Слово Эксперта
Финансы

Китайские предсказания и итоги года уходящего. Часть 2

ChinaLogist попросил известных российских экспертов, живущих в Китае, подвести итоги уходящего года и поделиться ожиданиями от наступающего. Итак, главные события года со знаком «плюс» и «минус», новые тренды и предсказания на 2020 год.
Сергей Цыплаков, руководитель представительства ПАО «Сбербанк» в Китае. В 2001-2013 годы — глава Торгпредства РФ в КНР
Отношения России и Китая в экономической сфере в 2019 году продолжали продвигаться вперед, однако темпы их прироста по сравнению с 2018 годом резко упали. Тем не менее, если принять во внимание общее сокращение стоимостных объемов внешней торговли Китая и общее уменьшение стоимостных показателей экспорта России, то даже такие результаты можно считать в общем удовлетворительными. По данным китайской таможенной статистики за 11 месяцев 2019 года, оборот взаимной торговли чуть превысил отметку в 100 млрд. долларов, так что можно ожидать, что за год в целом он будет где-то на уровне порядка 110 млрд. долларов.
Самым положительным событием года я считаю состоявшийся в декабре пуск в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири». Газопровод имеет не только огромное экономическое, но и политическое значение. Это одна из основ материального фундамента отношений всеобъемлющего партнерства и сотрудничества между двумя странами. Иногда высказывается мнение, что «Сила Сибири» обрекает Россию на зависимость от Китая. Отчасти это так, но в тоже время нельзя забывать, что возникает обоюдная экономическая взаимозависимость, то есть в том числе и зависимость Китая от России. Такая обоюдная взаимозависимость очень важна и нужна, поскольку надолго и надежно страхует от разного рода потенциальных рисков отношения двух государств в политической области.
Если говорить о событиях со знаком «минус», то я бы предпочел сказать о нерешенных проблемах и препятствиях. Их довольно много, но остановлюсь только на двух. Во-первых, очень медленно реализуются проекты трансграничной транспортной инфраструктуры. Здесь самым негативным моментом была очередная затяжка со сроками введения в эксплуатацию железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян. Отсутствует прогресс в реализации проектов транзита китайских грузов через порты Дальнего Востока, хотя их экономическая целесообразность очевидна, а сами проекты обсуждаются уже много лет. Тормозятся проекты сооружения новых погранпереходов, например, Лесозаводск – Хулинь. Во-вторых, российской стороне следует все-таки более четко определить свое отношение к китайским инвестициям, особенно в таких «чувствительных» сферах как лес и сельское хозяйство. Здесь продолжают существовать некоторая невнятность и разноголосица. Партнеры это ощущают и выжидают, когда принимающая инвестиции сторона определит приемлемые правила игры.
От 2020 года каких-либо головокружительных прорывов не жду. Реальная задача — добиться дальнейшего роста взаимной торговли и поворота к лучшему в инвестиционном взаимодействии. Конкретные темпы роста будут зависеть от макроэкономической ситуации в Китае, в России, в мире в целом. Здесь слишком много неопределенности, поэтому предсказывать трудно. У российского бизнеса сейчас может быть хорошая потенциальная ниша на аграрном рынке Китая (зерновые, масличные, соя). Однако эту возможность еще следует реализовать. Необходимо решить, будет ли российский бизнес делать это самостоятельно или в кооперации с китайскими партнерами. И тот и другой вариант возможны, но в каждом случае тактика будет отличаться. Конкуренция в этом сегменте китайского рынка высока, а в том случае если договоренности Китая с США даже в какой-то части реализуются, она станет еще жестче. В общем, следует действовать по Мао Цзэдуну, который любил говорить: «Не бойся медлить — бойся остановиться».
Артем Жданов, владелец торговой марки LaoWaiMe и совладелец консалтинговой компании UCHINA
Самое важное событие со знаком «плюс» — безусловно, 70-летие Китая и 70-летие дипломатических отношений России и Китая. Очень много анонсировалось разных вещей. Много было к этому событию приурочено мероприятий. Как общеобразовательного плана, так и бизнес-плана. Благодаря этому еще больше россиян и китайцев узнали о наших странах различной полезной информации, которой часто не достает для продуктивного общения.
Про «минусы» даже не знаю, что сказать. Я бы не утверждал, что ужесточилась политика китайских банков в отношении россиян. Просто стало понятно, что дружба в политическом плане и дружба в экономическом плане — это разные вещи. Многим людям в этом году пришлось испытать на себе то, что компаниям с российскими учредителями не так легко открыть счет в китайском банке.
Павел Бажанов, юрист, специалист по законодательству КНР, живет в Гонконге
С точки зрения юриста основным трендом Китая в уходящем году стало упрощение условий для ведения бизнеса в стране и поддержка предпринимательской деятельности. В течение года в КНР уменьшились налоги и для населения, и для бизнеса: была понижена ставка НДС, уменьшились суммы налога на доходы физических лиц, были упрощены условия для возмещения НДС при экспорте. Для малого бизнеса были расширены налоговые льготы по всем основным налогам.
Эти меры уменьшают негативное влияние на экономику торговых войн с США — за счет улучшения условий ведения бизнеса и создания у населения дохода, который может быть направлен на внутреннее потребление. Кроме того, КНР в 2019 году активнее избавлялась от барьеров и ограничений на иностранные инвестиции: для иностранцев теперь открыты большинство видов деятельности в финансовой сфере.
С другой стороны, КНР продолжает создавать систему кредитоспособности, которая позволит эффективнее регулировать предпринимательскую деятельность после снятия барьеров на этапе допуска к деятельности. Теперь госорганы активнее обмениваются информацией по всем правонарушениям и обязаны учитывать в своей работе правонарушения, допущенные организациями перед остальными органами власти. Например, неуплата налогов или нарушение правил бухучета может оказать влияние на выдачу лицензий, участие в конкурсах и тендерах, а также госзакупках.
В будущем году стоит ожидать продолжения тех же тенденций. С 1 января 2020 года в Китае вступает в силу Закон КНР «Об иностранных инвестициях», который упростит создание предприятий с иностранным участием и гарантирует для них в большинстве видов деятельности национальный режим (равные условия с собственно китайскими предприятиями). Одновременно с этим продолжится открытие для иностранцев тех видов деятельности, которые сейчас относятся к ограничиваемым для иностранного капитала: КНР нуждается в иностранных инвестициях.
Одновременно с этим можно ждать улучшения контроля за сбором налогов и борьбы с любыми правонарушениями: если раньше это осложнялось большой трудоемкостью работы, то теперь для этого КНР будет активнее использовать новые технические возможности (анализ больших данных, искусственный интеллект).
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Анатолий Якимов
Экспорт
Рост агроэкспорта из Сибири: итоги 2024 года и планы на 2025-й
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Руководство Сибирского таможенного управления провело круглый стол с экспортерами агропромышленного комплекса, обсудив ключевые вопросы таможенного администрирования и логистики экспорта сельхозпродукции. Мероприятие прошло на базе Центра поддержки экспорта «Мой бизнес» в Новосибирской области с участием представителей пищевых предприятий и транспортных компаний.

Анатолий Якимов
Лучшие китайские заводы шин и для оптовых закупок с доставкой в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай — крупнейший в мире производитель автомобильных шин, предлагающий широкий ассортимент продукции для всех типов транспортных средств. Оптовая закупка шин в Китае становится привлекательной благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию продукции. Основные производственные кластеры шинной индустрии находятся в провинции Шаньдун в городе Гуанжао.

Анатолий Якимов
Импорт игрушек из Китая в Россию в 2025: рост на 15%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С начала обязательной маркировки детских игрушек в России количество производителей и импортеров существенно увеличилось, свидетельствуют данные ЦРПТ. В 2024 году Россия импортировала из Китая игрушек на сумму около 1,2 миллиардов долларов США, а за первые девять месяцев 2025 года импорт составил уже 950 миллионов долларов США, показывая рост более 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Хакасия и Ставрополье лидируют в экспорте овечьей шерсти в Китай в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

В начале октября инспекторы Россельхознадзора по Хакасии и Тыве проверили и одобрили к экспорту в Китай партию мытой прессованной овечьей шерсти весом 23,6 тонны, упакованной в 140 кип. Предприятие из Усть-Абаканского района прошло ветеринарно-санитарное обследование, подтвердив соответствие требованиям Китая, после чего получил международный ветеринарный сертификат 5F. Груз отправлен автомобильным транспортом в торговую компанию в Маньчжурии в рамках международных контрактов и разрешений Россельхознадзора.

Анатолий Якимов
Таможня РФ о работе границы с Казахстаном: скоплений и проверок на пунктах пропуска нет
Фото Анатолия Якимова

На российско-казахстанском участке границы все пункты пропуска функционируют в штатном режиме, скопления транспортных средств в зонах контроля отсутствуют, сообщили в Федеральной таможенной службе России. В ведомстве уточнили, что таможенные органы на самих пунктах пропуска не проводят проверок и не влияют на скорость перемещения грузов через границу и внутри РФ.

Анатолий Якимов
Экспорт семян льна в Китай: новый контейнерный поезд из Западной Сибири в Китай
Фото Службы корпоративный коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги

В сентябре 2025 года с станции Карбышево I Западно-Сибирской железной дороги в Омской области отправился первый контейнерный поезд с семенами масличного льна в Китай. Поезд из 31 вагона перевез более 1,6 тысячи тонн продукции, что стало важным шагом в развитии экспортного железнодорожного сообщения для сельскохозяйственного сектора Омской области.