Калькулятор доставки

На какую должность может претендовать специалист по Китаю. Часть 2

Аналитика
01.12.20220

В первой части статьи мы говорили о вузовской подготовке специалистов по Китаю в России, дополнительном образовании для профессионалов, нацеленных на отраслевую работу с Китаем, а также взаимосвязи между знанием языка и уровнем зарплаты. Во второй части мы продолжаем делиться результатами исследования кадрового центра China Professionals в части география вакансий и типичные карьерные траектории. Практикующие специалисты по Китаю поделятся своими историями.  

 

Рынок труда по работе с Китаем

Политика нулевой терпимости к коронавирусу последних двух лет, затруднение релокации и изменение миграционных правил для иностранцев на территории Китая привели к тому, что в Китае и в России сформировались два отдельных рынка труда, каждый со своим спросом и своим предложением, своими карьерными траекториями для специалистов по Китаю. 

По результатам исследования China Professionals, на данный момент основным работодателем для профессионалов по Китаю выступает российский бизнес, и эта тенденция будет сохраняться.  Поэтому в этой статье мы рассмотрим ситуацию: российская геолокация, российский соискатель и российский работодатель. Отчасти мы затронем и наём к китайскому работодателю в России.

С весны 2022 года спрос на кандидатов со знанием китайского языка в России вырос на 59% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. 

Алия Арсаева, рекрутер кадрового агентства China Professionals, комментирует нынешнюю ситуацию на рынке труда: “По данным минобразования, в 2019 году только 21% китаистов устраивались на работу с реальным Китаем. На данный момент эта тенденция сохраняется, несмотря на то, что количество вакансий выросло. В чем же проблема трудоустройства китаистов? Быть может, в плохой информированности и доступности вакансий? Но китаисты давно научились использовать китайские джоб-борды, да и появился агрегатор вакансий по Китаю. Исследование среди работодателей, а также практика рекрутинга показали, что онбординг китаиста занимает до года, и работодателям не хватает бизнес-навыков и знаний алгоритмов работы с Китаем, а именно в недостатке компетенций соискателей. Именно поэтому всё больше вузов открываются программы ДПО, связанные с Китаем, а в China Professionals есть отдельный центр по отраслевой подготовке”.

В данный момент около ⅕ вузов страны готовят специалистов с китайским языком. Огромное количество китаистов-генералистов, которые каждый год после получения диплома одновременно штурмуют рынок труда, приводит к чрезмерному количеству начинающих специалистов с минимальным опытом работы. На графике видно, что специалистов с китайским языком даже некоторый переизбыток на рынке труда.

В то же время рынок испытывает кадровый голод в специалистах, которые умеют использовать китайский язык в качестве инструмента по решению бизнес-задач. 

В целом сферы, в которых специалисты по Китаю находят себя после выпуска, безграничны: ВЭД, образование, дипломатия, бизнес-аналитика, журналистика, консалтинг, технологии… Тем не менее, в связи с изменившейся геополитической обстановкой топ отраслей, куда требуются специалисты по Китаю, выглядит вот так. 

В связи с западными санкциями в основном сейчас требуются специалисты по управлению цепочками поставок, логисты и закупщики сложных электронных компонентов, управленцы и инженеры на производстве. 

Основной работодатель для китаистов

Алия Арсаева делится: “Компаний, предлагающих стабильную карьеру  китаистам, не так уж и много - около двадцати. Это крупный бизнес, в том числе с государственным участием, в сферах энергоносители, ВЭД, производство. Здесь и российские технологические гиганты, банки.

Второй немногочисленный работодатель для китаистов - госсектор: министерства, межправительственные ведомства, центры компетенций, центры поддержки импорта-экспорта.”

Как видно на графике, основным работодателем для специалистов по Китаю остается малый и средний бизнес. Именно у такого работодателя китаист может броситься в пучину реальных бизнес-задач, быстро вырасти как специалист.

В каком регионе больше всего нужны китаисты?

В основном вакансии в таких компаниях открываются в Москве и Санкт-Петербурге. Другие позиции равномерно распределяются по производственным центрам регионов России.

Возможные карьерные траектории

ВЭД: импорт

Западные санкции кардинально изменили отечественный рынок грузоперевозок. Для российских закупщиков закрылись многие европейские рынки закупок, поэтому они ищут аналоги многих брендов в Китае. Именно поэтому на Китай сейчас переквалифицируются многие менеджеры ВЭД, ранее работавшие с другими регионами. Не испытывает недостатка в заказах и сервисный бизнес, работающий с Китаем. Помимо знания китайского языка, специалистам нужно знать алгоритмы закупок, основы таможенной и транспортной логистики.

Руководитель отдела ВЭД российской фирмы Ольга Новикова, китаист, эксперт China Professionals по закупкам из Китая, рассказывает о развитии своей карьеры в этом направлении:

  “С 2007 г. я работаю в сфере закупок в Китае. Все началось с того, что в 2006 во время языковой стажировки в КНР я работала переводчиком, мне очень понравилось ездить по фабрикам, и я поняла, что хочу заниматься закупками и дальше развиваться в этом направлении. По возвращении я начала работать менеджером по импорту, общалась с поставщиками, помогала с документацией, заказами и техническими спецификациями продукта. Спустя несколько лет я доросла до руководителя отдела. В этом качестве мне приходилось проводить много собеседований и принимать менеджеров ВЭД к себе в команду. Вся моя карьера связана с постоянной разработкой новых проектов в сфере закупок: то нужно было подобрать поставщика и наладить производство нового товара или воплотить новую концепцию, то приходилось экстренно забирать производство большого ассортимента товаров у обнаглевшего основного поставщика и передавать другим фабрикам, которых ещё только предстояло найти. После того, как я реализовала более 100 успешных проектов по разработке различных товарных категорий в КНР и вывела их на рынки России и Европы, стала руководить отделом ВЭД в компании с собственным брендом и поделилась накопленными знаниями в книге “Сделай это в Китае”.”

Экспорт в Китай

Борьба правительства Китая с бедностью и рост уровня жизни привели к увеличению спроса на импортные продукты в КНР. Огромный внутренний рынок, валютные колебания, благоприятная e-com среда - всё это указывает на перспективность экспорта потребительских продуктов из России в Китай. Чтобы не допустить значительных потерь времени и бюджета, кроме основ ВЭД, экспортер должен знать вкусы и привычки китайского потребителя, хорошо ориентироваться в онлайн и офлайн каналах сбыта, а также разобраться в китайских товарных стандартах и методе ценообразования. 

Андрей Тужиков, эксперт China Professionals и специалист по экспорту, запустивший продажи продуктов “ВкусВилл” в Китае, говорит: «Экспортёрам в Китай необходимы специалисты по маркетингу, e-commerce, аналитике, продажам. Некоторые предприниматели ошибочно думают, что, если они наймут студента с китайским языком, дело сразу пойдет, и бросают его на амбразуру сложных экспертных задач. Работа по популяризации бренда России и российской продукции идёт полным ходом, и с каждым годом появляется всё больше действительно толковых специалистов-китаистов, разбирающихся в специфике китайского рынка и онлайн-экосистемы. Я и сам прошёл долгий путь, прежде чем стал разбираться в этих процессах. После окончания университета я выбрал сферу ВЭД, устроился в фирму, торгующую строительными и отделочными материалами, товарами для кухни и дома. Всё это закупал в Китае. Через пять лет вырос в руководителя отдела ВЭД, но больше проторенным путем идти не хотелось, влекло новое. Тогда пришла идея заняться поставками российских продуктов на китайский рынок. С тех пор прошло уже почти 8 лет, продукты питания остаются одним из самых перспективных направлений: с ними интересно работать, на них всегда есть спрос».  

Digital маркетинг

Анастасия Потиевская, сооснователь агентства Alonsy по продвижению зарубежных брендов на рынке Китая и эксперт China Professionals по digital-маркетингу, делится своей историей развития в этом направлении: 

“Я живу в Китае уже практически десять лет, во время студенчества занималась импортом и помогала с поиском поставщиков, работала переводчиком. Этот путь привёл меня на выставки. В тот момент я стала сотрудничать с российскими компаниями и государственными организациями, которые стали выводить товары в КНР. Это было на самой заре экспортной волны из России в Китай. В основном я занималась представительскими задачами: подбирала людей на стенд, помогала с тренингами и matchmaking - то есть поиском партнеров для наших клиентов, чтобы у участников выставок еще до начала мероприятия были запланированы встречи с потенциальными клиентами. Мы с партнерами заметили, что в Китай приезжает очень много классных компаний, но их продвижению сильно мешает незнание местных законов маркетинга. Так в 2019 году я отошла от выставок и перешла в B2C. Сейчас я практикующий маркетолог и занимаюсь продвижением иностранных брендов в Китае. В нашем агентстве мы помогаем брендам растить своё присутствие, свою значимость и информационное покрытие в китайских соцсетях и вообще китайском интернете. Кроме того, мы помогаем компаниям развивать собственные каналы продаж, в первую очередь онлайн”.

Юридическое сопровождение бизнеса с Китаем

Наталья Шупейко, юрист по Китаю, управляющий партнер Sinofy Legal и эксперт China Professionals: “После окончания университета во Владивостоке я отправилась на стажировку по экономике Китая в Шанхай, где параллельно с учебой сопровождала российских предпринимателей на выставках и визитах на китайские фабрики, делала переводы в сфере внешнеэкономической деятельности. Затем я работала менеджером ВЭД в двух российских компаниях, которые занимались производством одежды. В процессе работы я сталкивалась с коммерческими спорами, были кейсы обращения к китайским адвокатам. Меня это заинтересовало, и позже я пошла в магистратуру изучать международное право в китайском университете. В это время мы с партнёром открыли в Шанхае компанию, в которой моя задача состояла в организации оказания юридических услуг для бизнеса, который работает с Китаем, а также для китайских предпринимателей в России. В 2013 мы открыли свой офис и в Москве.”

Работа в России на китайцев?

В пандемийное время за неимением возможности отправиться в Китай на годовую стажировку хорошей тренировкой для китаистов на старте карьеры может стать работа в китайской фирме. Есть несколько компаний, которые нанимают именно молодых специалистов-китаистов. Вариантов много: от стажировки в китайском телеком-гиганте до китайских банков и автопрома. Ниже приведена аналитика от China Professionals c примерами китайских компаний и зарплат на самых разных должностях. Данные актуальны на осень 2022 года. Данные по количеству вакансий быстро меняются: некоторые компании - например, Huawei, Lenovo, - находятся на стадии заморозки своей деятельности в России.

 

Резюмируя обзор ситуации на рынке и карьерных треков, можно с уверенностью сказать, что, кроме зарплаты выше среднего на старте, знание китайского языка даёт ещё и возможность получить перспективные и востребованные навыки при погружении в китайские реалии. Например, опыт жизни и работы в Китае, который по уровню цифровизации опережает весь остальной мир, может помочь впоследствии развивать электронную коммерцию и диджитал-маркетинг уже на Родине. Поэтому знание китайского в сочетании с отраслевыми компетенциями станет хорошим подспорьем для развития карьеры в текущей обстановке.

Автор: Анастасия Тюхтина

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

БЫСТРАЯ ЗАЯВКА НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
и другие ВЭД-услуги
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть