Слово Эксперта
СЭФ2018

«Китайцы верят сарафанному радио и ярким краскам»: обозреватель «ФедералПресс» об итогах СЭФ-2018 в разрезе российского экспорта

Два дня в Новосибирске продолжался Сибирский экономический форум (СЭФ). Теглайн «Делаем бизнес с Азией» был неслучаен — на форум приехала внушительная делегация представителей компаний из АТР. Обозреватель «ФедералПресс» тоже посетил СЭФ-2018, чтобы понять, какие тренды и проблемы сопровождают российскую внешнюю торговлю в Китае. Подробности — в материале «ФедералПресс».

Столкновение с Nestle

Несмотря на то что в азиатской делегации были представители не только Китая, а спикеры на панельной дискуссии говорили о тонкостях взаимоотношений со Вьетнамом, с Индией, Японией и Таиландом, все равно центральное место на форуме было отведено российской экспансии в Поднебесную. Эксперты констатировали, что шапкозакидательское настроение нужно отставить в сторону, — китайский рынок выглядит непонятным, не потому что о нем мало знаний внутри России, а потому, что в самом Китае мало чего знают о российских товарах, которые, по мнению наших предпринимателей, должны непременно понравиться 1,5 миллиарда потребителей.
«Наши экспортеры имеют очень фрагментарные знания о Китае – все упирается в численность населения, но никто не предполагает, что там множество культур, языков, вкусов, которые влияют на культуру потребления. Не стоит воспринимать Китай как место, где все голодные, раздетые и не видели ничего кроме тех продуктов питания, которые сами и производят. На самом деле это высококонкурентный и высокодоходный рынок по степени потребления, он продолжает формироваться и выглядит очень избалованным. И наши предприниматели там конкурируют не друг с другом, а с ведущими мировыми брендами, поэтому местечковые подходы просто не срабатывают», — рассказал Валерий Кайгородов, руководитель Центра поддержки и защиты экспортеров в Российско-Китайской палате.
Что такое конкуренция с мировыми брендами, ощутил на себе торговый дом «Белевская пастильная мануфактура». «Мы хорошо экспортируем свою продукцию в Западную Европу и Прибалтику, где имеются русские магазины и торговые сети. В Китае, как только мы появились, сразу столкнулись с Nestle, поэтому поставки носят пока единичный характер», — поведал об опыте работе с Китаем директор по производству Глеб Семерня.
Помимо противостояния с мировыми кондитерскими брендами, Китай как рынок непрост еще и из-за сложившихся вкусов у потребителя, отметил представитель «Белевской пастильной мануфактуры». «Им вроде нравится наша продукция, на выставках и ярмарках ее хвалят, но предпочтение уходит чему-то традиционному вроде мороженого. Нужно много дегустаций, рекламы, объяснений. Словом, нужна хорошая подготовка для экспансии», – уточнил Семерня.
С туляком согласен и коммерческий директор алтайско-новосибирского торгового дома «Дивинка» Алексей Спиридонов. «В части работы с китайским потребителем у меня сразу всплывают в голове слова Жванецкого: «Давайте спорить о вкусах колбасы с теми, кто ее ел». Столько объяснений, как в Китае, мы не давали никому», – заявил Спиридонов обозревателю «ФедералПресс».

Дайте яркие краски

О том, что Китай непрост, Алексей Спиридонов убедился на собственном опыте. Первые поставки шли в Пекин и не принесли ничего, кроме убытков. «Экспортировали кашу и макаронные изделия в столичные супермаркеты. Они там так и простояли – никто даже не смотрел на полки с нашим товаром», – вспомнил коммерческий директор. Понимание избалованности китайцев, о которой говорил на панельной дискуссии Кайгородов, пришло значительно позже, на одной из выставок в Китае.
«Выяснилось, что китайцам не нравится наша упаковка. Мы же как привыкли: если говорим о натуральности продукта, то он должен быть завернут в экологически чистую бумагу. На Дальнем Востоке такое не прокатывает. Там хотят видеть что-то яркое, с кислотными и химическими оттенками в духе японских аниме. Только так можно привлечь китайского потребителя, только такое он будет покупать», — заявил Алексей Спиридонов.
Сейчас торговый дом «Дивинка» понемногу осваивается в Китае, зайдя через северную Маньчжурию. О полномасштабной экспансии пока не может быть и речи, потому что торговый дом недавно перебазировался из Алтайского края в соседнюю Новосибирскую область. «Чтобы сократить транспортно-логистическое плечо, – сообщил топ-менеджер компании. — У нас пошли хорошие поставки в Абакан, Омск и Красноярск, потому и назрела необходимость строительства производства в пригороде Новосибирска, в Криводановке».
Про яркую обложку и полную графическую детализацию продукта говорил и управляющий партнер Равиль Исупов из ООО «Мегре», которое занимается производством и экспортом экологически чистой косметики. «Для сравнения. В российском интернет-магазине у нас 1–2 фотографии товара, для китайцев нужно минимум 20 – покрутить, повертеть, разжевать по полной программе. Еще там меня удивила сила сарафанного радио. Китайцы охотно будут потреблять ту продукцию, о которой рассказали близкие, друзья и блогеры. У интернет-сообщества — невероятная сила. Положительный отзыв даст толчок продажам, отрицательный — похоронит любые даже самые радужные перспективы», — объяснил представитель компании.

Барьер в 70 %

В таких условиях, когда каждому экспортеру приходится изучать Китай с нуля, можно и даже нужно бы рассчитывать на помощь со стороны государства. Но, увы, в СФО еще пока не везде работают региональные экспортные центры. В центральной части страны дело обстоит не лучше – упомянутый Глеб Семерня рассказал, что тульский экспортный центр помог «Белевской пастильной мануфактуре» только с выходом на крупную миланскую выставку, после чего в компании «прозрели» и поняли, что по части помощи стоит работать напрямую с Москвой.
«Понимаю такое решение. Причина в том, что государственные органы забюрократизированы по самое «не хочу». Ставят задачу, потом приходит от руководства региона другая разнарядка, прошло время, пока поменяли, потом новое видение включилось, руководитель побоялся взять ответственность, а бизнесу приходится ждать. Куда идти, находясь где-нибудь в Алтае, – непонятно», – поделился размышлениями предприниматель Сергей Мазур.
Раньше Мазур работал в алтайском краевом центре поддержки, но потом организовал частную контору, которая занимается тем же самым – международным сотрудничеством, но без лишней бюрократии. «Это эффективнее, лучше мотивация, проще понимаешь бизнес, чего он хочет, и помогаешь ему в этом – в основном тем, что организуешь выставки и участвуешь в ярмарках за рубежом», — объяснил Мазур.
По словам Евгении Балаганской, эксперта по внешнеторговой деятельности из кемеровского филиала Российского экономического университета имени Плеханова, пример Мазура не единичен на фоне пока еще слабо развитых государственных институтов поддержки.
Однако институты институтами, а экспортерам все же нужен гораздо более мощный инструментарий. Об этом говорил Валерий Кайгородов, отмечая нарастающую экспансию западных брендов в Китае, что российскому бизнесу необходимо занимать свою нишу. Это отметил и президент российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов в комментарии для «ФедералПресс», рассказывая об онлайн-площадках как варианте ведения экспортной деятельности.
«Год назад мы добились, чтобы был принят закон, который позволяет использовать ставку в 0 % НДС при B2C-экспорте в посылках. Сейчас необходимо сделать второй шаг — добиться права для предпринимателя не собирать бумаги для подтверждения правомерности подтверждения такой ставки НДС, чтобы это происходило в автоматическом безбумажном порядке и налоговая инспекция могла самостоятельно уточнить в таможне, был ли данный товар вывезен за рубеж», — отметил Соколов.
Президент АКИТ пояснил, что российские экспортеры изначально находятся в невыгодном положении по сравнению с китайским и западным бизнесом. «Два года назад были отменены нормы беспошлинного ввоза, и теперь приходится платить пошлину от 12 до 50 % от стоимости в зависимости от товарной категории. Ситуация ухудшается еще и тем, что наш российский 20-процентный НДС тоже сложно вычесть, — для этого нужно собрать такое количество документов, что все экономические стимулы заниматься таким экспортом пропадают на корню. 70 % налогов сразу делают наш товар менее конкурентоспособным по отношению к китайскому», — заключил Артем Соколов.
Автор: Сергей Спицын. Текст опубликован на «ФедералПресс».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.