Слово Эксперта

Как заработать на китайских туристах?

Автор: Максим Спасский
Раскрою тайну, как привлечь китайских туристов. Они стали для России приметой нового времени. Огромные группы на Красной и Дворцовой площадях уже не вызывают удивления и умиления. Сегодня китайские туристы с их наполненными юанями кошельками очень интересны российскому бизнесу. Сможем ли мы на них заработать?
Заработать очень хочется. Но при этом мы даже не пытаемся разобраться, как привлечь китайских туристов в нашу гостиницу, город, регион или страну. Честно, я устал от общения с чиновниками, которым поставили KPI увеличение турпотока из Китая.
Наша пресса пестрит вот такими заголовками:
  • «Туристов из Китая влечет российский Мурманск».
  • «Китайские туристы вытеснили немцев по объему въезда в Россию.
  • «От Кремля до Северного полюса. Китайские туристы изучают новые маршруты по России»
Не хочется, но придется разочаровать разработчиков «красных маршрутов» и «исторических мест»: китайские туристы недалеко уехали от Кремля и Дворцовой площади.
По информации «Мира без границ» (статистика 2018 года), большинство китайских туристов въезжают в европейскую часть России через Москву: порядка 400 тыс. визитов (+14,5%); с Северной столицы путешествие по России начинают более 200 тыс. китайских туристов (+29%). Более 80% стандартных туров включают в себя посещение двух российских столиц.
Вывод, который можно сделать на основании этой статистики: китайским туристам интересны только два города в России.
Все ли так печально? Можно ли рассчитывать на китайских туристах в регионах и заработать на них? Ответ — можно. Давайте только разберемся, каких китайских туристов вы хотите.
Основная проблема туристического потока из Китая — это вопрос качества, так как основную массу составляют «низкобюджетные» группы китайских пенсионеров 50-60 лет. Безвизовый групповой въезд из Китая остается преобладающем в общем потоке: он составляет почти 80%. Средний размер такой группы ― 30-50 человек.
Этот турпоток из Поднебесной находится под полным контролем «китайской мафии»: обслуживание практически всех туристических групп из Китая на территории России осуществляется силами исключительно китайской диаспоры по «серым» или даже «черным» схемам, в результате чего данный тип турпотока является абсолютно убыточным для легального российского бизнеса.
Стратегия работы с китайскими туристами — выбор платежеспособной аудитории. Регионам необходимо бороться за китайского бизнес-туриста и китайскую молодежь, которые путешествуют самостоятельно. Первые хотят найти возможности для бизнеса, а вторые ― увидеть реальную Россию.
Да, вам не удастся удивить огромными цифрами турпотока, но вы точно сможете заработать деньги. Сегодня самая желанная категория китайских туристов — предприниматели, которые колесят по России в поисках заработка. Европа не стремится открыться Китаю. Принимая китайские деньги, европейцы воздвигают огромное количество стен и запретов. Китайцам тяжело работать в Европе, поэтому они так активно ведут себя в Азии и в России.
Именно две целевые аудитории ― предприниматели и молодежь ― приносят 80% денег, и именно они являются вашим потенциальным источником дохода. Туристический поток из Китая растет в среднем на 15% в год, и это, пожалуй, одна из немногих точек роста для бизнеса в России.
Регионам необходима активная стратегия продвижения на китайском информационном поле, формирование имиджа привлекательных территорий для китайского бизнеса. Тогда трафик китайских туристов с деньгами потечет в российские города.
Лучше меньше, да лучше! Пусть Москва и Питер расхлебываются со своими толпами китайских пенсионеров, а вы, «бедные провинциалы», стригите китайские юани, привлекая богатеньких азиатов!
Как гостиницам заманить китайцев?
В мае я провел закрытый семинар для международной сети отелей, которая заинтересована в трафике китайских туристов. Уже привык, что у сотрудников гостиниц, занимающихся привлечением клиентского трафика, отсутствует понимание того, как эффективно работать с китайцами. Честно, думал, что у международных сеток есть эффективные стратегии работы с туристами из Китая. Оказалось, что нет.
Примерно пару раз в неделю ко мне поступают запросы от гостиниц с просьбой рассчитать стоимость рекламной кампании, направленной на привлечение китайских туристов. В 99% случаев такое письмо пишет младший менеджер по маркетингу, который хочет, чтобы его работу сделал кто-то другой, причем бесплатно. Это очень правильно ― заставить работать за себя незнакомого дядю. Но тут существует несколько «но».
«Но» №1. В России, в лучшем случае, есть с десяток компаний, которые реально занимаются рекламой в Китае. И всего пара-тройка тех, кто умеет работать с китайскими туристами.
«Но» №2. Уважаемые менеджеры гостиниц! Когда вы просите рассчитать стоимость рекламной кампании по привлечению китайских туристов, вы должны указать свои KPI.
Один активный рекламный менеджер честно спросил меня, что такое KPI. Даю расшифровку из Википедии: «Ключевые показатели эффективности — показатели деятельности подразделения, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических целей. Использование ключевых показателей эффективности дает организации возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
«Но» №3. Скорее всего, у вас нет рекламного бюджета на стандартное покорение Китая. Китайский рекламный рынок ― второй после США. Куда вы пойдете со своим миллионом рублей?!
«Но» №4. Все положительные стороны числа 4 нивелируются в Китае одним фонетическим совпадением. По-китайски 4 читается как «сы» в четвертом тоне. А слово «смерть» читается как «сы» в третьем тоне. Эта фонетическая ассоциация и обеспечила четверке такую плохую славу.
Смерть вашего рекламного бюджета. В 99% случаев вы бездарно потратите свои деньги и не привлечете китайских туристов. Все очень просто: вы будете использовать традиционные рекламные инструменты, на эффективную работу которых у вас просто не хватит бюджета. Мы все знаем, что смерть рекламы — недофинансирование.
Для того чтобы не сливать свои рекламные бюджеты, закажите у меня платную консультацию, получите конкретные рекомендации, как привлечь туристов из Китая и какими приемами партизанского маркетинга пользоваться.
СОВЕТ: подумайте, как увеличить средний чек для китайского туриста и сделать его платежи удобными.
Мы в Доме российско-китайской дружбы подготовили список рекомендаций, позволяющих гостиницам привлечь китайских туристов. Разработали низкобюджетные и при этом высокоэффективные рекламные инструменты и каналы продвижения. Итогом нашей работы стал курс «Как привлечь китайских туристов, на которых можно заработать».
Если вы хотите получить работающую стратегию заработка на китайцах ― смело пишите лично мне по адресу: sma@asiasmm.com.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Анатолий Якимов
Рост агроэкспорта из Сибири: итоги 2024 года и планы на 2025-й
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Руководство Сибирского таможенного управления провело круглый стол с экспортерами агропромышленного комплекса, обсудив ключевые вопросы таможенного администрирования и логистики экспорта сельхозпродукции. Мероприятие прошло на базе Центра поддержки экспорта «Мой бизнес» в Новосибирской области с участием представителей пищевых предприятий и транспортных компаний.

Анатолий Якимов
Лучшие китайские заводы шин и для оптовых закупок с доставкой в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай — крупнейший в мире производитель автомобильных шин, предлагающий широкий ассортимент продукции для всех типов транспортных средств. Оптовая закупка шин в Китае становится привлекательной благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию продукции. Основные производственные кластеры шинной индустрии находятся в провинции Шаньдун в городе Гуанжао.

Анатолий Якимов
Импорт игрушек из Китая в Россию в 2025: рост на 15%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С начала обязательной маркировки детских игрушек в России количество производителей и импортеров существенно увеличилось, свидетельствуют данные ЦРПТ. В 2024 году Россия импортировала из Китая игрушек на сумму около 1,2 миллиардов долларов США, а за первые девять месяцев 2025 года импорт составил уже 950 миллионов долларов США, показывая рост более 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Хакасия и Ставрополье лидируют в экспорте овечьей шерсти в Китай в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

В начале октября инспекторы Россельхознадзора по Хакасии и Тыве проверили и одобрили к экспорту в Китай партию мытой прессованной овечьей шерсти весом 23,6 тонны, упакованной в 140 кип. Предприятие из Усть-Абаканского района прошло ветеринарно-санитарное обследование, подтвердив соответствие требованиям Китая, после чего получил международный ветеринарный сертификат 5F. Груз отправлен автомобильным транспортом в торговую компанию в Маньчжурии в рамках международных контрактов и разрешений Россельхознадзора.

Анатолий Якимов
Таможня РФ о работе границы с Казахстаном: скоплений и проверок на пунктах пропуска нет
Фото Анатолия Якимова

На российско-казахстанском участке границы все пункты пропуска функционируют в штатном режиме, скопления транспортных средств в зонах контроля отсутствуют, сообщили в Федеральной таможенной службе России. В ведомстве уточнили, что таможенные органы на самих пунктах пропуска не проводят проверок и не влияют на скорость перемещения грузов через границу и внутри РФ.

Анатолий Якимов
Экспорт семян льна в Китай: новый контейнерный поезд из Западной Сибири в Китай
Фото Службы корпоративный коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги

В сентябре 2025 года с станции Карбышево I Западно-Сибирской железной дороги в Омской области отправился первый контейнерный поезд с семенами масличного льна в Китай. Поезд из 31 вагона перевез более 1,6 тысячи тонн продукции, что стало важным шагом в развитии экспортного железнодорожного сообщения для сельскохозяйственного сектора Омской области.