Слово Эксперта
СЭФ2018

«Китайцы верят сарафанному радио и ярким краскам»: обозреватель «ФедералПресс» об итогах СЭФ-2018 в разрезе российского экспорта

Два дня в Новосибирске продолжался Сибирский экономический форум (СЭФ). Теглайн «Делаем бизнес с Азией» был неслучаен — на форум приехала внушительная делегация представителей компаний из АТР. Обозреватель «ФедералПресс» тоже посетил СЭФ-2018, чтобы понять, какие тренды и проблемы сопровождают российскую внешнюю торговлю в Китае. Подробности — в материале «ФедералПресс».

Столкновение с Nestle

Несмотря на то что в азиатской делегации были представители не только Китая, а спикеры на панельной дискуссии говорили о тонкостях взаимоотношений со Вьетнамом, с Индией, Японией и Таиландом, все равно центральное место на форуме было отведено российской экспансии в Поднебесную. Эксперты констатировали, что шапкозакидательское настроение нужно отставить в сторону, — китайский рынок выглядит непонятным, не потому что о нем мало знаний внутри России, а потому, что в самом Китае мало чего знают о российских товарах, которые, по мнению наших предпринимателей, должны непременно понравиться 1,5 миллиарда потребителей.
«Наши экспортеры имеют очень фрагментарные знания о Китае – все упирается в численность населения, но никто не предполагает, что там множество культур, языков, вкусов, которые влияют на культуру потребления. Не стоит воспринимать Китай как место, где все голодные, раздетые и не видели ничего кроме тех продуктов питания, которые сами и производят. На самом деле это высококонкурентный и высокодоходный рынок по степени потребления, он продолжает формироваться и выглядит очень избалованным. И наши предприниматели там конкурируют не друг с другом, а с ведущими мировыми брендами, поэтому местечковые подходы просто не срабатывают», — рассказал Валерий Кайгородов, руководитель Центра поддержки и защиты экспортеров в Российско-Китайской палате.
Что такое конкуренция с мировыми брендами, ощутил на себе торговый дом «Белевская пастильная мануфактура». «Мы хорошо экспортируем свою продукцию в Западную Европу и Прибалтику, где имеются русские магазины и торговые сети. В Китае, как только мы появились, сразу столкнулись с Nestle, поэтому поставки носят пока единичный характер», — поведал об опыте работе с Китаем директор по производству Глеб Семерня.
Помимо противостояния с мировыми кондитерскими брендами, Китай как рынок непрост еще и из-за сложившихся вкусов у потребителя, отметил представитель «Белевской пастильной мануфактуры». «Им вроде нравится наша продукция, на выставках и ярмарках ее хвалят, но предпочтение уходит чему-то традиционному вроде мороженого. Нужно много дегустаций, рекламы, объяснений. Словом, нужна хорошая подготовка для экспансии», – уточнил Семерня.
С туляком согласен и коммерческий директор алтайско-новосибирского торгового дома «Дивинка» Алексей Спиридонов. «В части работы с китайским потребителем у меня сразу всплывают в голове слова Жванецкого: «Давайте спорить о вкусах колбасы с теми, кто ее ел». Столько объяснений, как в Китае, мы не давали никому», – заявил Спиридонов обозревателю «ФедералПресс».

Дайте яркие краски

О том, что Китай непрост, Алексей Спиридонов убедился на собственном опыте. Первые поставки шли в Пекин и не принесли ничего, кроме убытков. «Экспортировали кашу и макаронные изделия в столичные супермаркеты. Они там так и простояли – никто даже не смотрел на полки с нашим товаром», – вспомнил коммерческий директор. Понимание избалованности китайцев, о которой говорил на панельной дискуссии Кайгородов, пришло значительно позже, на одной из выставок в Китае.
«Выяснилось, что китайцам не нравится наша упаковка. Мы же как привыкли: если говорим о натуральности продукта, то он должен быть завернут в экологически чистую бумагу. На Дальнем Востоке такое не прокатывает. Там хотят видеть что-то яркое, с кислотными и химическими оттенками в духе японских аниме. Только так можно привлечь китайского потребителя, только такое он будет покупать», — заявил Алексей Спиридонов.
Сейчас торговый дом «Дивинка» понемногу осваивается в Китае, зайдя через северную Маньчжурию. О полномасштабной экспансии пока не может быть и речи, потому что торговый дом недавно перебазировался из Алтайского края в соседнюю Новосибирскую область. «Чтобы сократить транспортно-логистическое плечо, – сообщил топ-менеджер компании. — У нас пошли хорошие поставки в Абакан, Омск и Красноярск, потому и назрела необходимость строительства производства в пригороде Новосибирска, в Криводановке».
Про яркую обложку и полную графическую детализацию продукта говорил и управляющий партнер Равиль Исупов из ООО «Мегре», которое занимается производством и экспортом экологически чистой косметики. «Для сравнения. В российском интернет-магазине у нас 1–2 фотографии товара, для китайцев нужно минимум 20 – покрутить, повертеть, разжевать по полной программе. Еще там меня удивила сила сарафанного радио. Китайцы охотно будут потреблять ту продукцию, о которой рассказали близкие, друзья и блогеры. У интернет-сообщества — невероятная сила. Положительный отзыв даст толчок продажам, отрицательный — похоронит любые даже самые радужные перспективы», — объяснил представитель компании.

