Слово Эксперта

Они наконец-то падают! Все, что происходило и происходит со ставками на морской фрахт

Автор: Александр Клименко, менеджер по продажам логистической компании, Санкт-Петербург
Вторая половина 2020 года была отмечена началом резкого роста ставок фрахта на морские контейнерные перевозки. Если в сентябре цены еще плавно, но уже неуклонно росли, то начиная с октября они значительно увеличились. Если в августе 2020 года фрахт сухого 40-футового контейнера из основных портов Китая в Санкт-Петербург был на уровне $2200 за контейнер, а к концу 2020 года заказчики столкнулись со ставками фрахта в $10500 за аналогичный контейнер.
Помимо уже озвученных причин на ставках фрахта сказался длительный период локдауна в России и других странах. В начале 2020 года не работали производственные компании в Китае. С весны 2020 года встали Европа и Россия.
Китай вышел из карантина раньше остальных стран и начал работать, предлагать свои товары. Бизнес в нашей стране весной и в начале лета не понимал, как будет развиваться ситуация в стране в плане международной торговли. Клиенты осторожно, небольшими партиями, заказывали товары. Из возможностей интересовались быстрой доставкой.
Одновременно грузовладельцы стали активно осваивать железнодорожные перевозки в отдельных и сборных контейнерах. Это привело к взрывному оживлению на рынке контейнерных ж/д перевозок. Количество контейнерных поездов возросло. Появились новые направления. А так как ставки на ж/д перевозки по сравнению с морскими не выросли, то клиенты стали больше отправлять грузов по железной дороге.
В 2021 год мы вошли с самыми высокими ставками морского фрахта на контейнеры из Китая до Санкт-Петербурга (основного европейского порта России) за последние 10 -15 лет. Ставки на сухой 40-футовый контейнер вырастали до $12 тыс. Если клиенты не могли оставить свой товар на хранение в Китае, они вынуждены были соглашаться на такие ставки.
В начале февраля 2021 года в Китае праздновали Новый год по лунному календарю. Обычно в этот период в Китае жизнь замирает. Все, кому нужны были контейнеры, «вырывали» друг у друга свободные ящики, и из-за этого ставки на фрахт не падали.
В настоящее время ставки фрахта на контейнеры наконец-то начали падать. Это радует импортеров, хотя ставки на сегодня еще примерно в три с половиной раза выше прошлогодних.
Тенденция падения ставок на морской фрахт наметилась, ставки падают, они упадут еще. Мне кажется, до уровня $4500 за 40-футовый сухой контейнер. Это оживит рынок.
Ведь сейчас часть импортеров придерживают свои грузы или не заказывают производство новых товаров в Китае в ожидании падения ставок на перевозки. На настоящий момент отложены к перевозке дешевые товары летнего ассортимента. Они очень чувствительны к стоимости транспортировки.
Правда, сейчас есть не только ценовой фактор, но и фактор времени. Морская перевозка из основных восточных портов Китая до порта Санкт-Петербурга занимает от 40 до 50 суток, а комбинированная — морская и ж/д перевозка до Москвы длится 25–30 суток. Ж/д перевозка в контейнерном поезде может занять 21-25 суток. Импортер начинает выбирать между временем доставки, ценой доставки. В связи с этим мы будем наблюдать изменение и фиксацию цен.
Однако в любом случае цена, конечно же, не вернется обратно к уровню прошлого года. Еще больше цены могут упасть только при условиях, что рынок перевозок оживится и достигнет показателей 2019 года. Прошлый 2020 год оказался проблемным. Вся Европа объявляла локдауны, карантины, закрывала производства. Рынок не нуждался в товарах, сырье, оборудовании, запчастях. Вся деловая жизнь замирала. Она и сейчас не оживилась. Оживление планируется только во второй половине года. Так, что ставки в $4500 на 40-футовый контейнер из Китая до СПб — это желаемый показатель.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
Таможенный контроль Забайкальск: пилотная система мониторинга для водителей
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на российско-китайской границе с 3 декабря приступили к тестированию пилотной системы мониторинга и информирования водителей, разработанную Минтрансом России совместно с ФГКУ «Росгранстрой». Об этом сообщили в пресс-службе Читинской таможни.

Анатолий Якимов
Импорт
IEAE и IGHE 2025 в Москве: итоги и новые тренды российского рынка потребительских товаров
Фото предоставлено организаторами выставок

В конце ноября в московском «Тимирязев Центре» прошли одновременно две значимые международные выставки — IEAE 2025 и впервые IGHE 2025. Мероприятия собрали профессионалов из торговли, маркетинга, логистики и производства, став площадкой для обсуждения трансформаций российского рынка потребительских товаров.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайско-российский товарооборот снизился на 8,7% за 11 месяцев 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот между Китаем и Россией в период с января по ноябрь 2025 года составил 203,67 миллиарда долларов США. Это на 8,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Мандарины из Китая на Новый год: рост поставок на Дальний Восток, Урал и в Сибирь
Фото с сайта Freepik.com

За 10 месяцев 2025 года в Сибирский федеральный округ ввезено 19,2 тысячи тонн мандаринов стоимостью 1,7 миллиарда рублей, что на 50% превышает аналогичный показатель 2024 года как по весу, так и по стоимости. Китай остается ключевым поставщиком, обеспечив основной объем поставок, за ним следуют Южная Африка, Турция, Марокко и Египет. Пик импорта приходится на 1-й и 4-й кварталы, с максимумом в декабре, что связано с новогодним спросом. Об этом сообщили в пресс-службе Сибирского таможенного управления.

Анатолий Якимов
Экспорт
В Маньчжурии согласовали сухопутный экспорт российского зерна
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

В Маньчжурии российская и китайская делегации обсудили запуск сухопутного маршрута экспорта зерна через пограничный пункт «Забайкальск-Маньчжурия». По мнению участников встречи, это усилит логистику агоропромышленной продукции между странами. Стороны согласовали подачу порожних вагонов-хопперов узкой колеи 1435 мм на Забайкальский зерновой терминал. Об этом сообщило информационное агентство «ЗабНьюз».

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2026: даты этапов, как поехать из России

139-я Кантонская ярмарка – China Import and Export Fair весной 2026 года пройдет в Гуанчжоу на комплексе Pazhou в три этапа с 15 апреля по 5 мая. Мероприятие предлагает российским импортерам прямой доступ к тысячам проверенных поставщиков из Китая. Выставка остается главной площадкой для бизнеса с Китаем, где обновляется до 40% ассортимента ежегодно, что особенно актуально для россиян в условиях роста товарооборота между странами.

Коллаж из фото участников выставки
Анатолий Якимов
Таможенный контроль и судебная практика 2025: итоги заседания коллегии СТУ в Новосибирске
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

В Новосибирске под руководством начальника Сибирского таможенного управления (СТУ) Александра Ястребова прошло заседание коллегии, посвящённое контролю декларирования автотранспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и обеспечению законности решений таможенных органов. В формате видеоконференции в обсуждении участвовали главы ключевых подразделений СТУ.

Анатолий Якимов
Международный транспортно-логистический форум 2026: новые возможности для России и Евразии
Фото с официального сайта Правительства России

Первый Международный транспортно-логистический форум состоится в Санкт-Петербурге с 1 по 3 апреля 2026 года и станет крупнейшей отраслевой площадкой в России. Мероприятие объединит ключевых представителей государственных органов, бизнеса и международных партнеров для обсуждения актуальных вызовов и выработки совместных решений в интересах развития транспортной инфраструктуры и логистических коридоров Евразийского региона.

Анатолий Якимов
Новые правила досмотра грузов для экспедиторов 2026: что изменится с 1 марта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 марта 2026 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 1828 от 18 ноября 2025 года, обязывающее экспедиторов реализовывать организационные меры по выявлению в грузах предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, таких как спирт, драгоценные металлы или контрафакт. Документ утверждает перечень мер, включая сверку массы, объема и габаритов груза с данными клиента с помощью весов и измерительных приборов, а также досмотр при несоответствиях. По итогам проверки составляется электронный акт, фиксирующий все детали, что возлагает на экспедиторов ответственность, сопоставимую с таможенной.

Анатолий Якимов
Где выгодно купить косметику оптом в Китае: топ кластеры и бренды 2025
Фото с сайта freepik.com

Косметика из Китая приобретает все большую популярность среди российских покупателей и предпринимателей благодаря качеству, оригинальным формулам и выгодным ценам. Chinalogist изучил вопрос о том, где купить оптом китайскую косметику и как ее доставить в Россию.