Елена Венгерская
Импорт

«Гроссмейстеров по бизнесу с Китаем просто не может быть»: интервью Алексея Маслова

Продолжаем рисовать портрет эксперта по бизнесу с Китаем. Сегодня у нас в студии — особое мнение. Если большинство собеседников короновали опыт, то доктор исторических наук, глава Школы востоковедения ВШЭ, самый известный российский специалист по Восточной Азии Алексей Маслов поставил его в ряду с огромным количеством других компетенций. Их столько, что вряд ли кто-то сможет увидеть такого эксперта в зеркале. Остается бесконечно стремиться к идеалу, затачивая нужные скиллы. Беспощадный к экспертам-недоучкам, профессор, тем не менее, предложил «понять и простить» инфоцыган — как вещь из другого мира.
На казнь инфобизнесменов мы еще посмотрим в следующих сериях кросс-интервью. А сегодня — знакомим с инструментами профессионала. Чтобы в финале предложить вам таблицу экспертности, которой вы сможете пользоваться, как в школе — выкладками Брадиса.
Итак, мнение Алексея Маслова.
Профессиональный эксперт по Китаю не может появиться из ниоткуда. Время самоучек, которые приобретали опыт исключительно на собственном примере, «набивали шишки», проходит. Профессионализм эксперта базируется на методичной подготовке — на уровне бакалавриата или магистратуры университета, параллельно с решением практических задач. Мы должны добиваться сочетания многолетней теоретической подготовки с приобретением практических навыков. К сожалению, сегодня не так много университетов читают профильные курсы по бизнес-культуре Китая, бизнесу и предпринимательству в Азии — в сочетании со знанием истории, политики и экономики. Да и не все такие курсы качественно сделаны.
Опыт общения с китайскими коллегами, конечно же, тоже важен, но вряд же стоит полагать, что он может измеряться числом посещений Китая. Более того, мне известно немало наших соотечественников, которые живут в Китае уже давно, и, безусловно, знают китайскую социальную действительность, но из-за узости подготовки и своих контактов так и не смогли приобрести серьезного экспертного уровня и не оцениваются китайскими деловыми кругами как серьезными партнеры. Они остаются «вечными посредниками». Впрочем, есть и другие, позитивные случаи, но все же таких людей единицы. Посмотрите на число предложений в посреднических услугах в Китае — их сотни — и сравните с реальными историями успеха российского бизнеса в Китае, которые измеряются, в лучшем случае, десятками. И станет ясно, что эти две величины никак не коррелируют.
Какая база лучше для эксперта: регионоведческая, экономическая или менеджерская? Мне еще не доводилось видеть человека, который бы получил образование менеджера, экономиста, специалиста по международным отношениям, а потом, «подучившись», стал бы качественным специалистом по Китаю или по Азии в целом. А вот подготовить из востоковеда специалиста по бизнесу и предпринимательству, скажем, в Китае, — особых проблем не составляет. Более того, сегодня в программу любой уважающей себя востоковедческой школы входят курсы, затрагивающие эти аспекты. Причем подготовка, строго говоря, должна быть не «регионоведческая», а именно «китаеведческая» или «востоковедческая». Регионоведение обычно смотрит «сверху» на проблемы региона, задача востоковеда же — посмотреть «изнутри» культуры и мышления, залезть вглубь сознания жителя Китая или любой другой азиатской страны. Эксперт должен знать не только географию региона или международные отношения, а, прежде всего, понимать образ мышления, формы политической и национальной культуры, особенности деловой активности, стиль поведения, и на основе этого уже составлять прогностику и делать выводы.
Надо учитывать, что современное востоковедение по своей тематике, устремлениям и методам заметно изменилось во всем мире: оно перестало быть исключительно «наукой о прошлом», но стало более универсальным и практически ориентированным. Хотя, к сожалению, в России реформирование востоковедения идет крайне медленно.
Если говорить про оптимальную траекторию подготовки бизнес-экспертов, то самым желательным было бы получить хорошее бакалаврское образование в области современного востоковедения, а затем уже пройти обучение в профильной магистратуре (в России таких, увы, единицы). Безусловно, нужен и опыт практической работы, участия в переговорном процессе, стажировки, как минимум, в одной-двух компаниях различного уровня. Эксперт должен отлично знать национальную психологию, свободно говорить на китайском, уметь читать специальные тексты, знать особенности местного законодательства, бизнес-практики, формы инвестиций, рынок труда, особенности работы иностранцев на азиатских рынках. При этом — и это очень важно — эксперт должен быть «референтен» для китайского бизнеса разного уровня, должен быть «вхож» в кабинеты крупных и средних китайских корпораций, в государственные китайские агентства. Ведь проблема многих специалистов по Китаю в том, что они не эксперты, а просто посредники, причем чаще всего на самом базовом уровне.
Насколько эксперт должен быть заточен именно на Китай? Насколько глубоко он должен знать различные отрасли ВЭД (логистика, таможня, финансы и т.п.)? Безусловно, Китай для такого эксперта должен оставаться приоритетной областью знания, однако строго говоря, никакого «чисто китайского» бизнеса в современном мире быть не может. Существует, как минимум, бизнес в Азии, поэтому кругозор должен быть широк. Например, учитывая резкое изменение китайских рынков, в том числе уровня оплаты труда, себестоимости товаров, иногда выгоднее разместить производство или поставить товары не в Китай, а, например, во Вьетнам или Индонезию. Или, скажем, диверсифицировать товарные и финансовые потоки через Сингапур, Гонконг или Вьетнам.
Узкие эксперты решают узкие вопросы, и иногда это очень хорошо. Конечно, специалист по экспортно-импортным операциям с Китаем может прекрасно оформить поставки, но он не объяснит, стоит ли поставлять этот товар именно в Китай, это просто не его задача. А поэтому, как принято в серьезном бизнесе, сначала эксперты высоко уровня оценивают все преимущества и риски работы по отдельно взятой области (поставки, выход на китайские дилерские сети, технологическое сотрудничество, востребованность товара на китайском рынке и т.д.), а затем уже узкие специалисты, в том числе по логистике, решают отдельно взятые вопросы.
Насколько важен опыт жизни и работы в Китае? Знание китайского языка, культуры Китая? Насколько глубоким должно быть это знание? Опыт жизни и работы в Китае, конечно же, важен, но сам по себе он не может быть ключевым, и вряд ли мы должны реагировать на фразы «я много лет жил в Китае» или «я бываю в Китае каждый месяц». Опыт жизни в Китае может быть и негативным (например, какой-нибудь россиянин просто провалил все порученные ему проекты в Китае), а некоторые россияне, живя в Китае, наоборот, лоббируют интересы китайской стороны. Это может быть и просто студенческая стажировка в Китае, которая повышает уровень языка, но мало что-то дает с точки зрения профессионального делового общения. Поэтому надо смотреть не столько на факт проживания в Китае, сколько на приобретенный позитивный опыт.
Не представляю себе эксперта по Китаю без свободного знания китайского языка — ни в бизнесе, ни в политике, ни в экономке. Да, такие порою встречаются, к тому же рассуждения о Китае сегодня стали «модной темой». Но давайте спросим себя: откуда человек без знания китайского языка может брать сведения о Китае? Только из вторичных источников, а это не всегда надежно. Также крайне необходимо и глубокое знание культуры, ведь нередко именно знание культурных аспектов переговоров, понимание клановых связей, «ключевые понятия» из области культурного контекста и могут помочь установить долгосрочные деловые связи.
Как оценить уровень экспертности? Безусловно, уровень экспертности, хотя он и не имеет формального измерения, оценить можно. Прежде всего, это хорошее базовое образование в области востоковедения или смежных вопросов, это опыт практической и экспертной работы, это точность оценок, широта кругозора, знание деталей, цифр и фактов. И, разумеется, некоторая «история успеха» в области практической деятельности.
Может ли экспертность сочетаться с медийностью? Никакой прямой связи между медийностью персоны и его экспертными навыками в российском медийном пространстве нет. То есть широко известные медийные лица по Китаю могут быть как блестящими экспертами, так и весьма посредственными специалистами. Я, например, знаю, некоторых отличных экспертов по Китаю, которые в силу своей загруженности или неумения жить в «медийном пространстве», мало известны широкой публике, но абсолютно безошибочны в своих экспертных оценках.
Кого можно назвать гроссмейстерами бизнеса с Китаем? Настоящих отдельных гроссмейстеров бизнеса с Китаем быть не может, хотя и есть отдельные выдающиеся специалисты. Как раз это ошибочный подход: считать, что один, даже отличный эксперт, решит все проблемы. Обычно, как это принято в США или Европе, над решением выхода на китайский рынок работает целая группа людей, «коллективный разум». Одни составляют подробный мониторинг выбранной области рынка, другие определяют ключевых персон и уровень общения в Китае, третьи проводят переговоры, четвертые составляют бизнес-планы с учетом китайской специфики, логистики и много другого. Да, это может формироваться в виде одной «влиятельной персоны», которая и выходит на китайский рынок, но в действительности, всегда работает группа. Один человек в лучшем случае может договориться о простейшей операции покупки-продажи товары.
Может ли эксперт быть инфобизнесменом? К инфобизнесменам надо относится с пониманием: люди просто таким образом пытаются поддержать свой бизнес на плаву. В любом случае, если эта персона вам не известна, вам придется перепроверять его профессиональный уровень. Могу лишь отметить, что действительные супер-эксперты (а чаще всего, как я уже сказал, это команды) не ищут клиентов через рекламные посты в сети и публично себя не рекламируют, хотя и хорошо известны специалистам. К ним стоит очередь из крупных заказчиков, они обслуживают крупные контракты и сделки.
Как стать экспертом по бизнесу с Китаем? Какие компетенции нужно наращивать? Становление эксперта — долгий процесс. Как минимум, надо пройти профессиональные курсы в течение года (так устроены многие западные курсы MBA по бизнесу с Китаем), пройти стажировку в крупной азиатской бизнес-школе. После этого вы поймете, что «все сложно» и продолжите обучаться. По-настоящему вам нужна лишь одна глубокая компетенция: понимание национальной и деловой культуры Китая, и она должна существовать у вас на уровне подсознания. Все остальное можно потом «нарастить».
Первая часть кросс-интервью: «Как отличить инфоцыгана от эксперта по бизнесу с Китаем?» Мнения Андрея Ильенко, Александра Гаврика и Александра Дегтярева.
Продолжение следует. Свое определение экспертности вы можете оставить в комментариях к этому материалу.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
С Новым годом!
Фото с сайта unsplash.com

Заканчивается 2024 год. Он был непростым для участников внешнеэкономической деятельности. Но несмотря на это, мы с вами справились!

В течение года мы старались рассказать о том, что происходит на рынке перевозок, в импорте и экспорте, о нововведениях в таможенном оформлении. И в будущем мы обязательно продолжим это делать.

А еще, вы, наверняка обратили внимание на то, что в конце года изменился дизайн сайта. Надеемся, что он вам понравился и вы останетесь с нами не только в следующем году, но и на более долгий срок.

В наступающем году мы желаем вам благополучия, роста доходов, чтобы никакие обстоятельства не помешали вам заниматься любимым делом! Здоровья вам и вашим близким!

Обращаем ваше внимание, что редакция сайта с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года уходит на Новогодние каникулы. Однако, всю оперативную и важную информацию мы будем публиковать в нашем телеграм-канале

До встречи в Новом 2025 году!

Анатолий Якимов
Таможня
Тонкости работы: эксперт рассказал об особенностях таможенного оформления в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Участники внешнеэкономической деятельности знают, что ошибки, допущенные при таможенном оформлении могут привести к штрафным санкциям. С учетом осложнения геополитической обстановки работать стало сложнее, но интереснее. Об опыте работы рассказала ведущий специалист отдела таможенного оформления компании VED Агент Нина Палтаджи.

С изменением геополитической обстановки и введением санкций таможенные представители столкнулись с новыми логистическими и платежными схемами, а также с особенностями оформления сопроводительных и транспортных документов.

Анатолий Якимов
Импорт
Готовь телегу с лета: где купить в Китае детские велосипеды
Фото с сайта pixabay.com

Техника из Китая, уже давно завоевала популярность среди российских пользователей. Многие родители покупают детям велосипеды и гироскутеры, детские коляски с электроприводом. Большинство из них выпустили в уезде Пинсян провинции Хэбэй.

На территории уезда Пинсян провинции Хэбэй работают 4 800 предприятий, которые выпускают детские велосипеды, коляски и электрические игрушечные автомобили. По информации ИА «Синьхуа» в 2023 году здесь произвели 145 миллионов изделий. Продукцию поставляют более, чем в 80 стран мира, включая и Россию.

Анатолий Якимов
Экспорт
В два раза больше: новосибирская рыба популярна в Китае
Коллаж из фото с сайта министерства сельского хозяйства Новосибирской области

Шесть партий рыбы, которую добыли на территории Новосибирской области, экспортировали в Китай в 2024 году. ООО «Купинский рыбокомбинат» поставили 100 тонн, из которых 25 тонн сазана и 75 тонн карасей.

Отправка продукции проходила под контролем сотрудников Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской области, с соблюдением фитосанитарных требований Евразийского экономического Союза и ветеринарным требованиям Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
У российских импортеров появился новый надежный транспортный маршрут
Фото с сайта smotrim.ru

Вице-премьер России – полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал об увеличении объема перевозок по Северному морскому пути.

По его словам, несмотря на введение санкций, грузопоток по Северному морскому пути увеличивается, хоть и не теми темпами, на которые рассчитывали власти страны. Для развития нового транспортного коридора продолжается работа по созданию инфраструктуры.

Анатолий Якимов
Импорт
Какие импортные товары попали под маркировку «Честный знак» в 2025 году
Фото с сайта unsplash.com

С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. Первыми под этот процесс попали алкоголь и табачная продукция. В 2025 году вводятся новые группы товаров, подлежащих маркировке.

Средства идентификации, которые представляет из себя специальный код, наносят на потребительскую упаковку, на сам товар или на ярлык. В первую очередь ее наносят на те товары, которые легко подделать. Маркировка содержит информацию о производителе, дате производства, сроки годности продукции и другие важные продукции.

Анатолий Якимов
Импорт
9,5 тонны экзотических фруктов привезли в Новосибирск из Таиланда в декабре
Фото Сибирского таможенного управления

12 партий экзотических фруктов оформили инспекторы таможенного поста «Аэропорт Толмачево» в декабре 2024 года. Всего в столицу Сибири поступило 9,5 тонны манго, папайи, драгонфрута, личи, маракуйи, джекфрута, мангостина и других.

Специфика фруктов заключается в том, что это скоропортящийся продукт. Поэтому таможенные инспектора проводят контроль в приоритетном порядке. На таможенные процедуры отводится 2-3 часа с момента прибытия самолета. Зона таможенного контроля оборудована помещением с оптимальным температурным режимом для хранения фруктов.

Всего в 2024 году авиатранспортом доставили 81,5 тонны импортных фруктов.

Анатолий Якимов
Стоимость проезда по мосту через Амур на переходе Благовещенск-Хэйхе вырастет
Фото с сайта компании "Амурский мост"

С 1 января изменится стоимость проезда по автомобильному мосту через реку Амур, соединяющему российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Об этом сообщили в компании «Амурский мост».

Новые тарифы проезд по международному мосту Благовещенск – Хэйхэ будут действовать с 1 января 2025 года при движении из России в Китай. За легковой автомобиль с прицепом или без, с двумя и более осями и высотой менее двух метров придется заплатить 1 320 рублей.

За транспортное средство с прицепом или без, высотой 2 – 2,6 метра с двумя и более осями тариф составит 5 130 рублей.

За проезд по мосту грузовых автомобилей или автобусов высотой более 2,6 метра, с двумя осями придется заплатить 8 950 рублей, а если осей три и более – то 12 170 рублей.

Анатолий Якимов
Экспорт
Ярмарка-фестиваль «Сделано в России» будет проводиться ежегодно в Харбине
Скриншот из видео с сайта biang.ru

В мае 2024 года в городе Харбине прошел первый фестиваль «Сделано в России», который был организован Центром российского импорта. Информационное агентство Biang сообщает о том, что по решению организаторов, с 2025 года мероприятие станет традиционным и будет проводиться ежегодно.

Как сказано в сообщении, организаторы Харбинской международной торгово-экономической ярмарки договорились с Российским экспортным центром о проведении фестиваля «Сделано в России» ежегодно в рамках ярмарки.

При этом, стороны рассчитывают на долгосрочное и плодотворное сотрудничество.

В рамках первого фестиваля, который прошел в мае был открыт павильон с российскими товарами.

Анатолий Якимов
Таможня
На три миллиона меньше: таможенные сборы изменяются
Фото ТГ-канал ФТС России| PRO таможню

Вступило в силу постановление Правительства России «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, которые связаны с выпуском товаров». На заседании комиссии по платежам Экспертно-консультативного совета Федеральной таможенной службе подробно рассмотрели нововведения.

В документе сохранилось общее правило об исчислении таможенных сборов в зависимости от общих диапазонов таможенной стоимости, декларируемых товаров. Например, снижен порог, в отношении которого начинает применяться максимальная ставка таможенных сборов – с 10 до 7 миллионов рублей.