Налоговые проверки в Китае: основные правила

Аналитика
09.11.20200

Как в России, налоговые органы в Китае вправе проводить выездные и камеральные налоговые проверки. Данная статья расскажет об основных правилах налоговых проверок в КНР, которые определены законодательством и ведомственными документами китайской налоговой службы.

Кто проводит налоговые проверки?

Проведение налоговых проверок в Китае находится в ведении налоговых инспекций — специальных подразделений, созданных при налоговых органах. Налоговые инспекции в КНР существуют на всех уровнях системы налоговых органов: от инспекции при налоговых управлениях уездной ступени (уездов или городских районов) до Инспекционного управления при Главном государственном налоговом управлении КНР (ГГНУ КНР).

Как правило, проведение проверок находится в ведении инспекции при налоговом органе, в котором налогоплательщик поставлен на учет. Следовательно, проверки большинства предприятий проводятся инспекциями низового (уездного) уровня. В сложных ситуациях (в связи с большими масштабами деятельности и потенциально большими суммами налогов к взысканию, тяжестью и многократностью налоговых правонарушений и т.д.) проверка может проводиться налоговой инспекцией более высокого уровня.

Как налоговые органы планируют проведение проверок?

По действующим правилам инспекции обязаны составлять ежегодный план проведения налоговых проверок, утверждаемый руководителем. Предприятие может попасть в план налоговых проверок в результате: а) целенаправленного включения налогоплательщика в план проверки; или б) отбора из базы данных налогоплательщиков.

Налоговые инспекции обязаны включать предприятия в план проверки, если у них есть определенные подозрения в отношении предприятия. Они могут возникнуть по нескольким причинам: а) существенное отклонение финансовых показателей организации от обычных; б) получение информации о возможных нарушениях от других налоговых органов, остальных госорганов, организаций и по телефону доверия. Кроме того, при составлении плана проверки налоговые инспекции могут учитывать сведения об организации, находящиеся в открытом доступе, в том числе — и собственные пресс-релизы организаций-налогоплательщиков.

Если определенных подозрений нет, то предприятие может попасть в план проверки по жребию — в результате случайного отбора из базы данных. Отбор по жребию может быть общим или целевым. В первом случае отбор проводится по всей базе налогоплательщиков и налоговых агентов — учитывая то, что в Китае зарегистрировано огромное количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, шансы попасть под проверку в результате такого отбора невелики.

Во втором случае налоговые инспекции могут выбрать группу налогоплательщиков по определенным параметрам (например, по типу предприятия, отрасли, масштабам деятельности, финансовым показателям, коэффициенту рентабельности и налоговой нагрузки) и выбрать перечень организаций для проверки из данной группы. В этом случае шансы попасть под проверку будут зависеть от того, какие приоритеты у налоговой инспекции на соответствующий год.

Что налоговые инспекции вправе проверять?

При проведении налоговой проверки служащие инспекции могут проверять данные бухучета (первичные учетные документы, регистры бухучета), данные финансовой и налоговой отчетности и другую документацию, имеющую отношение к исчислению и уплате налогов. При необходимости допускается проверка мест ведения производственной деятельности, хранения товаров, а также проверка сведений о денежных средствах на банковских счетах и счетах в других финансовых организациях.

При проведении налоговой проверки налоговые органы могут проверять данные и снимать копии с электронных данных на компьютере. Если служащим не будет предоставлен доступ к компьютеру с данными бухучета или возможность снять копии, то, в соответствии с правилами, они вправе извлечь данные без согласия представителя налогоплательщика.

Законодательство КНР допускает изъятие бухгалтерской документации и других материалов при проведении налоговой проверки при условии выдачи налогоплательщику подтверждения. Если документация относится к предшествующим годовым периодам, то налоговая инспекция обязана возвратить документы в течение 3 месяцев после изъятия; документация за текущий налоговой год может быть изъята только с разрешения руководителя налоговой инспекции и возвращена в течение 30 дней.

Как проводится проверка?

По общему правилу налоговая инспекция обязана заранее уведомить о проведении налоговой проверки. При проведении выездной проверки налоговая инспекция обязана направить не менее двух сотрудников, у которых должны быть удостоверения налоговых инспекторов. Сотрудники, ответственные за проведение налоговой проверки, обязаны вручить налогоплательщику уведомление о проведении налоговой проверки, в котором указываются: а) наименование организации, в отношении которой проводится проверка; б) имена и фамилии налоговых инспекторов, ответственных за проверку; в) дата начала проведения проверки; г) налоговый период, за который проводится налоговая проверка.

Законодательство КНР не обязывает налоговые органы указывать конкретные причины проведения налоговой проверки и допускает возможность расширения налогового периода, за который проводится проверка, если в процессе проверки будут обнаружены нарушения, допущенные в другой период времени.

В процессе проверки служащие налоговой инспекции могут проверять документы, имеющие отношение к исчислению и уплате налогов, опрашивать сотрудников (требовать письменные или устные объяснения с фиксацией в форме протокола, аудио- или видеозаписи), снимать копии с документов или изымать документы, проверять данные бухучета на компьютере.

Что происходит после проверки?

Стандартный срок проведения налоговых проверок составляет до 60 дней. По результатам проверки служащие обязаны составить предварительный отчет, который должен быть утвержден налоговой инспекцией. После утверждения предварительного отчета инспекция обязана уведомить налогоплательщика и предоставить ему возможность для изложения собственного мнения.

Получив ответ, инспекция составляет окончательный отчет и в зависимости от его содержания составляет один из четырех документов: а) решение о применении административного наказания (если правонарушение выявлено); б) заключение по результатам проверки (если по результатам проверки нарушений не обнаружено); в) решение об отказе от применения административного наказания (если выявленные правонарушения являются незначительными); или г) решение о применении мер (если выявленные правонарушения могут быть устранены без применения административного наказания).

Соответствующий документ должен быть вручен налогоплательщику, который может его обжаловать в порядке административного пересмотра (см. предыдущую статью). Если в процессе налоговой проверки были обнаружены признаки преступления (например, уклонения от уплаты налогов в крупном размере или подделки бланков строгой отчетности), то налоговая инспекция обязана передать материалы в полицию для возбуждения уголовного дела.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

B2B-биржа:

экспресс-форма участия

Вы участник ВЭД? Предлагаете или ищете товар или услугу? Получите лучшие предложения по международному бизнесу, заполнив форму!

Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть
Горячая линия COVID-19