Калькулятор доставки

Александр Чирков, известный как Ян Лишань: история несгибаемого русского бизнеса в Хэйлунцзяне

Интервью
13.11.20190

Александр Чирков живет в Харбине. Более 8 лет учил китайский, в том числе год — в Харбинском университете коммерции. За годы жизни в Китае Александр так полюбил родные китайцам вещи, что они стали называть его «свой китаец». Предпочитает, чтобы китайские друзья звали его Ян Лишань. В 2017 году, узнав о Харбинском молодежном российско-китайском бизнес-инкубаторе, зарегистрировал на этой базе компанию Harbin Family Treasure International Trade Ltd. Начинал, как положено стартаперу, с одного стола, компьютера и телефона.

Через некоторое время в важном для его компании партнерстве с Heilongjiang E-commerce Headquarters Base Александр стал руководителем Харбинского демонстрационного центра российско-китайского сотрудничества.

Связи компании постоянно расширяются, Александру приходится совмещать многие виды деятельности. Сейчас он поставляет в Россию нержавеющую листовую сталь, органические обои и клей, искусственную траву для стадионов, оборудование для очистки дорог ото льда, которое ставится на любую технику и заменяет грейдер.

Одновременно, при поддержке Бюро культуры и туризма Харбина, Александр создал китайско-российскую туристическую онлайн-платформу, которая помогла ускорить переговоры со многими туристическими агентствами в Китае и в России. «Я создал эту платформу для того, чтобы предлагать китайцам самые интересные и уникальные туристические продукты РФ и СНГ», — рассказывает Александр.

На летней выставке China-Russia Expo 2019 года в Харбине Александр заключил два соглашения на сумму 4 млн юаней. А в августе собрал подтвержденные заявки на поставки субпродуктов — на десятки миллионов юаней ежемесячно. Недавно Александр создал B2B-платформу «Русский мелкий опт» с бесплатным входом. Там китайские оптовики получают лучшие цены на российские товары в Китае и напрямую выходят на производителей.

Сейчас Александр плотно работает с администрациями Красноярского края и провинции Хэйлунцзян, институтами Красноярска и Иркутска, компаниями «Байкальские травы» и «Енисейская Сибирь», а также с китайским центром разработки БАД в ЗСТ Харбина и ЗСТ Хэйхэ по проведению аттестаций полезных трав, ягод, экстрактов на китайской таможне. Цель — расширение импорта дикоросов в КНР и создание производства новейших БАД и полезных напитков с использованием российских и китайских технологий и ингредиентов.

Чем успешнее развивается бизнес Александра, тем чаще он оказывается в центре внимания китайского бизнес-сообщества и сми. В начале этого года Ассоциация онлайн-торговли Хэйлунцзяна даже наняла его в качестве советника по российскому направлению.

Сегодня Александр любезно согласился ответить на наши вопросы.

CL: Расскажите, как Вы создали свою компанию в Харбине?

Александр Чирков: Полное название моей компании — 哈尔滨家传之宝国际贸易有限公司— Harbin Family Treasure International Trade Ltd. Family Treasure — «Семейные реликвии». В тот момент я открывал компании под 12 своих проектов. После проверки партнеров оставил одну с самым впечатляющим для китайцев названием.

Открытие компании кажется многим чем-то крайне серьезным и даже страшным. Так и происходит отбор, когда молодые делятся на тех, кто сможет стать одновременно стартапером, управленцем и инвестором, и на остальных. На деле, все не так страшно. Достаточно решительности, ответственности за слова и действия и, конечно, нужен хороший бизнес-план.

Сам процесс в первый раз занял несколько месяцев, а получение разрешения на рабочую визу — целый год. Но теперь мы открываем компании для заказчиков и стартаперов за считанные дни.

История компании началась с открытия Харбинского молодежного российско-китайского бизнес-инкубатора в 2017 году, когда корпорация «Ванда» создавала в Харбине парк развлечений с самым большим в мире крытым горнолыжным комплексом. Они даже часть улицы переименовали в Арбат (для конкуренции старому пешеходному харбинскому Арбату). Рядом поставили первую 6-звездочную гостиницу в городе. Билеты в парк продавались по всему Китаю. Продали их в огромном количестве из расчета 50 тыс. человек в день (при пропускной способности парка 40 тыс. человек в день). В обслуживании проекта были заняты 100 тыс. человек.

