Анатолий Якимов

Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Во-первых, стоимость технического обслуживания и ремонта грузовиков в России примерно в 1,5 раза выше, чем в Китае, а также значительно дороже рабочая сила. Это приводит к тому, что российские перевозчики, особенно малые и средние компании с лизинговыми грузовиками, испытывают финансовые трудности, вплоть до банкротств. Эксперт по импорту из Китая Андрей Брицко в интервью на сайте «РЖД Партнер» отметил, что китайские перевозчики, получившие доступ к российскому рынку, используют более дешевое обслуживание в Китае и демпингуют цены, что снижает рентабельность российских компаний и угрожает закрытием бизнеса.

Кроме того, китайские транспортники нередко занимаются каботажем на территории России, что официально запрещено, но фактически снижает цены на внутренние перевозки. Для грузоотправителей это выгодно, так как снижает себестоимость товаров, однако для российских перевозчиков ситуация катастрофическая.

В то же время российские компании активно используют возможность технического обслуживания в Китае, что помогает снизить затраты и повысить конкурентоспособность на международных маршрутах.

На фоне этих изменений в 2025 году логистический рынок ожидает дальнейшая цифровизация процессов: внедрение онлайн-регистрации разрешений и обязательное применение государственных систем электронного документооборота (ЭДО) призваны повысить прозрачность и эффективность перевозок.

Планируемое строительство и модернизация железнодорожных линий между странами также создаст новые возможности для развития грузоперевозок, хотя в краткосрочной перспективе вызовет дополнительные затраты и сложности.

Эксперты сходятся во мнении, что выживет на рынке не самая сильная, а наиболее приспособившаяся компания. В условиях агрессивной конкуренции с китайскими перевозчиками российским компаниям необходимо искать новые стратегии оптимизации и цифровизации бизнеса, чтобы сохранить позиции на рынке.

Квоты на въезд российских грузовиков в Китай в 2025 году уменьшились до 132 тысяч разрешений, что ниже показателей 2024 года (148 тысяч), несмотря на высокий спрос со стороны российских перевозчиков. Китайская сторона выделила 102 тысячи разрешений для своих перевозчиков на въезд в Россию, что также меньше, чем в предыдущем году.

В России продолжается активное внедрение цифровых технологий в логистике: с 2022 года действует обязательная система ЭДО, а в 2025 году введена онлайн-регистрация разрешений на перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

В конце мая депутаты Государственной Думы России в третьем чтении приняли закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», который ужесточает контроль и приводит к цифровизации в отрасли. Документом предусмотрено создание нового реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог» и его поэтапное внедрение с 2025 по 2026 год.

Как отметил руководитель направления автоперевозок АО «ВЭД Агент» Игорь Сафрошкин, введение электронного транспортного документооборота и регистрация экспедиторов в реестре, безусловно приведет к повышению безопасности перевозок. С рынка уйдут фирмы-однодневки. Однако это отразится на стоимости грузоперевозок – они будут расти. В тоже время с 1 сентября разрешают выполнять каботажные перевозки транспортными компаниями из стран ЕАЭС, в которых осуществляется планомерная поддержка национальных перевозчиков – различными льготами на ввоз ТС и низкими лизинговыми ставками 0-17%, в зависимости от производителя ТС и нашими 25-30%.

Мы рискуем угробить отрасль перевозок вкупе с производством грузового автотранспорта. В последнее время наблюдается отказ перевозчиков от лизинга машин, оформленных в 2023-2024г. Ситуация до боли напоминает лихие 90-е по уровню налоговой и финансовой нагрузки на перевозчиков, кроме главного уровня ставок и закрытости рынка для иностранцев, – считает Игорь Сафрошкин.

Он добавил, что введение электронного документооборота должно привести к вымыванию с рынка транспортных услуг низкоквалифицированных сотрудников и предприятий, что нельзя не поддерживать.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Финансы
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Экспорт
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.