
В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.
Во-первых, стоимость технического обслуживания и ремонта грузовиков в России примерно в 1,5 раза выше, чем в Китае, а также значительно дороже рабочая сила. Это приводит к тому, что российские перевозчики, особенно малые и средние компании с лизинговыми грузовиками, испытывают финансовые трудности, вплоть до банкротств. Эксперт по импорту из Китая Андрей Брицко в интервью на сайте «РЖД Партнер» отметил, что китайские перевозчики, получившие доступ к российскому рынку, используют более дешевое обслуживание в Китае и демпингуют цены, что снижает рентабельность российских компаний и угрожает закрытием бизнеса.
Кроме того, китайские транспортники нередко занимаются каботажем на территории России, что официально запрещено, но фактически снижает цены на внутренние перевозки. Для грузоотправителей это выгодно, так как снижает себестоимость товаров, однако для российских перевозчиков ситуация катастрофическая.
В то же время российские компании активно используют возможность технического обслуживания в Китае, что помогает снизить затраты и повысить конкурентоспособность на международных маршрутах.
На фоне этих изменений в 2025 году логистический рынок ожидает дальнейшая цифровизация процессов: внедрение онлайн-регистрации разрешений и обязательное применение государственных систем электронного документооборота (ЭДО) призваны повысить прозрачность и эффективность перевозок.
Планируемое строительство и модернизация железнодорожных линий между странами также создаст новые возможности для развития грузоперевозок, хотя в краткосрочной перспективе вызовет дополнительные затраты и сложности.
Эксперты сходятся во мнении, что выживет на рынке не самая сильная, а наиболее приспособившаяся компания. В условиях агрессивной конкуренции с китайскими перевозчиками российским компаниям необходимо искать новые стратегии оптимизации и цифровизации бизнеса, чтобы сохранить позиции на рынке.
Квоты на въезд российских грузовиков в Китай в 2025 году уменьшились до 132 тысяч разрешений, что ниже показателей 2024 года (148 тысяч), несмотря на высокий спрос со стороны российских перевозчиков. Китайская сторона выделила 102 тысячи разрешений для своих перевозчиков на въезд в Россию, что также меньше, чем в предыдущем году.
В России продолжается активное внедрение цифровых технологий в логистике: с 2022 года действует обязательная система ЭДО, а в 2025 году введена онлайн-регистрация разрешений на перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
В конце мая депутаты Государственной Думы России в третьем чтении приняли закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», который ужесточает контроль и приводит к цифровизации в отрасли. Документом предусмотрено создание нового реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог» и его поэтапное внедрение с 2025 по 2026 год.
Как отметил руководитель направления автоперевозок АО «ВЭД Агент» Игорь Сафрошкин, введение электронного транспортного документооборота и регистрация экспедиторов в реестре, безусловно приведет к повышению безопасности перевозок. С рынка уйдут фирмы-однодневки. Однако это отразится на стоимости грузоперевозок – они будут расти. В тоже время с 1 сентября разрешают выполнять каботажные перевозки транспортными компаниями из стран ЕАЭС, в которых осуществляется планомерная поддержка национальных перевозчиков – различными льготами на ввоз ТС и низкими лизинговыми ставками 0-17%, в зависимости от производителя ТС и нашими 25-30%.
– Мы рискуем угробить отрасль перевозок вкупе с производством грузового автотранспорта. В последнее время наблюдается отказ перевозчиков от лизинга машин, оформленных в 2023-2024г. Ситуация до боли напоминает лихие 90-е по уровню налоговой и финансовой нагрузки на перевозчиков, кроме главного уровня ставок и закрытости рынка для иностранцев, – считает Игорь Сафрошкин.
Он добавил, что введение электронного документооборота должно привести к вымыванию с рынка транспортных услуг низкоквалифицированных сотрудников и предприятий, что нельзя не поддерживать.