Слово Эксперта

Особенности B2B маркетинга в Китае

Многие российские компании рассматривают Китай и китайский рынок как перспективный и планируют свое присутствие на нем. Бизнес с Китаем, собственно как и с любой другой страной, требует учета национальных особенностей: от менталитета до политических и юридических аспектов. Современный бизнес начинается с интернета, как наиболее эффективного канала продвижения, китайский интернет жёстко регулируется государством и имеет ряд уникальных отличий, которые необходимо учитывать.

Инфраструктура в Китае
Планируя выходить на рынок Китая, Вы должны помнить о том, что многие интернет-ресурсы блокированы внутренней цензурой. Эту систему называют "TheGreatFirewallofChina", и как она работает никто толком не знает - отчасти потому, что не существует четких правил и они постоянно меняются. Единственный способ разобраться в этой «неразберихе» использовать практический опыт и анализировать полученные результаты.

Позиции маркетинга влияния (influencermarketing)
Бурный рост интернета и социальных сетей в Китае сделал его неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Китайцы теперь чаще читают и общаются в интернете, а не через традиционные средства коммуникации. Феномен китайского интернета - KOL marketing (KeyOpinionLeader) - ключевые лидеры мнения.
Раньше KOL лидеры были в основном знаменитостями, но теперь появились новые лидеры, можно называть их «онлайн-знаменитостями». Это известные блогеры, которые могут иметь десятки миллионов подписчиков и оказывать на них эффективное влияние. В настоящее время я разделяю их на три фундаментальные подкатегории: специалисты, знаменитости и «шутники».

Использование медиа и доверие к источникам информации
В Китае KOL, оказывает более сильное влияние на общество, чем в любой другой стране. Это может быть связано с хаотичным рынком и с меньшим доверием между бизнесом и клиентами. Поэтому, китайцы, склонны доверять тому, кого они считают «реальным человеком», на которого они подписаны и следят за ними в социальных сетях. Во многих китайских социальных сетях, таких как Weibo и WeChat, люди часто обсуждают различные товары и продукты и даже говорят об этом с теми, кем они восхищаются. Если социальные медиа KOL одобряют продукт, часто их многочисленные подписчики будут следовать за своим кумиром и покупать товары, которые рекомендует KOLs.

Baidu является главной поисковой системой cn. net
Главные игроки на рынке поисковиков - китайские компании, сайт www.google.com технически не заблокирован, однако практически все остальные сервисы Google, включая Gmail, Maps, Photos и т.д. недоступны на большей части территории Китая.
• Baidu.com (百度) с долей от 65% до 80%
• So.com (360搜索) - 16-17%
• Sogou.com (搜狗) - 9-10%
• Soso.com (搜搜) - 3-3,5%

Социальные сети Китая
Китайские социальные сети стремительно развиваются и если Вы не следили за ними, скорее всего Вы пропустили много нового. Сегодня можно сделать вывод, что на рынке социальных сетей Китая уже определились два лидера Alibaba и Tecent, которые развиваются намного быстрей западных конкурентов.
Одной из важных особенностей китайских социальных сетей является их интеграция с платежными сервисами Alipay (Alibaba) и Tenpay (Tecent), намного более глубинная и логичная чем у западных аналогов.

Как быть с Twitter
Всеми любимый, а с недавних пор еще более популярный, из за «самого известного блогера в мире» господина Трампа Twitter, заблокирован в Китае с февраля 2011 года. Благодаря этому его место занял китайский аналог - Weibo.

WeChat главный мессенджер Китая
Для более чем 700 миллионов пользователей интернета WeChat является отправной точкой для обмена сообщениями, поиска и покупки товаров и услуг, а также для привлечения равноправного кредитования P2P (Peer-to-Peer), получения рассрочек платежей и даже совместных спекуляций.
WeChat затягивает пользователя в свою сеть и не выпускает его ведя жестко от получения информации до совершения покупки товаров или услуг, используя свой встроенный сервис TenPay.
Продвижение в WeChat возможно несколькими способами но для полноценной работы с китайской аудиторией Вам потребуется регистрация сервисного аккаунта, которая возможна только для компаний имеющих юрисдикцию Китая.

Существуют ли профессиональные сети в Китае
Ответ существуют и это Lingying领英 - китайская версия профессиональной социальной сети, которую мы с Вами знаем под именем Linkedin. Удивлены? Это одна из немногих западных социальных сетей, которые не заблокированы в Китае, в ней зарегистрировано более 4 миллионов пользователей из материкового Китая. Китайская версия имеет определенные отличия от привычной нам международной версии, это связано с цензурой и имеет более широкую интеграцию с китайскими социальными сетями. Помимо Lingying领英, в китайском интернете существует несколько популярных веб-сайтов для найма работников, таких как ChinaHR, 51Job и Zhaopin.

Контент-маркетинг «по-китайски»
Главное в контент-маркетинге «по-китайски» понять, что в Китае пишут иероглифами. Это не Америка и Европа и в отличие от всего мира - здесь любят писать и говорить по-китайски. Нет смысла рассказывать, что Ваша компания самая лучшая и «крутая», лучше покажите фотографию с «большим китайским чиновником» в обнимку. Мне кажется, что в Китае много русского, так и наша популярная поговорка «тише едешь, дальше будешь», как будто в крови всего Китая.

Очень важно!
Хотите делать бизнес в Китае готовьтесь к физическому присутствию там. Обязательно откройте своё представительство, проводите презентаций, мероприятия (roadshows), показывайте свои продукты, печатайте брошюры и выстраивайте открытые и личные отношения с китайскими партнерами, для этого лучше всего подходят различные некоммерческие мероприятия и акции.

Итог: Если Вы хотите развивать бизнес в Китае с акцентом на B2B сегмент, необходимо выстраивать традиционную маркетинговую стратегию используя off-line и on-line каналы. В стратегии контент-маркетинга сделать упор на Weibo, WeChat, QQ и как бы это странно не было Linkedin.

Помните, даже если Ваш бизнес ориентирован на B2B клиентов, Вам придется вести рекламную компанию на сегмент B2C, учитесь на ошибках «многострадального Yahoo».

Стратегический партнера Yahoo крупнейшая китайских компания Alibaba. При этом особых активных действий со стороны AlibabaGroup по продвижению Yahoo в Китае не видно. Кажется, при желании Ма Юнь1 может вывести Yahoo хотя бы в Топ-5, но этого не происходит и это очень хорошо иллюстрирует «китайскую философию ведения бизнеса» - хотите преуспеть в Китае, стройте счастье своими руками не надеясь на китайских партнеров. Проще говоря, Ваш китайский партнер с удовольствием будет продавать Ваш товар, если он пользуется спросом у китайских покупателей, но он не будет формировать спрос на него за Вас. Поэтому готовясь выходить на китайский рынок B2B услуг, будьте готовы вести рекламную компанию на китайских B2C клиентов.

AsiaSMM: наша профессиональная команда экспертов в области цифрового маркетинга, специализирующихся на китайском рынке, поможет вам разработать план, уделяя особое внимание позиционированию вашего бренда.

Мы поведем вас на завоевание китайского цифрового мира, и вы окажетесь на этом рынке, полном возможностей. Теперь настало время преуспеть в Китае!

ВЫ ХОТИТЕ РАБОТАТЬ С НАМИ?

Если вы хотите разработать стратегию продвижения в китайских социальных сетях, не стесняйтесь обращаться к нам по адресу: maxim@spassky.pro
Автор: Максим Спасский
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Маркетинг
Выставки IEAE и IGHE в Москве — новые возможности для ритейла и импорта в 2026 году
Фото предоставлено организаторами выставок

С 25 по 27 ноября в московском выставочном комплексе «Тимирязев Центр» пройдут две крупнейшие международные выставки — IEAE 2025 – потребительская электроника и IGHE 2025 – товары для дома и подарки, которые впервые объединяют бизнес-форум для обмена опытом, обсуждения рыночных трендов и поиска инновационных решений. В мероприятии примут участие ведущие эксперты, представители торговых сетей, маркетплейсов и профильных ассоциаций.

Анатолий Якимов
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.