Елена Венгерская
Импорт

Алексей Чернышев о том, как импортеру не попасть «под каблук» маркировки

Очень скоро маркировка многих товаров станет обязательной. Бизнес войдет в новую эпоху. Что она ему готовит? Мы задали несколько вопросов в связи с этим эксперту в области маркировки обуви коммерческому директору компании AKFA Алексею Чернышеву, с которым CL познакомил вас в начале этого года, представив вниманию импортеров его системное видение маркировки. С тех пор прошло 9 месяцев и многое изменилось. Мы поговорили с Алексеем о том, к чему нужно быть готовым импортерам, как маркировать обувь и что можно получить благодаря новому программному обеспечению, созданному компаний AKFA.
CL: Когда мы общались в начале 2019 года, большинство компаний маркировку только тестировали. Как дела обстоят сейчас?
Алексей Чернышев: Рынок разделился на три части. В первой группе оказались крупные компании, которые все делают самостоятельно. Поскольку процесс маркировки реализуется на стыке информационных технологий и логистики, то, в первую очередь, они подстраивают сейчас под предстоящую маркировку свои бизнес-процессы, ПО, логистические процедуры. Это касается всех товарных групп, подлежащих маркировке.
Во второй группе компании, которые думают, что за них все сделают продавцы программного обеспечения. В основном, все ждали обновления 1C. Сейчас такое обновление появилось. Оно обрадует те компании, которые работают на совершенно стандартном «Управлении торговлей». Но, как правило, у большинства подобные программы существенно доработаны, модернизированы под собственные бизнес-процессы. В этом случае обновление проблемы не решает.
Компании, продающие программное обеспечение, заняли странные позиции в отношении цен: кто-то просит 30 тыс. рублей, а кто-то ―1,5 млн рублей. Рынок не сложился.
И, наконец, есть третья группа. Это компании, которые ничего не делают. Они верят, что все рассосется: маркировку отменят или перенесут.
CL: Таковых, наверное, большинство?
Алексей Чернышев: Мне кажется, основной цивилизованный рынок все же находится в первых двух группах. А те, кто думает, что все рассосется, ― это, в основном, мелкие компании и частные предприниматели. Более того: на рынке до сих пор есть люди, которые не слышали про маркировку и не понимают, о чем идет речь. Есть и предприниматели, которые решили закрыть свой бизнес. Наверное, это очень эмоциональное решение, но я знаю такие примеры.
CL: Они решили закрыть бизнес в связи с введением маркировки?
Алексей Чернышев: Не только. В связи с маркировкой и отменой ЕНВД.
CL: Готовы ли игроки и оператор, ЦРПТ, к началу обязательной маркировки?
Алексей Чернышев: Думаю, больше готовы, чем не готовы. Очень многое сделано. Конечно, проблемы будут и все их не решить за две минуты, но процесс идет.
CL: Сейчас продолжается переходный период. А вы уже маркируете обувь? Как вы это делаете?
Алексей Чернышев: Да, мы полностью включены в этот процесс. Как мы маркируем обувь? Есть два мнение о том, как выстраивать логистические процессы с учетом маркировки. Наше мнение ― маркировать товары нужно непосредственно на производстве.
Есть альтернативное мнение о том, что маркировать товары нужно где-то на промежуточных складах, а не на производстве. Мы считаем такой подход ошибочным.
В подтверждение своего мнения мы создали бесплатную программу AKFA.connect 2.0, которая увязывает в единое целое весь процесс маркировки: заказчика, фабрику, поставщика, GS1, ЦРПТ. Комплекс позволяет безболезненно маркировать товар прямо на производстве. Мы идем по этому пути и считаем, что он единственно правильный.
CL: С вами согласны и специалисты, выступавшие на конференции по маркировке, организованной ТПП. Они пришли к выводу, что маркировка сборных грузов может затруднить логистику товаров. Между тем, доля таких грузов в импортных поставках одежды и обуви составляет более 30%. «В случае поштучной маркировки необходимо каждое изделие достать из упаковки, замаркировать и упаковать заново. При поштучной маркировке срок доставки из Европы увеличится с 7 до 15-20 дней. Ввиду того что большинство грузов в российские регионы отправляется на условиях предоплаты, увеличение сроков доставки приведет к заморозке средств, снижению оборачиваемости, росту цен и, как следствие, к массовому закрытию небольших розничных компаний, которые обслуживают потребителей в регионах». Вы разделяете этот взгляд?
Алексей Чернышев: Специалисты совершенно правы. В том случае, когда маркировка не осуществляется на производстве, это существенно удорожает и замедляет процесс. Но ключевым обстоятельством являются даже не деньги и не срок. А ошибки. Ошибки в маркировке практически фатальны. Исправить ошибку, когда она выявляется на полке магазина, очень сложно. Товар нужно будет вывести из оборота, а потом ввести как остатки. Никаких иных вариантов у ритейлера нет.
Конечно, в переходный период будут какие-то вынужденные ситуации, когда маркировать продукцию придется на промежуточных складах. Но ошибки здесь будут неизбежными. Их будет много. Представьте себе: марка нанесена на этикетку. Этикетка ― на русском языке. А что в Турции, что в Китае, сотрудники складов русским не владеют. Это то же самое, что наклеивать этикетки на турецком где-то в России.
И второй вопрос, о чем как раз и говорят эксперты, сколько это «съест» времени и денег… Уже упакованный товар нужно будет вскрыть, обклеить, разбираться, к каким товарам какие этикетки относятся. Все это очень сложно и дорого. Сейчас формируется соответствующий рынок: к тарифам за услуги складской обработки будет добавляться, в случае маркировки обуви, где-то $0,2 – $0,4 за пару. Так, Wildberries уже предлагает услугу нанесения этикетки для своих поставщиков по цене 50 рублей за пару. Будет ли эта технология работоспособной, пока неизвестно.
CL: Может ли импортер лично маркировать небольшую партию обуви, если он закупает ее на каком-нибудь рынке в Турции? Где и как он это может делать?
Алексей Чернышев: Да, импортер может маркировать продукцию самостоятельно. Единственное место, где он может это сделать в России, ― таможенный склад. Во всех остальных случаях импортируемые товары должны быть замаркированы до попадания на территорию Таможенного Союза.
CL: Таможня уже подключилась к процессу маркировки? Выполняют ли таможенники связанные с этим функции по контролю?
Алексей Чернышев: Да. Буквально несколько дней назад вышел приказ, регламентирующий, каким образом коды маркировки будут заноситься в таможенные декларации. Никаких функций по контролю органы таможни пока не выполняют и не должны выполнять, так как маркировка еще не стала обязательным процессом. Кроме анекдотических ситуаций с отдельными перегибами на местах. Когда по принципу «слышал звон, но не знает, где он» кто-то уже начинает выпускать какие-то директивы. Это от безграмотности.
CL: Таможня пока никак не подтверждает легальность ввода в оборот?
Алексей Чернышев: Да, сейчас она к этому отношения не имеет. Сейчас при вводе в оборот вы указываете номер таможенной декларации. А не наоборот: когда, подавая таможенную декларацию, вы вводите товар в оборот.
CL: Недавно была на круглом столе, посвященном маркировке. Участники рынка отмечали два самых больных вопроса: вопрос интеграции бухгалтерских программ с маркировкой и вопрос удорожания процедуры из-за дублирования кодов на упаковке, палете, контейнеры… Есть ли решения этих вопросов? О первом Вы уже сказали вначале…
Алексей Чернышев: Вопрос интеграции систем бухгалтерского учета и маркировки ― самый важный вопрос. Пока нет интеграции ― не будет и бесшовной работы. Этот вопрос каждая компания решают самостоятельно, адаптируя программное обеспечение, свое или стороннее. Наша программа нацелена именно на интеграцию, и мы со своими клиентами уже осуществляем ее.
Что касается дублирования кодов, то это запрещено. Но есть такое понятие, как код агрегации. На тот момент, когда вопрос озвучивали на круглом столе, коды агрегации сделаны не были. Сейчас они есть. На коробку наносится единый код, в котором зашиты восемь пар. Такой код агрегации можно сделать на коробку, палету, контейнер, партию. Код агрегации снимает боль участников рынка. Более того, в приказе, регламентирующем занесение кодов маркировки в таможенные декларации, черным по белому написано, что необходимо указывать код агрегации.
CL: Есть ли у вас алгоритм работы по маркировке с иностранными поставщиками?
Алексей Чернышев: Именно для этой цели мы свое программное обеспечение перевели на английский, китайский и турецкий языки. Мы разослали его производителям, чтобы они печатали коды маркировки непосредственно у себя на производстве. Уже сейчас производители маркируют товар на фабриках при помощи этого программного продукта. Так, недавно мы в Турции подключили пару поставщиков и уже отгрузили первую машину маркированной обуви.
CL: В чем отличие вашей AKFA.connect 2.0 от других программ для маркировки, кроме того, что она бесплатная?
Алексей Чернышев: Ее основная отличительная черта в том, что это не инструмент для маркировки. Это инструмент, который связывает заказчика, фабрику, поставщика в разных странах, позволяет отслеживать заказы, их готовность, формировать этикетки согласно техрегламенту ТС, получать коды агрегации, получать этикетки с кодами Data Matrix и распечатывать их именно в том порядке, в котором идет производство. И программа уже успешно проявила себя в «полевых условиях».
CL: Спасибо Вам за то, что добавили оптимизма в непростую тему! Надеюсь, наш разговор поможет импортерам.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт льна из России вырос на 38% в 2024 году
Фото с сайта unsplash.com

