Елена Венгерская
Импорт

Маркировка для импортеров

Маркировка для импортеров
Представляем вашему вниманию интервью с руководителем проекта «Легкая промышленность» ЦРПТ Верой Волковой.
CL: Реально ли то, что к 2024 году будет вводиться маркировка ВСЕХ товаров? По каким критериям определяются товарные группы, на которые вводится маркировка в 19-20 годах? Почему, например, подлежит маркировке постельное белье, но не подлежат игрушки?
Вера Волкова: В России создается единая система цифровой маркировки и прослеживания. Это национальный инструмент повышения прозрачности рынков, защиты потребителей, выравнивания конкуренции, контроля качества товаров, борьбы с любым незаконным оборотом. Система является единой и универсальной для всех, она позволит отслеживать движение товаров от производителя до конечного потребителя в течение всего срока нахождения товара на рынке, защищая код российскими технологиями криптографии от подделывания. Система позволяет бороться со всеми видами нелегальной продукции — контрафакт, фальсификат, контрабанда и т.д.
Координатором создания и развития государственной информационной системы определен Минпромторг, оператором — Центр развития перспективных технологий.
В ноябре 2018 в ЦРПТ успешно и без сбоев перешла система маркировки лекарств, 1 июня 2019 года информационная система маркировки меховых изделий, также перейдет в единую национальную систему маркировки и прослеживания. С 1 марта 2019 года Распоряжением Правительства РФ № 791-р от 28 апреля 2018 года утвержден перечень первых 10 товарных групп, которые с 2019 года подлежат обязательной маркировке. Срок введения маркировки табачной продукции — 1 марта 2019 года, обуви и лекарств по программе высокозатратных нозологий — 1 июля 2019 года, для остальных групп товаров — 1 декабря 2019 года, для всех лекарств — 1 января 2020 года. В опубликованном на прошлой неделе распоряжении правительства о соглашении о ГЧП к первой очереди внедрения маркировки отнесена и готовая молочная продукция. А также обозначены направления развития системы — новые товарные группы.
Решение о маркировке той или иной товарной группы принимает Правительство, выбором отраслей и товарных групп для маркировки занимается Минпромторг. Как ранее отмечал министр Денис Мантуров, идею маркировки товаров предложил сам бизнес, чтобы защитить собственные бренды от репутационных рисков, связанных с контрафактной продукцией.
CL: Маркировка продукции должна быть нанесена до ее фактического ввоза на территорию ЕАЭС. Как можно будет организовать этот процесс? Как маркировать иностранные товары? отправлять заводу готовые этикетки? или просить печатать самостоятельно?
Вера Волкова: Товар за пределами РФ может быть маркирован как на производстве, так и на любой точке сортировки и упаковки товара, заказ средства идентификации с кодами маркировки осуществляется импортерами.
Импортер изготавливает средство идентификации и передает его в место нанесения на товар.
CL: Нужно ли спец. оборудование для печати этикеток или подойдет обычный принтер?
Вера Волкова: Специальное оборудование не требуется. Можно использовать любое оборудование, соответствующего требованиям, указанным в рекомендациях к пилоту.
Также минимальные затраты будут в розничном звене. Все современные онлайн-кассы поддерживают работу с системой маркировки.
Для считывания кода маркировки Data Matrix требуются обычные 2D-сканеры стоимостью несколько тысяч рублей.
CL: Какие требования к маркировке предъявляются? Есть ли какие-то стандарты содержания (оформления) этикеток и где их посмотреть?
Вера Волкова: ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и, соответственно нанести их на товар до помещения товара под таможенные процедуры.
После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.
Покупатель получает уверенность в приобретении легального и качественного товара. У покупателя появляется инструмент общественного контроля — мобильное приложение Честный ЗНАК, разработанное оператором, которое позволит потребителю самостоятельно проверять легальность продукции на полках магазина.
Для маркировки обуви будут использоваться средства идентификации с кодами маркировки, в виде матричного штрихкода DataMatrix и буквенно-цифровой последовательности (31 символ кода маркировки: первая, вторая и третья группа) наносятся на потребительскую упаковку или товарный ярлык, или на товар.
Состав данных кода маркировки включает в себя:
  • идентификационный номер товара (GTIN), 14 цифровых символов;
  • индивидуальный серийный номер товара, который генерируется Оператор Системы или участником оборота товаров, 13 символов цифровой или буквенно-цифровой последовательности (латинского алфавита);
