Слово Эксперта
Экспорт

Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае, используя цифровые данные

Автор: Данила Петров, руководитель отдела аналитики RUSFAIR
E-commerce в Китае — больше не «бедный родственник» традиционной «розницы». Во-первых, благодаря своему широчайшему функционалу (ведение прямых трансляций, возможность загрузки различных аудиовизуальных материалов и др.) Tmall, Pinduoduo и JD превратились в основные площадки для формирования образа бренда, который помогает осуществлять продажи не только в рамках одной платформы, но и через другие каналы сбыта. Именно на маркетплейсах внедряются все наиболее современные и эффективные методы продвижения товаров.
Во-вторых, большое внимание «истории продаж» на торговых онлайн-платформах при принятии решения о работе с тем или иным производителем уделяют дистрибьюторы и крупные китайские торговые сети. Позитивный опыт работы на китайских маркетплейсах не только открывает дорогу на полки магазинов Walmart и Carrefour, но и служит отличным инструментом для укрепления собственных переговорных позиций при обсуждении условий включения вашего товара в ассортиментный ряд.
Мы больше не можем говорить о том, что торговля в Интернете в КНР является лишь незначительным дополнением к сбыту продукции через традиционные каналы продаж. Сегодня это важнейшая площадка для сбыта со своими правилами и тенденциями.
Анализ данных — ключ к успеху в работе с маркетплейсами
Для того чтобы добиться успеха на этой площадке, необходимо на постоянной основе отслеживать изменения, происходящие на рынке, и держать в фокусе своих основных конкурентов.
Помочь же в этом может использование баз данных, предоставляемых самими торговыми платформами. Они содержат большой массив актуальной информации, которая поможет получить максимально подробное представление о текущей конъюнктуре интересующего вас рынка.
Наиболее полной и продвинутой базой данных располагает маркетплейс Tmall, крупнейшей торговой онлайн-платформы КНР, покупки на которой совершают более половины населения Поднебесной. Анализ базы данных Tmall может дать ответ на все основные вопросы, которые могут возникнуть у компании, уже выставляющих свои товары на Tmall.
Кто является лидерами рынка и вашими основными конкурентами?
База данных Tmall позволяет формировать списки наиболее продающихся брендов в конкретной категории товаров, а отслеживание этого списка на постоянной основе дает возможность следить за динамикой роста их продаж.
Данная статистика помогает определить, какие именно товары наиболее интересны потребителям в настоящий момент и как они реагируют на новые маркетинговые кампании, проводимые конкурентами. Понимание эффективности работы конкурентов представляется чрезвычайно важным для формирования стратегии продвижения собственных товаров.
Какой уровень цен установился на рынке в настоящий момент?
Рычаги ценовой конкуренции по-прежнему остаются важными инструментами удержания и увеличения собственной доли на китайском рынке. Благодаря анализу данных и мониторингу предложения на Tmall вы сможете получать самую свежую информацию о ценах на продуктах своих основных конкурентов, а также о проводимых ими скидочных акциях.
В свою очередь это позволит вам максимально оперативно корректировать цены на собственный товар для того, чтобы цена на ваш товар была самой привлекательной для потребителя.
Насколько велик сейчас средний чек потребителей при покупке товаров вашей продуктовой категории?
Принимать решение об изменении цен на товары также помогут данные о величине и динамике среднего чека покупателей на товары вашей продуктовой категории.
Эта информация также даст понять, в какую сторону движется интересующий вас рынок — в сторону премиального ценового сегмента или же более экономичного сегмента.
Кто является основной аудиторией товаров подобных вашему и как изменяются доли различных групп покупателей?
С помощью базы данных Tmall можно получать самые точные и свежие данные о том, какие сегменты потребителей (дифференциация по полу возрасту, полу, роду деятельности и месту жительства) наиболее склонны покупать товары в вашей продуктовой категории и доли каких групп покупателей растут быстрее всего.
Более того, из баз данных можно узнать портрет потребителей конкретных брендов, а также портрет пользователей маркетплейса, наиболее интересующихся продукцией из России.
Это позволит наиболее точно настроить таргетированную рекламу и выстроить наиболее действенную стратегию коммуникации с потенциальными клиентами, максимально подстроив ее под наиболее «теплую» аудиторию.
Как именно лидеры рынка рассказывают потребителям о преимуществах своих товаров?
Мониторинг страниц товаров лидеров может использоваться и для изучения коммуникационных стратегий брендов. Промоматериалы продукции в карточках Tmall очень наглядно показывают то, на какие характеристики товаров производители хотят акцентировать особое внимание своих потенциальных клиентов и на какие группы потребителей направлен их месседж в первую очередь.
Впоследствии это информация может быть использована при внесении изменений в стратегию продвижения того или иного товара. Вы можете с одной стороны попытаться «перекрыть» аргументы конкурентов, показав, что ваш продукт ничем не уступает лидерам рынка, а с другой —направить внимание потребителей к тем особенностям продукта, которых нет у ваших конкурентов, и тем самым сделав его уникальным в глазах пользователей маркетплейса.
Как изменяется объем продаж на рынке в зависимости от времени года?
Статистика продаж за конкретные месяцы прошлых лет дает возможность спрогнозировать колебания в объемах продаж на рынке в различные промежутки времени в течение года, а значит и более разумно распределить бюджет на продвижение вашего товара и более тщательно спланировать график поставок продукции в КНР.
Кроме того, эти данные позволят оценить результаты текущей торговой деятельности компании, определив связан ли рост ваших продаж с общей динамикой на рынке.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Владимир Путин: Россия — лидер торговли Китая в Европе с оборотом 250 миллиардов долларов США
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос корреспондента информационного агентства «Синьхуа» Лю Каем на «Итогах года» назвал Председателя КНР Си Цзиньпина надежным другом и ключевым партнером. По его словам, российско-китайские отношения развиваются последовательно благодаря практике совместной работы по всем направлениям.

Анатолий Якимов
Импорт
Как понять китайских партнеров: важные инсайты с конференции в Москве
Фото Анатолия Якимова

В Москве завершилась конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». В течение двух дней участники обсудили множество проблем. Организаторами мероприятия выступили Российско-Китайская палата, РС-Экспо, при поддержке Финансового университета при правительстве РФ.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта цветов из Китая: омские таможенники одобрили новый СВХ

Инспекторы Омского таможенного поста успешно проконтролировали поставку первой крупной партии свежесрезанных цветов из Китая весом более 30 тонн. Ассортимент включил розы, гвоздики, хризантемы, лилии, тюльпаны, пионы, гипсофилу и другие растения. Товар размещен на новом складе временного хранения (СВХ) закрытого типа площадью 152 квадратных метра, специально введенном в эксплуатацию оптовым импортером в декабре 2025 года.

Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления
Анатолий Якимов
Импорт
Конференция в Москве 2025: как найти надежного делового партнера в Китае
Фото предоставлено организаторами конференции

18 и 19 декабря в Москве проходит конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Первый день был посвящен работе с поставщиками, трансграничным платежам, правовым и юридическим вопросам внешнеэкономической деятельности. Корреспондент Chinalogist принимает участие в конференции.

Анатолий Якимов
Импорт
На неделю быстрее: из Китая в Москву запустили премиум-грузовой поезд
Фото Анатолия Якимова

Шэньчжэньский логистический центр отправил первый грузовой поезд премиум-класса на станцию Селятино в Наро-Фоминске Московской области. Состав с бытовой техникой, одеждой и игрушками прошел маршрут без задержек, сообщает «Гудок» со ссылкой на агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
20 лет ВЭД Агент: достижения, вызовы и стратегия на 2026 год
Фото АО «ВЭД Агент»

В преддверии 2026 года управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев подвел итоги юбилейного года 20-летия компании. Результаты впечатляют: численность персонала выросла до 150 сотрудников, а финансирования импорта для клиентов до 1 миллиарда рублей. Как изменится логистика из Китая, таможенное оформление через «зеленый коридор» и экспорт в КНР? О вызовах замедления экономики, автоматизации ВЭД услуг, запрете карго из Китая и стратегии стать топ-3 оператором — в эксклюзивном интервью для Chinalogist.

Анатолий Якимов
Китай вводит экспортные лицензии на сталь с 2026 года: что это значит для России
Фото с сайта freepik.com

Министерство коммерции КНР 12 декабря объявило о введении лицензий на экспорт стали с 1 января 2026 года. Эта мера может ограничить поставки из Китая, что поддержит восстановление мировых и российских цен на сталь с текущих минимумов. Аналитики прогнозируют улучшение конъюнктуры в отрасли к 2027 году, сохраняя нейтральный взгляд на акции российских сталеваров в среднесрочной перспективе

Анатолий Якимов
Владимир Путин подписал закон: параллельный импорт из КНР в РФ до конца 2026 годак
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, продлевающий механизм параллельного импорта и дополнительные антисанкционные инструменты до конца 2026 года. Официальная публикация документа состоялась 15 декабря на портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.