Андрей Ильенко
Импорт

Где и как обучить сотрудников работе с Китаем? 5 проблем профессиональных байеров из Китая

Помогая бизнесам, работающим с Китаем, постоянно сталкиваюсь с одними и теми же вопросами. Как найти надёжного поставщика? Как проверить производителя? Как определить, что это именно фабрика, а не перекуп? Как контролировать качество, чтобы произвели именно то, что заказано? Как правильно брендировать продукцию? Какие могут возникнуть вопросы на таможне? И так далее, и тому подобное.
В импорте из Китая столько же вопросов, сколько видов товаров. А так как из Поднебесной везётся практически все, то это сотни и тысячи нюансов. Каждый бизнес, каждый кейс — это отдельная история. Зная многих владельцев и «пап брендов» лично, общаясь с ними и консультируя по вопросам работы с Китаем, все больше понимаю, как много пробелов в их в знаниях. Причём есть они у каждого бизнеса без исключений. Разберём основные сферы, в которых часто возникают сложности.
5 проблем профессиональных байеров из Китая
1. Как найти надёжного поставщика
Это вопрос волнует не только начинающих. Далеко не все, кто уже успешно работает с Китаем, вообще знают, точно ли их поставщик производит товар или же у кого-то закупает? Не работают ли они с посредником? Действительно ли у вас самая низкая цена или вы продолжаете переплачивать на каждом заказе?
На самом деле, это только верхушка айсберга. Заглянув внутрь, увидим множество проблем, связанных с надежностью контактов в Китае.
У кого-то хромает процесс поиска новых поставщиков. Например, цены на рынке падают, но это никем не отслеживается. Работаете по старинке с теми же контрагентами, несмотря на то, что объёмы выросли. Продолжают терять деньги на каждой закупке, в то время как новички входят на рынок по более низким ценам.
Особенно рискуют те, кто завязан на одном ключевом поставщике. Да, это может быть удобно, возможно есть уникальный ассортимент, хорошие цены, за долгие годы уже налажена коммуникация, но... Вдруг что-то не так с китайской компанией: госпроверки, проблемы с загрязнением экологии, переезд производства или банально старенький лаобань, который не позаботился о своём преемнике — это все риски. Которые нужно предвидеть и соломки подстелить — в виде альтернативных поставщиков. А как их найти? Как определить реального производителя, а не торговую компанию? Как найти определённого поставщика / фабрику конкурентов? Все это вопросы целого блока, название которому поиск и коммуникация.
2. Как правильно выбрать ассортимент
На складе в неликвидах зарыта куча денег, а на ходовые позиции, которые хорошо продаются и нужны прямо сейчас, «оборотки» не хватает. Знакомая ситуация? Я думаю, да. В этом случае у вас явные проблемы с управлением ассортиментом. Особенно остро это проявляется в бизнесах, в которых более 1000 SKU. Всегда есть «висяки» и дойные коровы. Но как это знать заранее? Как узнать, что пойдет, а что нет? Как вообще разместить заказ в Китае, где узнать правильные пропорции в ассортименте? Управляете ли вы жизненным циклом ваших товаров? Знаете ли, что нужно наращивать, а что наоборот, поскорее сливать и выводить из ассортимента?
3. Как контролировать качество в Китае
Проблема качества, на мой взгляд, уже не такая острая, как раньше. Стереотип о «дешевом и некачественном Китае» уходит в прошлое. Но так как нонейм уже не продается, встаёт вопрос о том, как контролировать качество своих уникальных товаров. И практически всегда тут есть проблемы. При производстве изделий своего бренда в Китае страдает качество. Импортеры меняют поставщиков, договариваются с новыми, не понимая, что часто проблема в самой постановке задаче и отсутствии взаимопонимания с китайцами. В недостатке правильной коммуникации. Как сказал Киплинг, Восток и Запад никогда не поймут друг друга. Но ведь кейсы есть. Могут же делать качественно Apple, Disney, Walmart, IKEA, ZARA, Stanley, Honeywell и другие международные компании, размещающие производства в Китае... Просто, видимо, у нас в компаниях не так четко работают процессы, кто-то не дожимает, недостаточно хорошо знает свой продукт или даёт некачественное ТЗ с множеством двусмысленностей. В итоге, виноваты, как всегда, китайцы, а бренд при этом страдает ваш.
4. Как растить свой бренд
К сожалению, «свой бренд» — это часто просто слова. Ваше лого или просто название, без запоминаемости и какого-либо особого смысла для покупателя. Мало кто реально понимает, как выделяться среди конкурентов, еще меньшее количество бизнесов реально над этим работает. А ведь Китай даёт для этого огромные возможности! Все карты в ваших руках! Создание продукта с уникальным наборов свойств, выбор комплектующих и материалов, маркировка, упаковка, производство по вашим чертежам и прочие опции, которые при работе с прямым производителем доступны уже по умолчанию. Но в достаточной ли степени вы пользуетесь этим? Чем вы реально отличаетесь от конкурентов? Создаёте ли новую ценность для потребителя? Эти вопросы должен задавать себе каждый владелец.
