Елена Каспирович

Особенности поколения Z в Китае: кто они такие и что о них важно знать бизнесу?

В Китае никогда еще, пожалуй, не было поколения, столь же привилегированного, как поколение Z (Gen Z). Родившиеся между 1995 и 2009 годами представители поколения Z в Китае прожили большую часть своей жизни во время поразительного экономического роста страны и революционных изменений в современных технологиях. Они, как и зумеры на Западе, более технически подкованные и уверенные в себе и своих расходах потребители. Они демонстрируют поразительный потенциал в доминировании на потребительском рынке страны.
Поколение Z в КНР – это ни много ни мало 260 миллионов человек (16,5% всего населения страны). Их расходы составляют более 4 трлн юаней ($600 млрд) – это 13% от расходов домохозяйств в стране. В связи с этим потребительский рынок во второй по величине экономике мира претерпевает трансформацию поколений. В отличие от своих предшественников, технически подкованные зумеры выработали уникальные отношения с цифровыми продуктами в том, что касается потребления. Несмотря на юный возраст, поколение Z в Поднебесной играет важную роль и на рынке труда, и на потребительском рынке КНР. В связи с этим российскому бизнесу крайне важно отслеживать ключевые тенденции нового китайского поколения, которое через 10 лет станет ещё богаче и ещё сильнее увеличит свои расходы.
Анастасия Потиевская, соосновательница агентства Alonsy по продвижению зарубежных брендов на рынке Китая и эксперт China Professionals, комментирует: “Это поколение - совершенно новая история. Они выросли тогда, когда в Китае уже был доступ к новым технологиям, маркетплейсам. Они активные пользователи соцсетей, хорошо разбираются в трендах и даже являются их законодателями. Старые маркетинговые приёмы на них уже не работают”.
Жизнь онлайн
Будучи первым поколением цифровых аборигенов ("digital natives"), выросших под влиянием информационных технологий, они демонстрируют сильную привязанность к интернету. На долю поколения Z приходится почти 30% онлайн-населения Китая. Они ежемесячно проводят в сети почти по 160 часов. Жизнь в онлайне характеризуется особым потребительским поведением: китайские зумеры вырабатывают доверие к бренду через рекомендации блогеров, звёзд и ключевых лидеров мнений (KOL) в социальных сетях и на платформах электронной коммерции.
Как и во многих других странах, технофилы поколения Z в Китае предпочитали онлайн-покупки больше, чем представители старших поколений. Согласно исследованию 2022 года, почти 40% потребителей моложе 24 лет совершали несколько онлайн-покупок в неделю.
Патриотичные потребители
В последние несколько лет внимание китайских потребителей приковано к продукции местных брендов и дизайнерским решениям, вдохновленным китайской историей и культурой. В условиях относительной закрытости Китая от внешнего мира на фоне пандемии коронавируса в течение целых трёх лет мода на китайский колорит в Поднебесной приобрела настоящую популярность.
Поколение Z надеется, что отечественные и зарубежные бренды глубже изучат и вернее интерпретируют образы из традиционной китайской культуры, а не просто приклеят на одежду патриотические символы и патриотические лозунги. Они выросли в эпоху социально-экономического подъёма Китая, подъёма отечественной продукции, и патриотизм стал главной чертой их характера.
Причем здесь политика?
Этот потребительский национализм отражает более широкое разочарование молодых людей в Западе, которое проявляется в том, что многие начали воспринимать эти страны, в первую очередь США, как врагов. Такое изменение было отмечено исследованием Оксфордского университета 2022 года. Оно показало, что китайцы, родившиеся после 1990 года, с большей вероятностью, чем все остальные жители КНР, негативно относятся к США. Эта антипатия не является результатом антизападной государственной пропаганды сверху. В значительной степени это результат западных антикитайских настроений, которые пропагандировал Дональд Трамп во время его пребывания в должности президента США.
Роскошь и осознанность
Китайские покупатели Поколения Z становятся очень мощной силой в индустрии роскоши, в бренды стараются удовлетворить растущий спрос на люксовые товары в Поднебесной.
Однако и в том, что касается рынка luxury-товаров, потребительское поведение зумеров сильно отличается от представителей предыдущих поколений. Они больше не поклоняются брендам, а их лояльность к определенной фирме тоже очень сложно завоевать. Они также принимают более рациональные потребительские решения. Согласно результатам опроса Vogue Business, 70% потребителей поколения Z называют себя “профессиональными потребителями”, которые изучают свои настоящие потребности, делают “домашку” перед тем, как пойти по магазинам и совершить покупку.
Как ни крути, и отечественным, и зарубежным компаниям придётся подстраиваться под предпочтения поколения Z в Китае. Китайские потребители Gen Z являются движущей силой роста отечественных китайских брендов, их покупательная способность год от года нарастает.
Автор: Анастасия Тюхтина
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.