Слово Эксперта
Импорт

Похороны сертификации?

Примерно для 70-80% товаров, ввозимых в нашу страну, необходимо обязательное оформление сертификата соответствия или декларации соответствия. Еще год назад импортеры просто покупали эти основные разрешительные документы. Но сейчас все кардинально изменилось.
Для понимания: Ключевое слово в названиях СС и ДС — «соответствие». Каждый товар должен соответствовать определенному техническому регламенту. Для каждого типа товаров действуют свои регламенты. Например, для одежды это ТР легкой промышленности. Для электроники ― электромагнитной совместимости. Технических регламентов огромное множество. Поэтому полностью сертификаты соответствия обозначаются как СС ТР ТС (где СС — сертификат соответствия, ТР ― технический регламент, ТС ― Таможенный Союз).
На разные типы товаров требуются разные разрешительные документы. На какие-то — декларация о соответствии, на какие-то — сертификат соответствия. Например, на какой-нибудь бытовой аккумулятор потребуется сертификат, а на похожий аккумулятор для коммерческого использования — декларация. Декларацию получить проще.
Как определить, подлежит ли товар ввозу, соответствует ли он действующему техническому регламенту? Единственный способ ― провести испытания на соответствие. Они проводятся в лабораториях. Лаборатория выдает протокол испытания, и уже на основании этого документа орган сертификации выпускает СС или ДС.
Когда год назад импортеры покупали сертификаты или декларации, многие из них не покупали и не оформляли протоколы испытаний. А приобретали сразу готовый документ.
27 декабря 2017 года вышло «Совместное разъяснение ФТС России и Росаккредитации о порядке ввоза товаров в качестве проб и образцов», которое сделало миссию получения сертификатов соответствия практически невыполнимой.
Десятки лет никто не замечал, что СС и ДС покупают. Закон был, но не работал. Поэтому выпущено было именно разъяснение, а не постановление, к примеру. Основной акцент в документе был сделан на необходимость первичного ввоза образцов товаров для проведения испытаний.
В разъяснении было прямо сказано о том, что львиная доля документов просто покупалась — без реального прохождения испытаний. И главным посылом разъяснения стало то, что теперь все будет иначе. Ужесточат контроль, наведут порядок. ФТС будет усиленно контролировать импортеров, Росаккредитация — органы сертификации и лаборатории.
Так должно было стать, но так не стало. Очевидно, что в нынешнем виде закручивание гаек в механизме сертификации положительно повлияло только на бизнес крупных импортеров и части российских производителей, но губительно сказалось на бизнесе мелких и средних импортеров. В основном — из-за пробелов в законодательстве.
Росаккредитация стала жестко контролировать органы сертификации и лаборатории. В результате внеплановых проверок значительную часть их закрыли. Это был просто огромный рынок, на работу которого закрывали глаза. Внезапно глаза открыли, и оказалось, что никто не знает, что со всем этим делать. Ни таможня, ни органы сертификации, ни лаборатории. Так, многим лабораториям пришлось впервые проводить реальные испытания присланных образцов товаров. Некоторые вначале даже не знали, что же делать с образцами. У них была паника. Никаких образцов они раньше в глаза не видели. Какие-то испытания, конечно, проводились в крупных лабораториях и раньше. Но, в основном, это были испытания товаров местных производителей, которым также необходимо оформлять сертификаты соответствия. А импортерам было проще покупать готовые документы, так как у них зачастую даже не было времени на то, чтобы ждать результатов испытаний.
Сейчас для того чтобы произвести ввоз образца, провести его испытания, необходимо написать письмо в таможню, приложить к нему договоры с лабораторией и с органом сертификации, доказывающие, что это не абы какой образец, а ввозимый для испытаний. После чего проводятся испытания, выдается протокол испытаний, на основании которого выпускают сертификат или декларацию, и уже после этого ввозят основную партию товара.
Казалось бы, все понятно и регламентировано. Однако на деле все совсем не так.
Компания заказала контейнер с бытовыми приборами, по которым есть действующий сертификат соответствия. Но пока контейнер 50 дней плыл в Санкт-Петербург по морю, орган, выдавший сертификат, закрыли за нарушения. И аннулировали сертификат. То есть в Санкт-Петербург товар приплыл уже без сертификата. Что делать?
Необходим условный выпуск на весь груз, который дается на 45 дней. За это время из основного груза берут образец, передают в лабораторию, проводят испытания, выдают протокол, получают сертификат.
Казалось бы, все хорошо. Но что происходит в реальности? В лабораторию, куда передали образцы, внезапно нагрянула Росаккредитация с проверкой. Все встало. Образцы не отдают. Часы тикают. Время выходит. Таможня резонно заявляет: «У нас нет законной возможности продлить срок условного выпуска, так как по закону он делается только на 45 дней». В итоге груз не выпущен, заводится дело об административном правонарушении. Импортера ждут, как минимум, очень серьезные штрафы. Что делать дальше с грузом — непонятно. По сути, нужно вернуть его на СВХ, заявить какой-то новый режим, и все это связано с огромными издержками. Компания не понимает, получит ли она когда-нибудь свой груз. И таких ситуаций сейчас великое множество.

