у наших производителей в этом кроется основная проблема. Они не очень-то умеют продавать, не умеют улыбаться, работать, прислушиваться к покупателю. При этом очень часто работникам площадки не предлагают какую-либо мотивацию с продаж. Из ста опрошенных участников маркетплейса только один российский производитель предлагал работнику мотивацию. А ведь это влияет и на скорость ответа на запрос, и на качество проведения продаж в целом. Нам нужно работать над этим.
Как же компании понять, что она уже готова к выходу на международную арену?
В ответ Борис приводит интересный тезис из книги известного маркетолога Филипа Котлера:

«Если вы не идете торговать на чужие рынки, то готовьтесь к тому, что ваши конкуренты из-за рубежа придут на рынок к вам».

По мнению Бориса, эту готовность можно определить только разведкой боем. Когда компания много лет конкурирует только внутри страны, то знает всех своих конкурентов, их сильные и слабые стороны. Когда происходит выход на иностранный рынок, приходится сталкиваться с новыми игроками, которые используют другие аргументы, технологии убеждения. Это говорит о том, что вы сталкиваетесь с новым противником, борьба с которым усиливает ваши позиции, в том числе и на внутреннем рынке, потому что вы транслируете внутри страны приобретенный на зарубежных рынках опыт.
Поэтому размещение на международных B2B площадках — не только самый верный способ понять, готова ли компания к экспорту, но еще и эффективный способ определить ее сильные и слабые стороны.
Мы не могли не затронуть вопрос об электронных выставках, ведь в свете пандемии эта тема стала еще более популярной. Даже Кантонская ярмарка в этом году проходила в непривычном для себя онлайн-формате. Мы поговорили о том, есть ли будущее у выставок такого формата, и о том, какие мероприятия следует посещать начинающему экспортеру. Стоит ли ехать на международные выставки? Или нужно отдать предпочтение локальным площадкам?
В ходе нашей беседы с Борисом удалось выявить очень интересный момент: в свете массового перехода в интернет-формат очень многие столкнулись с тем, что не имеют должного опыта по привлечению трафика и по проведению таких мероприятий в сети. Тогда как Аlibaba.com проводит онлайн-выставки с 2017 года и предоставляет доступ к ним для всех участников платформы без дополнительной платы. Поэтому в части электронного формата на сегодня Аlibaba.com — один из лидеров подобного рода выставок.
В рамках вопроса о том, стоит ли посещать международные выставки мы пришли к общему выводу, что это очень дорого для начинающего экспортера, но посещать такие мероприятия, бесспорно, нужно. При этом необходимо ориентироваться на то, откуда приходят ваши основные клиенты. Если это Турция, то необходимо выбрать выставку, проходящую в Турции, и пригласить туда все те компании, которые ранее отправляли вам запросы. В большинстве случаев примерно 30% таких компаний приедут на выставку. Это принесет вам огромную пользу, потому как так иностранный контрагент сможет верифицировать вас. После мероприятия вы для него будете уже не просто какой-то российской фирмой, а компанией, которая может купить стенд, имеет печатную продукцию и т.п. Уровень доверия к вам значительно вырастет.
При этом участие в локальной выставке обойдется вам куда дешевле, чем участие в международной, а пользы может принести гораздо больше. Поскольку в данном случае вы создаете маркетинговое оружие точечного действия, направленное на ваших нынешних или потенциальных клиентов. Международная выставка — это просто более широкий охват, причем необязательно вашей целевой аудитории.
Но вернемся к онлайн-выставкам. Почему для них все же есть место в нашем сегодняшнем мире. Конечно, по мере открытия границ и завершения пандемии люди вновь полетят на личные встречи, но при этом польза онлайн-выставок в том, что при их проведении можно подготовиться к предстоящей встрече и лететь туда уже для того, чтобы согласовать конечные условия. Преимущества такой тактики в том, что на подобные переговоры будут приезжать уже только те люди, которые принимают решения и могут подписывать контракты, а не менеджеры по закупкам и продажники. Таким образом, по нашему мнению, в будущем выставки будут состоять из двух этапов. На первом этапе предприниматели будут знакомиться друг с другом онлайн, искать продукцию, поставщиков. А на втором этапе на встречи будут съезжаться люди, у которых уже есть точное понимание, с кем им нужно встречаться и что они будут делать.
В свете нашей интересной и продуктивной беседы мы не могли не поговорить о том, какое будущее ждет российский экспорт и какие меры государственной поддержки ему доступны. Эти вопросы одновременно послужили отличным финалом нашего диалога.
Со слов Бориса, если исходить из текущей ситуации, если ничего не поменяется в экономике, то, конечно же, экспорт будет развиваться, потому что весь инструментарий для этого у нас есть. Сейчас экспорт уже активно развивается. Существуют различные программы государственной поддержки. Так, в региональном Центре поддержки экспорта можно получить субсидию до 1 млн рублей для размещения на интернет-площадке. Этой суммы достаточно не только для того, чтобы купить золотой аккаунт, но и для того, чтобы воспользоваться рядом услуг, которые предлагаются в качестве поддержки начинающих экспортеров. Например, такой, как персональный ассистент. Также экспортные центры компенсируют компаниям затраты на сертификацию и даже на участие в выставках. По нашему мнению, при условии сохранения подобной тенденции в будущем, количество экспортирующих компаний, безусловно, будет расти. Российский рынок, несомненно, большой, но не самый большой, поэтому те компании, которым здесь будет тесно, станут выходить на международную арену. При этом, учитывая научно-технический прогресс, нашим предпринимателям стоит иметь в виду, что структура и формат рынка будут меняться и нужно оперативно учиться реагировать на изменения, чтобы опережать иностранных конкурентов.
Если вы ищете грузоперевозчика или провайдера по ВЭД, разместите заявку на нужную вам услугу через нашу биржу. Вам ответят ведущие логисты, агенты по ВЭД, лизинговые компании, банки, органы сертификации и другие организации. Получите их предложения и обсудите детали с лучшими из них. Вам также помогут осуществить экспорт товаров.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Анатолий Якимов
Рост агроэкспорта из Сибири: итоги 2024 года и планы на 2025-й
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Руководство Сибирского таможенного управления провело круглый стол с экспортерами агропромышленного комплекса, обсудив ключевые вопросы таможенного администрирования и логистики экспорта сельхозпродукции. Мероприятие прошло на базе Центра поддержки экспорта «Мой бизнес» в Новосибирской области с участием представителей пищевых предприятий и транспортных компаний.

Анатолий Якимов
Лучшие китайские заводы шин и для оптовых закупок с доставкой в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай — крупнейший в мире производитель автомобильных шин, предлагающий широкий ассортимент продукции для всех типов транспортных средств. Оптовая закупка шин в Китае становится привлекательной благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию продукции. Основные производственные кластеры шинной индустрии находятся в провинции Шаньдун в городе Гуанжао.

Анатолий Якимов
Импорт игрушек из Китая в Россию в 2025: рост на 15%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С начала обязательной маркировки детских игрушек в России количество производителей и импортеров существенно увеличилось, свидетельствуют данные ЦРПТ. В 2024 году Россия импортировала из Китая игрушек на сумму около 1,2 миллиардов долларов США, а за первые девять месяцев 2025 года импорт составил уже 950 миллионов долларов США, показывая рост более 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Хакасия и Ставрополье лидируют в экспорте овечьей шерсти в Китай в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

В начале октября инспекторы Россельхознадзора по Хакасии и Тыве проверили и одобрили к экспорту в Китай партию мытой прессованной овечьей шерсти весом 23,6 тонны, упакованной в 140 кип. Предприятие из Усть-Абаканского района прошло ветеринарно-санитарное обследование, подтвердив соответствие требованиям Китая, после чего получил международный ветеринарный сертификат 5F. Груз отправлен автомобильным транспортом в торговую компанию в Маньчжурии в рамках международных контрактов и разрешений Россельхознадзора.

Анатолий Якимов
Таможня РФ о работе границы с Казахстаном: скоплений и проверок на пунктах пропуска нет
Фото Анатолия Якимова

На российско-казахстанском участке границы все пункты пропуска функционируют в штатном режиме, скопления транспортных средств в зонах контроля отсутствуют, сообщили в Федеральной таможенной службе России. В ведомстве уточнили, что таможенные органы на самих пунктах пропуска не проводят проверок и не влияют на скорость перемещения грузов через границу и внутри РФ.

Анатолий Якимов
Экспорт семян льна в Китай: новый контейнерный поезд из Западной Сибири в Китай
Фото Службы корпоративный коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги

В сентябре 2025 года с станции Карбышево I Западно-Сибирской железной дороги в Омской области отправился первый контейнерный поезд с семенами масличного льна в Китай. Поезд из 31 вагона перевез более 1,6 тысячи тонн продукции, что стало важным шагом в развитии экспортного железнодорожного сообщения для сельскохозяйственного сектора Омской области.