Слово Эксперта

Что происходит на рынке контейнерных перевозок?

Автор: Кристина Паршенко, ведущий специалист по логистике АО «ВЭД Агент»
Совсем недавно мы обсуждали возможные сценарии развития ситуации на рынке мировых контейнерных перевозок после китайского Нового года. Конечно же, актуальным и открытым на данный момент является вопрос: подтвердились ли наши ожидания, улучшилась ли ситуация с дефицитом мест и контейнеров?
Морские перевозки
Осенью 2020 года морской транспорт столкнулся с дефицитом контейнеров и мест на судах при перевозках из Китая, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии.
Дефицит был вызван несколькими причинами. Во-первых, когда пандемия в азиатских странах перестала распространяться в таких широких масштабах, а фабрики и заводы возобновили производство, резкими темпами стал расти объем экспорта азиатских стран, особенно экспорт в США — после затишья в период карантина. Вместе с тем, ситуация, связанная с распространением короновируса в других странах, в том числе в Европе и США, продолжала развиваться в негативном ключе, и производство в некоторых странах либо было прекращено, либо снизило свои объемы.
Следовательно, имела место неравномерность потоков: экспорт из Китая стал намного больше, чем импорт в Китай, что повлияло на срок возврата контейнера обратно в страны Азии для дальнейшей загрузки.
Во-вторых, некоторые перевозчики сократили часть рейсов в период снижения деловой активности: контейнеровозы были сняты с маршрутов, и во время резкого скачка потребностей в перевозках это также отразилось на нехватке мест на судах.
Такая нехватка мест, контейнеров повлекла за собой увеличение ставки фрахта. Линии с интервалом в неделю пересматривали ставки в сторону увеличения. И, в конечном итоге, по некоторым направлениям рост произошел в два, три и даже в 10 раз. Обращаю внимание, что в связи с нестабильностью стоимости морского фрахта ставки на морскую перевозку применяются сейчас строго по дате выхода судна.
Шанхайский индекс контейнерных перевозок дает понимание, какими темпами была увеличена стоимость перевозок с порта Шанхай.
Индекс доступности 40HC контейнеров в Шанхае в конце 2020 года. Величина, отображающая обеспечение контейнеров под загрузку грузов на 90-100%, равна 0,5. В конце декабря 2020 года, под Новый год, это значение было уже 0,29. На 49-й неделе 2020 года индекс доступности был близок к нулевому значению. Также на данном графике наглядно видно, насколько резко буквально за 4 недели ухудшилась ситуация и как она отличатся от 2019 года.
В конце 2020 года прогнозировалось, что данная ситуация улучшится после китайского Нового Года, когда продукция, произведенная в странах Азии, будет отгружаться минимальными объемами, к тому же, будет новое поступление порожних контейнеров.
И вот китайскими праздники прошли, и давайте разберемся, есть ли изменения, улучшилась ли ситуация.
Резкого изменения и возврата к уровню конца лета – начала осени не произошло: ставки остаются на прежнем высоком уровне. Но, вместе с тем, ряд перевозчиков сократили стоимость фрахта, но, к сожалению, без гарантий обеспечения мест под эти ставки. Буквально накануне произошло изменение ставок у одного из крупных морских перевозчиков на рейсы с выходом в ближайшие две недели. Большинство перевозчиков оставили прежние ставки до 14 марта, и, возможно, уже после этой даты будет намечен вектор на изменение ситуации.
Также второй момент: дефицит мест и контейнеров на судне по-прежнему существует, и он ощущается в особенности по крупным портам Китая. К счастью, прием букировок на SOC отправки с собственным контейнером большинство линий не прекратило, поэтому наша компания «ВЭД Агент», чтобы минимизировать влияние дефицита линейных контейнеров для наших клиентов, увеличила парк контейнеров в нашем оперативном управлении.
В стесненных и нестабильных условиях важно быть гибкими и мобильными, а для этого необходимо иметь в арсенале большое количество вариантов перевозки для подбора из них лучшего. Поэтому наша компания, в том числе, напрямую сотрудничает с морскими линиями, перевозчиками, что позволяет иметь несколько вариантов перевозок с возможностью выбора наиболее оптимального варианта по необходимым клиенту параметрам.
Еще один тренд, который наблюдается на данный момент — это высокая загруженность портов Пусан и Восточный. Буквально две недели назад очередность и накопление судов, прибывших на терминал порта Восточный, была такой большой, что ожидание выгрузки контейнеров с судна на терминал составляла до 2 недель. Сейчас уже портом Восточный предприняты действия для устранения данной проблемы, но ожидание выгрузки после подхода судна также может в среднем быть 4-5 дней. Конечно, это большие убытки для судоходных компаний, поэтому, понимая это, часть рейсов было снято с маршрута по короткому плечу Пусан – Восточный, и часть контейнеров было оставлено в Пусане, и без этого интенсивно загруженном работой. Поэтому, к сожалению, если маршрут контейнера проходит через порт траншипмента Пусан, возможны также увеличение сроков морской доставки в связи с дополнительным нахождением его в Пусане.
Автоперевозки
Из Европы автоперевозки идут в регулярном режиме, с некоторыми возможными увеличениями сроков доставки в связи с дополнительными введенными санитарными мерами.
Что же происходит с отправками из Китая? Здесь у нас есть хорошие новости, а именно: в очень ограниченном режиме, но все-таки возобновлено автомобильное сообщение через пограничный переход Маньчжурия – Забайкальск. В сутки разрешено проезжать определенному фиксированному количеству машин, которые могут пересекать этот пограничный переход. Также изменилась технология работы, которая подразумевает отсутствие прямого контакта между людьми и отсутствие заезда российской машины в сам город Маньчжурия. Российская машина заезжает на специально отведенную территорию, неподалеку от Манчжурии, оставляет свой полуприцеп, куда будет в дальнейшем погружен груз, затем тягач с российским водителем уезжает. После тягач с китайской стороны приезжает за полуприцепом, приезжает с ним на склад, где находится груз. После погрузки он возвращает полуприцеп уже с загруженным грузом в специально отведенную зону, где полуприцеп забирает уже российская машина.
Основном, что нужно понимать об автомобильных перевозках в сообщении Китая с Россией: да мы говорим о том, что у нас открыта граница, но при этом ограничения в заезде и обеспечение доступности только примерно на 5-10% от перевозимого ранее объема увеличивают стоимость такой перевозки. В случае если груз уже готов быть отгружен на автотранспорт, а квот — ограниченное количество, это может увеличить срок ожидания перевозки. Поэтому в качестве альтернативного варианта мы предлагали и предлагаем сейчас более частые сборные отправки контейнеров с доставкой через порты Дальнего Востока.
Железнодорожные перевозки
Что касается железнодорожных контейнерных перевозок, здесь хочется отметить, что часть грузов с морского, автомобильного транспорта была переориентирована на железнодорожный вид транспорта, и при этом здесь также возникали более продолжительные ожидания на пограничных переходах Забайкальск, Наушки, а также испытывала проблемы ст. Ворсино. Но сейчас ситуация стабилизировалась. Здесь только можно отметить, что с момента готовности груза до момента отправки может пройти от недели до трех в зависимости от направления.
Авиаперевозки
Завершить я хотела бы кратким обзором ситуации с авиаперевозками. Наблюдается положительная динамика: прямых рейсов из Китая в Москву открывается все больше. Что касается Новосибирска, то пока из Китая остается ограниченное количество прямых рейсов по сравнению с ситуацией до короновируса.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 трендовых товаров из Китая для россиян в ноябре 2025
Коллаж из фото с официального сайта торговой сети DNS

