Слово Эксперта
Финансы

Китайские предсказания и итоги года уходящего. Часть 1

По традиции, ChinaLogist попросил своих друзей, известных специалистов по Китаю и ВЭД, подвести итоги уходящего года и поделиться ожиданиями от наступающего. Итак, главные события года со знаком «плюс» и «минус», новые тренды и предсказания на 2020 год.
Александр Дегтярев, управляющий АО «ВЭД Агент», организатор Сибирского экономического форума
Главный положительный итог 2019 года ― то, что российско-китайский товарооборот растет. Экспорт растет сильнее, чем импорт. Импорт остался практически на уровне прошлого года, и это уже неплохо, с учетом того, что проводится не самая благоприятная политика в отношении импорта.
Главная отрицательная тенденция в том, что по всем фронтам ужесточаются требования к импортерам и импортируемой продукции. И дальше вряд ли будет легче. Так, в 2020 году станет обязательной маркировка многих групп товаров. Участники пилотов и добровольной маркировки уже могли представить, что ждет бизнес. В следующем году маркировка коснется очень многих участников торгового оборота.
Второй вид «закручивания гаек» ― ужесточение требований по сертификации товаров. Это достаточно серьезная тема, и есть много прецедентов, когда в выпуске отказывают в связи с тем, что, по мнению таможенного органа, неправильно был оформлен тот или иной разрешительный документ. В 2019 году очень много документов попали в архив. Это создало, в том числе и нашей компании, значительные проблемы при импорте товаров.
Самое резонансное событие в сфере логистики ― продажа ПАО «ТрансКонтейнер». Все экспедиторы, соответственно, ждут, как эта продажа отразится на «ТрансКонтейнере» в 2020 году. Поскольку «ТрансКонтейнер» ― один из ключевых игроков на рынке перевозок России и Китая. И от того, как будет выстраиваться политика нового собственника, сохранятся ли преференциальные отношения с РЖД или они поменяются, будет зависеть успех или неуспех дальнейшего развития «ТрансКонтейнера», отсюда и возможная перестройка логистического рынка по направлению российско-китайской торговли.
Чего мы ждем в 2020-м году? Ждем продолжения действия тенденции к монополизации рынков или усиление влияния крупных игроков на тех или иных рынках. В том числе товарных. Каждый товарный рынок (например, по закупкам посуды или обуви) также будет укрупняться. Мелкие компании будут «умирать». Их долю рынка займет крупный бизнес. Логистическую отрасль это также затронет. Небольшие компании будут уходить с рынка, а серьезные игроки будут выбирать более крупные компании для своего бизнеса.
Меняется и структура импорта. Продолжает расти доля оборудования. Уменьшается доля готовых изделий. Это достаточно устойчивая тенденция, которую мы наблюдаем в течение нескольких лет. Особенно ярко она проявляется для импорта из Китая.
В 2019 году неожиданно вырос импорт пищевых товаров, чего мы не наблюдали в 2018-м. Скорее всего, это связано с тем, что ранее в этом сегменте наблюдалось падение, что позволило ему вырасти.
Анна Фомичева, эксперт-практик ВЭД, основатель и генеральный директор группы компаний «Бизнес Логистика»
Завершается 2019 год, мы, по традиции, анализируем то, что было, и устремляем взгляд в будущее.
Несомненно, «красной нитью» в отношениях между Россией и Китаем проходит развитие несырьевого экспорта в КНР. Теперь смело можно к крылатой фразе «Китай ― фабрика мира» добавлять «Китай ― мировой рынок».
Практически во всех отраслях растут обороты взаимовыгодного сотрудничества и поставок: от сельскохозяйственных до IT и инновационных.
Минусов я не вижу. Что плохого можно сказать о расширении сфер сотрудничества и раскрытия потенциала? Мне кажется, ничего. Это дополнительные инструменты масштабирования бизнеса в умелых руках.
К трендам я отнесу устойчивое развитие, маркировку и прослеживаемость товаров и, конечно, увеличение доли несырьевого экспорта.
Что касается устойчивого развития, то это общемировой тренд. Люди перерастают потребительское отношение ко всему. Наблюдается более осознанный подход к бизнесу, предпринимательству, окружающей среде, заботе о будущем поколений. Маркировка и прослеживаемость товара ― это новый концептуальный подход к взаимоотношениям бизнеса и потребителя. В конечном итоге, каждый получает свои выгоды.
Что касается увеличения доли несырьевого экспорта, то это тренд на ближайшее десятилетие, а не на год. Причем это направление всесторонне поддерживается и стимулируется Правительством РФ. Например, до 2024 года на развитие несырьевого экспорта планируют выделить порядка 1 трлн рублей.
На мой взгляд, сейчас удобное время для вхождения на мировой рынок, масштабирования своего бизнеса.
В скором времени состоится запуск моего первого бизнес реалити-шоу «Реальный Китай». Мы дадим возможность участникам прочувствовать на себе экспортную деятельность. Шоу будет не только красочным, но и полезным.
Сейчас в преддверии нового года дам вам лайфхак «Как с нуля начать экспортировать в Китай».
Шаг 1. Регистрация торговой марки в Китае.
Шаг 2. Бюджет, анализ рынка, план выхода в Китай.
Шаг 3. Встречи с покупателями, фокус-группы
Шаг 4. Сертификаты качества, регистрация этикеток.
Шаг 5. Тестовые продажи. «Технический импорт».
Работайте, масштабируйтесь, получайте прибыль!
Максим Спасский, председатель «Дома Российско-Китайской дружбы», эксперт по маркетингу в Китае
Главное в российско-китайских отношениях ― торговая война между США и Китаем, что, наверное, (мое личное мнение) явилось основным драйвером. Внешнеторговый оборот между Россией и Китаем в прошлом году достиг 108 миллиардов долларов, а в этом году продолжил расти. Это очень показательно.
Сейчас многие думают, что торговая война закончилась. Я считаю, что она не может война закончиться. Возможен только обоюдный компромисс. Интересы США и Китая диаметрально противоположены. Они настолько разные, что возможны лишь краткосрочные перемирия, а не МИР. Будут договариваться, раздоговариваться, наносить удары исподтишка. В общем все именно так и происходило в 2019 году. При этом к полноценной войне не готова ни одна из сторон, и Трамп это доказал. Что от этого ждать России? Надо дорого продать свою «любовь» тому, кто предложит больше, при этом оставив открытой дверь для альтернативных предложений.
На руку ли России экономический конфликт Китая и США? Да, он нам выгоден. Извлекли ли мы из него плюсы для себя в 2019 году? НЕТ, не извлекли.
В отношениях с Китаем, к сожалению, нет явных плюсов и явных минусов. Китайские инвестиции ― плюс? Не уверен, ведь нет четкой политики государства, как оттяпывать рынки для китайцев. Простой пример: сельское хозяйство и лес, где прошли китайские компании, остается выжженная земля и пеньки от деревьев. Нужны ли нам такие инвесторы?
При этом есть и положительные примеры китайских инвестиций в Россию.
Лично я вижу перспективы для русского бизнеса в развитии китайского направления, но прошла пора бездумного принятия решений. Надо думать, а думать мы, русские, не хотим, а некоторые не умеют.
Что я жду от 2020 года? Хочу открыть 10 партнерских офисов в Китае. Сегодня у нас их пять. Хочу запустить большой информационный портал на китайском языке о России. Хочу пожать руку Си Цзиньпина и чтобы Путин представил меня китайскому президенту лично.
«Хотелки» ― дело правильное, ведь без цели и нет движения. А еще хочу поблагодарить редакцию ChinaLogist за прекрасный информационный ресурс, который я и наши участники Дома Российско-Китайской Дружбы считают лучшим порталом о Китае в России! Всех с наступающим Рождеством и Новым годом!
Дмитрий Лабохо, основатель Skycom LLC, российский представитель в DiXi Group Co. LTD
Говоря об итогах 2019 года, хочу обозначить несколько основных моментов. Первый из них ― обеление импорта. Все больше и больше компаний стремятся работать напрямую с поставщиками, работать по прямым контрактам. Да, безусловно, до сих пор существует импорт через Белоруссию и решения, связанные с использованием прибалтийских стран, но тенденция по переходу на официальный импорт ― действительно очень активная и массовая.
Второй важный момент ― то, что агентский бизнес, без кардинальных изменений, без некой фокусировки, просто умирает. На текущий момент осталось очень мало агентских компаний, которые не перешли бы в категорию конкретных услуг, более сфокусированных, более сжатых. Агентские компании, которые нормально зарабатывают на этой деятельности, выбрали определенную нишу и активно ее развивают. Будь то сопровождение выездов на выставки, конкретные логистические услуги, конкретные услуги по платежам, услуги по разработкам и т.п. Сфокусировавшись на определенной нише, такие агентские компании наращивают экспертность и имеют лучшую результативность. Эта тенденция наблюдалась в течение нескольких последних лет и наиболее ярко проявила себя именно в 2019 году.
В связи с переходом на работу по прямым контрактам действительно остается выполнять только конкретные работы. Те, кто раньше хорошо зарабатывал на перепродаже товаров из Китая для клиентов или за счет клиентов, сегодня вынуждены работать по каким-то фиксированным тарифам. Таким образом тенденция обеления импорта приводит к переменам в работе агентских компаний.
Третий важный момент связан с экспортом товаров в Китай. На этот рынок приходят все более серьезные игроки, у которых уже нет ветра в голове. Эти экспортеры понимают, что поставки на китайский рынок требует серьезных усилий. Конечно, порой я еще вижу, что хватает глупостей и наивности. Но общая тенденция такова, что экспорт перестает быть какой-то истерией, каким-то хайпом и компании приходят туда все более осмысленно.
Чего я ожидаю от 2020 года? Того, что процесс бизнеса с Китаем будет переходить на новый уровень развития. Под этим я подразумеваю и более грамотный маркетинг, и более технологичный подход, и оптимизацию затратных механизмов. Важно подходить к бизнесу с точки зрения максимальной эффективности. Тенденция сейчас во всем мире такова, что если ты не научишься контролировать свои издержки, то просто не сможешь выжить.
Для себя лично на 2020 год я ищу приложения своих наработок, навыков, компетенций, знаний, чтобы понять, на чем стоит фокусировать свое внимание, свои силы в работе с Китаем ― с тем чтобы это действительно было эффективным. Экономическая обстановка в мире требует грамотного, продуманного, эффективного подхода к работе с Китаем. И для меня сейчас стоит вопрос на 2020 год, на чем сосредоточить свои усилия. Поэтому первые три месяца 2020 года будут для меня неким тестом. Тестом тех идей, которые накопились в 2019 году. Мы с моей китайской командой будем тестировать их и поймем, на чем мы остановимся, что будет наиболее эффективным. Я убежден, что если часть компаний, видя тенденции, за 2019 год не перестроились в соответствии с ними, то если в 2020-м году они не найдут эффективного решения, то вынуждены будут уйти с рынка в этой тематике.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.

Анатолий Якимов
Логистика
Ледовый буксир для Северного морского пути спущен на воду в Китае
Фото с сайта hgcintl.com

На верфи Янчжун в провинции Цзянсу Китая состоялась церемония спуска на воду буксира ледового класса, построенного корпорацией Huigang International специально для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Судно должно усилить безопасность арктических перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенный контроль Забайкальск: пилотная система мониторинга для водителей
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на российско-китайской границе с 3 декабря приступили к тестированию пилотной системы мониторинга и информирования водителей, разработанную Минтрансом России совместно с ФГКУ «Росгранстрой». Об этом сообщили в пресс-службе Читинской таможни.

Анатолий Якимов
Импорт
IEAE и IGHE 2025 в Москве: итоги и новые тренды российского рынка потребительских товаров
Фото предоставлено организаторами выставок

В конце ноября в московском «Тимирязев Центре» прошли одновременно две значимые международные выставки — IEAE 2025 и впервые IGHE 2025. Мероприятия собрали профессионалов из торговли, маркетинга, логистики и производства, став площадкой для обсуждения трансформаций российского рынка потребительских товаров.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайско-российский товарооборот снизился на 8,7% за 11 месяцев 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот между Китаем и Россией в период с января по ноябрь 2025 года составил 203,67 миллиарда долларов США. Это на 8,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Мандарины из Китая на Новый год: рост поставок на Дальний Восток, Урал и в Сибирь
Фото с сайта Freepik.com

За 10 месяцев 2025 года в Сибирский федеральный округ ввезено 19,2 тысячи тонн мандаринов стоимостью 1,7 миллиарда рублей, что на 50% превышает аналогичный показатель 2024 года как по весу, так и по стоимости. Китай остается ключевым поставщиком, обеспечив основной объем поставок, за ним следуют Южная Африка, Турция, Марокко и Египет. Пик импорта приходится на 1-й и 4-й кварталы, с максимумом в декабре, что связано с новогодним спросом. Об этом сообщили в пресс-службе Сибирского таможенного управления.

Анатолий Якимов
Экспорт
В Маньчжурии согласовали сухопутный экспорт российского зерна
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

В Маньчжурии российская и китайская делегации обсудили запуск сухопутного маршрута экспорта зерна через пограничный пункт «Забайкальск-Маньчжурия». По мнению участников встречи, это усилит логистику агоропромышленной продукции между странами. Стороны согласовали подачу порожних вагонов-хопперов узкой колеи 1435 мм на Забайкальский зерновой терминал. Об этом сообщило информационное агентство «ЗабНьюз».

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2026: даты этапов, как поехать из России

139-я Кантонская ярмарка – China Import and Export Fair весной 2026 года пройдет в Гуанчжоу на комплексе Pazhou в три этапа с 15 апреля по 5 мая. Мероприятие предлагает российским импортерам прямой доступ к тысячам проверенных поставщиков из Китая. Выставка остается главной площадкой для бизнеса с Китаем, где обновляется до 40% ассортимента ежегодно, что особенно актуально для россиян в условиях роста товарооборота между странами.

Коллаж из фото участников выставки
Анатолий Якимов
Таможенный контроль и судебная практика 2025: итоги заседания коллегии СТУ в Новосибирске
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

В Новосибирске под руководством начальника Сибирского таможенного управления (СТУ) Александра Ястребова прошло заседание коллегии, посвящённое контролю декларирования автотранспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и обеспечению законности решений таможенных органов. В формате видеоконференции в обсуждении участвовали главы ключевых подразделений СТУ.