5. Проблемы серых схем доставки
Кто-то до сих пор возит грузы только карго и не осознаёт опасности серых схем. Карго — как чёрная дыра: отправил груз по Китаю, получил в Москве. Легко, удобно? Возможно. И это затягивает... Но если вдуматься, у такого бизнеса нет будущего. Как эти грузы проходят границу и таможню? Что если лавочку прикроют? Что делать с документами, которые потребуют более крупные клиенты, любая даже мелкая сетка, а в скором времени и все клиенты. Так как законы меняются и отбеливание бизнеса неизбежно. Хорошо бы позаботиться обо всем этом заранее и составить свой персональный план выхода из тени.
Что интересно, проблемы эти вечны и часто встречаются даже у тех, кто постоянно летает на Кантонскую ярмарку и другие выставки в Китае, кто уже давно возит контейнерами и считает себя опытным импортёром. Если обобщить, то есть 3 главные проблемы: поиск, контроль, логистика. И последствия этих проблем умножаются при плохой коммуникации.
Многие такие бизнесы держатся на владельце, который, как человек-оркестр, пытается делать все сразу и все за всех. И управлять компанией, и заказывать товар под клиентов, и контролировать ключевых поставщиков, и т.д. и т.п. Но представьте, как было бы круто воспитать себе доверенного помощника, который закрыл бы все вопросы по работе с поставщиками... Который стал бы правой рукой такого бизнеса и надежной опорой в работе с Китаем. Но где такого найти? Может взрастить такого специалиста внутри компании?..
И тут возникает вопрос. А где всему этому учат?
Инфобизы в духе от 100$ до 100000$ за месяц не станем рассматривать. Это удел доверчивых студентов и домохозяек. Курсы по настройке рекламы и работе с площадками и сервисами где и без этого есть бесплатные инструкции, тоже не в счёт.
Есть ли обучение работе с Китаем не для новичков, а для действующих предпринимателей и менеджеров компаний? Где могут обучиться сотрудники компаний, уже работающих с Китаем? Причём желательно обучение от реального практика... Обучение, в котором вы сможете разложить ваш текущий бизнес с Китаем по молекулам, убрать баги и пересобрать его в новом, более оптимальном, виде. Есть ли курс не с теорией, а с 100% практикой, с реальными кейсами и примерами решения сложных ситуаций?
Не найдя такой курс на рынке, я создал его сам. Это двухмесячный обучающий тренинг «Байер», который проходит онлайн и включает 18 полноценных занятий в базовом пакете, а также 5 дополнительных занятий в премиум-пакете. На курсе вы:
  • Поймете схему работы с Китаем и последовательность этапов
  • Научитесь правильно работать с китайскими В2В площадками
  • Научитесь отличать фабрики от трейдеров
  • Найдете «гнездо» вашего товара в Китае — кластер, где его стоимость минимальна
  • Проверите поставщика на благонадежность и составите ТЗ на инспекцию
  • Научитесь понимать особенности бизнес психологии китайцев
  • Выберете оптимальную схему доставки вашего товара
  • Просчитаете все платежи и расходы
  • Получите примеры и шаблоны отгрузочных документов
  • Выберете надежного брокера и перевозчика
  • Найдите клиентов на услуги байерства и получите заказы
  • Научитесь грамотно выбирать партнеров и правильно оформлять договоренности
Смотрите подробную программу и регистрируйтесь на сайте.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Импорт
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Как выявлять тренды в Китае и строить долгосрочный бизнес: советы эксперта Дмитрия Ковпака
Фото предоставлено Дмитрием Ковпаком

Основатель Российского Акселератора для продавцов на маркетплейс, эксперт в области торговли с Китаем Дмитрий Ковпак, рассказал об опыте работы и дал рекомендации для предпринимателей, которые стремятся успешно работать с Китайским рынком. В эксклюзивном интервью для chinalogist.ru он рассказал о главных вызовах и эффективных стратегиях ведения бизнеса с Китаем, опираясь на многолетнюю практику и авторские обучающие программы.

Анатолий Якимов
Календарь китайских праздников и выходных на 2026 год: важные даты для бизнеса
Коллаж из фото с ТГ-канала Китай. Инструкция по применению

Опубликован официальный календарь выходных и праздников Китая на 2026 год. Это важная информация для компаний, работающих с китайскими партнерами, поскольку поможет планировать рабочие графики и логистику.

Редакция
Стиль и мода 2026: что покупать оптом в Китае для встречи Нового 2026 года
Фото с сайта freepik.com

Встреча Нового 2026 года — особенное событие, и, чтобы отметить его стильно и с пользой, важно учитывать астрологические советы, модные тренды и возможности для выгодных покупок тканей и одежды оптом. Предлагаемый подробный обзор поможет создать образ, который привлечет удачу и принесет комфорт в холодный зимний сезон.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.