Слово Эксперта

Как продать маски в Китай?

Все компании, занятые в сфере агентирования ВЭД, столкнулись сейчас с ажиотажным ростом запросов на подготовку экспорта медицинских масок в Китай. Вопросы приходят и в редакцию нашего портала. Мы переадресовали их руководителю ВЭД-отдела компании «ВЭД Агент» (лидер по агентированию ВЭД за Уралом), постоянному автору ChinaLogist Анне Андрющенко.
Анна Андрющенко:
С поставкой масок в Китай есть ряд проблем.
Первая и самая очевидная — поиск товара. С этой проблемой сталкиваются сейчас все предприниматели, которые хотят организовать экспорт масок в Китай. У наших клиентов и партнеров были ситуации, когда они договаривались с производителем об отгрузке крупной партии масок (например, миллиона штук) и буквально в тот же день на завод наведывались китайские бизнесмены и за наличные средства перекупали все маски.
Ажиотажный спрос взвинтил цены. Если раньше оптовая цена одной маски колебалась в районе рубля, то сейчас некоторые производители отпускают данный товар по цене около 20-25 руб. за маску. В самом Китае аптеки продают маски уже по цене от 40 до 150 рублей за штуку. При этом в Китае это не просто предмет первой необходимости и средство безопасности. Во многих регионах КНР людей без масок не пускают в магазины, транспорт и другие общественные места. При этом срок работы масок ― два часа. После этого маску нужно менять.
Второй момент касается вывоза купленных масок из России в Китай. Основной вопрос здесь — наличие контракта и подтверждения поступления денежных средств из-за границы. Сейчас очень большой объем масок выкупается за наличные средства. После этого осуществить экспорт товара, без поступления выручки из-за границы официально по контракту, — крайне сложно, так как это привлечет к вам большое внимание со стороны различных контролирующих органов. А так как экспортом занимаются коммерческие организации, то, например, попытка выдать такие поставки за гуманитарную помощь будет крайне подозрительной. Мало кто способен поверить, что какое-то ООО или ИП бесплатно отправляет два миллиона масок в КНР.
Предположим, что вам удалось заключить контракт. Третий препон на пути масок в Китай — сложности с логистикой. Авиасообщение закрыто. Из регулярных рейсов остались только полеты «Аэрофлота» в четыре крупных города. Есть варианты вывоза через другие государства: через Пхукет, Катар и подобные города и страны. Но, естественно, стоит такая двойная перевозка намного дороже. Стоимость транспортировки с перегрузом с самолета на самолет вырастает в два раза.
У нас был в проработке запрос по доставке 45 кубов масок из Челябинска в Чунцин. При этом оставалась вопросом возможность приемки груза. Единственный действующий на рейсах в КНР авиаперевозчик — «Аэрофлот» — уже отказывался от приемки такого груза, как маски в огромном количестве, так как такими же грузами были забиты все его самолеты.
Мы просчитали два варианта логистики: через Москву и Пекин «Аэрофлотом» и самолетами иностранных авиалиний с транзитом через третьи страны. Стоимость доставки 45 кубов масок (объемный вес более 7 тонн, фактический — 3450 кг) оказалась около миллиона рублей. У DHL стоимость доставки того же груза составила уже 9 миллионов рублей.
Четвертая проблема связана с требованием китайской стороны к качеству масок. Все мы прекрасно знаем, что Китай открыл «зеленый коридор» на импорт этой продукции. Но воспользоваться таким коридором, как утверждают китайские таможенные брокеры, не так-то просто. У КНР есть вопросы по качеству масок. Чтобы ввезти медицинский товар в любую страну, у вас должно быть специальное разрешение Минздрава государства-импортера. В случае экспорта масок в КНР это разрешение не требуется, если есть сертификат соответствия качества товара стандартам ЕС, США или Японии. Это прописано в постановлении об открытии «зеленого коридора». Но получение такого сертификата займет у вас полгода. Рассказывают, что такие сертификаты уже подделывают. Некоторые заводы самостоятельно подготавливают соответствующие письма или выпускают сертификаты за своей печатью. То есть делают фиктивные бумаги. Но большой вопрос, примет ли такие «сертификаты» Китай. Поэтому прежде, чем производить отгрузку товара (маски, кстати, оформляются по коду ТН ВЭД 6307909800), необходимо проконсультироваться у грузополучателя и добиться того, чтобы он заранее согласовал все документы по грузу с китайскими таможенными брокерами. Чтобы не получилось так, что груз прилетел в Китай, а оформить его не смогли.
Можно ли отправить маски в Китай как гуманитарную помощь? Для отправки гуманитарного груза необходимо письменное подтверждение такого его характера от МЧС или Минздрава РФ. Куда в этом случае обращаться коммерческой компании? И выдадут ли ей такое подтверждение? Маловероятно.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Тюменские таможенники изъяли 700 килограммов незадекларированной детской одежды из Китая
Фото пресс-службы Тюменской таможни

Тюменские таможенники в мае 2025 года задержали крупную партию незадекларированной детской одежды из Китая весом 700 килограммов на сумму около 2,5 миллионов рублей. Грузовик прибыл из Казахстана, и при досмотре были обнаружены футболки, спортивные костюмы, платья и джинсы без каких-либо таможенных документов и сертификатов соответствия. Владелец груза не смог сразу подать декларацию и подтверждение уплаты пошлин. Позже он оформил документы и уплатил таможенные платежи на сумму 460 тысяч рублей. Вся партия была возвращена получателю.

Анатолий Якимов
Работа
Первый российский водитель получил китайские права для управления большегрузом в Хэйхэ
Скриншот из видео на сайте amur.life

Россиянин Тимур Абазов стал первым в Китае обладателем водительского удостоверения, которое позволяет управлять большегрузом. Документ выдали в приграничном городе Хэйхэ, провинции Хэйлунцзян на севере КНР. Это событие вызвало интерес в средствах массовой информации и соцсетях, так как теперь молодой человек может легально управлять китайскими грузовыми автомобилями большой вместимости и осуществлять международные перевозки между Китаем и Россией.

Анатолий Якимов
Таможня
Красноярских предпринимателей приглашают на встречу с руководителями таможни Сибири: новые возможности и живое общение
Фото пресс-служба Сибирского таможенного управления

19 июня 2025 года в актовом зале Сибирской электронной таможни будет проходить встреча с руководством таможенных органов Сибири. Это уникальный шанс узнать об изменениях в таможенной сфере, получить ответы на свои вопросы и лично пообщаться с начальником Сибирского таможенного управления Александром Ястребовым, начальником Сибирской электронной таможни Егором Вегнером и членом Общественного совета при ФТС России Александром Дегтяревым.

Анатолий Якимов
Китайские дизайнерские игрушки: эксперт объяснила популярность Лабубу и других
Фото с сайта wildberries.ru

Китайские дизайнерские коллекционные игрушки продолжают стремительно завоевывать зарубежные рынки. Видео с игрушками в видео эльфов Лабубу от китайского бренда набирают сотни просмотров в международных соцсетях. Западные знаменитости делали фото с игрушками, и теперь их сторонники спешат приобрести такие же.

Анатолий Якимов
Четыре из топ-5 лидеров складных смартфонов родом из Китая
Фото предоставлено пресс-службой ГК М.Видео-Эльдорадо

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо подвели итоги продаж складных смартфонов за период с января по апрель 2025 года. В рейтинг самых востребованных брендов вошли HUAWEI, Samsung, Tecno, Infinix и Xiaomi – еще один быстрорастущий китайский производитель.

Анатолий Якимов
Китай открыл рынок для ржаной муки и манной крупы из России: экспорт зерна бьет рекорды
Китай с 3 июня 2025 года официально разрешил импорт из России ржаной муки и манной крупы. Это стало возможным после подписания Россельхознадзором и Главным таможенным управлением протоколов КНР, которые установили строгие требования к качеству, упаковке, транспортировке и безопасности продукции. Российские производители считают, что соблюдают стандарты пищевой безопасности и проходят проверку в рабочей системе контроля CIFER.

Китай с 3 июня 2025 года официально разрешил импорт из России ржаной муки и манной крупы. Это стало возможным после подписания Россельхознадзором и Главным таможенным управлением протоколов КНР, которые установили строгие требования к качеству, упаковке, транспортировке и безопасности продукции. Российские производители считают, что соблюдают стандарты пищевой безопасности и проходят проверку в рабочей системе контроля CIFER.

Анатолий Якимов
Импорт оборудования из Китая в Россию: что нужно знать для успешных закупок и логистики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В условиях санкционных ограничений на поставки промышленного оборудования из Европы и США российские предприятия все активнее обращаются к Китаю как к основному импортеру станков и комплектующих. За последний год доля китайского оборудования в российском импорте выросла в четыре раза и превысила 43%. Однако закупка и доставка станков из Китая сопряжены с определенными рисками и сложностями. В этой статье рассмотрим, как правильно выбирать и закупать оборудование, на что обратить внимание при транспортировке, а также как организовать таможенное оформление и доставку.

Анатолий Якимов
Экспедиторов внесут в реестр: Госдума ужесточает правила транспортной отрасли
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце мая депутаты Государственной Думы России в третьем чтении приняли закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», который ужесточает контроль и приводит к цифровизации в отрасли. Документом предусмотрено создание нового реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог» и его поэтапное внедрение с 2025 по 2026 год.

Анатолий Якимов
Новый международный транспортный коридор через Туву: инвестиции свыше 1 трлн рублей и поддержка ученых
Фото с сайта asiarussia.ru

Ученые Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) оказали поддержку проекту международного транспортного коридора, который пройдет через Республику Туву в Китай через Монголию. Новый маршрут позволит разгрузить Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, увеличить внешнеторговый оборот с КНР и Монголией, а также укрепить социально-экономические и геостратегические позиции России. Об этом сообщает сайт asiarussia.ru.

Анатолий Якимов
В Новосибирске обсудили новые технологии и изменения в таможенной сфере
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

В Центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес» прошла встреча представителей бизнеса, логистических компаний и таможенных служб. Участники обсудили актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности (ВЭД).