Андрей Ильенко
Импорт

Где и как обучить сотрудников работе с Китаем? 5 проблем профессиональных байеров из Китая

Помогая бизнесам, работающим с Китаем, постоянно сталкиваюсь с одними и теми же вопросами. Как найти надёжного поставщика? Как проверить производителя? Как определить, что это именно фабрика, а не перекуп? Как контролировать качество, чтобы произвели именно то, что заказано? Как правильно брендировать продукцию? Какие могут возникнуть вопросы на таможне? И так далее, и тому подобное.
В импорте из Китая столько же вопросов, сколько видов товаров. А так как из Поднебесной везётся практически все, то это сотни и тысячи нюансов. Каждый бизнес, каждый кейс — это отдельная история. Зная многих владельцев и «пап брендов» лично, общаясь с ними и консультируя по вопросам работы с Китаем, все больше понимаю, как много пробелов в их в знаниях. Причём есть они у каждого бизнеса без исключений. Разберём основные сферы, в которых часто возникают сложности.
5 проблем профессиональных байеров из Китая
1. Как найти надёжного поставщика
Это вопрос волнует не только начинающих. Далеко не все, кто уже успешно работает с Китаем, вообще знают, точно ли их поставщик производит товар или же у кого-то закупает? Не работают ли они с посредником? Действительно ли у вас самая низкая цена или вы продолжаете переплачивать на каждом заказе?
На самом деле, это только верхушка айсберга. Заглянув внутрь, увидим множество проблем, связанных с надежностью контактов в Китае.
У кого-то хромает процесс поиска новых поставщиков. Например, цены на рынке падают, но это никем не отслеживается. Работаете по старинке с теми же контрагентами, несмотря на то, что объёмы выросли. Продолжают терять деньги на каждой закупке, в то время как новички входят на рынок по более низким ценам.
Особенно рискуют те, кто завязан на одном ключевом поставщике. Да, это может быть удобно, возможно есть уникальный ассортимент, хорошие цены, за долгие годы уже налажена коммуникация, но... Вдруг что-то не так с китайской компанией: госпроверки, проблемы с загрязнением экологии, переезд производства или банально старенький лаобань, который не позаботился о своём преемнике — это все риски. Которые нужно предвидеть и соломки подстелить — в виде альтернативных поставщиков. А как их найти? Как определить реального производителя, а не торговую компанию? Как найти определённого поставщика / фабрику конкурентов? Все это вопросы целого блока, название которому поиск и коммуникация.
2. Как правильно выбрать ассортимент
На складе в неликвидах зарыта куча денег, а на ходовые позиции, которые хорошо продаются и нужны прямо сейчас, «оборотки» не хватает. Знакомая ситуация? Я думаю, да. В этом случае у вас явные проблемы с управлением ассортиментом. Особенно остро это проявляется в бизнесах, в которых более 1000 SKU. Всегда есть «висяки» и дойные коровы. Но как это знать заранее? Как узнать, что пойдет, а что нет? Как вообще разместить заказ в Китае, где узнать правильные пропорции в ассортименте? Управляете ли вы жизненным циклом ваших товаров? Знаете ли, что нужно наращивать, а что наоборот, поскорее сливать и выводить из ассортимента?
3. Как контролировать качество в Китае
Проблема качества, на мой взгляд, уже не такая острая, как раньше. Стереотип о «дешевом и некачественном Китае» уходит в прошлое. Но так как нонейм уже не продается, встаёт вопрос о том, как контролировать качество своих уникальных товаров. И практически всегда тут есть проблемы. При производстве изделий своего бренда в Китае страдает качество. Импортеры меняют поставщиков, договариваются с новыми, не понимая, что часто проблема в самой постановке задаче и отсутствии взаимопонимания с китайцами. В недостатке правильной коммуникации. Как сказал Киплинг, Восток и Запад никогда не поймут друг друга. Но ведь кейсы есть. Могут же делать качественно Apple, Disney, Walmart, IKEA, ZARA, Stanley, Honeywell и другие международные компании, размещающие производства в Китае... Просто, видимо, у нас в компаниях не так четко работают процессы, кто-то не дожимает, недостаточно хорошо знает свой продукт или даёт некачественное ТЗ с множеством двусмысленностей. В итоге, виноваты, как всегда, китайцы, а бренд при этом страдает ваш.
4. Как растить свой бренд
К сожалению, «свой бренд» — это часто просто слова. Ваше лого или просто название, без запоминаемости и какого-либо особого смысла для покупателя. Мало кто реально понимает, как выделяться среди конкурентов, еще меньшее количество бизнесов реально над этим работает. А ведь Китай даёт для этого огромные возможности! Все карты в ваших руках! Создание продукта с уникальным наборов свойств, выбор комплектующих и материалов, маркировка, упаковка, производство по вашим чертежам и прочие опции, которые при работе с прямым производителем доступны уже по умолчанию. Но в достаточной ли степени вы пользуетесь этим? Чем вы реально отличаетесь от конкурентов? Создаёте ли новую ценность для потребителя? Эти вопросы должен задавать себе каждый владелец.
5. Проблемы серых схем доставки
Кто-то до сих пор возит грузы только карго и не осознаёт опасности серых схем. Карго — как чёрная дыра: отправил груз по Китаю, получил в Москве. Легко, удобно? Возможно. И это затягивает... Но если вдуматься, у такого бизнеса нет будущего. Как эти грузы проходят границу и таможню? Что если лавочку прикроют? Что делать с документами, которые потребуют более крупные клиенты, любая даже мелкая сетка, а в скором времени и все клиенты. Так как законы меняются и отбеливание бизнеса неизбежно. Хорошо бы позаботиться обо всем этом заранее и составить свой персональный план выхода из тени.
Что интересно, проблемы эти вечны и часто встречаются даже у тех, кто постоянно летает на Кантонскую ярмарку и другие выставки в Китае, кто уже давно возит контейнерами и считает себя опытным импортёром. Если обобщить, то есть 3 главные проблемы: поиск, контроль, логистика. И последствия этих проблем умножаются при плохой коммуникации.
Многие такие бизнесы держатся на владельце, который, как человек-оркестр, пытается делать все сразу и все за всех. И управлять компанией, и заказывать товар под клиентов, и контролировать ключевых поставщиков, и т.д. и т.п. Но представьте, как было бы круто воспитать себе доверенного помощника, который закрыл бы все вопросы по работе с поставщиками... Который стал бы правой рукой такого бизнеса и надежной опорой в работе с Китаем. Но где такого найти? Может взрастить такого специалиста внутри компании?..
И тут возникает вопрос. А где всему этому учат?
Инфобизы в духе от 100$ до 100000$ за месяц не станем рассматривать. Это удел доверчивых студентов и домохозяек. Курсы по настройке рекламы и работе с площадками и сервисами где и без этого есть бесплатные инструкции, тоже не в счёт.
Есть ли обучение работе с Китаем не для новичков, а для действующих предпринимателей и менеджеров компаний? Где могут обучиться сотрудники компаний, уже работающих с Китаем? Причём желательно обучение от реального практика... Обучение, в котором вы сможете разложить ваш текущий бизнес с Китаем по молекулам, убрать баги и пересобрать его в новом, более оптимальном, виде. Есть ли курс не с теорией, а с 100% практикой, с реальными кейсами и примерами решения сложных ситуаций?
Не найдя такой курс на рынке, я создал его сам. Это двухмесячный обучающий тренинг «Байер», который проходит онлайн и включает 18 полноценных занятий в базовом пакете, а также 5 дополнительных занятий в премиум-пакете. На курсе вы:
  • Поймете схему работы с Китаем и последовательность этапов
  • Научитесь правильно работать с китайскими В2В площадками
  • Научитесь отличать фабрики от трейдеров
  • Найдете «гнездо» вашего товара в Китае — кластер, где его стоимость минимальна
  • Проверите поставщика на благонадежность и составите ТЗ на инспекцию
  • Научитесь понимать особенности бизнес психологии китайцев
  • Выберете оптимальную схему доставки вашего товара
  • Просчитаете все платежи и расходы
  • Получите примеры и шаблоны отгрузочных документов
  • Выберете надежного брокера и перевозчика
  • Найдите клиентов на услуги байерства и получите заказы
  • Научитесь грамотно выбирать партнеров и правильно оформлять договоренности
Смотрите подробную программу и регистрируйтесь на сайте.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта медицинского оборудования в Россию привел к открытию китайско-российский центр медицинских технологий в Шанхае
Фото с официального сайта Национального координационного центра международного делового сотрудничества

