Слово Эксперта
Экспорт

Не существует товара, который нельзя продать в Китае

Автор: Сергей Зеленин, руководитель проекта Food2China.RU
Чем китайские потребительские вкусы отличаются от российских? Как понять, «зайдет» ли продукт на китайский рынок? Что нужно сделать для того, чтобы он «зашел»? Как «попасть» во вкусы китайских покупателей?
Для того чтобы понять, как китайцы воспринимают иностранную кухню и иностранные продукты, давайте представим, вспомним, в какой степени для нас, россиян, привлекательны китайские лакомства.
Чоу доуфу (choy doufu 臭豆腐) — соевый творог тофу, который длительное время выдерживается в рассоле на основе тухлого соевого молока с целью ферментации. Пи дань (pídàn 皮蛋) — «столетнее яйцо». Яйца заквашиваются в извести (время закваски от — 15–20 дней до нескольких месяцев). Белок готового яйца приобретает прозрачный коричневый цвет, а желток становится черным. Многие иностранцы считают «столетнее яйцо» самым отвратительным блюдом китайской кухни, возможно, из-за легкого запаха аммиака. Куриные лапки с коготками — излюбленное лакомство в Китае. Их коптят, варят, тушат и жарят, в общем, в отличие от нас, совершенно не дискриминируют по анатомическому признаку. Курица — она курица и есть. Копченые куриные лапки — излюбленная закуска к пиву наравне с еще более экзотическими для нас копчеными утиными головами. К головам тут вообще, надо сказать, особое отношение. Особенно к рыбьим. Рыбья голова считается деликатесом, и часто рыбьи головы, в частности, суп из них, стоят гораздо дороже, чем сама рыба. И это лишь капля в разнообразии китайских деликатесов, которая для неподготовленного гурмана будет не совсем к столу… И именно для неподготовленного.
Однако многие лаоваи (lǎowài 老外) — иностранец, человек из другой страны), прожив в Китае десяток лет с удовольствием едят все китайские вкусняшки! И тут вывод напрашивается сам: у человека вырабатывается привычка, он живет в китайской среде, где часто употребляют этот продукт, он видит этот продукт каждый день, он выбирает его из-за доступности и навязываемой информации, что это вкусно! Все просто! Надо сделать так, чтобы товар стал массовым! Чтобы товар был везде и о нем говорили, что это вкусно! Чтобы к нему привыкли! И успех экспорта вам обеспечен.
На ум приходит известный пример. «Макдоналдс» (англ. McDonald's) — американская корпорация, до 2010 года — крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания. Долгое время этого гиганта в сфере быстрого питания просто не воспринимали в Китае. Реклама, информация, точка на каждом видном месте — все безуспешно. Это Китай, и тут большое разнообразие предложений быстрого привычного китайского перекуса. Какой выход нашла корпорация? Меню «Макдоналдс» с китайским вкусом! Сычуанский гамбургер, соевое молоко, пирожки с кокосом!
Поэтому, если вы спросите, чем отличаются китайские потребительские вкусы от российских, отвечу, что в плане восприятия — ничем. Каждый выберет более привычное для него: русский бутерброд с икрой, а китаец — морской огурец (трепанга).
Надо адаптировать товар под китайские вкусы, красиво оформить. «Зайдет» тот товар, который будут продавать (реклама, продвижение, обновление вкусов, презентации), а не оставят как-то продаваться. Не существует товара, который нельзя продать в Китае — есть мало средств для его продвижения, мало настойчивости и уверенности.
Какими способами лучше выходить на экспорт в Китае? Это, конечно, выход на экспорт через онлайн-площадки, а также сотрудничество с сетями, торговыми точками. А дальше многое зависит от того, попадет ли продукт во вкус китайцев. Как это удалось «Кроканту», грильяжным конфетам с миндалем.
Нельзя забывать: что для китайца вкусно, то для русского — экзотика. Чтобы для китайца стала вкусной русская экзотика, надо сделать российский продукт китайским и провести большую работу для того, чтобы этот продукт был воспринят массами.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Как подтвердить таможенную стоимость товара
Фото Анатолия Якимова

Участники ВЭД иногда не могут подтвердить таможенную стоимость. Основная проблема – неправильные ответы на запрос таможни. Почетный адвокат Московской области, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте Оксана Курочкина рассказала в интервью РБК как подтвердить таможенную стоимость при работе через агентов.