Вокруг парка «Ванда» построила несколько микрорайонов. На окраине микрорайонов был километр торговых площадей в два этажа. И был там предприимчивый спец по продажам недвижимости Чжан Жуйбо. Он обратился за помощью к своему пожилому учителю и другу из университета, а тот, кроме советов, помог ему познакомиться с чиновниками «пророссийского», как я его называю, ведомства Нового района Харбина (он же Сунбэй). Были в этой истории очень харизматичные китайцы Алексей и Володя, говорящие по-русски, как понимаете, хорошо. Идея создания бизнес-инкубатора принадлежит Алексею. Именно благодаря его харизме, пониманию русской культуры и потребностей русские всегда шли за ним, а инвесторы вкладывались в его проекты. А Володя, успешный и проницательный чиновник, даже был временным руководителем всей работы района с Россией. Временным в силу пенсионного возраста.

Вернусь к километру торговых площадей в два этажа. Каждый вход Алексей и Володя подписали названиями известных российских городов. И сказали: собирайте предприятия, приглашайте чиновников, пусть они здесь открывают свои представительства и продают, что хотят. Первые два года аренды — бесплатно!

Люди из России потянулись в эти торговые ряды. Начали открывать компании. Я узнал о создании инкубатора через студенческое сообщество РМСК (русское молодежное сообщество в Китае). На первых встречах резидентов инкубатора стало ясно, что опыт в торговле, поставках, таможенных вопросах у меня гораздо больше, чем у студентов. Я был рад помогать другим стартаперам. И сейчас делаю это бесплатно.

Мы решили, что глобальные идеи будем реализовывать через открытие компаний, а сейчас откроем шашлычную на новом Арбате. Нам также удалось привлечь бизнесменов с русскими товарами.

Открылись магазины, стояли продавцы, жарилось мяско.

Но поток людей закончился вместе с туристическим сезоном, много товара просрочилось. Шашлычная ушла в минус. Несколько стартаперов-студентов свои компании закрыли, так как не смогли найти клиентов, а китайцы-партнеры, как оказалось, сами делать ничего не умели.

Поэтому мы все переехали в офисное здание другого коммерческого инкубатора. Каждый старался развивать связи, искать хорошие контракты. И так год за годом. Главное чему мы научились: нужно проверять компетенцию партнеров. И нет смысла отдавать львиную долю прибыли партнеру, если просто можно нанять команду профессиональных продажников-китайцев (платить по ставке 10% от прибыли на команду минимум).

В правительстве и администрациях у нас уже связи достаточно тесные, так что там партнерская помощь требуется в очень редких случаях.

CL: Почему Вы решили развивать именно импортно-экспортный бизнес?

Александр Чирков: Первоначально я разбил свои проекты на 5 типов, для создания 5 компаний с разными задачами и видами деятельности. Так как я не нашел достаточно кадров и партнеров, то решил умерить свои амбиции. А перед подачей документов задал китайцам-организаторам неудобные вопросы. В итоге, решил открыть только одну компанию, за которую сам бы отвечал. Импорт-экспорт — самое практичное решение.

В списке разрешенных видов деятельности моей компании значатся: продажа изделий ручной работы, художественных изделий, украшений, ювелирных изделий, пшена, соевых бобов, чая, электронной продукции, компьютеров и компьютерных микросхем, дополнительного компьютерного оборудования, расходных материалов, электрических проводов и кабелей, сельскохозяйственной продукции, продуктов водного промысла, горно-шахтового оборудования, оборудования для обработки отходов; разведение пресноводной рыбы; предоставление консалтинговых услуг; предоставление переводческих услуг; проектирование, дизайн и распространение рекламы; разработка природосберегающих технологий; оформление патентов; развитие естественных наук, сельскохозяйственных наук; разработка косметики; внедрение и развитие технологий; техническое обслуживание; передача научно-технических достижений; организация мероприятий по обмену научной информацией; импорт и экспорт товаров и технологий; продажа продуктов питания. Самая практически важная часть — услуги, реклама, импорт-экспорт, разрешения на торговлю определенными видами товаров. Остальное — для работы по сложным научным проектам, если будут инвестиции. Мне интересно то, что полезно людям, ценно для поколений, увлекательно с научной точки зрения и приносит большой доход.

Когда-то я наблюдал, как развивалась пограничная торговля между Китаем и Россией. Не настолько рано, когда был бартер через забор, а когда «кирпичи» начали нанимать «фонарей». А затем уже появились карго-перевозчики. Я тоже помогал родственникам, таскал по 50 кг. Но не знал, сколько при этом зарабатывали организаторы-«кирпичи».

Живя в Китае, я постоянно получал заказы на поиск товара или решение вопросов доставки. Поставлял через карго оборудование для майнинга на огромные суммы, хотя и не участвовал напрямую в оформлении и логистике. Не нужно надеяться, что деньги упадут откуда-то сверху. Надо зарабатывать. А потом уже сможешь построить то, что считаешь действительно важным и перспективным. Поэтому сейчас основной профиль компании — импорт-экспорт.