Россия занимает четвертое место среди стран-экспортеров льна в Китай. По информации Главного таможенного управления КНР, Поднебесная импортировала из РФ льна на 21,7 миллионов долларов США. Это на 38% больше, чем в предыдущем году.

В топ-3 стран-экспортеров льна вошли: Франция – 964 миллиона долларов США, Бельгия – 149 миллионов долларов США и Египет – 82,5 миллиона долларов США.

Кроме того, Китай закупил в России 3,6 тысячи тонн овечьей шерсти на сумму 2,9 миллиона долларов США. В 2023 году экспорт из РФ этого сырья для легкой промышленности составили 887 тонн на 720 тысяч долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
15 тонн разноцветного перца отправили из Урумчи в Россию
Фото с сайта unsplash.com

Первая партия перцев разных цветов отправили из города Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного округа на Севере-западе Китая в Россию. 15-тонный грузовик выехал в сторону контрольно-пропускного пункта Хоргос, который расположен на границе с Казахстаном. Предполагается, что груз доставят в пункт назначения за десять дней. Об этом сообщил сайт «Женьминь Жибао Онлайн».

Экспорт разноцветного перца весом 350 тонн из Кашгара в Россию осуществляет профессиональный кооператив фермеров по выращиванию сельскохозяйственных культур «Шэнъюймаоминь» и Синьцзянской компанией по трансграничной электронной торговли, российскими предприятиями.

Анатолий Якимов
Импорт
Новый выставочный центр открыли в Пекине
Фото с сайта «Женьминь Жибао Онлайн»

36-я Китайская международная выставка продуктов и оборудования автосервиса и Китайская выставка технологий, запчастей, и услуг для транспортных средств на новых источниках энергии в этом году пройдет в новом выставочном и конференц-центре Шоуду. Об этом сообщает сайт «Женьминь Жибао Онлайн».

По информации источника, это крупнейшая и наиболее функциональная площадка для проведения выставок и конференций в Пекине. Выставочная площадь – 210 тысяч квадратных метра, конференц-пространство – 15 тысяч квадратных метров. Всего на территории центра открыто девять выставочных залов площадью около 23 000 квадратных метров. Передвигаться по центру удобно и комфортно, так как он полностью оборудован современной системой навигации, которая включает электронные информационные табло и… роботов-ассистентов.

Анатолий Якимов
Логистика
Иностранные разрешения в Забайкальске не будут выдавать три дня
Фото пресс-службы Читинской таможни

В течение трех дней, с 25 по 28 февраля разрешения на перевозку грузов в Китай не будут выдавать на территории поселка Забайкальск. Об этом рассказали в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

По информации источника, выдача китайских разрешений не будет производиться в связи с отпуском сотрудника.

Анатолий Якимов
Импорт
2,3 миллиона китайских автомобилей зарегистрировано в России
Фото с сайта wikipedia.org

Агентство «Автостат» подготовило отчет о парке транспортных средств России. По данным статистики каждый пятый автомобиль, зарегистрированный в России – китайского производства.

На 1 января 2025 года в России насчитывалось 2,336 миллиона автомобилей, которые были выпушены в КНР. Это 5% от всех зарегистрированных легковых машин в России.

Редакция
С Днем защитника Отечества!
Фото с сайта pixabay.com

Дорогие мужчины!

Поздравляем вас с Днем защитника Отечества!

Ваша работа — это пример надежности, стратегического мышления и умения находить решения даже в самых сложных логистических задачах. Пусть каждый груз из Китая или обратно приходит точно в срок, проекты воплощаются без помех, а в жизни вас сопровождают здоровье, энергия и благополучие.

Спасибо, что ведете нас к успеху!

Анатолий Якимов
Доля автомобильных перевозок между Россией и Китаем выросла на 70% в 2024 году
Фото с сайта unsplash.com

Вице-премьер России Марат Хуснуллин рассказал о востребованности трассы «Меридиан», которая пройдет по восьми регионам РФ и соединит Белоруссию и Казахстан. Магистраль проектируют Российская холдинговая компания и Сhina National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven. Протяженность автодороги 2 000 километров. Самый длинный участок будет проходить по территории Саратовской области.

Марат Хуснуллин заявил о большой востребованности в этой трассе. Об этом сообщает ТАСС.

– Вообще, я считаю, что проект автомобильной дороги «Меридиан» перспективный. Мы видим рост автомобильных перевозок. По последним оперативным данным, доля перевозок автомобильным транспортом с Китаем увеличилась за 2024 год на 70%, – пояснил вице-премьер.

Он добавил, что Правительство России будет поддерживать проект и строительство трассы «Меридиан». Но это зависит от финансовых возможностей инвестора. 

Анатолий Якимов
Сельскохозяйственный коммерческий банк Суйфэньхэ не принимает платежи через ВТБ Шанхай
Фото с сайта farpost.ru

Эта неделя началась с неприятностей в оплатах за поставки китайских товаров из России. Сельскохозяйственный коммерческий банк Суйффэньхэ – Rural commercial bank of Suifenhe в воскресенье, 16 февраля разослал сообщения клиентам о запрете на входящие и исходящие переводы платежей, если в цепочке присутствует ВТБ-Шанхай. Если запрет будет нарушен, то может произойти отключение интернет-банка.

Эксперты связывают это решение с невозможностью отследить корректного поступления и отправки денежных средств в Китай со всеми возможными негативными последствиями. При этом 70-80% платежей проходят через платежных агентов.

– На клиентов АО «ВЭД Агент» данное решение никак не отразится. Большинство платежей проводится через платежных агентов, либо ВТБ Шанхай – конечная точка в цепочке платежей, – отметила бухгалтер-операционист, валютный контролер АО «ВЭД Агент» Елена Субботина.

Анатолий Якимов
225 тысяч грузовых автомобилей оформили таможенники на МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем
Фото пресс-службы Читинской таможни

В 2024 году через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» проследовало 225 061 грузовых автомобилей. Об этом сообщила пресс-секретарь Читинской таможни Марина Бойко.

По информации ведомства, рост пропуска грузовых транспортных средств на МАПП «Забайкальск» в регионе деятельности Читинской таможни в 2024 году вырос в 1,6 раза по сравнению с 2023 годом.

На въезд в Россию таможенники оформили 136 853 транспортных средства, на выезд из РФ – 88 208. Грузооборот через Международный автомобильный пункта пропуска в прошлом году составил 2,5 миллиона тонн. Импорт в Россию вырос в 1,4 раза, экспорт из РФ – в 3,5 раза, по сравнению с 2023 годом.

Анатолий Якимов
Элитный кофе из Китая можно купить в России
Фото с сайта unsplash.com

Юго-западная провинция Китая Юньань занимает лидирующие позиции кофейной индустрии страны. За несколько лет кофейные предприятия преобразились из поставщиков кофейных зерен зарубежным компаниям до полноценного производства кофе премиум-класса. Это стало возможным благодаря взаимодействию местных властей с предпринимателями.

В провинции Юньань выращивают кофе рода «Арабика» высочайшего качества. Первые зерна здесь вырастили в начале XIX века. Сейчас здесь сосредоточено 98% производства кофе. И все это благодаря уникальному высокогорному климату и плодородным почвам. Провинция Юньань входит в «Золотой кофейный пояс Земли». В 2023 году произвели 146 тысяч тонн плодов кофейного дерева. На протяжении нескольких десятилетий юньаньский кофе сбыл недорогим сырьем для известных брендов.