Как правило, в запросе таможенных органах написана причина, по которой требуется провести дополнительную проверку, срок предоставления документов до выпуска и после выпуска, номер декларации, согласно которой однородный или идентичный товар ввозится дороже.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспортеры получат до 200 миллионов рублей на компенсацию транспортных расходов
Фото с сайта unsplash.com

Затраты на перевозку экспортной продукции из России в дружественные страны компенсируют из федерального бюджета. Меру поддержки реализует агент Правительства России – Российский экспортный центр. С 2025 года господдержку получат компании, которые подали заявления и нарастили экспортные поставки. Об этом сообщили в Министерстве промышленности и торговли России.

В ведомстве отметили, что компенсации на транспортировку продукции за рубеж могут достигнуть 60%. Это касается только дружественных стран. При этом сибирским и дальневосточным компаниям, которые торгуют лесом компенсируют до 30% транспортных расходов.

Анатолий Якимов
Финансы
Штрафы за проезд грузовиков под запрещающие знаки выросли в 10 раз
Фото с сайта unsplash.com

В России в 10 раз выросли штрафы за проезд грузовыми автомобилями под запрещающие знаки. Теперь нарушителям придется платить не 500, а 5000 рублей. Кроме того, больше придется заплатить за стоянку в неположенном месте.

Водители грузовых автомобилей получили первые квитанции за проезд под запрещающие знаки и парковку в неположенном месте. С 1 января 2025 года вступили изменения в правила дорожного движения в части ужесточения наказания за нарушения. Теперь за проезд под запрещающие знаки водителям грузовиков придется заплатить не 500, а 5 000 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге вместо 5 000 – 7 500 рублей. За повторное нарушение штраф составит 10 000 рублей. Раньше такой меры не было.

Также выросли штрафы за парковку грузовиков в неположенном месте. С 1 января размер вырос с 1 500 до 2 250 рублей, а в двух столицах с 3 000 до 4 500 рублей. Кроме того, максимальный штраф за нарушение весогабаритных параметров вырос до 600 000 рублей.

Анатолий Якимов
Импорт
Треть покупок одежды и обуви на российских маркетплейсах сделали в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Покупки одежды и обуви из Китая достигли 29%. Увеличение в 2024 году составило 19,3%. США, которые в 2023 году лидировали по этому показателю, опустились на второе место с долей в 24,5%. Снижение – 13,5%. Об этом сообщает «Коммерсант».

Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отметила, что рост заказов из-за границы не уменьшился даже со снижением порога беспошлинного ввоза товаров для физических лиц с 1000 до 200 евро.

На рост интереса продукции из Китая влияет гибкость и адаптация местных производителей для нужд российского рынка и привлекательные цели. Заказы китайских товаров доступны и их проще оплатить.

Одновременно рост заказов на маркетплейсах заставляет российских предпринимателей гибче относиться к покупателям. Магазины расширяют ассортимент и улучшают качество обслуживания. 

Анатолий Якимов
Таможня
Служебные собаки Читинской таможни выявили 97 нарушений в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Служебные собаки Читинской таможни обследовали 87 тысяч транспортных средств, 111,5 тысячи железнодорожных вагонов, 387,2 тысячи единиц багажа и 220 международных почтовых отправлений в 2024 году. Кинологи вместе с питомцами выявили 97 фактов нелегального перемещения через границу наркотических средств и сильнодействующих веществ, частей животных, табачных изделий и денежных средств.

– По всем фактам возбуждены административные или уголовные дела. 90 % административных дел – по фактам перемещения табачных изделий через границу. Кроме того, таможенные кинологи выявили 11 случаев незаконного вывоза дериватов животных: лапа, клыки и желчь медведя, бивни мамонта и пресекли вывоз незадекларированных денежных средств – 596,6 тысячи рублей, – рассказала пресс-секретарь Читинской таможни Марина Бойко.

Анатолий Якимов
Импорт
Российско-Китайское ЭКСПО пройдет в Екатеринбурге в июле 2025 года

С 7 по 10 июля в Екатеринбурге состоится выставка IX Российско-Китайское ЭКСПО. Это одно из важнейших мероприятий, которое содействует расширению и диверсификации партнерства между Россией и Китаем. На ЭКСПО традиционно представляется выставочная экспозиция российских и китайских компаний, регионов РФ и провинций КНР. Об этом сообщило ИТАР-ТАСС.

Программный директор Международной промышленной выставки ИННОПРОМ Антон Атрашкин назвал Российско-Китайское ЭКСПО важнейшей выставкой для бизнесу, на которую приезжают руководители двух стран.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай увеличил экспорт устриц в Россию в 20 раз
Фото с сайта unsplash.com

За 9 месяцев 2024 года импорт устриц в Россию вырос в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом. Всего ввезли 434 тонны морского деликатеса. В денежном выражении стоимость увеличилась в полтора раза и достигла 4,1 миллиона долларов США. Об этом сообщает Российский рыбный союз.

Импорт устриц в январе-сентябре 2024 года стали крупнейшими за последние шесть лет. Китай отправил в Россию 260 тонн или 60% общего объема морского деликатеса: в 20 раз больше, чем за аналогичный период 2023 года. Ввоз из Намибии вырос на 25% – 120 тонн и упали из Марокко на 15% – 45 тонн.

Анатолий Якимов
Экспорт
Мука и зерно из Красноярского края востребованы в Китае
Фото с сайта unsplash.com

24 предприятия Красноярского края мелят муку. Объем выпускаемой продукции составляет 425 тысяч тонн в год. В 2023-2024 годах продукцию экспортировали в Китай, КНДР, Монголию, Грузию и другие страны.

В понедельник, 13 января, в министерстве сельского хозяйства Красноярского края состоялась встреча представителей китайской компании China National Fuel и мукомольных предприятий региона. На встрече обсудили условия сотрудничества по экспорту продукции мукомольных предприятий в КНР: объемы, качество, логистику. Также речь шла и о долгосрочном сотрудничестве и ценовых параметрах.

Анатолий Якимов
Не только Китай готовится к празднованию Нового года по лунному календарю
Анонс Правительства Москвы

Не успели россияне отдохнуть 11 дней на Новогодних каникулах, через две недели наступят праздники в Китае. Для жителей Поднебесной это не просто праздники, это традиции и культура страны. Не случайно Новый году в КНР называют велики массовым исходом. Дети едут к родителям на праздники, часто через всю страну.

В 2025 году Новый год по лунному календарю наступит 29 января. Во многих компаниях выходные начинаются раньше на 5-7 дней. При этом стоит учитывать, что сам праздник Весны – Чуньцзе длится с 28 января по 4 февраля, а некоторые отдыхают дольше – до 12 февраля. При этом, 26 января и 9 февраля в Китае будут рабочими.

Анатолий Якимов
Импорт товаров из Китая в Россию вырос на 4,1% в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Таможня КНР опубликовала данные о товарообороте между Россией и Китаем. По информации ведомства, товарооборот вырос на 1,9% и составил 244,8 миллиарда долларов США. В юанях рост составил вырос на 2,9%. В 2023 году оборот торговли был на уровне 240,1 миллиарда долларов США.

Импорт товаров из Китая в Россию вырос на 4,1% и достиг 115,5 миллиарда долларов США. Экспорт из РФ в КНР остался на прежнем уровне – 129,3 миллиарда долларов США.

Ранее Chinalogist рассказал, что Китай уверенно занимает первое место по товарообороту с Россией.