Слово Эксперта

Логисты спасают страну от пустых полок

Ситуация, когда на полке магазина стоит один товар вместо прежних десяти, — не за горами, считают представители логистической отрасли. Дело не в том, что товаров нет — их невозможно доставить. Логисты бьют тревогу. Инициативная группа представителей отрасли подготовила  и уже выслала Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину ПРЕДЛОЖЕНИЯ  по реализации антикризисных мер, связанных с пандемией.
В инициативную группу вошли транспортники, экспедиторы, таможенные представители и операторы доставки со всех регионов страны. Группа общалась с коллегами из смежных отраслей и собирала факты, из которых складывается целостная картина будущего. Которое, к сожалению, обещает быть безрадостным, если вовремя не принять меры помощи отрасли.
Время для логистов может сыграть роль беспощадного убийцы: транспортная инфраструктура нарабатывается годами. Если не помочь отрасли сейчас, то потом она не поможет обеспечить качественную доставку товаров до семей по всей стране.
Транспорт является отражением общей экономической ситуации и уже сегодня ощущает на себе общее падение объемов закупок и продаж. Падение началось еще до введения режима повышенной готовности в России и было связано с январским всплеском заболеваемости COVID-19 в Китае. По разным оценкам, сегодняшнее падение объемов международной торговли уже достигло порядка 30%. Возникают просрочки с оплатами по всей цепи поставок. Увеличиваются сроки доставки, финансовые потери во взаиморасчетах с иностранными контрагентами, затраты на соблюдение обязательных требований санитарной безопасности и выплаты работникам в связи с введенными в стране ограничительными мерами.
«Транспортники, экспедиторы, таможенные представители и логисты! Я руководитель такой же компании, как ваша, — обращается к коллегам по отрасли Людмила Тесёлкина, директор компании «Just Logistics» и организатор инициативной группы. — Наша компания тоже ощутила на себе последствия резкого уменьшения заказов логистических, таможенных и складских услуг, по ряду направлений до 90%. Присоединяйтесь к нам, чтобы подписать ПРЕДЛОЖЕНИЯ  по реализации антикризисных мер, связанных с пандемией. Отмечу: в этом документе не просто собраны пожелания. Каждый пункт Предложения детально проработан вместе с юристами. Пожалуйста, перейдите по ссылке и напишите, какую компанию вы представляете и какие меры по господдержке логистического бизнеса вам нужны. Мы добьёмся того, что каждый голос будет услышан», — призывает Людмила.
Юридическим консультантом в составлении Предложения выступила Оксана Курочкина — член Совета по таможенной политике Торгово-промышленной палаты России,  эксперт Агентства стратегических инициатив при Правительстве РФ,  эксперт Адвокатской палаты Московской области.
Что инициативная группа во главе с Людмилой Тесёлкиной делает уже сейчас?
1. Помогает компаниям провести «таможенный аудит», чтобы найти излишне уплаченные таможенные платежи за предыдущие периоды, и вернуть их.
2. Проводит оценку действующих бизнес-процессов компаний в области международной торговли на предмет использования льготных таможенных процедур. Это помогает снизить таможенные платежи до минимально возможных.
3. Оформляет документы на реэкспорт в виде возврата невостребованного товара.
4. Консультирует торговые компании о том, как избежать рисков валютного контроля по предоплаченным контрактам.
«Все понимают, что выход экономики России из кризиса невозможен без развитой транспортной инфраструктуры, куда входят транспортные и экспедиторские компании, склады, а также таможенные представители и уполномоченные экономические операторы — комментирует адвокат Оксана Курочкина. — В момент оживления международной торговли будут жизненно необходимы профессиональные и сильные игроки логистического рынка. Но откуда им взяться, если сейчас логистический бизнес на грани краха? Странно, но компании, занимающиеся оказанием транспортных, логистических, складских услуг и таможенным оформлением,  не вошли  в перечень наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса отраслей экономики». «И это при том, что транспорт — очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10% работающих граждан страны», — акцентирует внимание Оксана Курочкина.
Наглядным результатом недостаточного функционирования транспортной могут стать уже сегодня пустующие полки крупных сетевых ритейлеров и «магазинов у дома».
Реализация предложенных инициативной группой мер позволит снизить риск спада деловой активности в России, взрывного роста безработицы, а также создаст необходимые условия для поступательного развития национальной экономики и экономического роста организаций, занимающихся оказанием транспортных, экспедиторских, логистических, складских услуг и таможенным оформлением.
«Присоединяйтесь к нашей команде. Кто, если не мы, способны остановить волну отчаяния и спасти логистическую отрасль от разрушения. Мы действительно знаем, какие меры необходимо принимать и что может сделать каждый из нас, чтобы выжить. Мы сильные. Перефразируем слова известной песни: “Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный, логистов несгибаемый отряд”», — добавляет Людмила Тесёлкина.
На фото в порядке добавления: Людмила Теселкина, Оксана Курочкина
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
Таможня
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.

Анатолий Якимов
Импорт
Михаил Мишустин поручил верифицированные цепочки поставок на маркетплейсах для борьбы с контрафактом
Фото с сайта freepik.com

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров. Это обеспечит подлинность продукции и защитит от контрафакта. За разработку дорожной карты отвечают Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр». Документ включит меры по предотвращению продажи подделок, содействуя экспорту российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. Отчет в правительство должен быть предоставлен до 31 марта 2026 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Конференция в Москве 18-19 декабря: Актуальные вопросы и решения для бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами конференции

18–19 декабря 2025 года в Москве пройдет конференция «Как найти партнера в Китае. Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Организаторы мероприятия Российско-китайская палата и «Росэкспо» собрали практикующих специалистов, чтобы помочь импортерам избежать типичных ловушек.

Анатолий Якимов
Россия и Китай расширили автоперевозки опасных грузов: список вырос до 154 позиций
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай активизируют сотрудничество в автоперевозках опасных грузов, что напрямую поддержит растущий товарооборот между странами. С 16 октября 2025 года вступили в силу изменения в Соглашении между Минтрансом РФ и Минтрансом КНР от 11 октября 2021 года. Протокол к нему подписали министры Роман Старовойт и Ли Сяопэн 8 июля 2025 года в Тяньцзине во время российско-китайского транспортного форума.

Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.