Андрей Ильенко
Импорт

Где и как обучить сотрудников работе с Китаем? 5 проблем профессиональных байеров из Китая

Помогая бизнесам, работающим с Китаем, постоянно сталкиваюсь с одними и теми же вопросами. Как найти надёжного поставщика? Как проверить производителя? Как определить, что это именно фабрика, а не перекуп? Как контролировать качество, чтобы произвели именно то, что заказано? Как правильно брендировать продукцию? Какие могут возникнуть вопросы на таможне? И так далее, и тому подобное.
В импорте из Китая столько же вопросов, сколько видов товаров. А так как из Поднебесной везётся практически все, то это сотни и тысячи нюансов. Каждый бизнес, каждый кейс — это отдельная история. Зная многих владельцев и «пап брендов» лично, общаясь с ними и консультируя по вопросам работы с Китаем, все больше понимаю, как много пробелов в их в знаниях. Причём есть они у каждого бизнеса без исключений. Разберём основные сферы, в которых часто возникают сложности.
5 проблем профессиональных байеров из Китая
1. Как найти надёжного поставщика
Это вопрос волнует не только начинающих. Далеко не все, кто уже успешно работает с Китаем, вообще знают, точно ли их поставщик производит товар или же у кого-то закупает? Не работают ли они с посредником? Действительно ли у вас самая низкая цена или вы продолжаете переплачивать на каждом заказе?
На самом деле, это только верхушка айсберга. Заглянув внутрь, увидим множество проблем, связанных с надежностью контактов в Китае.
У кого-то хромает процесс поиска новых поставщиков. Например, цены на рынке падают, но это никем не отслеживается. Работаете по старинке с теми же контрагентами, несмотря на то, что объёмы выросли. Продолжают терять деньги на каждой закупке, в то время как новички входят на рынок по более низким ценам.
Особенно рискуют те, кто завязан на одном ключевом поставщике. Да, это может быть удобно, возможно есть уникальный ассортимент, хорошие цены, за долгие годы уже налажена коммуникация, но... Вдруг что-то не так с китайской компанией: госпроверки, проблемы с загрязнением экологии, переезд производства или банально старенький лаобань, который не позаботился о своём преемнике — это все риски. Которые нужно предвидеть и соломки подстелить — в виде альтернативных поставщиков. А как их найти? Как определить реального производителя, а не торговую компанию? Как найти определённого поставщика / фабрику конкурентов? Все это вопросы целого блока, название которому поиск и коммуникация.
2. Как правильно выбрать ассортимент
На складе в неликвидах зарыта куча денег, а на ходовые позиции, которые хорошо продаются и нужны прямо сейчас, «оборотки» не хватает. Знакомая ситуация? Я думаю, да. В этом случае у вас явные проблемы с управлением ассортиментом. Особенно остро это проявляется в бизнесах, в которых более 1000 SKU. Всегда есть «висяки» и дойные коровы. Но как это знать заранее? Как узнать, что пойдет, а что нет? Как вообще разместить заказ в Китае, где узнать правильные пропорции в ассортименте? Управляете ли вы жизненным циклом ваших товаров? Знаете ли, что нужно наращивать, а что наоборот, поскорее сливать и выводить из ассортимента?
3. Как контролировать качество в Китае
Проблема качества, на мой взгляд, уже не такая острая, как раньше. Стереотип о «дешевом и некачественном Китае» уходит в прошлое. Но так как нонейм уже не продается, встаёт вопрос о том, как контролировать качество своих уникальных товаров. И практически всегда тут есть проблемы. При производстве изделий своего бренда в Китае страдает качество. Импортеры меняют поставщиков, договариваются с новыми, не понимая, что часто проблема в самой постановке задаче и отсутствии взаимопонимания с китайцами. В недостатке правильной коммуникации. Как сказал Киплинг, Восток и Запад никогда не поймут друг друга. Но ведь кейсы есть. Могут же делать качественно Apple, Disney, Walmart, IKEA, ZARA, Stanley, Honeywell и другие международные компании, размещающие производства в Китае... Просто, видимо, у нас в компаниях не так четко работают процессы, кто-то не дожимает, недостаточно хорошо знает свой продукт или даёт некачественное ТЗ с множеством двусмысленностей. В итоге, виноваты, как всегда, китайцы, а бренд при этом страдает ваш.
