Слово Эксперта
Импорт

Надежный контракт: как избежать многомиллионных штрафов и тюрьмы, рассказывает Анна Войцехович

Мы продолжаем публиковать тексты выступлений спикеров мирового уровня на глобальной конференции «Перезагрузка экспорта», состоявшейся месяц назад в Красноярске. Сегодня мы поговорим о важнейшей стороне бизнеса ― документальной. Почему 95% заключаемых российскими бизнесменами международных контрактов ― ничего не стоящие бумажки для мусорной корзины? Как заключить надежный международный контракт? Мастер-класс на эту тему провела партнер, руководитель практики по защите интеллектуальной собственности и конкуренции ООО «Юридическая компания «Гребнева и партнеры», патентный поверенный РФ, кандидат юридических наук Анна Войцехович.
Анна Войцехович: Есть такая боль участника ВЭД — заключение международного контракта. Почему боль? Все участники ВЭД заключали контракты. Откуда обычно берут шаблоны? Из баз ТН ВЭД! Переделывают «под себя» контракт, не имеющий к реальной сделке никакого отношения, не думая о том, будет ли работать этот контракт применительно к конкретной ситуации. При этом учВЭД почему-то думает, что его таможенный брокер разбирается в контракте и сделает все, как положено. На самом деле, таможенному брокеру все равно, какой у вас контракт. Ему важно растоможить, довезти вас докуда-то логистической компанией, получить деньги — и ему неважно, что будет дальше с вами и вашим товаром. Особенно, если вы уже пересекли границу Китая.
Есть негативное мнение, что российские компании в Китае никто не защищает. Это не так. Когда контракт сделан хорошо, он будет защищать вас и в Китае. К тому же Китай сейчас нацелен на поддержку иностранных компаний. Но беда в том, что о 95% контрактов, которые я вижу, я сразу могу сказать: «Ребята, вы можете это выкинуть». С этим контрактом нельзя появиться в Китае. Ни в Китае, ни во Вьетнаме, ни где-либо еще. Потому что это не контракт, а химера. Это бумажка, которую вы сами распечатали, сами подписали и решили, что это контракт.
Запомните: не надо радоваться, если с вами не спорят по контракту. Это очень плохой знак. Знак того, что контракт настолько плох, что вы по нему ничего и никогда в этой стране не получите. Почему? Потому что китайцы очень хорошо знают законы. Китай — законопослушная страна. Это кажется удивительным, но это так. В Китае действуют серьезные штрафы и можно даже лишиться свободы за очень мелкие провинности. А если ты «накосячил» хотя бы раз, то в Китае у тебя отбирают бизнес-лицензию, и в течение 10 лет ты не сможешь вести бизнес. Но вы ничего не знаете о суровых китайских законах и делаете контракты так, как вам это нравится. Китайцы читают такой контракт, понимают, что вы с ним ничего никогда не сможете доказать, и спокойно его подписывают.
Как же заключать работающие контракты? У нас есть закон, который говорит о том, что такое внешнеэкономическая деятельность. Когда вы только начинаете вести ВЭД, проглядите его хотя бы по диагонали, посмотрите, какие там истории, какие темы. Что такое международный торговый контракт? Это основной коммерческий документ, по которому стороны фиксируют свои обязательства. Знаете, сколько у нас видов внешнеэкономических контрактов? Из тех, что активно заключаются по всему миру? Как минимум, 27 видов! А в России из них знают только договор поставки. Однажды я даже спрашивала работников таможни, что такое внешнеэкономический контракт. Все ответили: договор поставки. Я спросила: а вы знаете, что, например, договор лизинга может быть внешнеторговым? Нет, нет, — отвечают, — это ошибка, внешнеторговый контракт ― это договор поставки. Все остальные — что-то другое. Так вот, еще раз: есть 27 видов внешнеторговых контрактов!
Внешнеторговый контракт имеет две отличительных особенности: у вас происходит передача товара через границу и у вас с противоположной стороны не резидент этой страны. Если с одной стороны Россия, а с другой — Казахстан, например, — это уже внешнеторговый контракт. Если у вас происходит валютная операция, то это у вас внешнеторговый контракт. Может ли быть, например, внешнеторговым контрактом договор на шеф-монтаж оборудования? Да, безусловно.
Поэтому первое, что я всегда говорю: посмотрите, какие у вас реально договорные отношения и делайте договор именно о них. Для каждого контракта есть свои нюансы. У нас есть основные международные соглашения, их очень много, но это базовые международные соглашения, которые хоть как-то и хоть что-то говорят о внешнеторговых контрактах. Россия все их ратифицировала, они все в России есть, они есть практически во всех странах мира. Без них выход на международный рынок страны практически невозможен.
Теперь о конкретике. Есть ЕЭК ООН, где вы найдете часть договоров. Есть международная торговая палата, где тоже можно посмотреть образцы договоров. Есть ВТО, где выложена информация по различным видам договоров. Есть такие узкие документы, как «Общие условия поставок товаров из СССР в КНР». Документ, принятый в 1990-м году и до сих пор прекрасно работающий. Регулирующий документ, когда речь идет о контрактах с Китаем. И его нужно внимательно читать. Один пример. Вы считаете, что можете предъявлять претензию по некачественному товару на протяжении всего времени действия контракта? Расстрою вас: не можете. В «Общих условиях» для этого определен срок в 30 дней. И даже если у вас в контракте написано «90 дней», в этой части ваш контракт ничтожен. 30 дней! И не надо пытаться предъявлять претензию через 90 дней. Подобных условий поставки у нас достаточно много, со многими странами. Просто пример Китая ― наиболее яркий, так как здесь по данному документу 1990 года очень серьезно работают китайские суды и принимают его за базовый документ.
