Слово Эксперта

Как продать маски в Китай?

Все компании, занятые в сфере агентирования ВЭД, столкнулись сейчас с ажиотажным ростом запросов на подготовку экспорта медицинских масок в Китай. Вопросы приходят и в редакцию нашего портала. Мы переадресовали их руководителю ВЭД-отдела компании «ВЭД Агент» (лидер по агентированию ВЭД за Уралом), постоянному автору ChinaLogist Анне Андрющенко.
Анна Андрющенко:
С поставкой масок в Китай есть ряд проблем.
Первая и самая очевидная — поиск товара. С этой проблемой сталкиваются сейчас все предприниматели, которые хотят организовать экспорт масок в Китай. У наших клиентов и партнеров были ситуации, когда они договаривались с производителем об отгрузке крупной партии масок (например, миллиона штук) и буквально в тот же день на завод наведывались китайские бизнесмены и за наличные средства перекупали все маски.
Ажиотажный спрос взвинтил цены. Если раньше оптовая цена одной маски колебалась в районе рубля, то сейчас некоторые производители отпускают данный товар по цене около 20-25 руб. за маску. В самом Китае аптеки продают маски уже по цене от 40 до 150 рублей за штуку. При этом в Китае это не просто предмет первой необходимости и средство безопасности. Во многих регионах КНР людей без масок не пускают в магазины, транспорт и другие общественные места. При этом срок работы масок ― два часа. После этого маску нужно менять.
Второй момент касается вывоза купленных масок из России в Китай. Основной вопрос здесь — наличие контракта и подтверждения поступления денежных средств из-за границы. Сейчас очень большой объем масок выкупается за наличные средства. После этого осуществить экспорт товара, без поступления выручки из-за границы официально по контракту, — крайне сложно, так как это привлечет к вам большое внимание со стороны различных контролирующих органов. А так как экспортом занимаются коммерческие организации, то, например, попытка выдать такие поставки за гуманитарную помощь будет крайне подозрительной. Мало кто способен поверить, что какое-то ООО или ИП бесплатно отправляет два миллиона масок в КНР.
Предположим, что вам удалось заключить контракт. Третий препон на пути масок в Китай — сложности с логистикой. Авиасообщение закрыто. Из регулярных рейсов остались только полеты «Аэрофлота» в четыре крупных города. Есть варианты вывоза через другие государства: через Пхукет, Катар и подобные города и страны. Но, естественно, стоит такая двойная перевозка намного дороже. Стоимость транспортировки с перегрузом с самолета на самолет вырастает в два раза.
У нас был в проработке запрос по доставке 45 кубов масок из Челябинска в Чунцин. При этом оставалась вопросом возможность приемки груза. Единственный действующий на рейсах в КНР авиаперевозчик — «Аэрофлот» — уже отказывался от приемки такого груза, как маски в огромном количестве, так как такими же грузами были забиты все его самолеты.
Мы просчитали два варианта логистики: через Москву и Пекин «Аэрофлотом» и самолетами иностранных авиалиний с транзитом через третьи страны. Стоимость доставки 45 кубов масок (объемный вес более 7 тонн, фактический — 3450 кг) оказалась около миллиона рублей. У DHL стоимость доставки того же груза составила уже 9 миллионов рублей.
Четвертая проблема связана с требованием китайской стороны к качеству масок. Все мы прекрасно знаем, что Китай открыл «зеленый коридор» на импорт этой продукции. Но воспользоваться таким коридором, как утверждают китайские таможенные брокеры, не так-то просто. У КНР есть вопросы по качеству масок. Чтобы ввезти медицинский товар в любую страну, у вас должно быть специальное разрешение Минздрава государства-импортера. В случае экспорта масок в КНР это разрешение не требуется, если есть сертификат соответствия качества товара стандартам ЕС, США или Японии. Это прописано в постановлении об открытии «зеленого коридора». Но получение такого сертификата займет у вас полгода. Рассказывают, что такие сертификаты уже подделывают. Некоторые заводы самостоятельно подготавливают соответствующие письма или выпускают сертификаты за своей печатью. То есть делают фиктивные бумаги. Но большой вопрос, примет ли такие «сертификаты» Китай. Поэтому прежде, чем производить отгрузку товара (маски, кстати, оформляются по коду ТН ВЭД 6307909800), необходимо проконсультироваться у грузополучателя и добиться того, чтобы он заранее согласовал все документы по грузу с китайскими таможенными брокерами. Чтобы не получилось так, что груз прилетел в Китай, а оформить его не смогли.
Можно ли отправить маски в Китай как гуманитарную помощь? Для отправки гуманитарного груза необходимо письменное подтверждение такого его характера от МЧС или Минздрава РФ. Куда в этом случае обращаться коммерческой компании? И выдадут ли ей такое подтверждение? Маловероятно.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Маркетинг
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Кантон 2025
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Анатолий Якимов
Экспорт
Рост агроэкспорта из Сибири: итоги 2024 года и планы на 2025-й
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Руководство Сибирского таможенного управления провело круглый стол с экспортерами агропромышленного комплекса, обсудив ключевые вопросы таможенного администрирования и логистики экспорта сельхозпродукции. Мероприятие прошло на базе Центра поддержки экспорта «Мой бизнес» в Новосибирской области с участием представителей пищевых предприятий и транспортных компаний.

Анатолий Якимов
Импорт
Лучшие китайские заводы шин и для оптовых закупок с доставкой в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай — крупнейший в мире производитель автомобильных шин, предлагающий широкий ассортимент продукции для всех типов транспортных средств. Оптовая закупка шин в Китае становится привлекательной благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию продукции. Основные производственные кластеры шинной индустрии находятся в провинции Шаньдун в городе Гуанжао.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт игрушек из Китая в Россию в 2025: рост на 15%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С начала обязательной маркировки детских игрушек в России количество производителей и импортеров существенно увеличилось, свидетельствуют данные ЦРПТ. В 2024 году Россия импортировала из Китая игрушек на сумму около 1,2 миллиардов долларов США, а за первые девять месяцев 2025 года импорт составил уже 950 миллионов долларов США, показывая рост более 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Экспорт
Хакасия и Ставрополье лидируют в экспорте овечьей шерсти в Китай в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

В начале октября инспекторы Россельхознадзора по Хакасии и Тыве проверили и одобрили к экспорту в Китай партию мытой прессованной овечьей шерсти весом 23,6 тонны, упакованной в 140 кип. Предприятие из Усть-Абаканского района прошло ветеринарно-санитарное обследование, подтвердив соответствие требованиям Китая, после чего получил международный ветеринарный сертификат 5F. Груз отправлен автомобильным транспортом в торговую компанию в Маньчжурии в рамках международных контрактов и разрешений Россельхознадзора.

Анатолий Якимов
Таможня РФ о работе границы с Казахстаном: скоплений и проверок на пунктах пропуска нет
Фото Анатолия Якимова

На российско-казахстанском участке границы все пункты пропуска функционируют в штатном режиме, скопления транспортных средств в зонах контроля отсутствуют, сообщили в Федеральной таможенной службе России. В ведомстве уточнили, что таможенные органы на самих пунктах пропуска не проводят проверок и не влияют на скорость перемещения грузов через границу и внутри РФ.

Анатолий Якимов
Экспорт семян льна в Китай: новый контейнерный поезд из Западной Сибири в Китай
Фото Службы корпоративный коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги

В сентябре 2025 года с станции Карбышево I Западно-Сибирской железной дороги в Омской области отправился первый контейнерный поезд с семенами масличного льна в Китай. Поезд из 31 вагона перевез более 1,6 тысячи тонн продукции, что стало важным шагом в развитии экспортного железнодорожного сообщения для сельскохозяйственного сектора Омской области.