
Россия и Китай приступают к созданию единой цифровой транспортной платформы, которая объединит их национальные логистические системы и упростит железнодорожные грузоперевозки между странами. Об этом сообщил советник президента России и специальный представитель по международному сотрудничеству в области транспорта Игорь Левитин на международном форуме «Ростки», который прошел в Казани 18 и 19 августа.
Реализацией проекта займется Министерство транспорта РФ.
– Это сложная, но важная работа для наших двух министерств транспорта. У китайской стороны уже есть хорошо развитая цифровая транспортная модель, теперь необходимо ее интегрировать с нашей национальной платформой, – отметил Игорь Левитин.
В качестве практических шагов оптимизации советник Президента России предложил разгрузить железнодорожные пункты пропуска на границе с Китаем по схеме, согласно которой российские ширококолейные составы с грузами заходили бы на 70-100 километров на территорию КНР, а китайские узкоколейные составы – на территорию РФ, чтобы осуществлять необходимые надзорные функции за пределами погранпереходов.
Например, в 100-километровую зону крупнейшего железнодорожного пункта пропуска Забайкальск-Маньчжурия попадают станции Забайкальской железной дороги Даурия, Харанор, Борзя, а Харбинской – Чжалайнор, Хэбаэр, Сюаньши.
В первом полугодии 2025 года железнодорожные перевозки между Россией и Китаем незначительно выросли по сравнению с прошлым годом. Основным драйвером роста стали контейнерные и транзитные грузы, в том числе высокотехнологичные товары и автомобили. Интеграция цифровых платформ позволит значительно ускорить оформление перевозок и повысить прозрачность логистических цепочек.
Кроме того, бизнес-сообщество двух стран уже начало активную работу по синхронизации своих цифровых систем для повышения эффективности экспортно-импортных операций. Проект будет играть ключевую роль не только для двусторонних перевозок, но и для создания общей цифровой транспортной инфраструктуры в рамках БРИКС.
Форум «Ростки» собрал около 10 тысяч участников, представляющих экономику, промышленность, образование, культуру и транспортные отрасли России и Китая. Обсуждаются вопросы развития транспортных коридоров, цифровизации логистики и расширения взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах.