Слово Эксперта

Что происходит на рынке контейнерных перевозок?

Автор: Кристина Паршенко, ведущий специалист по логистике АО «ВЭД Агент»
Совсем недавно мы обсуждали возможные сценарии развития ситуации на рынке мировых контейнерных перевозок после китайского Нового года. Конечно же, актуальным и открытым на данный момент является вопрос: подтвердились ли наши ожидания, улучшилась ли ситуация с дефицитом мест и контейнеров?
Морские перевозки
Осенью 2020 года морской транспорт столкнулся с дефицитом контейнеров и мест на судах при перевозках из Китая, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии.
Дефицит был вызван несколькими причинами. Во-первых, когда пандемия в азиатских странах перестала распространяться в таких широких масштабах, а фабрики и заводы возобновили производство, резкими темпами стал расти объем экспорта азиатских стран, особенно экспорт в США — после затишья в период карантина. Вместе с тем, ситуация, связанная с распространением короновируса в других странах, в том числе в Европе и США, продолжала развиваться в негативном ключе, и производство в некоторых странах либо было прекращено, либо снизило свои объемы.
Следовательно, имела место неравномерность потоков: экспорт из Китая стал намного больше, чем импорт в Китай, что повлияло на срок возврата контейнера обратно в страны Азии для дальнейшей загрузки.
Во-вторых, некоторые перевозчики сократили часть рейсов в период снижения деловой активности: контейнеровозы были сняты с маршрутов, и во время резкого скачка потребностей в перевозках это также отразилось на нехватке мест на судах.
Такая нехватка мест, контейнеров повлекла за собой увеличение ставки фрахта. Линии с интервалом в неделю пересматривали ставки в сторону увеличения. И, в конечном итоге, по некоторым направлениям рост произошел в два, три и даже в 10 раз. Обращаю внимание, что в связи с нестабильностью стоимости морского фрахта ставки на морскую перевозку применяются сейчас строго по дате выхода судна.
Шанхайский индекс контейнерных перевозок дает понимание, какими темпами была увеличена стоимость перевозок с порта Шанхай.
Индекс доступности 40HC контейнеров в Шанхае в конце 2020 года. Величина, отображающая обеспечение контейнеров под загрузку грузов на 90-100%, равна 0,5. В конце декабря 2020 года, под Новый год, это значение было уже 0,29. На 49-й неделе 2020 года индекс доступности был близок к нулевому значению. Также на данном графике наглядно видно, насколько резко буквально за 4 недели ухудшилась ситуация и как она отличатся от 2019 года.
В конце 2020 года прогнозировалось, что данная ситуация улучшится после китайского Нового Года, когда продукция, произведенная в странах Азии, будет отгружаться минимальными объемами, к тому же, будет новое поступление порожних контейнеров.
И вот китайскими праздники прошли, и давайте разберемся, есть ли изменения, улучшилась ли ситуация.
Резкого изменения и возврата к уровню конца лета – начала осени не произошло: ставки остаются на прежнем высоком уровне. Но, вместе с тем, ряд перевозчиков сократили стоимость фрахта, но, к сожалению, без гарантий обеспечения мест под эти ставки. Буквально накануне произошло изменение ставок у одного из крупных морских перевозчиков на рейсы с выходом в ближайшие две недели. Большинство перевозчиков оставили прежние ставки до 14 марта, и, возможно, уже после этой даты будет намечен вектор на изменение ситуации.
Также второй момент: дефицит мест и контейнеров на судне по-прежнему существует, и он ощущается в особенности по крупным портам Китая. К счастью, прием букировок на SOC отправки с собственным контейнером большинство линий не прекратило, поэтому наша компания «ВЭД Агент», чтобы минимизировать влияние дефицита линейных контейнеров для наших клиентов, увеличила парк контейнеров в нашем оперативном управлении.
В стесненных и нестабильных условиях важно быть гибкими и мобильными, а для этого необходимо иметь в арсенале большое количество вариантов перевозки для подбора из них лучшего. Поэтому наша компания, в том числе, напрямую сотрудничает с морскими линиями, перевозчиками, что позволяет иметь несколько вариантов перевозок с возможностью выбора наиболее оптимального варианта по необходимым клиенту параметрам.
Еще один тренд, который наблюдается на данный момент — это высокая загруженность портов Пусан и Восточный. Буквально две недели назад очередность и накопление судов, прибывших на терминал порта Восточный, была такой большой, что ожидание выгрузки контейнеров с судна на терминал составляла до 2 недель. Сейчас уже портом Восточный предприняты действия для устранения данной проблемы, но ожидание выгрузки после подхода судна также может в среднем быть 4-5 дней. Конечно, это большие убытки для судоходных компаний, поэтому, понимая это, часть рейсов было снято с маршрута по короткому плечу Пусан – Восточный, и часть контейнеров было оставлено в Пусане, и без этого интенсивно загруженном работой. Поэтому, к сожалению, если маршрут контейнера проходит через порт траншипмента Пусан, возможны также увеличение сроков морской доставки в связи с дополнительным нахождением его в Пусане.
Автоперевозки
Из Европы автоперевозки идут в регулярном режиме, с некоторыми возможными увеличениями сроков доставки в связи с дополнительными введенными санитарными мерами.
Что же происходит с отправками из Китая? Здесь у нас есть хорошие новости, а именно: в очень ограниченном режиме, но все-таки возобновлено автомобильное сообщение через пограничный переход Маньчжурия – Забайкальск. В сутки разрешено проезжать определенному фиксированному количеству машин, которые могут пересекать этот пограничный переход. Также изменилась технология работы, которая подразумевает отсутствие прямого контакта между людьми и отсутствие заезда российской машины в сам город Маньчжурия. Российская машина заезжает на специально отведенную территорию, неподалеку от Манчжурии, оставляет свой полуприцеп, куда будет в дальнейшем погружен груз, затем тягач с российским водителем уезжает. После тягач с китайской стороны приезжает за полуприцепом, приезжает с ним на склад, где находится груз. После погрузки он возвращает полуприцеп уже с загруженным грузом в специально отведенную зону, где полуприцеп забирает уже российская машина.
Основном, что нужно понимать об автомобильных перевозках в сообщении Китая с Россией: да мы говорим о том, что у нас открыта граница, но при этом ограничения в заезде и обеспечение доступности только примерно на 5-10% от перевозимого ранее объема увеличивают стоимость такой перевозки. В случае если груз уже готов быть отгружен на автотранспорт, а квот — ограниченное количество, это может увеличить срок ожидания перевозки. Поэтому в качестве альтернативного варианта мы предлагали и предлагаем сейчас более частые сборные отправки контейнеров с доставкой через порты Дальнего Востока.
Железнодорожные перевозки
Что касается железнодорожных контейнерных перевозок, здесь хочется отметить, что часть грузов с морского, автомобильного транспорта была переориентирована на железнодорожный вид транспорта, и при этом здесь также возникали более продолжительные ожидания на пограничных переходах Забайкальск, Наушки, а также испытывала проблемы ст. Ворсино. Но сейчас ситуация стабилизировалась. Здесь только можно отметить, что с момента готовности груза до момента отправки может пройти от недели до трех в зависимости от направления.
Авиаперевозки
Завершить я хотела бы кратким обзором ситуации с авиаперевозками. Наблюдается положительная динамика: прямых рейсов из Китая в Москву открывается все больше. Что касается Новосибирска, то пока из Китая остается ограниченное количество прямых рейсов по сравнению с ситуацией до короновируса.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Популярные умные игрушки с ИИ для детей: тренды из Китая в России
Фото с сайта freepik.com

