
Северный морской путь (СМП), который еще недавно рассматривался скорее как альтернативный и периферийный маршрут, стремительно трансформируется в один из самых перспективных направлений для доставки грузов с Дальнего Востока России, Южной Кореи и Китая в Европу. По мнению экспертов TELS GLOBAL, ежегодный рост контейнерного трафика по СМП уже носит кратный характер и имеет все шансы на увеличение в ближайшем будущем.
Несмотря на природные ограничения — сложные ледовые условия и необходимость ледокольного сопровождения в зимний период, — геополитическая нестабильность и растущие риски на традиционных южных маршрутах – через Суэцкий канал и вокруг Африки, стимулируют глобальных игроков на рынке перевозок использовать Северный морской путь для повышения устойчивости логистических цепочек.
На Девятом российско-китайском ЭКСПО в Екатеринбурге, которое прошло в начале июля, посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй особо подчеркнул значение Северного морского пути (СМП) для КНР, назвав его стратегическим маршрутом. Он отметил, что Китай и Россия углубляют взаимодействие в освоении СМП, и в последние годы это направление стало приоритетным для двух стран.
Ключевым драйвером роста стали китайские морские перевозчики. В 2022 году переход китайских компаний на СМП еще не фиксировался. 2023 год ознаменовался 7 рейсами Newnew Shipping, а в 2024 году их число увеличилось до 13. В 2025 году два ведущих китайских оператора — Newnew Shipping и Fujian Huihai Shipping — уже активно работают по СМП, а Sea Legend Shipping объявила о запуске регулярных рейсов из Шанхая и Циндао в порты Северной Европы. Важным конкурентным преимуществом СМП является скорость. Так, Sea Legend Shipping планирует сократить время доставки до 18 дней, что почти вдвое быстрее по сравнению с маршрутом через Суэц и в 3-4 раза быстрее, чем традиционные обходные маршруты вокруг Африки.
Кроме того, Южная Корея заявила о своих амбициозных планах по развитию Северного морского пути через российскую арктическую часть. В рамках национальной стратегии экономического развития южных регионов страны правительство создаст специализированную рабочую группу и начнет пилотные грузовые перевозки уже в 2026 году. Новый президент Ли Чжэ Мен, избранный в июне 2025 года, нацелен на превращение портов Пусан и Ульсан в главные арктические логистические хабы, что позволит усилить конкуренцию с китайским Шанхаем и расширить экономические возможности Южной Кореи.
Активное развитие СМП сопровождается улучшением инфраструктуры вдоль всего маршрута в России, включая модернизацию портов и строительство новых ледоколов. Российско-китайское сотрудничество усиливается в области цифровизации логистики и экологически устойчивых технологий, что дополнительно стимулирует рост контейнерного потока.