Елена Венгерская
Экспорт

Как продавать в Китай без издержек? Тюменский опыт

Центр тяжести российско-китайских экономических отношениях постепенно смещается в регионы. Но если в большинстве пока ограничиваются обменом делегациями, в Тюмени все происходит на деле, а не на словах. В апреле здесь стартовал «Экспортный марафон», реализуемый Союзом «Торгово-промышленная палата Тюменской области» совместно с Центром поддержки экспорта Тюменской области. Это совершенно бесплатная и действенная помощь тюменским предприятиям в выходе на зарубежные рынки. В том числе — на рынок Китая. Благодаря марафону всего за несколько месяцев удалось увеличить объем вывозимой за рубеж продукции на 11,5%.
Продукция Тюменской области известна на весь мир. При этом с каждым годом число товаров, производимых в Тюмени, растет. Стратегия, ориентированная на внутреннее потребление, уже не работает. Только экспорт способен решить проблему сбыта. И «Экспортный марафон» как раз и нацелен на то, чтобы найти новые рынки для тюменской продукции.
Приоритетными для экспорта в программе марафона названы пять продуктовых направлений: нефтегазовое оборудование, строительные и синтетические материалы, продукция деревообрабатывающей промышленности и продукты питания. Кроме того, в технопарке и бизнес-инкубаторе Тюмени базируются компании, работающие в инновационных областях. Например, в сфере искусственного интеллекта. Для этих изобретений также нужны инвесторы.
Увеличить экспорт на 11,5% Тюмени помогли конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, проводимые в рамках марафона специалистами ТПП и ведущими экспертами федерального уровня, приглашаемыми в Тюмень из других городов. В числе приглашенных в Тюмень экспертов, обучающих предпринимателей тонкостям работы с экспортом, оказалась и наша Анна Андрющенко, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности АО «ВЭД Агент» и действующий практик по консультированию в области ВЭД при Новосибирской Торгово-промышленной палате. К слову, материалы Анны пользуются у читателей ChinaLogist огромной популярностью.
29 июня Анна провела в Тюмени семинар, на котором познакомила местных предпринимателей со стратегиями экспансии на рынки азиатских стран: Китая, Кореи и Вьетнама. «Цель, которую я для себя поставила на этом семинаре ― объяснить бизнесменам, что страны Азии отличаются друг от друга, поэтому и выбор экспортных товаров, и способы выхода на рынки также будут различными», ― поделилась с нами Анна. ― «Все знания носят исключительно практический характер. Я сделала акцент на особенностях продвижения товаров через интернет-каналы, выставки и бизнес-миссии. Также я рассказала о стратегиях экспорта в каждую из этих стран, требованиях к упаковке и маркировке».
Теперь тюменские бизнесмены могут делать первые шаги по покорению рынков Азии, вооружившись готовой дорожной картой по всем составляющим экспорта. От маркетинговых исследований, предшествующих экспансии, до технологий продаж, особенностей таможенного оформления, логистики и т.д. Участники семинара теперь знают, чем отличается от российской китайская, корейская или вьетнамская деловая среда, как вести переговоры с представителями азиатских стран, какие продукты популярны в Китае, Вьетнаме и Корее, как искать реальных заказчиков, как продвигать свою продукцию, как выделиться и удержаться на рынке. Каждый тезис Анна подкрепляла разбором реальных кейсов, примерами успехов и ошибок, так что на чужие грабли тюменские экспортеры теперь точно не наступят. И будут идти к результату кратчайшим путем, не тратясь на ненужные инициативы.
Чтобы участники семинара еще более осязаемо прочувствовали тему, Анна представила примеры азиатской упаковки пищевых продуктов, буклеты и другие рекламные материалы из РФ, Китая и Вьетнама. А самые смелые слушатели даже продегустировали корейские и китайские снеки и сладости.
Как и все мероприятия «Экспортного марафона», семинар был бесплатным для тюменских предпринимателей.
Для организаторов марафона важно не только состыковать тюменского производителя и зарубежного покупателя. Сотрудники Торгово-промышленной палаты помогут заключить сделку «под ключ»: проконсультируют по нетарифным мерам регулирования, таможенному оформлению, страхованию, логистике, соблюдению валютного законодательства и даже переведут каталог или сайт предприятия на иностранный язык. Организаторы марафона готовы нести основные риски экспорта. Об этом неоднократно говорил в своих интервью президент Союза «Торгово-промышленная палата Тюменской области» Эдуард Абдуллин. Все затраты по реализации «Экспортного марафона» берет на себя Правительство Тюменской области. Главное — совместный результат и превращение Тюмени в экспортно-ориентированный регион.
Программа марафона не ограничивается обучением и консультационной помощью. Запланированы многочисленные бизнес-миссии, участие в выставках и ярмарках. В рамках «Экспортного марафона» Тюмень уже успешно презентовала свою продукцию на нескольких выставках, самой крупной из которых стал недавний «Инопром» в Екатеринбурге. Состоялись и бизнес-миссии в ряд наиболее важных для экспорта стран. В том числе в Китай.
Вопросы сотрудничества между нашими странами обсуждались и на проведенной в Тюмени 12 июля Российско-Китайской Деловой сессии. Результатом июльских мероприятий стали, в частности, планы по созданию в Тюмени Российско-Китайского бизнес-парка. Тема экспорта на сессии была одной из приоритетных. Конечно, Китай вряд ли заинтересован в тюменском нефтегазовом оборудовании или стройматериалах, так как и сам производит эти группы товаров. А вот продукция тюменского АПК и леспрома, скорее всего, будет флагманской для экспорта в Китай. Об этом заявил, в частности, генеральный представитель Китайского комитета по торговле Сюй Цзинли.
Благодаря действиям ТПП о продукции Тюменской области узнают все больше партнеров из Китая и других азиатских стран. Они выражают готовность наладить тесное взаимодействие с тюменскими компаниями.
В «Экспортном марафоне» уже принимают участие больше сотни тюменских предприятий. Бизнесмены учатся искусству продавать тюменское и скоро будет применять полученные знания на практике.
Что дальше? Программа «Экспортного марафона» расписана до декабря 2018 года, но первые успехи говорят о том, что она, скорее всего, будет продлена. Но и до конца года нужно многое успеть. Организаторы марафона планируют провести еще десятки мероприятий и рассчитывают увеличить годовой объем несырьевого экспорта минимум на 15% — по сравнению с 2017 годом. Для этого до конца года нужно заключить еще минимум 25 внешнеэкономических контрактов с господдержкой — на сумму около 100 млн рублей.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.