Слово Эксперта
Экспорт

Нужно доставить мороженое в Китай? Ждем холодов!

Мы продолжаем публиковать выступления спикеров конференции «Дни участников ВЭД Новосибирской области», состоявшейся 10-11 декабря. На ней прозвучали не только презентации, но и кейсы реальных экспортеров. Представляем вашему вниманию кейс компании «Купинское мороженое». Обо всех этапах экспорта купинского лакомства в Поднебесную на конференции рассказал коммерческий директор компании «Купинское мороженое» Константин Бусыгин.
Константин Бусыгин:
Расскажу, через что прошли мы, с какими проблемами столкнулись и как с этим справились. Но сначала хочу поблагодарить Центр поддержки экспорта Новосибирской области, который организовал наше участие в выставках в Шанхае, в бизнес-миссиях. С этого и началось наше общение с китайским рынком, с потребителями.
Поддержу посыл Валерия Кайгородова, который сравнил руководителя предприятия с принцем и конем. Если бы учредитель нашей компании, он же генеральный директор, не поучаствовал бы во всех этапах переговорного процесса, то, возможно, результат был бы иным.
Мы вели переговоры по экспорту мороженого в Китай. Параллельно запустили еще два проекта, чтобы подготовиться к отгрузкам. Так как наша продукция подветконтрольная, мы должны были попасть в систему «Цербер», получить разрешение Россельхознадзора. Соответственно, мы сразу же начали готовиться к этому проекту. Наша производственная площадка имеет международный сертификат качества и безопасности FSSC 22000, поэтому ограничений у нас здесь не было, только нужно было выполнить все требования Россельхознадзора.
Мы уже были знакомы с опытом других компаний, ранее выходивших на рынок Китая, и знали о необходимости регистрации собственной торговой марки. Сразу же были поданы документы на регистрацию ТМ, чтобы подготовиться к этому вопросу и не попасть на неправильные китайские компании, которые используют регистрацию на себя чужих ТМ в своих корыстных целях.
Эти два этапа мы прошли. Мы получили разрешение Россельхознадзора. У нас появились два торговых партнера, были заключены два контракта. Были поданы документы на регистрацию нашей ТМ. Казалось бы, все хорошо складывалось, можно двигаться дальше. И тут начались наши первые сложности.
Мы должны были пройти все этапы получения документов для вывоза товаров из России. Мы сдаем анализы в ветлабораторию, получаем сертификаты, все хорошо. Поехали. Условия Инкотермс у нас были DAP Маньчжурия. То есть наша ответственность заканчивается при перегрузе в Маньчжурии. Все прошло удачно. Наши китайские партнеры получают продукцию у себя и говорят: «Ребята, а у нас подтай». Наша продукция требует транспортировки при особом температурном режиме. Мы объясняем, что все было сделано правильно, все было так, как прописано в контракте. Мы свои обязательства выполнили и подтвердили, что во время перегруза температура в теле мороженого была соответствующей условиям, доказали это. На это мы получаем ответ: «Ну вы же хотите дальше продолжать с нами отношения? Давайте искать компромиссы». Конечно, компромисс был найден. Чем-то нам пришлось пожертвовать, пойти навстречу китайским партнерам. Конечно, не в полном объеме, иначе бы это свело бизнес на нет. Это была первая трудность, с которой мы столкнулись.
Как я уже сказал, мы проходим ветеринарные исследования. При экспорте в Китай нужно пройти порядка 12 разных исследований. И тут, пытаясь подготовиться к следующей отгрузке, мы узнаем о том, что ценник на часть анализов увеличился в 10 раз. Лабораторные исследования одной партии товара сегодня стоят 45 тыс. рублей. Но наши китайские партнеры любят брать наш продукт в ассортименте. Соответственно, если бы у нас был один артикул на фуру, то проблем бы не было. А если таких артикулов 15? 15 умножаем на 45 — и вот уже весь бизнес заканчивается, и мы понимаем, что с такой себестоимостью, даже с тем курсом рубля, который был, мы не очень интересны своим китайским партнерам. Что делать? Здесь нужно отдать должное нашим госслужбам. В частности, Россельхознадзору. Нам удалось найти неплохое компромиссное решение, которое удовлетворило и Россельхознадзор по всем его требованиям, и подошло нам. И самое главное, что стоимость мороженого подошла нашим китайским партнерам.
