Павел Мартынов
Финансы

Экспатрианты в Шанхае в скором времени будут обязаны платить социальные взносы

Иностранным рабочим и предприятиям, нанимающим иностранных граждан в Шанхае, важно знать об изменении правил в отношении социального страхования иностранцев. Специальное положение о взносах на социальное страхование персонала, которое было успешно реализовано и применялось в Шанхае, истекает 15 августа 2021 года. В этой статье мы рассматриваем данный вопрос более подробно.
Указ «Меры для иностранцев, работающих в Китае, и их участие в социальном страховании персонала» был издан в 2011 году центральным правительством и предусматривал, что иностранные работники в Китае должны платить социальное страхование в соответствии с этим постановлением. Тем не менее, некоторые регионы в Китае имеют право вносить коррективы в политику на местном уровне.
В 2009 году шанхайское муниципальное бюро кадров и социального обеспечения издало постановление № 38 [2009], действие которого было продлено постановлением № 301 [2016] в 2016 году. Вышеупомянутый документ имеет некоторые противоречия с постановлением, изданным центральным правительством. В настоящее время подтверждено, что срок действия такого правила истекает после 15 августа 2021 года без каких-либо продлений.
До истечения срока действия центральное постановление и шанхайское постановление имели два главных различия:
  1. Внесение социальных взносов является обязательным в соответствии с общенациональным законодательством, в то время как такие взносы не являются обязательными в соответствии с местной политикой Шанхая.

  2. В соответствии с местной политикой экспатрианты не обязаны вносить взносы по всем категориям страхования в Шанхае:

Центральное постановление
Шанхайское постановление
Базовое пенсионное страхование
Да
Да
Базовое медицинское страхование
Да
Да
Страхование от травм
Да
Да
Страхование по безработице
Да
Нет
Страхование материнства
Да
Нет
(В приведенной выше таблице, страхование материнства и базовое медицинское страхование были объединены с конца 2019 года.)
Таким образом, после 15 августа 2021 года в Шанхае внесение взносов в социальный фонд становится обязательным. Базой для расчета взносов на социальное обеспечение является средняя заработная плата сотрудников за предыдущий год, а общий коэффициент взносов составляет 37,66% от этой базы. Из этого соотношения доля компании составляет около 27,16%, а доля физического лица - 10,50%.
Кроме того, власти установили нижний и верхний пределы базовой заработной платы, из которой рассчитывается отчисление на социальное страхование. Таким образом, нижний предел установлен на уровне 5 975 юаней, а верхний предел установлен на уровне 31 014 юаней.
В таблице ниже представлены два примера, показывающих, с какими дополнительными расходами компании и частные лица сталкиваются в настоящее время в соответствии с обновленными правилами. Здесь мы используем предположение, что до этого момента компания и физическое лицо не платили взносы на социальное страхование в Шанхае.
Случай 1. Ежемесячная валовая зарплата составляет 20 000 юаней.
Случай 2. Ежемесячная валовая зарплата составляет 40 000 юаней (превышает 31 014 юаней).
Категория
Случай 1 (юани)
Случай 2 (юани)
Валовая зарплата
20,000
40,000
Основа для расчета отчислений на социальное страхование
20,000
31,014
Социальное страхование (физическое лицо)
2,100
3,257
Социальное страхование (компания)
5,460
8,467
Общая стоимость
7,560
11,724
Предполагая, что заработная плата иностранного гражданина превышает 31 014 юаней в месяц (или 372 168 юаней в год), что является верхним пределом, взносы на социальное обеспечение рассчитываются на основе суммы верхнего предела, а не фактической заработной платы.
Однако стандарты правоприменения на практике варьируются от места к месту. В Шанхае действует правило «информировать - применять», что означает, что иностранные сотрудники, которые сообщают или жалуются в местное бюро социального страхования, могут требовать от работодателя выплаты социального страхования начиная с 2011 года. В других регионах работодатели должны активно оплачивать социальные выплаты иностранных сотрудников.
Материал подготовлен компанией PHC Advisory Tax & Accounting (Китай).
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Импорт
Российский экспорт ракообразных в Китай демонстрирует устойчивый рост
ИИ Шедеврум

Рекордные поставки живых крабов и морепродуктов в КНР (543 млн долларов) обеспечили 58% всего российского экспорта в этом сегменте. Дальневосточные регионы наращивают вылов, чтобы удовлетворить растущий спрос китайского среднего класса на премиальные российские деликатесы.

Редакция
Экспорт
«Новый Шёлковый путь»: как Китай строит сухопутный транспортный коридор через Казахстан в Россию
Телеграм-канал "ИМПОРТ /ЭКСПОРТ/МСП"

Контейнерные поезда из китайских мегаполисов идут в Россию быстрее, чем морем через Суэц: всего за 12–18 суток. Сухопутный Шёлковый путь, проходящий через Казахстан, становится ключевым направлением в евразийской логистике. Этот маршрут превращается в опору внешней торговли Китая, каждый год увеличивая объёмы перевозок и расширяя инфраструктуру на всех участках.

Редакция
Экспорт
Китай демонстрирует рост: экспорт в июне вырос на 5,8%, импорт впервые за год увеличился на 1,1%
ИИ Шедеврум

В июне Китай продемонстрировал уверенный рост внешней торговли: экспорт увеличился на 5,8%, достигнув $325,2 млрд, а импорт впервые за длительный период вырос на 1,1%, составив $210,4 млрд. Эти показатели отражают укрепление экономической активности и восстановление внутреннего спроса в стране.

Редакция
Экспорт
Китай наращивает экспорт стали в Россию: внутренний спрос слаб, но производство не простаивает
ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года поставки железной и стальной продукции из КНР в РФ выросли на 16%, достигнув $1,63 млрд. Особенно резкий скачок произошёл в мае – +22% к прошлому году. Основной объём пока приходится на спецстали, которые Россия не производит, но в некоторых регионах уже появляется и китайский строительный прокат, создавая конкуренцию местным производителям.

Редакция
Импорт
Из Китая с пробегом: через Забайкальск уже вывезено машин на 2,4 миллиарда рублей
Паблик "Читинский телеграм" соцсети "ВКонтакте"

За первые пять месяцев 2025 года Китай значительно нарастил экспорт подержанных автомобилей в Россию. Через автопорт Маньчжоули–Забайкальск уже вывезено почти столько машин, сколько за весь 2024 год. Таможенные данные подтверждают — Китай уверенно превращает вторичный автосегмент в один из драйверов приграничной торговли с Россией.

Редакция
Импорт
Грузопоток через границу с Китаем удвоился: что делает Россия
Телеграм-канал "Новости Правительства России"

Пункты пропуска на российско-китайской границе стали самыми быстрорастущими по объёму движения грузового транспорта — прирост с 2017 года составил 130%. Россия активно модернизирует инфраструктуру и внедряет «умные» технологии для поддержки логистического коридора с Китаем.  

Редакция
Из Китая в Испанию на велосипеде: велопутешественник сделал остановку в Сибири
Скрин паблика «Студия ДЕНЬ ЗА ДНЁМ | Татарск» соцсети «ВКонтакте»

Цю Пэнъюй из города Циндао Китая совершает масштабное велопутешествие в Испанию через Россию. По пути он сделал остановку в Татарске Новосибирской области.  Его гостеприимно встретили местные байкеры из Сибири. Путешественник осмотрел город, пообщался с жителями и поделился деталями своего маршрута.

Редакция
Китайский экспорт в действии: в Москве покажут технологии и товары будущего
Скрин сайта Международной выставки потребительских товаров

С 25 по 27 августа в Москве пройдут две масштабные китайские выставки — China Commodity Fair и China Machinery Fair, которые представят российскому рынку широкий спектр потребительских товаров и промышленных технологий. На фоне растущего товарооборота между РФ и КНР, мероприятия становятся ключевыми площадками для заключения контрактов, локализации производства и укрепления деловых связей.

Редакция
Китайский бизнес наращивает присутствие в России: посол КНР озвучил перспективы
Телеграм-канал "РАСПП: Бизнес. Азия. Китай"

Китай усиливает своё экономическое присутствие в России: по мере улучшения делового климата всё больше китайских компаний выходит на российский рынок, а развитие стратегических проектов — таких как Северный морской путь — выводит сотрудничество двух стран на новый уровень.

Редакция
Российская фанера смотрит на Восток: Китай и Ближний Восток – новые горизонты экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай становится ключевым драйвером для российской фанерной отрасли: на фоне падения внутреннего спроса и переориентации с западных рынков, отечественные производители усиливают экспорт в Поднебесную, которая уже закупает 16% всей российской фанеры и открывает перед отраслью долгосрочные перспективы роста.