В Шанхае открылся первый китайско-российский центр сотрудничества по медицинским технологиям — новый импульс для развития двусторонней торговли и инноваций. Центр, расположенный в районе Пудун, станет ключевой платформой для ускорения регистрации и выхода китайского медицинского оборудования на российский рынок.

Анатолий Якимов
Финансы
Снижение ключевой ставки ЦБ до 17% – что ждет экономику и импорт из Китая
Фото с официального сайта ЦБ РФ

Совет директоров Банка России 12 сентября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт — с 18% до 17% годовых. Это уже третье снижение ставки в 2025 году: в июне она была снижена с 21% до 20%, в июле — сразу на 2 п.п. до 18%.

Анатолий Якимов
Как эффективно участвовать в Canton Fair 2025: обзор и рекомендации ведущего специалиста ВЭД

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка 2025: инсайты и рекомендации от ведущего специалиста ВЭД». Эксперт – ведущий специалистом ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши

Валерия Баевкина в составе делегации АО «ВЭД Агент» посетила осеннюю сессию Canton Fair в 2023 году. Выставка проводится уже более 50 лет в городе Гуанчжоу на юге Китая.

Анатолий Якимов
Как выставки в Москве укрепляют сотрудничество России и Китая в торговле и промышленности
Фото предоставлено организаторами выставок

Товарооборот России с Китаем продолжает устойчиво расти, а торговое сотрудничество развивается в новых форматах, что подтверждается итогами специализированных выставок и бизнес-форумов в Москве. По данным за январь–июль 2025 года, объем двусторонней торговли достиг 125,8 миллиарда долларов США, при этом положительное сальдо сохраняется за Россией. Экспозиции выставок International /China Commodity Fair и China Machinery Fair показали не только широкий ассортимент китайской продукции, но и возросший интерес российских компаний к комплексным решениям, маркировке и цифровой интеграции.

Анатолий Якимов
Читинские таможенники пресекли контрабанду культурных ценностей в Китай: 86 предметов царской эпохи и СССР
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники пресекли попытку нелегального вывоза культурных ценностей царских времен и эпохи СССР в Китай через Международный автоматический пункт пропуска «Забайкальск». У задержанного иностранного гражданина в багаже было обнаружено 86 предметов, включая браслеты и гребни из нефрита, 27 необработанных камней нефрита разных оттенков и размеров, знаки отличия советской эпохи, орденскую книжку, а также денежные знаки времен царской России и СССР.

Анатолий Якимов
Первый канат над Амуром натянут: как изменится транспорт между Россией и Китаем
Фото ТГ-канала «Недебри»

Над рекой Амур впервые натянули канаты будущей трансграничной канатной дороги между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ. Проект не только упрочит транспортное сообщение между странами, но и станет важным элементом регионального экономического сотрудничества и туристического обмена.

Анатолий Якимов
Где купить новогодние игрушки и украшения оптом в Китае: обзор производителей и советы
Фото с сайта unsplash.com

Новогодние украшения – важная категория сезонного товара, привлекающая широкое внимание и вызывающая устойчивый спрос у розничных продавцов в России. Чтобы успешно подготовиться к новогоднему сезону и получить конкурентное преимущество, все больше предпринимателей выбирают новогодние шары, гирлянды, мишуру и прочие праздничные аксессуары оптом из Китая. Почему именно эта страна? Где находятся крупнейшие центры производства новогодних украшений? Как правильно организовать доставку и что нужно знать про сертификацию и цифровую маркировку «Честный знак»? ChinaLogist узнал ответы на эти вопросы.

Анатолий Якимов
Россия готовится отменить визы для китайцев после запуска безвизового режима для россиян в Китае
Фото с сайта unsplash.com

В России началась работа над отменой виз для граждан Китая в ответ на введение КНР безвизового режима для россиян с 15 сентября 2025 года. Китай запустил однолетний пробный безвизовый въезд для россиян сроком до 30 дней, что является важным шагом в укреплении туристических и деловых связей. Президент России Владимир Путин подтвердил, что Россия зеркально ответит на этот шаг, и профильные ведомства уже занимаются подготовкой к отмене визового режима для китайских граждан. К 2030 году Россия планирует привлечь до 5,7 миллиона китайских туристов, что составит около 35% всего въездного туристического потока.

Анатолий Якимов
Новые медицинские изделия под обязательной маркировкой «Честный знак»: глюкометры, тонометры и шовные материалы
Фото с сайта unsplash.com

Минпромторг России предложил расширить список медицинских изделий, подлежащих обязательной маркировке в рамках действующего тематического эксперимента. В настоящее время в перечне значатся девять категорий товаров, ведомство планирует добавить еще семь, включая глюкометры, тонометры, шовные материалы и эндопротезы. Кроме того, срок проведения эксперимента предлагают продлить с 28 февраля до 31 августа 2026 года с разделением процесса на три этапа.