4. Как растить свой бренд
К сожалению, «свой бренд» — это часто просто слова. Ваше лого или просто название, без запоминаемости и какого-либо особого смысла для покупателя. Мало кто реально понимает, как выделяться среди конкурентов, еще меньшее количество бизнесов реально над этим работает. А ведь Китай даёт для этого огромные возможности! Все карты в ваших руках! Создание продукта с уникальным наборов свойств, выбор комплектующих и материалов, маркировка, упаковка, производство по вашим чертежам и прочие опции, которые при работе с прямым производителем доступны уже по умолчанию. Но в достаточной ли степени вы пользуетесь этим? Чем вы реально отличаетесь от конкурентов? Создаёте ли новую ценность для потребителя? Эти вопросы должен задавать себе каждый владелец.
5. Проблемы серых схем доставки
Кто-то до сих пор возит грузы только карго и не осознаёт опасности серых схем. Карго — как чёрная дыра: отправил груз по Китаю, получил в Москве. Легко, удобно? Возможно. И это затягивает... Но если вдуматься, у такого бизнеса нет будущего. Как эти грузы проходят границу и таможню? Что если лавочку прикроют? Что делать с документами, которые потребуют более крупные клиенты, любая даже мелкая сетка, а в скором времени и все клиенты. Так как законы меняются и отбеливание бизнеса неизбежно. Хорошо бы позаботиться обо всем этом заранее и составить свой персональный план выхода из тени.
Что интересно, проблемы эти вечны и часто встречаются даже у тех, кто постоянно летает на Кантонскую ярмарку и другие выставки в Китае, кто уже давно возит контейнерами и считает себя опытным импортёром. Если обобщить, то есть 3 главные проблемы: поиск, контроль, логистика. И последствия этих проблем умножаются при плохой коммуникации.
Многие такие бизнесы держатся на владельце, который, как человек-оркестр, пытается делать все сразу и все за всех. И управлять компанией, и заказывать товар под клиентов, и контролировать ключевых поставщиков, и т.д. и т.п. Но представьте, как было бы круто воспитать себе доверенного помощника, который закрыл бы все вопросы по работе с поставщиками... Который стал бы правой рукой такого бизнеса и надежной опорой в работе с Китаем. Но где такого найти? Может взрастить такого специалиста внутри компании?..
И тут возникает вопрос. А где всему этому учат?
Инфобизы в духе от 100$ до 100000$ за месяц не станем рассматривать. Это удел доверчивых студентов и домохозяек. Курсы по настройке рекламы и работе с площадками и сервисами где и без этого есть бесплатные инструкции, тоже не в счёт.
Есть ли обучение работе с Китаем не для новичков, а для действующих предпринимателей и менеджеров компаний? Где могут обучиться сотрудники компаний, уже работающих с Китаем? Причём желательно обучение от реального практика... Обучение, в котором вы сможете разложить ваш текущий бизнес с Китаем по молекулам, убрать баги и пересобрать его в новом, более оптимальном, виде. Есть ли курс не с теорией, а с 100% практикой, с реальными кейсами и примерами решения сложных ситуаций?
Не найдя такой курс на рынке, я создал его сам. Это двухмесячный обучающий тренинг «Байер», который проходит онлайн и включает 18 полноценных занятий в базовом пакете, а также 5 дополнительных занятий в премиум-пакете. На курсе вы:
  • Поймете схему работы с Китаем и последовательность этапов
  • Научитесь правильно работать с китайскими В2В площадками
  • Научитесь отличать фабрики от трейдеров
  • Найдете «гнездо» вашего товара в Китае — кластер, где его стоимость минимальна
  • Проверите поставщика на благонадежность и составите ТЗ на инспекцию
  • Научитесь понимать особенности бизнес психологии китайцев
  • Выберете оптимальную схему доставки вашего товара
  • Просчитаете все платежи и расходы
  • Получите примеры и шаблоны отгрузочных документов
  • Выберете надежного брокера и перевозчика
  • Найдите клиентов на услуги байерства и получите заказы
  • Научитесь грамотно выбирать партнеров и правильно оформлять договоренности
Смотрите подробную программу и регистрируйтесь на сайте.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.

Анатолий Якимов
Логистика
Ледовый буксир для Северного морского пути спущен на воду в Китае
Фото с сайта hgcintl.com

На верфи Янчжун в провинции Цзянсу Китая состоялась церемония спуска на воду буксира ледового класса, построенного корпорацией Huigang International специально для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Судно должно усилить безопасность арктических перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенный контроль Забайкальск: пилотная система мониторинга для водителей
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на российско-китайской границе с 3 декабря приступили к тестированию пилотной системы мониторинга и информирования водителей, разработанную Минтрансом России совместно с ФГКУ «Росгранстрой». Об этом сообщили в пресс-службе Читинской таможни.

Анатолий Якимов
Импорт
IEAE и IGHE 2025 в Москве: итоги и новые тренды российского рынка потребительских товаров
Фото предоставлено организаторами выставок

В конце ноября в московском «Тимирязев Центре» прошли одновременно две значимые международные выставки — IEAE 2025 и впервые IGHE 2025. Мероприятия собрали профессионалов из торговли, маркетинга, логистики и производства, став площадкой для обсуждения трансформаций российского рынка потребительских товаров.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайско-российский товарооборот снизился на 8,7% за 11 месяцев 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот между Китаем и Россией в период с января по ноябрь 2025 года составил 203,67 миллиарда долларов США. Это на 8,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Мандарины из Китая на Новый год: рост поставок на Дальний Восток, Урал и в Сибирь
Фото с сайта Freepik.com

За 10 месяцев 2025 года в Сибирский федеральный округ ввезено 19,2 тысячи тонн мандаринов стоимостью 1,7 миллиарда рублей, что на 50% превышает аналогичный показатель 2024 года как по весу, так и по стоимости. Китай остается ключевым поставщиком, обеспечив основной объем поставок, за ним следуют Южная Африка, Турция, Марокко и Египет. Пик импорта приходится на 1-й и 4-й кварталы, с максимумом в декабре, что связано с новогодним спросом. Об этом сообщили в пресс-службе Сибирского таможенного управления.

Анатолий Якимов
Экспорт
В Маньчжурии согласовали сухопутный экспорт российского зерна
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

В Маньчжурии российская и китайская делегации обсудили запуск сухопутного маршрута экспорта зерна через пограничный пункт «Забайкальск-Маньчжурия». По мнению участников встречи, это усилит логистику агоропромышленной продукции между странами. Стороны согласовали подачу порожних вагонов-хопперов узкой колеи 1435 мм на Забайкальский зерновой терминал. Об этом сообщило информационное агентство «ЗабНьюз».

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2026: даты этапов, как поехать из России

139-я Кантонская ярмарка – China Import and Export Fair весной 2026 года пройдет в Гуанчжоу на комплексе Pazhou в три этапа с 15 апреля по 5 мая. Мероприятие предлагает российским импортерам прямой доступ к тысячам проверенных поставщиков из Китая. Выставка остается главной площадкой для бизнеса с Китаем, где обновляется до 40% ассортимента ежегодно, что особенно актуально для россиян в условиях роста товарооборота между странами.

Коллаж из фото участников выставки
Анатолий Якимов
Таможенный контроль и судебная практика 2025: итоги заседания коллегии СТУ в Новосибирске
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

В Новосибирске под руководством начальника Сибирского таможенного управления (СТУ) Александра Ястребова прошло заседание коллегии, посвящённое контролю декларирования автотранспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и обеспечению законности решений таможенных органов. В формате видеоконференции в обсуждении участвовали главы ключевых подразделений СТУ.