Слово Эксперта

Что происходит на границе с Китаем в условиях пандемии коронавируса?

Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для мировой экономики. По мере распространения вируса по континентам можно было наблюдать, как сказывается на ключевых отраслях эта кризисная ситуация, которая стала серьезной проверкой на прочность и жизнеспособность для бизнеса.
Что касается Китая — одного из ключевых торговых партнеров России — обстановка на границе несколько раз кардинально менялась. О том, как развивалась ситуация, и о том, что сейчас происходит на российско-китайской границе, мы пообщались с Максимом Игнатовым, руководителем департамента автоперевозок из Китая компании «ТРАСКО».
Максим, для начала расскажите, что связывает компанию и Китай?
Дело в том, что Китай — это одно из основных направлений деятельности компании. Мы возим сборные грузы из КНР вот уже на протяжении 7 лет. В далеком 2013 году от одного из наших клиентов мы получили запрос на доставку груза из тогда «нового» для нас Китая в Свердловскую область. Выделили машину и для того, чтобы понять всю специфику перевозки, работы пограничных служб, таможенного оформления, я лично вместе с водителем выехал из Читы в Маньчжурию. Начинали мы с комплектных перевозок, а потом все превратилось в отправку полноценных сборных автомобилей в Китай. Но традиция прохождения этого маршрута ключевыми сотрудниками сохранилась. Теперь раз в год один из членов команды обязательно отправляется в рейс с водителем.
А что российские клиенты в основном возят сборными грузами из Китая?
Чаще всего это оборудование и запчасти, продукты химической промышленности и товары народного потребления. Этому всему, конечно, предшествовал большой путь: изначально грузополучатели относились к автомобильной доставке из Китая с некоторым недоверием. Оно и понятно, ведь основными способами доставки из КНР были тогда контейнерные перевозки по железной дороге или по морю. Своей работой нам удалось доказать, что автомобильная доставка — это и выгодно, и рационально с точки зрения затрачиваемого времени. С того момента количество отправляемых авто ежегодно увеличивалось. До начала пандемии мы направляли минимум один сборный автомобиль в день. Но коронавирус внес свои коррективы…
Расскажите, пожалуйста, о том, как развивалась ситуация на китайской границе с момента начала пандемии коронавирусной инфекции и по сегодняшний день?
Первые тревожные «звоночки» прозвучали в середине января, когда китайские фабрики, а потом города и целые провинции стали закрываться в связи со вспышкой новой, не известной ранее инфекции, и начали возникать точечные перебои с забором грузов в Китае. 31 января Россия на 5 дней закрыла границу с КНР. В дальнейшем работа на приграничных пунктах была восстановлена, грузопотоки снова пошли в рост, фабрики по ту сторону границы снова начали открываться. Эта небольшая пауза поспособствовала росту нагрузки на автотранспорт. В таком режиме все функционировало до конца марта. Вирус распространялся дальше, по России и другим странам и в последних числах марта уже КНР ограничила проезд через границу с целью недопущения повторного завоза на территорию страны коронавируса. Изначально ограничения были введены в отношении водителей с определенными категориями виз.
Могли бы вы несколько подробнее остановиться на визовом вопросе? В чем там было дело?
Водители, заезжающие из Забайкальска в Маньчжурию, традиционно оформляли визы категории «М». С 28 марта китайская сторона запретила въезд по ним. Допуск был разрешен только по профессиональной визе категории «С». Процесс получения этих разрешительных документов осложнялся и тем, что китайские консульства были закрыты на карантин. Мы адаптировались к этой внезапной сложности и пользовались услугами водителей-загонщиков. Весьма дорогостоящее удовольствие — заключается в том, что водители с категорией «С» перегоняют автомобиль на китайскую территорию для разгрузки и загрузки.
Наше руководство обращалось в Минтранс, в МИД России с тем, чтобы власти оказали содействие в вопросе получения российскими водителями виз нужной категории. К началу мая, когда консульства КНР вышли с карантина, при содействии наших властей этот вопрос удалось решить и многие водители «ТРАСКО» получили документы категории «С». Однако уже с 5 мая китайская сторона резко ограничила количество въезжающих в страну автомобилей.
Казалось бы, необходимые визы для проезда получены. С чем было связано новое ограничение?
Все то же — боязнь повторного завоза коронавирусной инфекции. Но ситуация приобрела очень серьезные масштабы. На текущий момент в сутки через границу на китайскую территорию заходит максимум 25 автомобилей, причем только рефрижераторы. Это стало проблемой для компаний-владельцев тентованных полуприцепов. В итоге еще в конце апреля очередь на границе Забайкальск-Маньчжурия была более чем в 500 автомобилей. И если до 4 мая автомобили заходили по живой очереди, то теперь очередность заезда регулируют сами китайцы. Таким образом, они сбили цены на грузоперевозки. Более того, в очередь могут попасть только те авто, которые везут обратно определенные категории грузов — это плодовоовощная продукция и товары медицинского назначения. Грузоперевозки остальных категорий товаров фактически остановлены.
Вам удалось как-то адаптироваться к этой форс-мажорной ситуации?
Мы надеемся на скорейшее разрешение этого вопроса через диалог между российскими и китайскими властями. Безусловно, наша основная задача — это обеспечение доставки грузов клиентам. Поэтому начиная с 5 мая, когда автомобили перестали пускать в КНР, грузы со складов в Маньчжурии стали отправлять контейнерами. Но железнодорожный сегмент тоже не может справиться с таким объемом запросов. Поэтому из-за нагрузки возникают сложности с доставкой негабаритных, сборных и температурных грузов российским клиентам.
18 мая произошла первая подвижка — китайцы стали запускать тентованные фуры, правда только на выгрузку. Загрузка исключена. А как вы понимаете, ехать назад пустым — это значит для транспортной компании терпеть серьезные убытки.
Максим, каковы ваши прогнозы, учитывая столь сложную ситуацию для российских грузоперевозчиков на границе с КНР?
Подобная ситуация очень сильно ударяет как по российскому, так и по китайскому бизнесу. Что до российского — я уверен, что какие-то компании, особенно ориентированные исключительно на грузоперевозки с Китаем, будут вынуждены уйти с рынка. Более крупные игроки также ощутят на себе негативное влияние сложившихся обстоятельств. Очень важный момент — это водители-экспедиторы, которые простаивая на границе, не зарабатывают. Это, в свою очередь, влияет на кадровый вопрос. В итоге рынок может столкнуться с оттоком ценных кадров из профессии. Ситуация оказывает комплексное негативное влияние на всех.
Как я и сказал, помимо российского, страдает и китайский бизнес: логистические компании КНР, базирующиеся в той же Маньчжурии, фактически остались без работы, так как они тесно завязаны с российскими коллегами, что простаивают по ту сторону границы. Для вашего понимания: раньше в Маньчжурии грузилось от 100 до 200 машин в сутки (это и рефрижераторы, и тентованные автопоезда). Цифра в 25 рефрижераторов в сутки, которую мы видим сейчас — это ничтожно малое количество автомобилей для поддержания эффективно функционирующего бизнеса. Мы очень надеемся, что ситуация на границе вскоре придет в норму.
Какие в этом плане ожидания у транспортных компаний от государства?
Мы ждем от наших властей помощи в диалоге с китайскими руководителями с целью нормализации пропуска российских грузовых автомобилей через границу КНР. Если китайская сторона опасается повторного завоза к ним коронавирусной инфекции — есть множество способов избежать прямого контакта с российскими водителями-экспедиторами. Например: российская фура заезжает в Китай, расцепляет полуприцеп. Водитель остается в кабине. Полуприцеп подхватывает китайский водитель на своем тягаче и везет его на разгрузку и загрузку, а затем возвращает на приграничную территорию. Там его вновь подсоединяют к автомобилю, в кабине которого ожидает российский водитель, и тот покидает территорию Китая. Пока эта идея зависла в воздухе. Мы очень надеемся, что наши власти смогут прийти к консенсусу. Мы со своей стороны прикладываем максимум усилий и изыскиваем все доступные возможности для обеспечения доставки грузов наших клиентов в этом направлении.
Автор интервью: Артем Барановский, специалист по связям с общественностью компании TRASKO
Специально для ChinaLogist
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Работа
Более 20 вакансий открыты в АО «ВЭД Агент»

АО «ВЭД Агент» в этом году отмечает 20-летний юбилей. За это время компания стала одной из ведущих за Уралом в сфере внешнеэкономической деятельности. Каждый месяц компания активно растет, расширяет команду и ищет талантливых и амбициозных людей.

По данным портала по поиску работы hh.ru сейчас в АО «ВЭД Агент» открыто более 20 вакансий.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российские сыры и молочная продукция поедут в Китай по сниженным пошлинам
Фото с сайта uinsplash.com

Таможенная тарифная комиссия Госсовета КНР опубликовала список из 8960 позиций экспортно-импортных товаров, которых коснется изменение пошлин. Это говорит о стратегическом подходе к экономике.

По информации сайта milknet.ru, корректировки тарифов на ключевые товары: пшеница, сахар останутся минимальными. Однако на молочную продукцию пошлины снизят: на обработанные сыры – с 12% до 8%, на порошковые сыры – до 15%, на сыворотку с 6% до 2%, на детские смеси с 15% до 5%. На молочные продукты для медицинского питания будут нулевыми.

В тоже время с 12% до 20% вырастут пошлины на сиропы и смешанные порошки с высоким сахарным содержанием.

По оценке специалистов, изменения связаны со внутренними изменениями в производстве и предпочтениями потребителей, а также обязательствам КНР присутствия в ВТО. Рост пошлин на сахар приведет к повышению цен и изменению потребительских привычек. 

Анатолий Якимов
Экспорт
Страхование российских экспортеров на зарубежных рынках усилят
Фото с сайта unsplash.com

Страховая защита российских компаний, которые работают на рынках с высокими рисками – недружественных стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и других, должна быть усилена. Об этом сообщает РБК.

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать меры по усилению страховой защиты компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью на рынках с высокой долей риска. Поручение должно исполнено до 14 марта 2025 года. Исполнителями выступают Председатель Правительства России Михаил Мишустин и генеральный директор «Российского экспортного центра» Вероника Никишина. Кроме того, ответственность за исполнение поручения также возложены на Министерство промышленности и торговли РФ.

Анатолий Якимов
Финансы
США частично сняли санкции с некоторых российских банков
Фото с сайта unsplash.com

Девять российских банков и страховая компания «Ингосстарх» могут проводить операции с США. Об этом сообщает РИА-Новости со ссылкой на Министерство финансов Соединенных штатов Америки.

Банки «Санкт-Петербург», «Зенит», ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, «Альфа-Банк», Сбербанк, Совкомбанк, «Росбанк» и страховая компания «Ингосстрах» могут частично проводить операции с США.

«За исключением случаев, предусмотренных в пункте (b) настоящей генеральной лицензии, все транзакции, запрещенные исполнительным указом 13662, в которых участвуют одно или несколько заблокированных лиц… разрешены», – указано в документе.

Анатолий Якимов
Импорт
Российско-китайский концерн купит в КНР автозапчасти на 100 миллионов долларов США
Фото с сайта unsplah.com

В городе Суйфеньхэ провинции Хэйлунцзян состоялась встреча представителей совместного российско-китайского концерна «Тянья» с предпринимателями города. В рамках визита состоялось подписание соглашения о закупке автомобильных запчастей. Об этом сообщил медиацентр города Суйфэньхэ.

В течение 2025 года российская сторона приобретет запчасти на автомобили на сумму 100 миллионов долларов США и экспортирует в Китай продукты питания на 500 тысяч долларов США. Запчасти будет экспортировать инвестиционная корпорация «Цайцзин» и торговая компания «Сюнфэй».

Первая партия автозапчастей отправится в Россию в ближайшее время. Ее стоимость 15 миллионов долларов США.

Анатолий Якимов
Китай занял третье место по экспорту подсолнечного масла из России
Фото АО «ВЭД Агент»

В 2024 году Россия экспортировала свыше 5,7 миллиона том подсолнечного масла на зарубежные рынки. Впервые годовой объем экспорта превысил планку в 5 миллионов тонн. Показатель вырос на 31% в физическом выражении по сравнению с 2023 годом. Об этом рассказали в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Минсельхоза РФ.

Первое место по экспорту подсолнечного масла из России заняла Индия с объемом более 2,2 миллиона тонн – 39%. По сравнению с предыдущим годом вывоз продукции вырос в 2,4 раза. Наибольший объем зафиксировали в октябре, когда РФ поставила в Индию более 320 тысяч тонн. На втором месте – Турция с показателем 840 тысяч тонн. Рост составил 1,5 раза.

Анатолий Якимов
Пиво из Китая заменит европейское
Фото с сайта unsplash.com

С 1 января на пиво начали действовать новые таможенные пошлины на алкоголь из недружественных стран, которые выросли в 10 раз с 10 центов до 1 евро за 1 литр алкогольной продукции. Эксперты уверены, что цена пенного напитка из Бельгии, Германии и Чехии увеличится в два раза.

Пиво из Европы станет и большинство ритейлеров откажутся от закупок. Под удар попадают владельцы баров. На смену европейским напиткам придет китайские. В 2024 году Китай вошел в тройку лидеров по импорту пива в Россию. Рост импорта из Поднебесной составил 1,5 раза. На первом месте была продукция из Германии, на втором – из Чехии.

Анатолий Якимов
44 организации Кузбасса аттестованы в качестве хранителей зерна для экспорта в КНР
Фото пресс-службы Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора

Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора провело 24 аттестационных мероприятий в 2024 году на право экспорта зерновых и бобовых культур в Китайскую Народную Республику. Сельхозтоваропроизводители подавали в ведомство заявления через интерфейс системы «Цербер». Проверенная зерновая продукция соответствует фитосанитарным требованиям и не имеет вредных организмов, которые попадают под карантинные ограничения для КНР. Восемь предприятий получили разрешения на вывоз ячменя, гороха, пшеницы от Главного таможенного управления Китая.

За пять лет, с 2020 по 2024 год КНР аттестовало 59 сельхозпредприятий, которые выращивают горох, гречиху, лен, овес, пшеницу и другие культуры. При этом, у 44 есть статус хранителя, что дает право на экспорт зерновых и бобовых в Китай.

Анатолий Якимов
Максимальные штрафы за уклонение от уплаты таможенных платежей вырастут в 2,5 раза
Фото с сайта pikabu.ru

Министерство юстиции РФ подготовило законопроект, согласно которому наказание за экономические преступления вырастут кратно. В ведомстве отметили, что размер штрафов не менялся с 2023 года.

Изменения в Уголовный Кодекс РФ вынесены на общественные обсуждения. Нововведения касаются ужесточения наказаний по 36 составам экономических преступлений. Инициатором выступило Министерство юстиции России.

Анатолий Якимов
БРИКС запустили межгосударственный маркетплейс
Фото с сайта unsplash.com

10 января стало известно о старте работы международного маркетплейса BRICS MARKET, который представляет единый маркетплейс стран БРИКС. На площадке продают витамины, БАДы, спортивное питание и косметику. По информации сайта telesputnik.ru товар доставляют Россию, Индию, Бразилию, Китай и другие страны объединения.

Эксперты уверены, что маркетплейс создаст конкуренцию Amazon и AliExpress. Платформу создали по инициативе Президента России Владимира Путина для поддержки национальных экономик и стран глобального Юга и Востока. Ассортимент товаров не большой, но он будет постепенно увеличиваться.