Такие моменты появляются в работе регулярно. Сейчас в связи с пандемией сложности испытывают все. Недавно мы получили очередное предписание. Только что представитель Торгпредства рассказывал, что на упаковке с чьими-то импортными креветками был обнаружен коронавирус. Соответственно мы получили предписание, что кроме 12 действующих наших лабораторных исследований должны еще делать анализ смыва с упаковки на коронавирус. А буквально две недели назад мы получили еще одно предписание, что кроме дезинфекции транспортного средства должны проводить дезинфекцию всего товара. Как это делать, мы пока не знаем. Есть только предписание, а самой технологии пока нет.
С одной стороны, мы понимаем, что есть барьер и нужно с ним работать, но, с другой стороны, есть еще одна большая проблема: автопереходы на границе закрыты или переполнены. Мы попали в эту ситуацию, и, честно скажу, не очень были к ней готовы. Не ожидали, что закроют автопереходы.
Расскажу, как все было. В сентябре планировалась отгрузка в Китай. Все хорошо, но уже было известно, что на автопереходах большие очереди. Но вроде бы, проанализировав все, мы решили, что справимся, пройдем переходы за неделю, максимум за две. Китайская сторона нам сказала, что все отлично, они готовы принять товар, все согласовано, но усилились требования, и поэтому сейчас при растаможке полностью выгружается весь товар из фуры, берутся анализы на коронавирус. Эти анализы делаются в течение 6-8 часов, и все это время товар стоит на улице. Понятно, что в плюсовую погоду мы этого себе позволить не можем. Наш продукт себе этого позволить не может. Поэтому было принято решение, что отгрузку мы будем производить с первыми холодами. Как только температура пойдет в минус. И тут, когда такой момент настал, закрыли автопереходы.
Мы даже уже все условия согласовали с Россельхознадзором. Они максимально гибко к нам подошли, нашли классный вариант, который нас устроил. Достаточно недорогим оказался анализ смыва с упаковки на коронавирус…
Теперь мы пытаемся проработать вариант доставки ж/д. Но мы везем в Харбин, это не очень удобно в плане ж/д доставки и не очень отработано в плане доставки замороженных продуктов. Отсутствие контейнеров, которые выбрали американцы, тоже оказалось проблемой. Пока новый логистический продукт мы еще не разработали. Ждем решения китайской стороны по ввозу продукта и узнаем, как нам проводить дезинфекцию нашего товара.
Все это говорит о том, что, если мы везем продукцию в большом ассортименте, возникают трудности с количеством необходимых анализов. Это дорого, это долго, это занимает минимум 10-12 дней. От получения заказа с китайской стороны до получения китайцами нашего товара в среднем проходит месяц. И это еще хороший вариант, когда мы укладываемся в месяц.
Какие барьеры у нас есть на сегодня? Это вся наша подветконтрольная тема. Это логистика. Плюс все усложняют мероприятия, связанные с коронавирусом. При этом наши партнеры говорят, что очень хотят получить, наконец, наше мороженое. Они согласны уже вместе с нами искать какие-то варианты решений, согласны рассматривать, в том числе, возможное удорожание. Есть трудности, с которыми мы готовы бороться дальше. Я уверен, что практически каждый экспортер с ними сталкивается или столкнется. Хочу сказать, что компромисс можно найти всегда и со всеми. И не только по отгрузкам в Китай. У нас были проблемы даже по отгрузкам в страны ТС. И вместе с нашим Управлением ветеринарии за месяц, проведя 10-12 встреч, мы нашли хорошее решение. Так что все возможно. Всем удачи в нашем нелегком деле!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Объем импорта китайских часов в Россию вырос почти в три раза за 7 месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки часов, часовых механизмов и сопутствующих устройств из Китая в Россию по итогам января–июля 2025 года выросли в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка осень 2025: подробный план для российских импортеров

Кантонская ярмарка — крупнейшее в мире торговое событие, которое проводится два раза в год в Гуанчжоу, Китай. Осенний цикл 2025 года стартует 15 октября и завершится 4 ноября. Ярмарка состоит из трех этапов, каждый из которых посвящен своим товарным группам.

Chinalogist выяснил, как зарегистрироваться на выставку, что будет представлено, на что стоит обратить внимание российским покупателям, а также как максимально эффективно подготовиться к поездке.

Фото из архива Chinalogist
Анатолий Якимов
Власть зубастых монстров: как Labubu стали феноменом российского рынка игрушек
Фото ИА «Синьхуа»

Китайские коллекционные игрушки Labubu продолжают набирать обороты на мировом рынке, и Россия стала одним из ключевых потребителей этого тренда. По данным аналитического центра Platforma, за первые шесть месяцев 2025 года россияне потратили на эти популярные плюшевые монстры более 3,6 миллиарда рублей. Объем продаж превысил показатели прошлых лет и подтвердил устойчивый спрос на бренд. Об этом сообщает сетевое издание НДН-Инфо.

Анатолий Якимов
Дальний Восток: таможня пресекла контрабанду бивней моржа в Китай в хлебе
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники выявили нелегальный вывоз фрагментов бивней моржа, спрятанных в буханках хлеба, через пункт пропуска МАПП Забайкальск. Иностранный турист пытался вывезти из России около 1,5 килограмма необработанных частей бивней без необходимой разрешительной документации.

Анатолий Якимов
Импорт картофеля из Китая в Россию вырос в 4,4 раза за семь месяцев 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Согласно данным Государственного таможенного управления Китая, за период с января по июль 2025 года импорт картофеля из Китая в Россию достиг 56,3 миллиона долларов США, что в 4,4 раза превышает показатель аналогичного периода 2024 года, когда объем поставок составил 12,7 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Зимняя одежда из Китая — оптовые закупки, производственные центры и маркировка «Честный Знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В преддверии зимнего сезона многие отечественные предприниматели и крупные розничные сети ищут выгодные варианты закупки зимней одежды оптом. Китай традиционно остается одним из наиболее привлекательных рынков. Chinalogist изучил, в каких городах КНР сосредоточено производство зимней одежды, почему россияне предпочитают закупать именно китайскую продукцию, а также приведем актуальную статистику импорта зимней одежды из КНР в Россию. Особое внимание уделим теме обязательной маркировки товаров легкой промышленности «Честный Знак», влияющей на рынок.

Анатолий Якимов
Натуральный российский мед покоряет китайский рынок: экспорт вырос на 180% за семь месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского натурального меда в Китай в июле 2025 года вырос почти в пять раз в денежном выражении — до 256,6 тысячи долларов США, что стало максимальным показателем с апреля 2023 года. Такие данные приводит Главное статистическое управление КНР.

Анатолий Якимов
Северный морской путь устремляется в будущее: Китай и Южная Корея активно осваивают новый торговый коридор
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Северный морской путь (СМП), который еще недавно рассматривался скорее как альтернативный и периферийный маршрут, стремительно трансформируется в один из самых перспективных направлений для доставки грузов с Дальнего Востока России, Южной Кореи и Китая в Европу. По мнению экспертов TELS GLOBAL, ежегодный рост контейнерного трафика по СМП уже носит кратный характер и имеет все шансы на увеличение в ближайшем будущем.

Анатолий Якимов
Рост железнодорожных перевозок России и Китая стимулирует цифровую трансформацию
Фото Анатолия Якимова

Россия и Китай приступают к созданию единой цифровой транспортной платформы, которая объединит их национальные логистические системы и упростит железнодорожные грузоперевозки между странами. Об этом сообщил советник президента России и специальный представитель по международному сотрудничеству в области транспорта Игорь Левитин на международном форуме «Ростки», который прошел в Казани 18 и 19 августа.

Анатолий Якимов
В Казани создадут локализованное производство китайских экскаваторов и сервисный центр
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Казани планируется запуск локализованного сборочного производства спецтехники совместно с ведущими китайскими компаниями Jiangsu Gaode Hydraulic Machinery и Taian Jiahe Heavy Industry, а также открытие сервисного центра по их обслуживанию. Об этом сообщил Александр Шепелев, генеральный директор «Таурус Моторс» и член совета Торгово-промышленной палаты Татарстана, на III Международном форуме «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».