Барьер в 70 %

В таких условиях, когда каждому экспортеру приходится изучать Китай с нуля, можно и даже нужно бы рассчитывать на помощь со стороны государства. Но, увы, в СФО еще пока не везде работают региональные экспортные центры. В центральной части страны дело обстоит не лучше – упомянутый Глеб Семерня рассказал, что тульский экспортный центр помог «Белевской пастильной мануфактуре» только с выходом на крупную миланскую выставку, после чего в компании «прозрели» и поняли, что по части помощи стоит работать напрямую с Москвой.
«Понимаю такое решение. Причина в том, что государственные органы забюрократизированы по самое «не хочу». Ставят задачу, потом приходит от руководства региона другая разнарядка, прошло время, пока поменяли, потом новое видение включилось, руководитель побоялся взять ответственность, а бизнесу приходится ждать. Куда идти, находясь где-нибудь в Алтае, – непонятно», – поделился размышлениями предприниматель Сергей Мазур.
Раньше Мазур работал в алтайском краевом центре поддержки, но потом организовал частную контору, которая занимается тем же самым – международным сотрудничеством, но без лишней бюрократии. «Это эффективнее, лучше мотивация, проще понимаешь бизнес, чего он хочет, и помогаешь ему в этом – в основном тем, что организуешь выставки и участвуешь в ярмарках за рубежом», — объяснил Мазур.
По словам Евгении Балаганской, эксперта по внешнеторговой деятельности из кемеровского филиала Российского экономического университета имени Плеханова, пример Мазура не единичен на фоне пока еще слабо развитых государственных институтов поддержки.
Однако институты институтами, а экспортерам все же нужен гораздо более мощный инструментарий. Об этом говорил Валерий Кайгородов, отмечая нарастающую экспансию западных брендов в Китае, что российскому бизнесу необходимо занимать свою нишу. Это отметил и президент российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов в комментарии для «ФедералПресс», рассказывая об онлайн-площадках как варианте ведения экспортной деятельности.
«Год назад мы добились, чтобы был принят закон, который позволяет использовать ставку в 0 % НДС при B2C-экспорте в посылках. Сейчас необходимо сделать второй шаг — добиться права для предпринимателя не собирать бумаги для подтверждения правомерности подтверждения такой ставки НДС, чтобы это происходило в автоматическом безбумажном порядке и налоговая инспекция могла самостоятельно уточнить в таможне, был ли данный товар вывезен за рубеж», — отметил Соколов.
Президент АКИТ пояснил, что российские экспортеры изначально находятся в невыгодном положении по сравнению с китайским и западным бизнесом. «Два года назад были отменены нормы беспошлинного ввоза, и теперь приходится платить пошлину от 12 до 50 % от стоимости в зависимости от товарной категории. Ситуация ухудшается еще и тем, что наш российский 20-процентный НДС тоже сложно вычесть, — для этого нужно собрать такое количество документов, что все экономические стимулы заниматься таким экспортом пропадают на корню. 70 % налогов сразу делают наш товар менее конкурентоспособным по отношению к китайскому», — заключил Артем Соколов.
Автор: Сергей Спицын. Текст опубликован на «ФедералПресс».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
Контрабанда шкурок соболя на Дальнем Востоке: задержана партия на 6 миллионов рублей
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

Контрабанду шкурок соболя и шиншиллы на сумму 6 миллионов рублей пресекли дальневосточные таможенники на границе с Китаем в октябре 2025 года. Партия из 1 600 выделанных шкурок была обнаружена у двух иностранных гражданок в пункте пропуска Благовещенск. Женщины не предоставили документы и признались, что перевозили товар за вознаграждение по поручению незнакомого лица. Возбуждены уголовные дела по статье контрабанды стратегически важных товаров, что грозит до 10 лет лишения свободы и штрафом до 1 миллиона рублей. Идет установление других причастных лиц, расследование ведется совместно с Управлением Федеральной службы безопасности по Амурской области.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2025: как новые таможенные правила влияют на торговлю России и Китая

В 2025 году таможенное регулирование между КНР и Российской Федерацией претерпевает существенные изменения, влияют на весь комплекс внешнеэкономической деятельности. Эти нововведения особенно важны на фоне открытия 15 октября крупнейшей в Азии Кантонской ярмарки, где собраны ведущие китайские производители и зарубежные импортеры. Изменения в пошлинах, сертификации и валютном контроле формируют новые правила игры, с которыми должны считаться участники рынка.

Фото Надежды Раздабаровой
Анатолий Якимов
Финансы
Минпромторг продлевает отсрочку утильсбора на иномарки до 1 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Минпромторг РФ, по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, рассматривает возможность отсрочки вступления в силу новых правил расчета утильсбора на импортируемые легковые автомобили с 1 ноября на 1 декабря 2025 года. Предложение обусловлено обращением общественной организации «Деловая Россия», которая подчеркнула актуальность дополнительного переходного периода.

Анатолий Якимов
Три главных тренда китайской электронной коммерции: это изменит и российский рынок
Фото телеграм-канал «Импорт в Россию»

В Китае более половины покупок совершается онлайн – уникальный для мира показатель, который делает страну лидером в области электронной коммерции и инноваций. На E-Retail Week прошел паблик-ток с бывшим топ-менеджером крупнейшего маркетплейса JD.com Цуй Чжиюй, где были раскрыты три главных тренда китайского e-commerce, которые формируют будущее рынка.

Анатолий Якимов
Российский экспорт мяса в Китай демонстрирует стремительный рост: регионы-лидеры и перспективы
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года российский экспорт свинины в Китай удвоился по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 55,6 тысячи тонн, что составляет около четверти всего российского экспорта свиноводческой продукции. Общий объем поставок свинины за рубеж вырос на 35,6% и достиг 205 тысяч тонн. Эти данные опубликованы Россельхознадзором на основе аналитики информационных систем «ВетИС» и «Аргус-Фито».

Анатолий Якимов
Лучшие китайские производители роботов для дома и бизнеса: оптовые поставки

Кантонская ярмарка в Гуанчжоу, открывшаяся 15 октября, одно из крупнейших и наиболее значимых событий в мире международной торговли и инноваций, и 2025 год не стал исключением. На выставке особое внимание уделяется интеллектуальным и высокотехнологичным решениям, среди которых важное место занимают роботы для дома и бизнеса. С новых павильонов и стендов демонстрируются последние достижения китайской робототехники: от умных роботов-пылесосов с голосовым управлением и системами самоочистки до промышленных и сервисных роботов для автоматизации производств и складов. Это отличная площадка для оптовых закупок инновационных роботов, которые уже сегодня активно внедряются в России в таких сферах, как промышленное производство, логистика и сфера услуг.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
В России импортировано свыше 2 млн китайских брелоков-игрушек: тренды молодежной моды 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Стильная молодежная мода на брелоки во всем мире продолжает активно развиваться, превращаясь в крупный сегмент рынка аксессуаров. В 2025 году объем импорта детских брелоков-игрушек в Россию достиг рекордных отметок: было ввезено более 1,2 миллиона брелоков, из них большая часть — из Китая. Эти маленькие аксессуары стали неотъемлемой частью самовыражения для молодых людей, украшая рюкзаки, сумки и ключи. Такая популярность способствует росту рынка, который по прогнозам экспертов к 2025 году превысит 280 миллиардов долларов США.

Анатолий Якимов
Итоги борьбы с нелегальными поставками из Китая в России: более 25 млн рублей конфискованной техники
Фото пресс-службы Читинской таможни

С начала 2025 года таможенные органы на Дальнем Востоке России идентифицировали и изъяли из незаконного оборота более 2 600 единиц техники, ввезенной из Китая без необходимых документов. Одним из масштабных случаев стало выявление и изъятие 1380 единиц «серой» техники общей стоимостью свыше 25 миллионов рублей в приграничном поселке Забайкальск. Среди изъятого — мотоциклы, электросамокаты, телевизоры, бензопилы, лодочные моторы, электроинструменты и бытовая техника.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка открылась в Гуанчжоу: акцент – на умные решения и партнерства

15 октября 2025 года в Международном выставочном центре Пачжоу в Гуанчжоу официально стартовала 138-я Кантонская ярмарка, крупнейшее бизнес-событие в Азии и мире. В этом году выставка привлекла более 32 000 экспонентов, разместившихся на рекордных 74 500 стендах, что превзошло все предыдущие показатели.

Фото предоставлено участниками выставки
Анатолий Якимов
2000-й поезд «Китай-Европа» отправился из Шеньяна в Москву
Фото пресс-службы РЖД

Грузовой состав из 54 вагонов с контейнерами отправился в Москву из Шеньяна. Он стал 2000 рейсом по маршрутам Китай-Европа. Это событие сигнализирует о значительном прогрессе в развитии железнодорожного сообщения между двумя странами.