В Китае наблюдается бум продаж игрушек на основе искусственного интеллекта (ИИ): в первой половине 2025 года они выросли в шесть раз по сравнению с предыдущим периодом, а годовой прирост превысил 200%, согласно данным платформы JD.com, сообщило издание «Хуаньцюван». В России импорт игрушек из Китая, включая модели с ИИ, за первые девять месяцев 2025 года достиг 950 млн долларов США с ростом на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что подтверждают данные chinalogist.ru. Это отражает растущий спрос на развивающие гаджеты, где продажи таких игрушек в РФ увеличились на 35%.

Анатолий Якимов
Импорт
Лучшие подарки из Китая для мужчин всех возрастов: закупка оптом в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китайские производители предлагают огромный выбор практичных и стильных подарков для мужчин всех возрастов, идеальных не только для 23 февраля, но и для дней рождения или других праздников. Эти товары сочетают доступные цены, высокое качество и современный дизайн, что делает их хитом среди оптовых закупщиков в России. Закупая оптом на платформах вроде 1688.com, бизнес может получить маржу до 200-300% при перепродаже.

Анатолий Якимов
Импорт
В Свердловскую область импортировали 17 тонн ананасов из Китая перед Новым годом
Фото с сайта freepik.com

Россельхознадзор усиливает фитосанитарный контроль за импортом ананасов из Китая в регионы России, допуская к реализации чистые партии и блокируя зараженные. Недавние случаи в Свердловской области и других регионах России подчеркивают растущий объем поставок экзотических фруктов перед новогодними праздниками.

Анатолий Якимов
Финансы
Технологический импорт из КНР: Борис Титов призвал создать фонд в 3 триллиона рублей
Фото с официального ТГ-канала Бориса Титова

Специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для устойчивого развития и глава Координационного совета Института экономики роста имени Столыпина Борис Титов предложил создать фонд в юанях объемом не менее 3 триллионов рублей для стимулирования технологического импорта. Идея направлена на преодоление инвестиционной паузы в российской экономике и балансировку торговли с Китаем. Это заявление он сделал во время пресс-конференции.

Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.