Слово Эксперта

Европа наращивает объем ж/д контейнерных перевозок из Китая

Железнодорожный вариант логистики на маршруте Китай – Европа становится все более популярной альтернативой дорогостоящим авиа- и длительным морским грузоперевозкам.

«Подтверждением растущей популярности контейнерных ж/д перевозок на маршруте Китай – Европа служит тот факт, что европейский транспортный хаб в Дуйсбурге увеличил контейнерный оборот с Китаем по железнодорожной дороге за первые девять месяцев 2020 года на 2% по сравнению с 2019 годом, а объем общего грузопотока по Новому Шелковому пути почти удвоился по сравнению с предыдущим годом. Грузоотправители продолжают искать альтернативы прерванным воздушным и морским перевозкам, поддерживая рост спроса на наземную доставку», — сообщает генеральный директор ООО «РКК Логистика» (ГК «Русская Контейнерная Компания») Станислав Лыков.

По мнению аналитиков АО «Русская Контейнерная Компания», несмотря на положительные результаты по росту перевозок на железнодорожных линиях за девять месяцев, необходимо быть осторожными в своих прогнозах на год: решающим будет подтверждение этого положительного развития до конца финансового года. В то время как ускоренные морские перевозки быстро развиваются в тихоокеанском регионе, именно железнодорожная сеть Китай – Европа обеспечивает альтернативу на маршруте Азия-Европа.

Железная дорога между Китаем и Европой дает грузоотправителям возможность выбора скорости и стоимости воздушного и морского транспорта. Но запреты на поездки убрали половину доступной грузоподъемности по воздуху и подняли ставки, в то время как спрос в пик сезона и пустые рейсы ограничивают возможности морских грузоперевозок.

Экспедиторы используют агентов в Китае для определения своих железнодорожных тарифов перевозок на маршруте Китай – Европа, и все они предлагают разные цены, в то время как средние тарифы на авиаперевозки из Шанхая в Северную Европу, оцениваемые TAC index, в настоящее время составляют $4,20 за кг, при этом средний транзит на дальние авиаперевозки занимает шесть дней. Морские перевозки из Китая в Северную Европу занимают около 34 дней, а спотовые ставки в настоящее время составляют 1 084 доллара США за TEU, согласно Шанхайскому индексу контейнерных перевозок (SCFI).
«Мы видим, что рынок устал от отсутствия стабильности и в этом смысле наземный транспорт выглядит более жизнеспособным вариантом, даже с более высокими ставками. Появляется все больше предложений для некоторых срочных перевозок грузовиками из Китая в Европу. Это в меньшей степени альтернатива железной дороге, а скорее альтернатива воздуху. Есть множество проблем в контейнерных перевозках, с которыми сталкиваются российские и европейские импортеры: пустые отгрузки, транзит, срыв сроков поставки и задержки погрузки — все это делает железнодорожные перевозки на маршруте Китай – Европа более привлекательными, поскольку эти риски здесь минимизируются», — рассуждает Станислав Лыков.

По данным Китайской государственной железной дороги, в первом полугодии 2020 года эксплуатировалось 5122 грузовых поезда Китай-Европа, что на 36% больше, чем в прошлом году. Самым загруженным пограничным пунктом в сети был Хоргос на китайско-казахстанской границе, где за первое полугодие обработано 2000 поездов, что почти на 50% больше, чем за первые шесть месяцев 2019 года.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Северный морской путь: Китай расширяет арктические перевозки на фоне геополитической кризиса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай проявляет интерес к Северному морскому пути (СМП) как к стратегическому маршруту для торговли с Россией и Европой. Об этом говорит тот факт, что число маршрутов через арктический коридор увеличивается. С января по сентябрь прошлого года по СМП прошло 79 транзитных рейсов транспортных судов, из которых 95% грузопотока пришлось на перевозки из России в Китай. Это почти вдвое больше, чем в предыдущий период, что свидетельствует о нарастающем американском маршруте китайской компании.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские товары для домашних животных: обзор рынка и мнения покупателей
Фото Анатолия Якимова

Российский рынок товаров для домашних животных продолжает расти, несмотря на экономические колебания. В 2024 году его объем оценивался в 350–400 миллиардов рублей, а к концу 2025 году ожидается рост до 450 миллиардов. Это, обувь, аксессуары, игрушки, одежда, наполнители и многое другое, что обеспечивает комфорт и уход за домашними любимцами. Китайские производители удерживают лидирующие позиции благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и отлаженным производственным цепочкам. В общем объеме импорта из Китая этой категории товара занимает половину.

Анатолий Якимов
Импорт
Как Китай завоевывает мировой рынок ножей и ножниц: производство, технологии и экспорт
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В южнокитайской провинции Гуандун, в городе Яньцзян, комплексно производится около 75% всех ножей и ножниц Китая. Здесь работают свыше 2 000 предприятий и 8 500 компаний, выпускающих более 5 000 наименований продукции. Объем производства в 2024 году достиг 55 миллиардов юаней, при этом 85% продукции идет на экспорт во многие страны, включая Россию.

Анатолий Якимов
Импорт
Россия стала лидером по импорту банкоматов из Китая: рост поставок в 3 раза
Фото Анатолия Якимова

Поставки банкоматов из Китая в Россию в 2025 году выросли более чем втрое, достигнув максимальных показателей с декабря 2024 года. По информации Главного таможенного управления КНР, в денежном выражении объем экспорта составил 5,9 миллиона долларов США, что в 3,2 раза превышает мартовский показатель. Всего было поставлено 854 банкомата общей массой 431 тонну, что в 3,1 и 3,4 раза больше соответственно по сравнению с предыдущим месяцем.

Анатолий Якимов
Импорт
Канцелярский бум: импорт ручек и маркеров из Китая в Россию вырос вдвое в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году импорт канцелярских товаров из Китая в Россию резко вырос, особенно в сегменте ручек и маркеров. Эксперты связывают это с подготовкой к государственной итоговой аттестации – ГИА, ЕГЭ и ОГЭ. В апреле поставки ручек и маркеров увеличились вдвое по сравнению с мартом, достигнув 9,5 миллиона долларов США. Это в 2,3 раза выше мартовских показателей и на треть объема апреля 2024 года.

Анатолий Якимов
Почему российское вино становится популярнее в Китае
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского вина в Китай стремительно растет. По информации Федерального центра развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства РФ «Агроэкспорт», в 2024 году поставки вина в КНР выросли на 14% и составили 2,8 миллиона гектолитров. В первом квартале 2025 года Россия экспортировала в Китай почти 700 тонн вина, в 3,2 раза больше, чем в аналогичном периоде 2024 года. Стоимость поставленной продукции превысила 1 миллион долларов США, увеличившись в 4,3 раза.

Анатолий Якимов
Рост спроса на водонагреватели в России: лидируют Haier и Electrolux в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо зафиксировали рост продаж водонагревателей и теплотехники в начале мая 2025 года. Аналитики связали это с сезонным отключением горячей воды и прохладной погодой в России.

Редакция
ВЭД 2025: Расчеты, логистика и защита интеллектуальной собственности — семинар в Кемерово
Анатолий Якимов
Китайские бамбуковые изделия: производство, цены и рост импорта в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Бамбуковые рощи уезда Таоцзян в городе Хунань Центрального Китая, стали важным фактором экономического роста региона. Здесь активно развивается промышленность по переработке бамбука, охватывающая производство продуктов питания, промышленных товаров и строительных материалов. В 2024 году совокупная стоимость продукции отрасли достигла 30 миллиардов юаней.

Анатолий Якимов
Топ-10 российских брендов, покоривших сердца китайских потребителей
Коллаж chinalogist.ru

В последние годы российские товары демонстрируют уверенный рост популярности на китайском рынке. Несмотря на конкуренцию со стороны местных и западных производителей, продукция из России находит своего покупателя в Поднебесной. В чем секрет успеха российских брендов и тех, кто из них пользуется наибольшим доверием? Топ брендов из России представил автор телеграм-канала «Китайский пиарщик». Рейтинг основан на основе личных впечатлений после посещения супермаркетов провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая.