Анатолий Якимов
Экспорт

Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии

Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Новая экономическая экосистема

Маньчжурия создала комплексную экосистему, где транзитные грузы не просто проходят через границу, а подвергаются глубокой переработке, что значительно увеличивает добавленную стоимость и стимулирует развитие всего приграничного региона. Это подтверждается ростом товарооборота с Россией: за первые четыре месяца 2025 года он увеличился на 19,2%, достигнув 432,273 миллиарда рублей, при этом импорт из Маньчжурии в Россию вырос на 19,6%, а экспорт из России в Китай — на 18,6%.

Три ключевых фактора успеха

Инфраструктурная синергия

Маньчжурия оснащена железнодорожными терминалами с колеей 1520 мм, что обеспечивает беспрепятственный транзит российских грузов. Недавнее расширение международного грузового парка увеличило мощность перевалки контейнеров вдвое — с 420 до 840 TEU в сутки, что существенно ускоряет логистику и снижает время обработки грузов в 2,5 раза по сравнению с другими переходами.

Гибкое регулирование и таможенные льготы

Введены специальные таможенные квоты на «пограничную переработку», что позволяет компаниям оптимизировать издержки. Например, «Синьфэн Грейн» ежегодно импортирует из России около миллиона тонн зерна, а «Manzhouli Wood Group» преобразует российский лес в мебель с добавленной стоимостью до 300%.

Баланс государственного и частного секторов

Средний бизнес контролирует 70% перерабатывающих мощностей, создавая конкурентную среду. Крупные стратегические проекты, такие как «Маньчжоули-2» с инвестициями в 3,5 миллиарда юаней, реализуются в формате государственно-частного партнерства, что обеспечивает устойчивое развитие и инновации.

Четыре столпа промышленного развития

Под руководством Бай Юньпэна, секретаря парткома промзоны, промышленность Маньчжурии сосредоточена на нескольких отраслях.

Деревообработка

Полный цикл от бревна до мебели с экспортом в ЕС и Азиатско-Тихоокеанский регион, с объемом сырья до 10 миллионов кубических метров в год.

Агропереработка

Производство 140 тысяч тонн продукции, включая растительное масло и комбикорма.

Производство удобрений

Ежегодно выпускается 15 тысяч тонн калийных удобрений, важных для китайского сельского хозяйства.

Нефтегазовая переработка

Создание комплексных производств вместо простого транзита сырья.

Фото медиацентра города Маньчжурии

«Маньчжоули-2»: инвестиции в будущее

Вторая очередь промышленной зоны включает нефтеперерабатывающий комплекс мощностью 5 миллионов тонн в год, распределительный центр сельхозпродукции для Северного Китая и инновационный полигон для российско-китайских стартапов в области «зеленой» энергетики.

Опыт Маньчжурии демонстрирует, что приграничные территории могут стать центрами создания добавленной стоимости, а не просто транзитными пунктами. Ключ к успеху — синхронизация инфраструктурных стандартов, упрощённые экономические режимы и поддержка среднего бизнеса. Это приносит выгоду всем сторонам: китайские предприятия получают сырье, российские поставщики — стабильный сбыт, а местные жители — рабочие места и развитие региона.

Маньчжурия становится опорным регионом российско-китайской торговли, вовлекая в экономический процесс сопредельные территории Забайкалья и стимулируя интеграцию в рамках инициативы «Пояс и путь».

 

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Импорт
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.