Андрей Ильенко
Импорт

Где и как обучить сотрудников работе с Китаем? 5 проблем профессиональных байеров из Китая

Помогая бизнесам, работающим с Китаем, постоянно сталкиваюсь с одними и теми же вопросами. Как найти надёжного поставщика? Как проверить производителя? Как определить, что это именно фабрика, а не перекуп? Как контролировать качество, чтобы произвели именно то, что заказано? Как правильно брендировать продукцию? Какие могут возникнуть вопросы на таможне? И так далее, и тому подобное.
В импорте из Китая столько же вопросов, сколько видов товаров. А так как из Поднебесной везётся практически все, то это сотни и тысячи нюансов. Каждый бизнес, каждый кейс — это отдельная история. Зная многих владельцев и «пап брендов» лично, общаясь с ними и консультируя по вопросам работы с Китаем, все больше понимаю, как много пробелов в их в знаниях. Причём есть они у каждого бизнеса без исключений. Разберём основные сферы, в которых часто возникают сложности.
5 проблем профессиональных байеров из Китая
1. Как найти надёжного поставщика
Это вопрос волнует не только начинающих. Далеко не все, кто уже успешно работает с Китаем, вообще знают, точно ли их поставщик производит товар или же у кого-то закупает? Не работают ли они с посредником? Действительно ли у вас самая низкая цена или вы продолжаете переплачивать на каждом заказе?
На самом деле, это только верхушка айсберга. Заглянув внутрь, увидим множество проблем, связанных с надежностью контактов в Китае.
У кого-то хромает процесс поиска новых поставщиков. Например, цены на рынке падают, но это никем не отслеживается. Работаете по старинке с теми же контрагентами, несмотря на то, что объёмы выросли. Продолжают терять деньги на каждой закупке, в то время как новички входят на рынок по более низким ценам.
Особенно рискуют те, кто завязан на одном ключевом поставщике. Да, это может быть удобно, возможно есть уникальный ассортимент, хорошие цены, за долгие годы уже налажена коммуникация, но... Вдруг что-то не так с китайской компанией: госпроверки, проблемы с загрязнением экологии, переезд производства или банально старенький лаобань, который не позаботился о своём преемнике — это все риски. Которые нужно предвидеть и соломки подстелить — в виде альтернативных поставщиков. А как их найти? Как определить реального производителя, а не торговую компанию? Как найти определённого поставщика / фабрику конкурентов? Все это вопросы целого блока, название которому поиск и коммуникация.
2. Как правильно выбрать ассортимент
На складе в неликвидах зарыта куча денег, а на ходовые позиции, которые хорошо продаются и нужны прямо сейчас, «оборотки» не хватает. Знакомая ситуация? Я думаю, да. В этом случае у вас явные проблемы с управлением ассортиментом. Особенно остро это проявляется в бизнесах, в которых более 1000 SKU. Всегда есть «висяки» и дойные коровы. Но как это знать заранее? Как узнать, что пойдет, а что нет? Как вообще разместить заказ в Китае, где узнать правильные пропорции в ассортименте? Управляете ли вы жизненным циклом ваших товаров? Знаете ли, что нужно наращивать, а что наоборот, поскорее сливать и выводить из ассортимента?
3. Как контролировать качество в Китае
Проблема качества, на мой взгляд, уже не такая острая, как раньше. Стереотип о «дешевом и некачественном Китае» уходит в прошлое. Но так как нонейм уже не продается, встаёт вопрос о том, как контролировать качество своих уникальных товаров. И практически всегда тут есть проблемы. При производстве изделий своего бренда в Китае страдает качество. Импортеры меняют поставщиков, договариваются с новыми, не понимая, что часто проблема в самой постановке задаче и отсутствии взаимопонимания с китайцами. В недостатке правильной коммуникации. Как сказал Киплинг, Восток и Запад никогда не поймут друг друга. Но ведь кейсы есть. Могут же делать качественно Apple, Disney, Walmart, IKEA, ZARA, Stanley, Honeywell и другие международные компании, размещающие производства в Китае... Просто, видимо, у нас в компаниях не так четко работают процессы, кто-то не дожимает, недостаточно хорошо знает свой продукт или даёт некачественное ТЗ с множеством двусмысленностей. В итоге, виноваты, как всегда, китайцы, а бренд при этом страдает ваш.
4. Как растить свой бренд
К сожалению, «свой бренд» — это часто просто слова. Ваше лого или просто название, без запоминаемости и какого-либо особого смысла для покупателя. Мало кто реально понимает, как выделяться среди конкурентов, еще меньшее количество бизнесов реально над этим работает. А ведь Китай даёт для этого огромные возможности! Все карты в ваших руках! Создание продукта с уникальным наборов свойств, выбор комплектующих и материалов, маркировка, упаковка, производство по вашим чертежам и прочие опции, которые при работе с прямым производителем доступны уже по умолчанию. Но в достаточной ли степени вы пользуетесь этим? Чем вы реально отличаетесь от конкурентов? Создаёте ли новую ценность для потребителя? Эти вопросы должен задавать себе каждый владелец.
5. Проблемы серых схем доставки
Кто-то до сих пор возит грузы только карго и не осознаёт опасности серых схем. Карго — как чёрная дыра: отправил груз по Китаю, получил в Москве. Легко, удобно? Возможно. И это затягивает... Но если вдуматься, у такого бизнеса нет будущего. Как эти грузы проходят границу и таможню? Что если лавочку прикроют? Что делать с документами, которые потребуют более крупные клиенты, любая даже мелкая сетка, а в скором времени и все клиенты. Так как законы меняются и отбеливание бизнеса неизбежно. Хорошо бы позаботиться обо всем этом заранее и составить свой персональный план выхода из тени.
Что интересно, проблемы эти вечны и часто встречаются даже у тех, кто постоянно летает на Кантонскую ярмарку и другие выставки в Китае, кто уже давно возит контейнерами и считает себя опытным импортёром. Если обобщить, то есть 3 главные проблемы: поиск, контроль, логистика. И последствия этих проблем умножаются при плохой коммуникации.
Многие такие бизнесы держатся на владельце, который, как человек-оркестр, пытается делать все сразу и все за всех. И управлять компанией, и заказывать товар под клиентов, и контролировать ключевых поставщиков, и т.д. и т.п. Но представьте, как было бы круто воспитать себе доверенного помощника, который закрыл бы все вопросы по работе с поставщиками... Который стал бы правой рукой такого бизнеса и надежной опорой в работе с Китаем. Но где такого найти? Может взрастить такого специалиста внутри компании?..
И тут возникает вопрос. А где всему этому учат?
Инфобизы в духе от 100$ до 100000$ за месяц не станем рассматривать. Это удел доверчивых студентов и домохозяек. Курсы по настройке рекламы и работе с площадками и сервисами где и без этого есть бесплатные инструкции, тоже не в счёт.
Есть ли обучение работе с Китаем не для новичков, а для действующих предпринимателей и менеджеров компаний? Где могут обучиться сотрудники компаний, уже работающих с Китаем? Причём желательно обучение от реального практика... Обучение, в котором вы сможете разложить ваш текущий бизнес с Китаем по молекулам, убрать баги и пересобрать его в новом, более оптимальном, виде. Есть ли курс не с теорией, а с 100% практикой, с реальными кейсами и примерами решения сложных ситуаций?
Не найдя такой курс на рынке, я создал его сам. Это двухмесячный обучающий тренинг «Байер», который проходит онлайн и включает 18 полноценных занятий в базовом пакете, а также 5 дополнительных занятий в премиум-пакете. На курсе вы:
  • Поймете схему работы с Китаем и последовательность этапов
  • Научитесь правильно работать с китайскими В2В площадками
  • Научитесь отличать фабрики от трейдеров
  • Найдете «гнездо» вашего товара в Китае — кластер, где его стоимость минимальна
  • Проверите поставщика на благонадежность и составите ТЗ на инспекцию
  • Научитесь понимать особенности бизнес психологии китайцев
  • Выберете оптимальную схему доставки вашего товара
  • Просчитаете все платежи и расходы
  • Получите примеры и шаблоны отгрузочных документов
  • Выберете надежного брокера и перевозчика
  • Найдите клиентов на услуги байерства и получите заказы
  • Научитесь грамотно выбирать партнеров и правильно оформлять договоренности
Смотрите подробную программу и регистрируйтесь на сайте.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
Контрабанда шкурок соболя на Дальнем Востоке: задержана партия на 6 миллионов рублей
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

Контрабанду шкурок соболя и шиншиллы на сумму 6 миллионов рублей пресекли дальневосточные таможенники на границе с Китаем в октябре 2025 года. Партия из 1 600 выделанных шкурок была обнаружена у двух иностранных гражданок в пункте пропуска Благовещенск. Женщины не предоставили документы и признались, что перевозили товар за вознаграждение по поручению незнакомого лица. Возбуждены уголовные дела по статье контрабанды стратегически важных товаров, что грозит до 10 лет лишения свободы и штрафом до 1 миллиона рублей. Идет установление других причастных лиц, расследование ведется совместно с Управлением Федеральной службы безопасности по Амурской области.

Анатолий Якимов
Кантон 2025
Кантонская ярмарка 2025: как новые таможенные правила влияют на торговлю России и Китая

В 2025 году таможенное регулирование между КНР и Российской Федерацией претерпевает существенные изменения, влияют на весь комплекс внешнеэкономической деятельности. Эти нововведения особенно важны на фоне открытия 15 октября крупнейшей в Азии Кантонской ярмарки, где собраны ведущие китайские производители и зарубежные импортеры. Изменения в пошлинах, сертификации и валютном контроле формируют новые правила игры, с которыми должны считаться участники рынка.

Фото Надежды Раздабаровой
Анатолий Якимов
Финансы
Минпромторг продлевает отсрочку утильсбора на иномарки до 1 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Минпромторг РФ, по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, рассматривает возможность отсрочки вступления в силу новых правил расчета утильсбора на импортируемые легковые автомобили с 1 ноября на 1 декабря 2025 года. Предложение обусловлено обращением общественной организации «Деловая Россия», которая подчеркнула актуальность дополнительного переходного периода.

Анатолий Якимов
Маркетинг
Три главных тренда китайской электронной коммерции: это изменит и российский рынок
Фото телеграм-канал «Импорт в Россию»

В Китае более половины покупок совершается онлайн – уникальный для мира показатель, который делает страну лидером в области электронной коммерции и инноваций. На E-Retail Week прошел паблик-ток с бывшим топ-менеджером крупнейшего маркетплейса JD.com Цуй Чжиюй, где были раскрыты три главных тренда китайского e-commerce, которые формируют будущее рынка.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский экспорт мяса в Китай демонстрирует стремительный рост: регионы-лидеры и перспективы
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года российский экспорт свинины в Китай удвоился по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 55,6 тысячи тонн, что составляет около четверти всего российского экспорта свиноводческой продукции. Общий объем поставок свинины за рубеж вырос на 35,6% и достиг 205 тысяч тонн. Эти данные опубликованы Россельхознадзором на основе аналитики информационных систем «ВетИС» и «Аргус-Фито».

Анатолий Якимов
Лучшие китайские производители роботов для дома и бизнеса: оптовые поставки

Кантонская ярмарка в Гуанчжоу, открывшаяся 15 октября, одно из крупнейших и наиболее значимых событий в мире международной торговли и инноваций, и 2025 год не стал исключением. На выставке особое внимание уделяется интеллектуальным и высокотехнологичным решениям, среди которых важное место занимают роботы для дома и бизнеса. С новых павильонов и стендов демонстрируются последние достижения китайской робототехники: от умных роботов-пылесосов с голосовым управлением и системами самоочистки до промышленных и сервисных роботов для автоматизации производств и складов. Это отличная площадка для оптовых закупок инновационных роботов, которые уже сегодня активно внедряются в России в таких сферах, как промышленное производство, логистика и сфера услуг.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
Импорт
В России импортировано свыше 2 млн китайских брелоков-игрушек: тренды молодежной моды 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Стильная молодежная мода на брелоки во всем мире продолжает активно развиваться, превращаясь в крупный сегмент рынка аксессуаров. В 2025 году объем импорта детских брелоков-игрушек в Россию достиг рекордных отметок: было ввезено более 1,2 миллиона брелоков, из них большая часть — из Китая. Эти маленькие аксессуары стали неотъемлемой частью самовыражения для молодых людей, украшая рюкзаки, сумки и ключи. Такая популярность способствует росту рынка, который по прогнозам экспертов к 2025 году превысит 280 миллиардов долларов США.

Анатолий Якимов
Таможня
Итоги борьбы с нелегальными поставками из Китая в России: более 25 млн рублей конфискованной техники
Фото пресс-службы Читинской таможни

С начала 2025 года таможенные органы на Дальнем Востоке России идентифицировали и изъяли из незаконного оборота более 2 600 единиц техники, ввезенной из Китая без необходимых документов. Одним из масштабных случаев стало выявление и изъятие 1380 единиц «серой» техники общей стоимостью свыше 25 миллионов рублей в приграничном поселке Забайкальск. Среди изъятого — мотоциклы, электросамокаты, телевизоры, бензопилы, лодочные моторы, электроинструменты и бытовая техника.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка открылась в Гуанчжоу: акцент – на умные решения и партнерства

15 октября 2025 года в Международном выставочном центре Пачжоу в Гуанчжоу официально стартовала 138-я Кантонская ярмарка, крупнейшее бизнес-событие в Азии и мире. В этом году выставка привлекла более 32 000 экспонентов, разместившихся на рекордных 74 500 стендах, что превзошло все предыдущие показатели.

Фото предоставлено участниками выставки
Анатолий Якимов
2000-й поезд «Китай-Европа» отправился из Шеньяна в Москву
Фото пресс-службы РЖД

Грузовой состав из 54 вагонов с контейнерами отправился в Москву из Шеньяна. Он стал 2000 рейсом по маршрутам Китай-Европа. Это событие сигнализирует о значительном прогрессе в развитии железнодорожного сообщения между двумя странами.