Слово Эксперта

Иван Синицын: Эффективное взаимодействие с китайцами начинается после понимания духа этой цивилизации

О некоторых нюансах, мешающих продвижению российских компаний в Китае, рассказывает Иван Синицын, директор АВК China Services.
ChinaLogist: Иван, при организации работы российских компаний на китайском рынке с какими трудностями местного законодательства приходится сталкиваться?
Иван Синицын: В части электронной коммерции трудностей как таковых нет. Есть обычная и знакомая нам бюрократия, запутанные инструкции и невнятные пояснения со стороны чиновников. Но для любого российского предпринимателя это не трудность, а рутина. Каких-то ярких барьеров по отношению именно к российским компаниям со стороны Китая мы не встречали.
CL.: Культурный барьер между странами в бизнесе: в чём и как это проявляется?
И.С.: О специфике общения и бизнес-взаимодействия с китайцами написано много книг и материалов. Да, все так, специфики очень много. Китай – «срединная империя» и «поднебесная», и для китайцев это не устаревший речевой оборот. Любой китаец где-то глубоко внутри чувствует себяпредставителем, цивилизации, которой 5 тысяч лет. И эта цивилизация говорит, пишет и мыслит на собственном «уникальном коде», в котором в европейском понимании нет будущего времени и самого слова «нет». Если коротко, то эффективное взаимодействие с китайцами начинается после понимания духа этой цивилизации. При этом китайцы довольно терпимы к непониманию и «странностям» русских. Они многое прощают. Но тот, кто прощает, в их понимании сильнее…
CL.: Какие существуют экономические препятствия, препятствующие развитию российского бизнеса в Китае?
И.С.: Основные препятствия находятся в сфере влияния органов государственной власти. С одной стороны, это жесткое законодательство РФ в части валютного контроля и возврата НДС. С другой стороны – в области достижения взаимных договоренностей по разрешениям на ввоз РФ и КНР различных товаров. За последние месяцы к ним добавился укрепляющийся рубль, который не добавляет экспортерам конкурентоспособности на рынке Китая.
CL.: Может ли российский бизнесмен пробиться на китайский рынок самостоятельно или необходимо привлекать специализированное агентство?
И.С.: Конечно может. Но это будет долго и дорого. Нужен здоровый баланс. Одно агентство-партнер вряд ли сможет качественно закрыть все вопросы. Я бы предложил пойти по пути сужения кругов. Сначала привлечь экспертов и определиться с картиной рынка «широкими мазками». А когда будет понятна стратегия в целом, то имеет смысл подбирать специалистов или партнеров по направлениям или находить такие компании, которые самостоятельно поработали в данных направлениях. Также важно учить собственный персонал, пусть и с помощью привлеченных специалистов на первых порах.
CL.: Опыт, полученный российской компанией, которой удалось закрепиться в Китае – может копироваться или он уникален, нет универсальных приёмов и каждая компания идёт своим путём?
И.С.: Вы правы, у каждого свой путь. Но на нем бывают схожие участки или вопросы. По нашей практике, при оказании довольно схожих сервисных услуг нашим Клиентам, мы все равно каждый раз адаптируем и свою работу и работу нашего Клиента. Нюансы возникают практически на каждом этапе, от логистики, до формата подачи товара в Китае. И иногда при внешней незначительности, учет какой-нибудь мелочи дает существенный эффект или защищает от неожиданных неприятностей.
CL.: Как Вы оцениваете развитие проекта Tmall Global?
И.С.: Tmall Global, как кросс-бордер платформа, объективно является самым успешным проектом в мире. Аналогов просто нет. У проекта много специфики, которую нужно понимать и знать, как с ней работать. От того, как устроены правила внутри самой платформы, до того, как выстроил инфраструктуру из обязательных партеров, с которыми будет нужно работать. Если эту специфику не знать, то при всей внешней привлекательности сотрудничество с ними может не дать хорошего результата. Понимание же позволяет интересно играть на одном из самых крупных -рынках мира.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
ВЭД 2025: Расчеты, логистика и защита интеллектуальной собственности — семинар в Кемерово
Анатолий Якимов
Импорт
Китайские бамбуковые изделия: производство, цены и рост импорта в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Бамбуковые рощи уезда Таоцзян в городе Хунань Центрального Китая, стали важным фактором экономического роста региона. Здесь активно развивается промышленность по переработке бамбука, охватывающая производство продуктов питания, промышленных товаров и строительных материалов. В 2024 году совокупная стоимость продукции отрасли достигла 30 миллиардов юаней.

Анатолий Якимов
Экспорт
Топ-10 российских брендов, покоривших сердца китайских потребителей
Коллаж chinalogist.ru

В последние годы российские товары демонстрируют уверенный рост популярности на китайском рынке. Несмотря на конкуренцию со стороны местных и западных производителей, продукция из России находит своего покупателя в Поднебесной. В чем секрет успеха российских брендов и тех, кто из них пользуется наибольшим доверием? Топ брендов из России представил автор телеграм-канала «Китайский пиарщик». Рейтинг основан на основе личных впечатлений после посещения супермаркетов провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт пива из Китая в Россию вырос на 22% за счет оптимизации таможни Маньчжурии
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Пограничный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» – важный транспортный узел для экспорта китайского пива в Россию. Грузовики с популярным брендом «Харбин» достаточно быстро проходят таможенное оформление и направляются в российский поселок Забайкальск. Это способствует увеличению качественных поставок китайской продукции на российский рынок.

Анатолий Якимов
Владимир Путин поручил обеспечить экспорт российских пеллет в Китай до конца мая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить экспорт отечественных пеллет в Китай. Соответствующее назначение опубликовано на официальном сайте Кремля. Власти должны принять меры для создания условий по продаже пеллет в КНР до 30 мая 2025 года.

Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая может достичь $300 млрд в ближайшие 2-3 года
Фото с сайта ru-cn.org

Товарооборот между Россией и Китаем в 2024 году составил 244,81 миллиарда долларов США, что на 1,9% больше, чем в 2023 году. Однако по итогам четырех месяцев 2025 года этот показатель сократился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 71,12 миллиарда долларов США. Экспорт из России в Китай упал на 9,1%, до 40,31 миллиарда долларов США, а импорт из Китая в Россию сократился на 5,3%, до 30,81 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Китай стал крупнейшим поставщиком пива в Россию: Германия и Чехия позади
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай впервые обогнал Германию и Чехию по объемам экспорта пива в Россию. За первые три месяца 2025 года китайские пивовары отгрузили в РФ пенного напитка на 7,1 миллиона долларов США, что в 1,6 и 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, Германия и Чехия, бывшие лидеры российского рынка импортного пива, сократили поставки почти в пять и три раза соответственно – до 3,8 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Китайские автомобили станут «российскими»: в Калуге начнется выпуск моделей Tenet
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уже этим летом в России может появиться новый отечественный автомобильный бренд - Тенет. Как сообщили представители «АГР Холдинга», выпуск автомобилей под этим брендом происходит на мощных мощностях завода Volkswagen в Калуге. Проект реализуется по проекту специального инвестиционного соглашения между «АГР Холдингом», государственной корпорацией Defetoo и Минпромторгом РФ.

Редакция
Летние перевозки Китай–Россия 2025: разбираем тренды на бесплатном вебинаре
Фото с сайта РБК

27 мая 2025 года в 11:00 (МСК) на платформе ВК Видео ChinaLogist.ru проведет бесплатный вебинар, посвященный ключевым трендам грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне.

Эксперты АО «ВЭД Агент» – руководитель направления аналитики Кристина Паршенко и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина обсудят актуальные вопросы:

  • Изменения логистических маршрутов и рост спроса на определенные направления;
  • Новые таможенные правила, влияющие на сроки и стоимость доставки;
  • Оптимизация перевозок: как избежать простоев и перегруженности коридоров;
  • Реальные кейсы компаний, успешно адаптирующихся к вызовам 2025 года.

Мероприятие будет полезно импортерам, логистам и предпринимателям, работающим с поставками из Китая. Участники получат практические рекомендации и смогут задать вопросы спикерам.

Участие бесплатное, требуется предварительная регистрация.

Дата и время: 27 мая, 11:00 по московскому времени (НСК +4)

Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться.

Не упустите возможность узнать первыми о главных изменениях в логистике Китай–Россия и подготовить бизнес к летнему сезону!

Анатолий Якимов
Более 300 компаний из Китая примут участие в IX Российско-Китайском ЭКСПО в Екатеринбурге
Фото с сайта russiachinaexpo.ru

В Екатеринбурге с 7 по 10 июля 2025 года пройдет IX Российско-Китайское ЭКСПО. Это одно из важнейших событий для развития экономического сотрудничества между Россией и Китаем, которое будет проводить параллельно с международной промышленной выставкой ИННОПРОМ-2025 на площадках «Екатеринбург-ЭКСПО».