Калькулятор доставки

Маркировка для импортеров

Интервью
03.06.20190

Маркировка для импортеров

Представляем вашему вниманию интервью с руководителем проекта «Легкая промышленность» ЦРПТ Верой Волковой.

CL: Реально ли то, что к 2024 году будет вводиться маркировка ВСЕХ товаров? По каким критериям определяются товарные группы, на которые вводится маркировка в 19-20 годах? Почему, например, подлежит маркировке постельное белье, но не подлежат игрушки?

Вера Волкова: В России создается единая система цифровой маркировки и прослеживания. Это национальный инструмент повышения прозрачности рынков, защиты потребителей, выравнивания конкуренции, контроля качества товаров, борьбы с любым незаконным оборотом. Система является единой и универсальной для всех, она позволит отслеживать движение товаров от производителя до конечного потребителя в течение всего срока нахождения товара на рынке, защищая код российскими технологиями криптографии от подделывания. Система позволяет бороться со всеми видами нелегальной продукции — контрафакт, фальсификат, контрабанда и т.д.

Координатором создания и развития государственной информационной системы определен Минпромторг, оператором — Центр развития перспективных технологий.

В ноябре 2018 в ЦРПТ успешно и без сбоев перешла система маркировки лекарств, 1 июня 2019 года информационная система маркировки меховых изделий, также перейдет в единую национальную систему маркировки и прослеживания. С 1 марта 2019 года Распоряжением Правительства РФ № 791-р от 28 апреля 2018 года утвержден перечень первых 10 товарных групп, которые с 2019 года подлежат обязательной маркировке. Срок введения маркировки табачной продукции — 1 марта 2019 года, обуви и лекарств по программе высокозатратных нозологий — 1 июля 2019 года, для остальных групп товаров — 1 декабря 2019 года, для всех лекарств — 1 января 2020 года. В опубликованном на прошлой неделе распоряжении правительства о соглашении о ГЧП к первой очереди внедрения маркировки отнесена и готовая молочная продукция. А также обозначены направления развития системы — новые товарные группы.

Решение о маркировке той или иной товарной группы принимает Правительство, выбором отраслей и товарных групп для маркировки занимается Минпромторг. Как ранее отмечал министр Денис Мантуров, идею маркировки товаров предложил сам бизнес, чтобы защитить собственные бренды от репутационных рисков, связанных с контрафактной продукцией.

CL: Маркировка продукции должна быть нанесена до ее фактического ввоза на территорию ЕАЭС. Как можно будет организовать этот процесс?  Как маркировать иностранные товары? отправлять заводу готовые этикетки? или просить печатать самостоятельно?

Вера Волкова: Товар за пределами РФ может быть маркирован как на производстве, так и на любой точке сортировки и упаковки товара, заказ средства идентификации с кодами маркировки осуществляется импортерами.

Импортер изготавливает средство идентификации и передает его в место нанесения на товар.

CL: Нужно ли спец. оборудование для печати этикеток или подойдет обычный принтер?

Вера Волкова: Специальное оборудование не требуется. Можно использовать любое оборудование, соответствующего требованиям, указанным в рекомендациях к пилоту.

Также минимальные затраты будут в розничном звене. Все современные онлайн-кассы поддерживают работу с системой маркировки.

Для считывания кода маркировки Data Matrix требуются обычные 2D-сканеры стоимостью несколько тысяч рублей.

CL: Какие требования к маркировке предъявляются?  Есть ли какие-то стандарты содержания (оформления) этикеток и где их посмотреть?

Вера Волкова: ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и, соответственно нанести их на товар до помещения товара под таможенные процедуры.

После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.

Покупатель получает уверенность в приобретении легального и качественного товара. У покупателя появляется инструмент общественного контроля — мобильное приложение Честный ЗНАК, разработанное оператором, которое позволит потребителю самостоятельно проверять легальность продукции на полках магазина.

Для маркировки обуви будут использоваться средства идентификации с кодами маркировки, в виде матричного штрихкода DataMatrix и буквенно-цифровой последовательности (31 символ кода маркировки: первая, вторая и третья группа) наносятся на потребительскую упаковку или товарный ярлык, или на товар.