Нужно менять фундаментальное условие работы таможни и продлевать срок условного выпуска, который сейчас определен в 45 дней.

И это не все сложности. С июля 2019 года для получения сертификата соответствия обязательной стала процедура проведения испытания производства — так называемого инспекционного контроля. Для того чтобы импортер получил сертификат, зарубежный производитель должен пройти инспекционный контроль. Для этого эксперт из российского органа выезжает на данное производство. Заметим, что у разных органов и разных экспертов — свой спектр аккредитаций по тем или иным техническим регламентам. И очень важно, чтобы у эксперта была аккредитация на проведение контроля по нужному техническому регламенту.
Инспекционный контроль для получения сертификата стал еще одним камнем преткновения на пути импортера. Если раньше сертификат получали на три года, то теперь импортер должен будет продлевать его ежегодно. Потому что инспекционный контроль производства необходимо проводить раз в год. Если такой контроль не будет своевременно пройден, сертификат отправят в архив.
Компания возит сеялки из Германии. Есть действующий сертификат соответствия, выданный в июле 2018 года, полученный на три года. Теперь нужно подтвердить сертификат, пройдя инспекционный контроль. Но орган, выдавший сертификат, закрылся. Импортер и рад был бы пройти инспекционный контроль, но нет возможности это сделать. По закону не установлено, что можно делегировать инспекционный контроль другому органу. При этом дата выдачи сертификата — конец июля 2018 года. И уже с августа 2019 года сертификат могут в любой момент отправить в архив. А виной всему пробел в нашем законодательстве.
Что делать? В условиях действующего законодательства — получать новый сертификат соответствия. Если в 2018 году оформление такого сертификата стоило 40 тыс. рублей, то теперь за него придется заплатить 205 тыс. рублей. И сверх этого оплатить инспекционный контроль: проезд, проживание и работу эксперта российского органа. И оплачивать такой контроль нужно будет ежегодно. Прибавьте расходы на ввоз образца и проведение испытаний в лаборатории. Таким образом, новый сертификат обойдется импортеру примерно раз в 10-12 дороже старого — минимум в полмиллиона рублей!
Добавим, что на фоне ужесточения контроля закрылось огромное количество органов сертификации и лабораторий. Примерно 80%. Грубо говоря: было 10, осталось 2. И для двух оставшихся ввели ограничения. Раньше они могли выпускать какое угодно количество сертификатов, теперь ― не более установленного лимита. Например, если в органе сертификации работают три человека, он может выпускать, к примеру, 20 сертификатов в день, не более. Неслучайно очереди за сертификатами сейчас просто огромные! А теперь представьте: в один из двух оставшихся органов сертификации нагрянула внеплановая проверка — и он накрылся. После чего все подготовленные к процедуре выпуска сертификата документы зависли. Нагрянула проверка в лабораторию — и на месяцы зависли предоставленные туда импортером образцы. Такое случается сейчас сплошь и рядом. И никто пока не знает, как преодолеть возникшие проблемы.
Получается, что наше государство ставит импортера в условия, когда ему в любом случае придется платить штрафы, и немалые: от 100 до 300 тыс. рублей. Поскольку, с одной стороны, обязательным для выпуска сертификата становится ввоз образцов и проведение испытаний, где важно успеть за 45 дней, а, с другой, бесконечные проверки органов сертификации и лабораторий делают такое своевременное получение документов не всегда возможным. А потом наступает ответственность перед законом — вследствие несовершенства закона.
Конечно, в моей статье пока больше вопросов, чем ответов. Чтобы узнать ответы, нужно время. А пока я попросила крупного специалиста по ВЭД, кандидата исторических наук, управляющего компанией «ВЭД Агент» Александра Дегтярева прокомментировать ситуацию на рынке сертификации. Публикую его мнение.
«Для огромного количества компаний оформление сертификата — жизненно важный вопрос. Без него они не смогут ввезти товар для продажи, и бизнес может серьезно пострадать.
Сегодня нормативная база в области сертификации и таможенного права, по сути, загоняет импортеров в капкан: надо оформлять сертификат с условным выпуском (если до ввоза товара на таможенную территорию получить ДС или СС по разным причинам не получилось), но органы и лаборатории не могут уложиться в 45 дней в связи с действиями того же государства. Мало того что импортер по независящим от него причинам должен нести огромные издержки по возврату товара на СВХ, располагающегося в зоне деятельности таможенного поста, на котором он оформлял партию товара (например, таможенное оформление было во Владивостоке, а товар находится уже в Москве), так еще и таможенный пост возбуждает дело об АП с вытекующими из этого штрафами.
Необходимо совместными усилиями ходатайствовать об увеличении срока 45 дней на получение разрешительной документации!»
Автор: Анна Андрющенко
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Минтранс: автомобильные перевозки на китайском направлении – приоритетное направление
Фото с сайта unsplash.com

В Международном выставочном центре «Экспоцентр» состоялась тематическая сессия «Автоперевозки внешнеторговых грузов. Современные реалии». Мероприятие проходило в рамках деловой программы международной выставки Comtrans International.

Тема международных автомобильных перевозок стала особенно актуальной в последнее время. Как подчеркнул генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, сейчас усиленно развивается восточное направление, на котором особое место занимает Китай.

Анатолий Якимов
В товарообороте между Китаем и Россией наблюдаются положительные изменения
Фото Анатолия Якимова

Несмотря на изменения в политической и торговых системах торгово-экономические отношения между двумя странами показали устойчивость и гибкость. Такую оценку дал посол КНР в России Чжан Ханьхуэй в интервью РИА «Новости».

По его словам, Россия вышла на восьмое место среди торговых партнеров Китая, который на протяжении 14 лет занимает лидирующие торговые позиции в отношении России.

Анатолий Якимов
Рекорд побит: Россия экспортировала более 4 тысячи тон меда
Фото с сайта unsplash.com

Основные страны-импортеры российского меда – Словакия, Сербия и Китай. При этом в Поднебесной ценят лакомство, произведенное в Сибири.

По данным федерального центра «Агроэкспорт» за 11 месяцев текущего года Россия экспортировала более 4 тысячи тонн меда. Это на 43% больше, чем за январь-ноябрь прошлого года. А за весь 2023 год за рубеж было отправлено 3,8 тысячи тонн меда.

Анатолий Якимов
Что подарить партнерам из Китая на Новый год и чего они категорически не приемлют
Фото с сайта unsplash.com

Восток – дело тонкое. Особенно это касается делового этикета по отношению партнеров из Китая. Чтобы не ударить в грязь лицом chinalogist.ru изучил что можно, а чего нельзя дарить бизнес-партнерам из Поднебесной.

В первую очередь нужно помнить, что китайцы следуют культурной концепции «гуаньси», что в переводе на русский язык переводится как «отношения». Это связано с многовековыми традициями и принципами. Бизнесмены Поднебесной предпочитают вести дела с теми, кому доверяют. Это похоже на купеческое слово – принцип, которому следовали купцы Российской империи: «Дал слово – держи!». Если партнер вам доверяет, то это снижает бизнес-риски.

Анатолий Якимов
Аэрофобы с комфортом доедут до Китая на поезде
Фото Анатолия Якимова

Регулярное авиасообщение с Китаем после пандемии коронавируса восстановили практически сразу. Сейчас из многих городов России можно улететь как в деловые центры, так и на курорты. Однако, что делать тем, кто панически боится летать на самолетах? Им на помощь пришли Российские железные дороги.

Уже в это воскресенье, 15 декабря, спустя почти четыре года, возобновится регулярное пассажирское движение по маршруту Гродеково – Суйфеньхэ. Поезд 402/401 будет ходить ежедневно. А с понедельника, 16 декабря, три раза в неделю будет ходить поезд №645/646 в Северную Корею Хасан – Туманган.

Анатолий Якимов
Операция «Спасти Новый год»: россиян обеспечит мандаринами Китай
Фото с сайта unsplash.com

Традиционные новогодние фрукты – мандарины могли исчезнуть из России. Из-за неурожая Турция сократила поставки на 20% - с 202,3 тысячи тонн в 2023 году до 161,3 тысячи тонн – в этом. Кроме того, по неясным причинам фуры с мандаринами задерживают на российско-абхазской границе.

И тут, как всегда, на выручку пришел Китай, компенсировав снижение поставок мандаринов из Турции. В этом году объем импорта этих фруктов составил 48,5 тысячи тонн. По сравнению с 2023 годом, это в 2,4 раза больше.

Анатолий Якимов
Быстро и дорого или медленно и дешевле: какой вид перевозки выбрать импортеру из Китая
Фото с сайта unsplash.com

Накануне Новогодних праздников грузополучатели стараются как можно быстрее оформить доставку грузов из Китая. Эксперты chinalogist.ru советуют запланировать крайний срок на отправку груза из Китая на 28 декабря – последний рабочий день в году.

Бизнесмены, давно работающие с поставщиками из Китая, знают, что Новогодние праздники – ажиотажное время для всех участников внешне-экономической деятельности, после которого наступит месячное затишье. Поэтому, если вы что-то хотите перевезти из Китая, успевайте оформить перевозку до конца календарного года. При этом стоит учитывать, каким видом транспорта будет осуществлена доставка в Россию.

Анатолий Якимов
Больше 222 миллиардов долларов США: товарооборот России с Китаем растет
Фото с сайта unsplash.com

Главное таможенное управление КНР сообщило об увеличении товарооборота на 2,1% с начала 2024 года. В абсолютных цифрах он составил 222,77 миллиарда долларов США. В товарообороте Китая Россия занимает седьмое место.

По данным ведомства, экспорт в Китай прирос на 4% и составил 104,19 миллиарда долларов США, импорт из КНР увеличился незначительно – всего на 0,4% и составил 118,57 миллиарда долларов США. По доле экспорта в Китай Россия занимает седьмое место, а по доле импорта – шестое.

Анатолий Якимов
Мебельщики России зависят от импорта на 90-100%
Фото с сайта unsplash.com

Российские производители мебели покупают за рубежом практически все комплектующие: фурнитуру, лаки и краски, такни для обивки, пленки ПВХ, химические компоненты. Зависимость от импортных поставок составляет 90-100%.

Аналитики отмечают, что в последнее время повысился спрос на оборудование для производства мебели от китайских производителей. Раньше оно поставлялось из Германии или Италии. Однако качество станков из КНР не уступает европейскому.

Анатолий Якимов
Экспорт шоколада в Китай из России вырос на 20,3%
Фото с сайта unsplash.com

За 10 месяцев 2024 года Китай импортировал из России шоколада и какаосодержащих продуктов на сумму 43,3 миллиона долларов США. Это на 20,3% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

По данным Центра «Агроэкспорт» в 2023 году всего было экспортировано шоколада и продуктов, содержащих какао на 55,459 миллионов долларов США, это в 1,4 раза выше, чем в 2022 году. Тогда было экспортировано товаров на 39,4 миллиона долларов.

Всего в 2023 году Россия экспортировала шоколада на 781 миллионов долларов США. А за 10 месяцев 2024 года – на 600 миллионов долларов США. Четверть этого объема приходилось на Казахстан, 15% - на Белоруссию и 12% - на Узбекистан. На долю КНР приходится 7,21%.