CL: Каким импортом и экспортом Вы занимаетесь?

Александр Чирков: По сути, я всегда занимался консалтингом. А для обеспечения безопасности сделки, при необходимости, использовал свою компанию. Но никогда не настаивал на этом. Потому что главное, чтобы клиент свободно решал, что для него лучше.

Мои китайские клиенты экспортируют в Россию сталь, лекарственное сырье, подарки, высокотехнологичное оборудование для горнодобывающей отрасли, живую рыбу. А импортируем мы в КНР русскую чагу, дикоросы, продукцию горнодобывающих предприятий.

Больше всего времени уходит на проработку новых рынков и ниш, и на обновление ценовой информации по новым запросам в старых нишах.

По мере возможности, мы прорабатывали различные рынки. Занимались овощами, ягодами и фруктами, зерновыми, кашами, орехами, мукой, маслом, питьевой водой, медом, морепродуктами, мясом и субпродуктами, алкогольными напитками, кондитерской продукцией, мороженым, мылом, химическим сырьем, металлами, обоями, изделиями ручной работы, шинами, различным оборудованием, чагой, автозапчастями, алмазами, электроникой и т.п.

CL: Как развивался Ваш бизнес?

Александр Чирков: Команда — главный ресурс в стартапе. Сейчас я плачу только китайцам. Русским — только за перевод или работу лицом.

Каждую неделю поступают предложения о сотрудничестве. Люди хотят выйти на новые рынки, в обоих направлениях. Хотят, чтобы мы купили их товар и начали продвигать. Иногда предлагают товар под реализацию или в рассрочку.

И китайцам, и русским мы предлагаем вступить в нашу ассоциацию Heilongjiang E-Business Association. Членов ассоциации приглашаем на мероприятия, продвигаем их коммерческие предложения — благодаря своим связям.

Есть у нас и предложение для тех, кто самостоятельно хочет открыть и развивать экспорт, контролировать его в будущем. Мы разработали три основные стратегии выхода на рынок. Стоимость нашего предложения — от 50 тыс. юаней для китайских компаний и от 10 тыс. юаней — для русских.

CL: Какие три маркетинговые стратегии Вы предлагаете?

Александр Чирков: Первая — выход на рынок и контроль его развития (регистрация компании и бренда, защита бренда, склад на месте, посещение мероприятий/выставок, найм местной команды торговых представителей, официальный сайт).

Вторая — отправки партий оптовикам, поиск дистрибьюторов (промо-сайт, видеоматериалы, целевая недорогая реклама, отправка образцов, проведение демонстраций и переговоров).

Третья — разработка розничной стратегии продвижения продукта (отправка посылок по онлайн-заказам, сервисная поддержка, регистрация бренда/упаковки на материнскую компанию, сайт/онлайн-магазин).

CL: Как Вы находите экспортеров и импортеров в Китае и в России?

Александр Чирков: Они сами нас находят. Из всех компаний в Харбине у нас самый большой опыт и связи, скромные цены и честное отношение к людям.

CL: Какие ниши товаров и услуг Вам сейчас интересны?

Александр Чирков: Из РФ и СНГ сейчас требуются качественное зерно, масло, разнообразные полезные ископаемые, артисты, циркачи на льду, уникальные туристические продукты, уникальные патенты, харизматичные и фотогеничные российские таланты со знанием китайского для работы на камеру. Уже занимаемся, но также интересны: алкоголь, мороженое, БАД из РФ, из КНР — чаи, лечебные чаи, овощи, осетр, органические обои и клей, инновационная искусственная трава для стадионов, инновационное навесное оборудование для уборки снега/льда/мусора, бентонит.

CL: Какой Вы видите свою компанию, свой бизнес через три и через десять лет?

Александр Чирков: Вырастет штат — отдам дело тому, кто профессионально управляет большим штатом или продам компанию. Начну заново в своем новом проекте, делая то, что умею лучше всего.

Опт — только для развития и обеспечения деятельности. Будущее в инновациях. Стабильность в реальном производстве. Поэтому последняя глава моего романа выглядит как собственная Группа компаний или Союз предпринимателей. Профили этих компаний — производство полезных продуктов питания, инновационных изделий для энергетики, медицинских приборов; частная лаборатория для талантов и, наконец, лицо и энергия ГК — компания по проведению культурно-массовых мероприятий.

 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

БЫСТРАЯ ЗАЯВКА НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

и другие ВЭД-услуги
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть