Слово Эксперта
Финансы

Китайские предсказания и итоги года уходящего. Часть 1

По традиции, ChinaLogist попросил своих друзей, известных специалистов по Китаю и ВЭД, подвести итоги уходящего года и поделиться ожиданиями от наступающего. Итак, главные события года со знаком «плюс» и «минус», новые тренды и предсказания на 2020 год.
Александр Дегтярев, управляющий АО «ВЭД Агент», организатор Сибирского экономического форума
Главный положительный итог 2019 года ― то, что российско-китайский товарооборот растет. Экспорт растет сильнее, чем импорт. Импорт остался практически на уровне прошлого года, и это уже неплохо, с учетом того, что проводится не самая благоприятная политика в отношении импорта.
Главная отрицательная тенденция в том, что по всем фронтам ужесточаются требования к импортерам и импортируемой продукции. И дальше вряд ли будет легче. Так, в 2020 году станет обязательной маркировка многих групп товаров. Участники пилотов и добровольной маркировки уже могли представить, что ждет бизнес. В следующем году маркировка коснется очень многих участников торгового оборота.
Второй вид «закручивания гаек» ― ужесточение требований по сертификации товаров. Это достаточно серьезная тема, и есть много прецедентов, когда в выпуске отказывают в связи с тем, что, по мнению таможенного органа, неправильно был оформлен тот или иной разрешительный документ. В 2019 году очень много документов попали в архив. Это создало, в том числе и нашей компании, значительные проблемы при импорте товаров.
Самое резонансное событие в сфере логистики ― продажа ПАО «ТрансКонтейнер». Все экспедиторы, соответственно, ждут, как эта продажа отразится на «ТрансКонтейнере» в 2020 году. Поскольку «ТрансКонтейнер» ― один из ключевых игроков на рынке перевозок России и Китая. И от того, как будет выстраиваться политика нового собственника, сохранятся ли преференциальные отношения с РЖД или они поменяются, будет зависеть успех или неуспех дальнейшего развития «ТрансКонтейнера», отсюда и возможная перестройка логистического рынка по направлению российско-китайской торговли.
Чего мы ждем в 2020-м году? Ждем продолжения действия тенденции к монополизации рынков или усиление влияния крупных игроков на тех или иных рынках. В том числе товарных. Каждый товарный рынок (например, по закупкам посуды или обуви) также будет укрупняться. Мелкие компании будут «умирать». Их долю рынка займет крупный бизнес. Логистическую отрасль это также затронет. Небольшие компании будут уходить с рынка, а серьезные игроки будут выбирать более крупные компании для своего бизнеса.
Меняется и структура импорта. Продолжает расти доля оборудования. Уменьшается доля готовых изделий. Это достаточно устойчивая тенденция, которую мы наблюдаем в течение нескольких лет. Особенно ярко она проявляется для импорта из Китая.
В 2019 году неожиданно вырос импорт пищевых товаров, чего мы не наблюдали в 2018-м. Скорее всего, это связано с тем, что ранее в этом сегменте наблюдалось падение, что позволило ему вырасти.
Анна Фомичева, эксперт-практик ВЭД, основатель и генеральный директор группы компаний «Бизнес Логистика»
Завершается 2019 год, мы, по традиции, анализируем то, что было, и устремляем взгляд в будущее.
Несомненно, «красной нитью» в отношениях между Россией и Китаем проходит развитие несырьевого экспорта в КНР. Теперь смело можно к крылатой фразе «Китай ― фабрика мира» добавлять «Китай ― мировой рынок».
Практически во всех отраслях растут обороты взаимовыгодного сотрудничества и поставок: от сельскохозяйственных до IT и инновационных.
Минусов я не вижу. Что плохого можно сказать о расширении сфер сотрудничества и раскрытия потенциала? Мне кажется, ничего. Это дополнительные инструменты масштабирования бизнеса в умелых руках.
К трендам я отнесу устойчивое развитие, маркировку и прослеживаемость товаров и, конечно, увеличение доли несырьевого экспорта.
Что касается устойчивого развития, то это общемировой тренд. Люди перерастают потребительское отношение ко всему. Наблюдается более осознанный подход к бизнесу, предпринимательству, окружающей среде, заботе о будущем поколений. Маркировка и прослеживаемость товара ― это новый концептуальный подход к взаимоотношениям бизнеса и потребителя. В конечном итоге, каждый получает свои выгоды.
Что касается увеличения доли несырьевого экспорта, то это тренд на ближайшее десятилетие, а не на год. Причем это направление всесторонне поддерживается и стимулируется Правительством РФ. Например, до 2024 года на развитие несырьевого экспорта планируют выделить порядка 1 трлн рублей.
На мой взгляд, сейчас удобное время для вхождения на мировой рынок, масштабирования своего бизнеса.
В скором времени состоится запуск моего первого бизнес реалити-шоу «Реальный Китай». Мы дадим возможность участникам прочувствовать на себе экспортную деятельность. Шоу будет не только красочным, но и полезным.
Сейчас в преддверии нового года дам вам лайфхак «Как с нуля начать экспортировать в Китай».
Шаг 1. Регистрация торговой марки в Китае.
Шаг 2. Бюджет, анализ рынка, план выхода в Китай.
Шаг 3. Встречи с покупателями, фокус-группы
Шаг 4. Сертификаты качества, регистрация этикеток.
Шаг 5. Тестовые продажи. «Технический импорт».
Работайте, масштабируйтесь, получайте прибыль!
Максим Спасский, председатель «Дома Российско-Китайской дружбы», эксперт по маркетингу в Китае
Главное в российско-китайских отношениях ― торговая война между США и Китаем, что, наверное, (мое личное мнение) явилось основным драйвером. Внешнеторговый оборот между Россией и Китаем в прошлом году достиг 108 миллиардов долларов, а в этом году продолжил расти. Это очень показательно.
Сейчас многие думают, что торговая война закончилась. Я считаю, что она не может война закончиться. Возможен только обоюдный компромисс. Интересы США и Китая диаметрально противоположены. Они настолько разные, что возможны лишь краткосрочные перемирия, а не МИР. Будут договариваться, раздоговариваться, наносить удары исподтишка. В общем все именно так и происходило в 2019 году. При этом к полноценной войне не готова ни одна из сторон, и Трамп это доказал. Что от этого ждать России? Надо дорого продать свою «любовь» тому, кто предложит больше, при этом оставив открытой дверь для альтернативных предложений.
На руку ли России экономический конфликт Китая и США? Да, он нам выгоден. Извлекли ли мы из него плюсы для себя в 2019 году? НЕТ, не извлекли.
В отношениях с Китаем, к сожалению, нет явных плюсов и явных минусов. Китайские инвестиции ― плюс? Не уверен, ведь нет четкой политики государства, как оттяпывать рынки для китайцев. Простой пример: сельское хозяйство и лес, где прошли китайские компании, остается выжженная земля и пеньки от деревьев. Нужны ли нам такие инвесторы?
При этом есть и положительные примеры китайских инвестиций в Россию.
Лично я вижу перспективы для русского бизнеса в развитии китайского направления, но прошла пора бездумного принятия решений. Надо думать, а думать мы, русские, не хотим, а некоторые не умеют.
Что я жду от 2020 года? Хочу открыть 10 партнерских офисов в Китае. Сегодня у нас их пять. Хочу запустить большой информационный портал на китайском языке о России. Хочу пожать руку Си Цзиньпина и чтобы Путин представил меня китайскому президенту лично.
«Хотелки» ― дело правильное, ведь без цели и нет движения. А еще хочу поблагодарить редакцию ChinaLogist за прекрасный информационный ресурс, который я и наши участники Дома Российско-Китайской Дружбы считают лучшим порталом о Китае в России! Всех с наступающим Рождеством и Новым годом!
Дмитрий Лабохо, основатель Skycom LLC, российский представитель в DiXi Group Co. LTD
Говоря об итогах 2019 года, хочу обозначить несколько основных моментов. Первый из них ― обеление импорта. Все больше и больше компаний стремятся работать напрямую с поставщиками, работать по прямым контрактам. Да, безусловно, до сих пор существует импорт через Белоруссию и решения, связанные с использованием прибалтийских стран, но тенденция по переходу на официальный импорт ― действительно очень активная и массовая.
Второй важный момент ― то, что агентский бизнес, без кардинальных изменений, без некой фокусировки, просто умирает. На текущий момент осталось очень мало агентских компаний, которые не перешли бы в категорию конкретных услуг, более сфокусированных, более сжатых. Агентские компании, которые нормально зарабатывают на этой деятельности, выбрали определенную нишу и активно ее развивают. Будь то сопровождение выездов на выставки, конкретные логистические услуги, конкретные услуги по платежам, услуги по разработкам и т.п. Сфокусировавшись на определенной нише, такие агентские компании наращивают экспертность и имеют лучшую результативность. Эта тенденция наблюдалась в течение нескольких последних лет и наиболее ярко проявила себя именно в 2019 году.
В связи с переходом на работу по прямым контрактам действительно остается выполнять только конкретные работы. Те, кто раньше хорошо зарабатывал на перепродаже товаров из Китая для клиентов или за счет клиентов, сегодня вынуждены работать по каким-то фиксированным тарифам. Таким образом тенденция обеления импорта приводит к переменам в работе агентских компаний.
Третий важный момент связан с экспортом товаров в Китай. На этот рынок приходят все более серьезные игроки, у которых уже нет ветра в голове. Эти экспортеры понимают, что поставки на китайский рынок требует серьезных усилий. Конечно, порой я еще вижу, что хватает глупостей и наивности. Но общая тенденция такова, что экспорт перестает быть какой-то истерией, каким-то хайпом и компании приходят туда все более осмысленно.
Чего я ожидаю от 2020 года? Того, что процесс бизнеса с Китаем будет переходить на новый уровень развития. Под этим я подразумеваю и более грамотный маркетинг, и более технологичный подход, и оптимизацию затратных механизмов. Важно подходить к бизнесу с точки зрения максимальной эффективности. Тенденция сейчас во всем мире такова, что если ты не научишься контролировать свои издержки, то просто не сможешь выжить.
Для себя лично на 2020 год я ищу приложения своих наработок, навыков, компетенций, знаний, чтобы понять, на чем стоит фокусировать свое внимание, свои силы в работе с Китаем ― с тем чтобы это действительно было эффективным. Экономическая обстановка в мире требует грамотного, продуманного, эффективного подхода к работе с Китаем. И для меня сейчас стоит вопрос на 2020 год, на чем сосредоточить свои усилия. Поэтому первые три месяца 2020 года будут для меня неким тестом. Тестом тех идей, которые накопились в 2019 году. Мы с моей китайской командой будем тестировать их и поймем, на чем мы остановимся, что будет наиболее эффективным. Я убежден, что если часть компаний, видя тенденции, за 2019 год не перестроились в соответствии с ними, то если в 2020-м году они не найдут эффективного решения, то вынуждены будут уйти с рынка в этой тематике.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Авиаперевозки грузов из Китая в Россию: маршруты и перспективы развития
Фото Анатолия Якимова

В 2024 году объем грузопотока из Китая в Россию составил около 26 миллионов тонн, что является частью общего товарооборота между странами. Несмотря на то, что основная часть грузов традиционно перевозится морским и железнодорожным транспортом, авиаперевозки приобретают все большую популярность, особенно для доставки срочных и хрупких товаров.

Редакция
Импорт
Как выстроить прибыльный бизнес с Китаем: конференция для предпринимателей в Москве
Фото Анатолия Якимова

Российско-Китайская деловая палата объявила о проведении профессионального форума «Эффективный бизнес с Китаем: от поиска партнеров до масштабирования», который пройдет в столице 24–25 апреля 2025 года.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенники остановили на границе туристов с фотоаппаратами, бивнями моржа и советскими медалями
Фото пресс-службы Читинской таможни

В красноярском аэропорту Емельяново и на границе с Китаем – на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» сотрудники таможни выявили серьезные нарушения законодательства: иностранцы попытались въехать в страну и вывезти товары, подлежащие обязательному декларированию и разрешению.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай — ключевой рынок для Новосибирской области: итоги 2024 года и планы на 2025 год
Фото с сайта tripadvisor.ru

В 2024 году экспорт товаров из Новосибирской области в Китай сохранил уверенный рост, что связано с активным развитием транспортно-логистической активности в регионе и расширением сотрудничества с КНР. Китай стал крупнейшим импортером продукции в Новосибирской области, на долю которого приходится 54% от общего объема экспорта региона. Рост экспорта в Китай в 2024 году составил 2% по сравнению с предыдущим годом.

Анатолий Якимов
Вебинар Chinalogist: авиадоставка из Китая. Итоги, проблемы, прогнозы
Фото Анатолия Якимова

По многочисленным просьбам редакция сайта ChinaLogist.ru возобновляет консультационные и обучающие вебинары. Не упустите шанс получить актуальную информацию и прокачать свои знания в авиаперевозках из Китая, Индии и Южной Кореи. Вебинар состоится 23 апреля в 11:00 по московскому времени на платформе социальной сети «ВКонтакте».

Анатолий Якимов
Доставка грузов из Китая в Россию по железной дороге ускорилась
Фото ИА «Синьхуа»

Пекин отправил первый грузовой поезд Китай-Европа в 2025 году, направляющийся в Москву. Состав отправился из логистического центра столицы Китая 16 апреля 2025 года и преодолеет около 9 000 километров за 16 дней. Это символизирует новый этап развития железнодорожных перевозок между двумя континентами, поддержку стабильности и рост экономических связей.

Анатолий Якимов
От Гуанчжоу до Екатеринбурга: рекордный импорт манго из Китая в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным Федеральной таможенной службы РФ и Росстата, в 2024 году Россия импортировала 24,5 тысячи тонн манго из Китая на 48 миллионов долларов США. Это в 2,8 раза больше, чем в 2023 году.

Анатолий Якимов
Умные часы из Китая захватывают Россию: Huawei и Redmi лидируют в продажах
Фото пресс-службы группы компаний М.Видео-Эльдорадо

Каждый сотый россиянин за три месяца текущего года приобрел себе современные умные часы. По информации пресс-службы группы компаний М.Видео – Эльдорадо, в 1 квартале 2025 года россияне купили 1,45 миллиона смарт-часов на 11,9 миллиарда рублей. При этом, средняя цена выросла на 9% – до 8 200 рублей. 58% в количественном выражении и 42% - в денежном приходится на китайские бренды Huawei, Redmi, Amazfit. Apple хоть и остается лидером по выручке – 35%, но уступает по объемам – 22%.

Анатолий Якимов
Красные, белые и игристые: какие вина из России пьют в Китае и сколько их продают
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай стал крупнейшим покупателем российского вина в 2024 году. Об этом сообщает Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». Объем за прошлый год экспорта вина из РФ в КНР вырос до 2,8 миллиона литров или на 320%. В денежном выражении стоимость отправленной продукции составила 4,1 миллиона долларов США, что в 4,3 раза больше, чем в 2023 году. Доля российского вина, экспортируемого в Поднебесную, составила 72%.

Анатолий Якимов
Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.