Состав данных кода маркировки включает в себя:

  • идентификационный номер товара (GTIN), 14 цифровых символов;
  • индивидуальный серийный номер товара, который генерируется Оператор Системы или участником оборота товаров, 13 символов цифровой или буквенно-цифровой последовательности (латинского алфавита);
  • код ТН ВЭД ЕАЭС, 4 первые символа 10-значного кода ТН ВЭД ЕАЭС;
  • ключ проверки, предоставляемый оператором системы в составе кода проверки, 4 символа;
  • электронную подпись, предоставляемую оператором системы в составе кода проверки, 88 символов (цифры, строчные и прописные буквы латинского алфавита, а также специальные символы).

Такой способ маркировки обуви позволяет хранить и использовать код маркировки в виде матричного штрихкода DataMatrix во внутренних системах участников оборота товаров, товарно-сопроводительных документах и т.д. без риска копирования или кражи.

Генерация средств идентификации с кодами маркировки в виде матричного штрихкода DataMatrix происходит централизованно в единой системе маркировки Честный ЗНАК.

CL: На что, кроме этикетки, может наноситься маркировка Data Matrix?

Вера Волкова: В рамках эксперимента цифровой код наносится на потребительскую упаковку или товарный ярлык или товар методами этикетирования по усмотрению участников рынка и с использованием любого оборудования, соответствующего требованиям, указанным в рекомендациях к пилоту.

CL: Как маркировать товары без упаковки (например, шлепки), очень мелкие товары без упаковки (например, запчасти)?

Вера Волкова: Данные вопросы отрабатываются внутри пилотных проектов. На шлепки или тапочки аналогично с другими видами товаров наносится код методом этикетирования на сам товар.

CL: Как таможенная служба будет подтверждать легальность ввода товара в оборот?

Вера Волкова: Информационная система маркировки и прослеживаемости товаров обменивается информацией с информационной системой федеральной таможенной службы для подтверждения легальности товаров при прохождении таможенных процедур.  На основании положительного решения таможенных органов по декларации на товары товар автоматически вводится в оборот на территории РФ.

CL: В какой момент и каким образом импортер (покупатель иностранных товаров) должен вводить маркировку в свою базу? Сканировать каждый код при получении? Или вносить электронно при получении Data Matrix кодов?

Вера Волкова: Ввод товара в оборот осуществляется путем подачи сведений в информационную систему маркировки и прослеживания после прохождения таможенных процедур и получения разрешения на ввоз маркированных товаров на территорию Российской Федерации. После получения подтверждения от ФТС товар вводится в оборот автоматически.

CL: Сейчас проводится тестирование новой системы маркировки. С какими проблемами чаще всего сталкиваются участники эксперимента?

Вера Волкова: Участниками эксперимента стали крупные производители обувных товаров, импортеры, оптовые компании, розничные сети, а также логистические компании. Кроме того, в нем приняли участие операторы фискальных данных, операторы электронного документооборота, производители контрольно-кассовой техники и иных технических средств.

В рамках тестирования участники эксперимента проверили все функции информационной системы, без дополнительных затрат отработали основные технологические операции, связанные с производством средств идентификации и маркировкой обувных товаров.

Сейчас идет активный процесс установки регистраторов эмиссии.

Регистратор эмиссии — это криптографическое программно-аппаратное средство, которое необходимо для получения по зашифрованным каналам цифровых кодов и передачи в систему «Честный ЗНАК» информации об их нанесении на каждую упаковку лекарств. Регистраторы эмиссии представляются производителям за счет ЦРПТ.  Производитель может самостоятельно выбрать какое оборудование использовать — размещенное в ЦОД или стационарное, т.е. фактически установленное на предприятии.

Участники пилота отдают предпочтение удаленным регистраторам.  Среди плюсов удаленных регистраторов: отсутствие необходимости обеспечения соответствующей инфраструктуры, ускоренный процесс получения доступа, быстрое удаленное устранение неполадок. После завершения пилотного проекта доступ к установленным регистраторам сохранится, дополнительная перенастройка не потребуется. Их установлено уже более полутысячи.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

БЫСТРАЯ ЗАЯВКА НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
и другие ВЭД-услуги
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть