Анатолий Якимов
Импорт

Северный морской путь устремляется в будущее: Китай и Южная Корея активно осваивают новый торговый коридор

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Северный морской путь (СМП), который еще недавно рассматривался скорее как альтернативный и периферийный маршрут, стремительно трансформируется в один из самых перспективных направлений для доставки грузов с Дальнего Востока России, Южной Кореи и Китая в Европу. По мнению экспертов TELS GLOBAL, ежегодный рост контейнерного трафика по СМП уже носит кратный характер и имеет все шансы на увеличение в ближайшем будущем.

Несмотря на природные ограничения — сложные ледовые условия и необходимость ледокольного сопровождения в зимний период, — геополитическая нестабильность и растущие риски на традиционных южных маршрутах – через Суэцкий канал и вокруг Африки, стимулируют глобальных игроков на рынке перевозок использовать Северный морской путь для повышения устойчивости логистических цепочек.

На Девятом российско-китайском ЭКСПО в Екатеринбурге, которое прошло в начале июля, посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй особо подчеркнул значение Северного морского пути (СМП) для КНР, назвав его стратегическим маршрутом. Он отметил, что Китай и Россия углубляют взаимодействие в освоении СМП, и в последние годы это направление стало приоритетным для двух стран.

Ключевым драйвером роста стали китайские морские перевозчики. В 2022 году переход китайских компаний на СМП еще не фиксировался. 2023 год ознаменовался 7 рейсами Newnew Shipping, а в 2024 году их число увеличилось до 13. В 2025 году два ведущих китайских оператора — Newnew Shipping и Fujian Huihai Shipping — уже активно работают по СМП, а Sea Legend Shipping объявила о запуске регулярных рейсов из Шанхая и Циндао в порты Северной Европы. Важным конкурентным преимуществом СМП является скорость. Так, Sea Legend Shipping планирует сократить время доставки до 18 дней, что почти вдвое быстрее по сравнению с маршрутом через Суэц и в 3-4 раза быстрее, чем традиционные обходные маршруты вокруг Африки.

Кроме того, Южная Корея заявила о своих амбициозных планах по развитию Северного морского пути через российскую арктическую часть. В рамках национальной стратегии экономического развития южных регионов страны правительство создаст специализированную рабочую группу и начнет пилотные грузовые перевозки уже в 2026 году. Новый президент Ли Чжэ Мен, избранный в июне 2025 года, нацелен на превращение портов Пусан и Ульсан в главные арктические логистические хабы, что позволит усилить конкуренцию с китайским Шанхаем и расширить экономические возможности Южной Кореи.

Активное развитие СМП сопровождается улучшением инфраструктуры вдоль всего маршрута в России, включая модернизацию портов и строительство новых ледоколов. Российско-китайское сотрудничество усиливается в области цифровизации логистики и экологически устойчивых технологий, что дополнительно стимулирует рост контейнерного потока.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Натуральный российский мед покоряет китайский рынок: экспорт вырос на 180% за семь месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского натурального меда в Китай в июле 2025 года вырос почти в пять раз в денежном выражении — до 256,6 тысячи долларов США, что стало максимальным показателем с апреля 2023 года. Такие данные приводит Главное статистическое управление КНР.

Анатолий Якимов
Рост железнодорожных перевозок России и Китая стимулирует цифровую трансформацию
Фото Анатолия Якимова

Россия и Китай приступают к созданию единой цифровой транспортной платформы, которая объединит их национальные логистические системы и упростит железнодорожные грузоперевозки между странами. Об этом сообщил советник президента России и специальный представитель по международному сотрудничеству в области транспорта Игорь Левитин на международном форуме «Ростки», который прошел в Казани 18 и 19 августа.

Анатолий Якимов
Импорт
В Казани создадут локализованное производство китайских экскаваторов и сервисный центр
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Казани планируется запуск локализованного сборочного производства спецтехники совместно с ведущими китайскими компаниями Jiangsu Gaode Hydraulic Machinery и Taian Jiahe Heavy Industry, а также открытие сервисного центра по их обслуживанию. Об этом сообщил Александр Шепелев, генеральный директор «Таурус Моторс» и член совета Торгово-промышленной палаты Татарстана, на III Международном форуме «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».

Анатолий Якимов
Импорт
Торговля России и Китая замедляется: санкции и насыщение рынка сдерживают рост
Фото с официального сайта Министерства промышленности и торговли России

Рост двусторонней торговли между Россией и Китаем в ближайшие годы будет более умеренным, чем наблюдалось ранее. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова во время одной из сессий российско-китайского бизнес-форума, прошедшем в Казани 18-19 августа 2025 года.

Анатолий Якимов
В Китае открылось уже 15 магазинов «Сделано в России»: растет спрос на натуральные продукты и косметику
Фото ТГ-канал Российского экспортного центра

Российский экспортный центр открыл в Шанхае два новых магазина под брендом «Сделано в России». Об этом сообщает ТАСС. Торговые точки площадью 139 и 85 квадратных метров предлагают около 700 наименований продукции от 60 российских производителей, включая кондитерские изделия, мед, молочную продукцию, алкогольные и безалкогольные напитки, парфюмерию и товары для здорового питания.

Анатолий Якимов
Борьба с ботами в ГИС ЭПД: новые правила бронирования очереди на границе заработают осенью 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в системе ГИС ЭПД вводится жесткая блокировка на 30 дней за использование ботов при резервировании электронной очереди. Это мера направлена на борьбу с недобросовестными пользователями, которые создавали проблемы перевозчикам при резервировании даты и времени пересечения границы через МАПП «Забайкальск». Решение принято по итогам обсуждений с бизнес-сообществом и входит в комплекс мер по цифровизации и повышению безопасности транспортных процессов.

Анатолий Якимов
Отказ от SWIFT: как Китай меняет финансовые расчеты России
Фото с сайта unsplash.com

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью РИА Новости заявил, что международная платежная система SWIFT устарела и требует модернизации. При этом парламентарий подчеркнул, что России уже не нужна система SWIFT благодаря альтернативным решениям и расчетам в национальных валютах.

Анатолий Якимов
Правительство России отменило обязательные нормы продажи валютной выручки для экспортеров
Фото с сайта unsplash.com

Правительство России отменило нормативы обязательной продажи валютной выручки для крупнейших экспортеров. Решение, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным, отражает снижение обязательств по переводам и продаже иностранной валюты экспортерами в связи с укреплением и стабилизацией рубля, а также отсутствием проблем с валютной ликвидностью.

Анатолий Якимов
Восточный экономический форум — ключевой шаг к транспортному суверенитету России
Фото Кирилла Казачкова / roscongress.org

Мир стремительно меняется, и страны Азиатско-Тихоокеанского региона становятся центром крупной перестройки глобальной логистики. Дальний Восток России — это стратегическая точка пересечения Востока и Запада, где создаются новые транспортные маршруты и логистические хабы, активно внедряются цифровые технологии. Контейнерная логистика сегодня играет ключевую роль: она обеспечивает регулярность и скорость перевозок, снижает издержки и повышает конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке.

Анатолий Якимов
Обязательная сертификация импорта: что нужно знать перед ввозом товаров из КНР
Скриншот из видео

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Особенности сертификации товаров из Китая». Эксперт – специалист отдела сертификации АО «ВЭД Агент» Ольга Указова рассказала об особенностях сертификации товаров из КНР, импортируемых в Россию.