В ноябре 2025 россияне на Taobao, Tmall и JD активно искали конкретные гаджеты, косметику и товары для дома, особенно после распродаж в День холостяка – 11.11. Chinalogist выяснил какие товары были наиболее популярные у россиян. Цены указаны по курсу ЦБ РФ на 1 декабря 2025 года – 10,99 рубля за 1 юань

Анатолий Якимов
Импорт
Транзит из Китая в Россию через Казахстан под контролем: новые договоренности по нелегальному импорту
Фото с официального сайта Президента России

Президенты России Владимир Путин и Казахстана Касым-Жомарт Токаев договорились о совместных мерах против «черного» импорта китайских товаров через Казахстан в РФ, включая усиление таможенного контроля и декларирование стоимости грузов. Ранее на российско-казахстанской границе возникла пробка из грузовиков без документов, в связи с провероками. Стороны согласовали «зеленый коридор» с минимальной уплатой пошлин для разблокировки очереди, гарантируя отсутствие будущих задержек.

Елена Каспирович
Цифровую трансформацию таможенной службы обсуждают в Новосибирске
Фото: закодированная ссылка на опрос Сибирского таможенного управления

Более 150 представителей бизнеса, госструктур и таможенных органов приняли участие в заседании консультативного совета при Сибирском таможенном управлении (СТУ).

Елена Каспирович
100 рублей за доллар — это больно или нормально?
Фото: скриншот с сайта ЦБ РФ

Как же сделать, чтоб всем было хорошо? У Германа Грефа есть идея на этот счёт

Елена Каспирович
Таможенная страда накануне 1 декабря
Фото пресс-службы Читинской таможни

Некоторые таможенные посты, в том числе, Сибирский ЦЭД объявили о работе до конца ноября в круглосуточном режиме и без выходных

Елена Каспирович
«Точки роста» российского экспорта в Китай
Фото с сайта Freepik

Российский экспорт в Китай может вырасти не только за счёт сельхозпродукции, но и IT-услуг

Елена Каспирович
Упрощение торговли обсуждается на VI Российско-Китайском форуме предпринимателей в Сиане (КНР)
Фото из Telegram-канала Бориса Титова

Около 500 представителей деловых кругов и государственных органов двух стран собрались на форум, организованный Российско-Китайским Комитетом дружбы, мира и развития (РККДМР) при поддержке Народного правительства провинции Шэньси (КНР).

Елена Каспирович
Рекордный рост грузооборота на МАПП Забайкальск
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинская таможня сообщает, что с начала месяца было оформлено около 18 тысяч транспортных средств международной перевозки. Это на 43,7% больше прошлогодних показателей за аналогичный период. Почти по тысяче ТС в сутки оформляют здесь таможенники. Грузооборот за этот же период увеличился на 33,5% и составил 182 тыс. тонн.

Редакция
С днем бухгалтера: признание мастерам финансовой логистики и ВЭД
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уважаемые читатели, партнеры и коллеги примите самые искренние поздравления с Днем бухгалтера!

Елена Каспирович
ЧП на Урале, поезда задерживаются
Фото пресс-службы РЖД

Из-за возгорания цистерн с топливом повреждены мост и 400 метров путей