Образец внешнеторгового договора можно посмотреть на сайте www.cisg.ru. Это сайт Венской конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вена 11.04.1980), сокращенное название на английском языке – CISG, на немецком – UN-Kaufrecht. На сайте www.cisg.ru представлено очень много информации по теме Венской конвенции, начиная от официального текста и комментариев и заканчивая подборкой судебной практики. Там выложен и очень хороший образец внешнеторгового контракта купли-продажи 2016 года. Если вам нужен идеальный договор, на базе которого можно уже прописывать свои истории, рекомендую выбрать его. Он вам очень сильно поможет в дальнейшем.
Все знают, что в контрактах есть такая история, как Инкотермс. Но никто не знает, про что это. Сразу скажу, что Инкотермс у нас меняется. Есть много видов Инкотермса: каждые 4 года он пересматривается. Но у этого документа есть одна большая подводная мина: каждый последующий документ действует одновременно с предыдущими. Все документы, которые когда-либо принимались, являются действующими. Бывает, когда пишут «Инкотермс 2010» в одной части договора и «Инкотермс 1980» ― в другой. Это означает, что данный пункт договора нужно читать в рамках Инкотермса, принятого в 1980-м. Но экспортер об этом не знает. А самое главное, что Инкотермс так сильно менялся, что есть условия поставок, которые значительно различаются. Например, в Инкотермсе 1980 года страхование было возложено на одну сторону, а в Инкотермсе 2010 года ― на другую. И эту хитрость надо учитывать. Если вы видите, что есть разница в версиях Инкотермса по тексту договора, а этим часто балуются хорошие ВЭД-специалисты, ― пожалуйста, проверьте, соответствует ли это вашим критериям и тому, о чем вы договариваетесь.
Что еще заложено в Инкотермсе? Это общий свод международных правил, говорящий о том, как будут строиться отношения поставщика и покупателя с точки зрения расходной части. Там заложено распределение между продавцом и покупателем расходов на: погрузо-разгрузочные работы, включая перевалку; основную перевозку; доставку до основного перевозчика; хранение на промежуточных складах; таможенное оформление в стране экспорта; таможенное оформление в стране импорта; получение импортных-экспортных лицензий; страхование; упаковку и маркировку. Но совершенно точно в Инкотермсе ничего не говорится о переходе права собственности. И те, кто считает, что, например, «по Инкотермсу у нас переходит право собственности в конкретном месте», очень сильно заблуждаются. Я всегда спрашиваю в таких случаях, где это написано и кто вообще сказал, что Инкотермс регулирует переход права собственности. Он это не регулирует. Про переход права собственности нужно договариваться отдельно. У вас право собственности может переходить в любой точке, а где ― вы определяете сами. От этого зависит, кто несет риск случайной гибели при взаимоотношении со страховыми организациями по вашему товару. Это принципиальная позиция. Мы зачастую требуем, чтобы право собственности переходило на территории РФ, когда мы уже поставили товар. Если мы говорим про экспорт, то переход права собственности у нас происходит всегда на территории РФ, на таможенных постах, чтобы в Китае не несли риск случайной гибели. Потому что вы потом замучаетесь доказывать что-то страховым агентам. Поэтому фактический переход товара из рук в руки ― это одна история. А переход права собственности на товар ― другая.
Нередко условия Инкотермса указывают в документах без конкретной географической привязки. Например, используется термин FCA ― и пишут «Гонконг». Где в Гонконге, какое место в Гонконге, куда должны привезти товара ― загадка. Если вы были в порту Гонконга, то знаете, что можно месяц бегать по нему в поисках товара. Более того, есть хитрости, когда поставщик привозит товар в определенное место в Гонконге, а покупателю нужно привезти это в другое место в Гонконге, а кто будет везти ― непонятно. Потому что не договорились о конкретном месте. По правилам Инкотермса, нужно указывать все, вплоть до улицы и номера дома.
Нередко про Инкотермс пишут вообще без ссылки на редакцию. Если вы так написали, то это значит, что Инкотермс неприменим к вашему договору. И все, что там написано, никак с Иноктермсом не связано.
В Инкотермсе есть одиннадцать терминов. Семь из них применимы к любому виду транспорта. Четыре применимы только к водным видам транспорта. Пожалуйста, учитывайте это! Найдите табличку терминов Инкотермс. И когда вы будете заключать договор на определенных условиях, например, EXW ― посмотрите, пожалуйста, что это означает. Не подписывайте документ просто так: нюансов очень много. Не бойтесь вникать во все детали: Инкотермс описан и переведен очень хорошо, это простой и понятный документ.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Рост в два раза: спрос на запчасти к китайским автомобилям за второе полугодие 2024 года
Фото с сайта unsplash.com

Интерес россиян на автозапчасти к китайским автомобилям во втором полугодии 2024 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 94% Об этом сообщили в пресс-службе «Авито».

Интернет-сервис для размещения объявлений о товарах и услугах отметил, что лидирующие позиции по продажам автозапчастей, по-прежнему, занимают Германия и Корея – BMW, KIA и Hyundai. Правда, в этом сегменте доля продаж выросла всего на 20%.

Наибольший рост отмечался у брендов из КНР. Спрос на запчасти для EXEED вырос в четыре раза, для Changan – в 3,6 раза, для Haval – в два раза. 60% – новые запчасти, из которых 15% – детали для рулевого управления.

Анатолий Якимов
Импорт
Как подтвердить таможенную стоимость товара
Фото Анатолия Якимова

Участники ВЭД иногда не могут подтвердить таможенную стоимость. Основная проблема – неправильные ответы на запрос таможни. Почетный адвокат Московской области, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте Оксана Курочкина рассказала в интервью РБК как подтвердить таможенную стоимость при работе через агентов.

Как правило, в запросе таможенных органах написана причина, по которой требуется провести дополнительную проверку, срок предоставления документов до выпуска и после выпуска, номер декларации, согласно которой однородный или идентичный товар ввозится дороже.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспортеры получат до 200 миллионов рублей на компенсацию транспортных расходов
Фото с сайта unsplash.com

Затраты на перевозку экспортной продукции из России в дружественные страны компенсируют из федерального бюджета. Меру поддержки реализует агент Правительства России – Российский экспортный центр. С 2025 года господдержку получат компании, которые подали заявления и нарастили экспортные поставки. Об этом сообщили в Министерстве промышленности и торговли России.

В ведомстве отметили, что компенсации на транспортировку продукции за рубеж могут достигнуть 60%. Это касается только дружественных стран. При этом сибирским и дальневосточным компаниям, которые торгуют лесом компенсируют до 30% транспортных расходов.

Анатолий Якимов
Финансы
Штрафы за проезд грузовиков под запрещающие знаки выросли в 10 раз
Фото с сайта unsplash.com

В России в 10 раз выросли штрафы за проезд грузовыми автомобилями под запрещающие знаки. Теперь нарушителям придется платить не 500, а 5000 рублей. Кроме того, больше придется заплатить за стоянку в неположенном месте.

Водители грузовых автомобилей получили первые квитанции за проезд под запрещающие знаки и парковку в неположенном месте. С 1 января 2025 года вступили изменения в правила дорожного движения в части ужесточения наказания за нарушения. Теперь за проезд под запрещающие знаки водителям грузовиков придется заплатить не 500, а 5 000 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге вместо 5 000 – 7 500 рублей. За повторное нарушение штраф составит 10 000 рублей. Раньше такой меры не было.

Также выросли штрафы за парковку грузовиков в неположенном месте. С 1 января размер вырос с 1 500 до 2 250 рублей, а в двух столицах с 3 000 до 4 500 рублей. Кроме того, максимальный штраф за нарушение весогабаритных параметров вырос до 600 000 рублей.

Анатолий Якимов
Импорт
Треть покупок одежды и обуви на российских маркетплейсах сделали в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Покупки одежды и обуви из Китая достигли 29%. Увеличение в 2024 году составило 19,3%. США, которые в 2023 году лидировали по этому показателю, опустились на второе место с долей в 24,5%. Снижение – 13,5%. Об этом сообщает «Коммерсант».

Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отметила, что рост заказов из-за границы не уменьшился даже со снижением порога беспошлинного ввоза товаров для физических лиц с 1000 до 200 евро.

На рост интереса продукции из Китая влияет гибкость и адаптация местных производителей для нужд российского рынка и привлекательные цели. Заказы китайских товаров доступны и их проще оплатить.

Одновременно рост заказов на маркетплейсах заставляет российских предпринимателей гибче относиться к покупателям. Магазины расширяют ассортимент и улучшают качество обслуживания. 

Анатолий Якимов
Таможня
Служебные собаки Читинской таможни выявили 97 нарушений в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Служебные собаки Читинской таможни обследовали 87 тысяч транспортных средств, 111,5 тысячи железнодорожных вагонов, 387,2 тысячи единиц багажа и 220 международных почтовых отправлений в 2024 году. Кинологи вместе с питомцами выявили 97 фактов нелегального перемещения через границу наркотических средств и сильнодействующих веществ, частей животных, табачных изделий и денежных средств.

– По всем фактам возбуждены административные или уголовные дела. 90 % административных дел – по фактам перемещения табачных изделий через границу. Кроме того, таможенные кинологи выявили 11 случаев незаконного вывоза дериватов животных: лапа, клыки и желчь медведя, бивни мамонта и пресекли вывоз незадекларированных денежных средств – 596,6 тысячи рублей, – рассказала пресс-секретарь Читинской таможни Марина Бойко.

Анатолий Якимов
Импорт
Российско-Китайское ЭКСПО пройдет в Екатеринбурге в июле 2025 года

С 7 по 10 июля в Екатеринбурге состоится выставка IX Российско-Китайское ЭКСПО. Это одно из важнейших мероприятий, которое содействует расширению и диверсификации партнерства между Россией и Китаем. На ЭКСПО традиционно представляется выставочная экспозиция российских и китайских компаний, регионов РФ и провинций КНР. Об этом сообщило ИТАР-ТАСС.

Программный директор Международной промышленной выставки ИННОПРОМ Антон Атрашкин назвал Российско-Китайское ЭКСПО важнейшей выставкой для бизнесу, на которую приезжают руководители двух стран.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай увеличил экспорт устриц в Россию в 20 раз
Фото с сайта unsplash.com

За 9 месяцев 2024 года импорт устриц в Россию вырос в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом. Всего ввезли 434 тонны морского деликатеса. В денежном выражении стоимость увеличилась в полтора раза и достигла 4,1 миллиона долларов США. Об этом сообщает Российский рыбный союз.

Импорт устриц в январе-сентябре 2024 года стали крупнейшими за последние шесть лет. Китай отправил в Россию 260 тонн или 60% общего объема морского деликатеса: в 20 раз больше, чем за аналогичный период 2023 года. Ввоз из Намибии вырос на 25% – 120 тонн и упали из Марокко на 15% – 45 тонн.

Анатолий Якимов
Экспорт
Мука и зерно из Красноярского края востребованы в Китае
Фото с сайта unsplash.com

24 предприятия Красноярского края мелят муку. Объем выпускаемой продукции составляет 425 тысяч тонн в год. В 2023-2024 годах продукцию экспортировали в Китай, КНДР, Монголию, Грузию и другие страны.

В понедельник, 13 января, в министерстве сельского хозяйства Красноярского края состоялась встреча представителей китайской компании China National Fuel и мукомольных предприятий региона. На встрече обсудили условия сотрудничества по экспорту продукции мукомольных предприятий в КНР: объемы, качество, логистику. Также речь шла и о долгосрочном сотрудничестве и ценовых параметрах.

Анатолий Якимов
Не только Китай готовится к празднованию Нового года по лунному календарю
Анонс Правительства Москвы

Не успели россияне отдохнуть 11 дней на Новогодних каникулах, через две недели наступят праздники в Китае. Для жителей Поднебесной это не просто праздники, это традиции и культура страны. Не случайно Новый году в КНР называют велики массовым исходом. Дети едут к родителям на праздники, часто через всю страну.

В 2025 году Новый год по лунному календарю наступит 29 января. Во многих компаниях выходные начинаются раньше на 5-7 дней. При этом стоит учитывать, что сам праздник Весны – Чуньцзе длится с 28 января по 4 февраля, а некоторые отдыхают дольше – до 12 февраля. При этом, 26 января и 9 февраля в Китае будут рабочими.