  • код ТН ВЭД ЕАЭС, 4 первые символа 10-значного кода ТН ВЭД ЕАЭС;
  • ключ проверки, предоставляемый оператором системы в составе кода проверки, 4 символа;
  • электронную подпись, предоставляемую оператором системы в составе кода проверки, 88 символов (цифры, строчные и прописные буквы латинского алфавита, а также специальные символы).
Такой способ маркировки обуви позволяет хранить и использовать код маркировки в виде матричного штрихкода DataMatrix во внутренних системах участников оборота товаров, товарно-сопроводительных документах и т.д. без риска копирования или кражи.
Генерация средств идентификации с кодами маркировки в виде матричного штрихкода DataMatrix происходит централизованно в единой системе маркировки Честный ЗНАК.
CL: На что, кроме этикетки, может наноситься маркировка Data Matrix?
Вера Волкова: В рамках эксперимента цифровой код наносится на потребительскую упаковку или товарный ярлык или товар методами этикетирования по усмотрению участников рынка и с использованием любого оборудования, соответствующего требованиям, указанным в рекомендациях к пилоту.
CL: Как маркировать товары без упаковки (например, шлепки), очень мелкие товары без упаковки (например, запчасти)?
Вера Волкова: Данные вопросы отрабатываются внутри пилотных проектов. На шлепки или тапочки аналогично с другими видами товаров наносится код методом этикетирования на сам товар.
CL: Как таможенная служба будет подтверждать легальность ввода товара в оборот?
Вера Волкова: Информационная система маркировки и прослеживаемости товаров обменивается информацией с информационной системой федеральной таможенной службы для подтверждения легальности товаров при прохождении таможенных процедур. На основании положительного решения таможенных органов по декларации на товары товар автоматически вводится в оборот на территории РФ.
CL: В какой момент и каким образом импортер (покупатель иностранных товаров) должен вводить маркировку в свою базу? Сканировать каждый код при получении? Или вносить электронно при получении Data Matrix кодов?
Вера Волкова: Ввод товара в оборот осуществляется путем подачи сведений в информационную систему маркировки и прослеживания после прохождения таможенных процедур и получения разрешения на ввоз маркированных товаров на территорию Российской Федерации. После получения подтверждения от ФТС товар вводится в оборот автоматически.
CL: Сейчас проводится тестирование новой системы маркировки. С какими проблемами чаще всего сталкиваются участники эксперимента?
Вера Волкова: Участниками эксперимента стали крупные производители обувных товаров, импортеры, оптовые компании, розничные сети, а также логистические компании. Кроме того, в нем приняли участие операторы фискальных данных, операторы электронного документооборота, производители контрольно-кассовой техники и иных технических средств.
В рамках тестирования участники эксперимента проверили все функции информационной системы, без дополнительных затрат отработали основные технологические операции, связанные с производством средств идентификации и маркировкой обувных товаров.
Сейчас идет активный процесс установки регистраторов эмиссии.
Регистратор эмиссии — это криптографическое программно-аппаратное средство, которое необходимо для получения по зашифрованным каналам цифровых кодов и передачи в систему «Честный ЗНАК» информации об их нанесении на каждую упаковку лекарств. Регистраторы эмиссии представляются производителям за счет ЦРПТ. Производитель может самостоятельно выбрать какое оборудование использовать — размещенное в ЦОД или стационарное, т.е. фактически установленное на предприятии.
Участники пилота отдают предпочтение удаленным регистраторам. Среди плюсов удаленных регистраторов: отсутствие необходимости обеспечения соответствующей инфраструктуры, ускоренный процесс получения доступа, быстрое удаленное устранение неполадок. После завершения пилотного проекта доступ к установленным регистраторам сохранится, дополнительная перенастройка не потребуется. Их установлено уже более полутысячи.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
95% электровелосипедов импортировали из Китая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Сибирские предприниматели в 2024 году ввезли из-за рубежа более 14 500 велосипедов и мопедов с электрическими двигателями на сумму свыше 324 миллионов рублей. По сравнению с предыдущим годом импорт вырос в 11 раз.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия может заменить США и Канаду на рынке сельхозпродукции Китая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

КНР в ответ на пошлины США и Канады ввел ответные. Прежде всего, они коснулись продукции агропромышленного комплекса, поставляемой в Китай. Эксперты уверены, что это приведет к росту экспорта пшеницы, рапсового масла, гороха и другой сельхозпродукции из России.

Анатолий Якимов
Импорт
14 тонн шин и покрышек импортировали в Челябинскую область из Китая
Фото пресс-службы Челябинской таможни

За два месяца 2025 года в Челябинскую область ввезли 44 партии шин и покрышек из-за рубежа. В январе-феврале 2024 года было ввезено всего пять партий. По информации Уральского таможенного управления, импорт автомобильных шин и покрышек в Челябинскую область вырос в восемь раз.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай стал крупнейшим партнером Красноярского края
Фото пресс-службы правительства Красноярского края

Генеральный консул КНР в Екатеринбурге Ло Шисюн и губернатор Красноярского края Михаил Котюков обсудили сотрудничество на встрече в Красноярске. По итогам трех кварталов 2024 года Китай признан самым крупным внешнеэкономическим партнером региона. В Поднебесную на экспорт отправляют продукцию химической, металлургической и лесной промышленности, сельского хозяйства. Кроме того, ведется сотрудничество в сферах туризма, спорта и образования.

Анатолий Якимов
От маленького сверла до огромного станка: чем удивила выставка «СибМашЭкспо»
Фото Анатолия Якимова

В Новосибирском Экспоцентре завершилась Международная выставка «СибМашЭкспо», в которой участвовали более 100 предприятий-производителей и поставщиков оборудования и материалов машиностроительного комплекса. В основном выставочные экземпляры представляли российские компании, но были и из-за рубежа: Белоруссия и Китай.

Анатолий Якимов
1863 тонны замороженных фруктов и ягод оформили читинские таможенники
Фото пресс-службы Читинской таможни

В феврале 2025 года в Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» таможенники оформили 1863 тонны замороженных фруктов и ягод. 95 партий груш, яблок, манго, киви, черники, клубники, абрикосов, малины и облепихи импортировали в Россию из Китая.

Анатолий Якимов
Грузоперевозки между Россией и Китаем вырастут на 8% в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

По итогам 2025 года грузовые перевозки между Россией и Китаем по сети российских железных дорог могут вырасти как минимум на 8%. Об этом заявил первый заместитель генерального директора АО «РЖД» Сергей Павлов на выставке TransRussia.

Анатолий Якимов
Китайские наушники на российском рынке: рост популярности и новые тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году российский рынок наушников и гарнитур продемонстрировал рост, увеличившись на 17% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом. Россияне приобрели 30,3 миллиона устройств на 73 миллиарда рублей. Увеличение продаж произошло за счет перехода потребителей на беспроводные модели и выбор устройств с расширенными функциями.

Анатолий Якимов
Как минимизировать риски при оплате за товары из Китая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В условиях усиления давления со стороны США и Европы многие китайские банки прекратили принимать платежи из России, опасаясь санкций. Однако существуют легальные способы перевода между российскими и китайскими компаниями.

Анатолий Якимов
Большую часть рапсового масла Китай импортировал из России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году экспорт рапсового масла в Китай в 2024 году составил 1 880,9 тысячи тонн. По сравнению с предыдущим годом снижение составило 487,1 тысячи тонн или 20,3%. Информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.