Похороны сертификации?

Обзоры
11.07.2019330810

Примерно для 70-80% товаров, ввозимых в нашу страну, необходимо обязательное оформление сертификата соответствия или декларации соответствия. Еще год назад импортеры просто покупали эти основные разрешительные документы. Но сейчас все кардинально изменилось.

Для понимания: Ключевое слово в названиях СС и ДС — «соответствие». Каждый товар должен соответствовать определенному техническому регламенту. Для каждого типа товаров действуют свои регламенты. Например, для одежды это ТР легкой промышленности. Для электроники ― электромагнитной совместимости. Технических регламентов огромное множество. Поэтому полностью сертификаты соответствия обозначаются как СС ТР ТС (где СС — сертификат соответствия, ТР ― технический регламент, ТС ― Таможенный Союз).

На разные типы товаров требуются разные разрешительные документы. На какие-то — декларация о соответствии, на какие-то — сертификат соответствия. Например, на какой-нибудь бытовой аккумулятор потребуется сертификат, а на похожий аккумулятор для коммерческого использования — декларация. Декларацию получить проще.

Как определить, подлежит ли товар ввозу, соответствует ли он действующему техническому регламенту? Единственный способ ― провести испытания на соответствие. Они проводятся в лабораториях. Лаборатория выдает протокол испытания, и уже на основании этого документа орган сертификации выпускает СС или ДС.

Когда год назад импортеры покупали сертификаты или декларации, многие из них не покупали и не оформляли протоколы испытаний. А приобретали сразу готовый документ.

Образцы обязательны! День, когда все изменилось

27 декабря 2017 года вышло «Совместное разъяснение ФТС России и Росаккредитации о порядке ввоза товаров в качестве проб и образцов», которое сделало миссию получения сертификатов соответствия практически невыполнимой.

Десятки лет никто не замечал, что СС и ДС покупают. Закон был, но не работал. Поэтому выпущено было именно разъяснение, а не постановление, к примеру. Основной акцент в документе был сделан на необходимость первичного ввоза образцов товаров для проведения испытаний.

В разъяснении было прямо сказано о том, что львиная доля документов просто покупалась — без реального прохождения испытаний. И главным посылом разъяснения стало то, что теперь все будет иначе. Ужесточат контроль, наведут порядок. ФТС будет усиленно контролировать импортеров, Росаккредитация — органы сертификации и лаборатории.

Так должно было стать, но так не стало. Очевидно, что в нынешнем виде закручивание гаек в механизме сертификации положительно повлияло только на бизнес крупных импортеров и части российских производителей, но губительно сказалось на бизнесе мелких и средних импортеров. В основном — из-за пробелов в законодательстве.

Росаккредитация стала жестко контролировать органы сертификации и лаборатории. В результате внеплановых проверок значительную часть их закрыли. Это был просто огромный рынок, на работу которого закрывали глаза. Внезапно глаза открыли, и оказалось, что никто не знает, что со всем этим делать. Ни таможня, ни органы сертификации, ни лаборатории. Так, многим лабораториям пришлось впервые проводить реальные испытания присланных образцов товаров. Некоторые вначале даже не знали, что же делать с образцами. У них была паника. Никаких образцов они раньше в глаза не видели. Какие-то испытания, конечно, проводились в крупных лабораториях и раньше. Но, в основном, это были испытания товаров местных производителей, которым также необходимо оформлять сертификаты соответствия. А импортерам было проще покупать готовые документы, так как у них зачастую даже не было времени на то, чтобы ждать результатов испытаний.

Сейчас для того чтобы произвести ввоз образца, провести его испытания, необходимо написать письмо в таможню, приложить к нему договоры с лабораторией и с органом сертификации, доказывающие, что это не абы какой образец, а ввозимый для испытаний. После чего проводятся испытания, выдается протокол испытаний, на основании которого выпускают сертификат или декларацию, и уже после этого ввозят основную партию товара.

Казалось бы, все понятно и регламентировано. Однако на деле все совсем не так.

Пример 1. Успеть за 45 дней!

Компания заказала контейнер с бытовыми приборами, по которым есть действующий сертификат соответствия. Но пока контейнер 50 дней плыл в Санкт-Петербург по морю, орган, выдавший сертификат, закрыли за нарушения. И аннулировали сертификат. То есть в Санкт-Петербург товар приплыл уже без сертификата. Что делать?

Необходим условный выпуск на весь груз, который дается на 45 дней. За это время из основного груза берут образец, передают в лабораторию, проводят испытания, выдают протокол, получают сертификат.

Казалось бы, все хорошо. Но что происходит в реальности? В лабораторию, куда передали образцы, внезапно нагрянула Росаккредитация с проверкой. Все встало. Образцы не отдают. Часы тикают. Время выходит. Таможня резонно заявляет: «У нас нет законной возможности продлить срок условного выпуска, так как по закону он делается только на 45 дней». В итоге груз не выпущен, заводится дело об административном правонарушении. Импортера ждут, как минимум, очень серьезные штрафы. Что делать дальше с грузом — непонятно. По сути, нужно вернуть его на СВХ, заявить какой-то новый режим, и все это связано с огромными издержками. Компания не понимает, получит ли она когда-нибудь свой груз. И таких ситуаций сейчас великое множество.

Нужно менять фундаментальное условие работы таможни и продлевать срок условного выпуска, который сейчас определен в 45 дней.

И это не все сложности. С июля 2019 года для получения сертификата соответствия обязательной стала процедура проведения испытания производства — так называемого инспекционного контроля. Для того чтобы импортер получил сертификат, зарубежный производитель должен пройти инспекционный контроль. Для этого эксперт из российского органа выезжает на данное производство. Заметим, что у разных органов и разных экспертов — свой спектр аккредитаций по тем или иным техническим регламентам. И очень важно, чтобы у эксперта была аккредитация на проведение контроля по нужному техническому регламенту.

Инспекционный контроль для получения сертификата стал еще одним камнем преткновения на пути импортера. Если раньше сертификат получали на три года, то теперь импортер должен будет продлевать его ежегодно. Потому что инспекционный контроль производства необходимо проводить раз в год. Если такой контроль не будет своевременно пройден, сертификат отправят в архив.

Пример 2. Сертификат подорожал в 10 раз!

Компания возит сеялки из Германии. Есть действующий сертификат соответствия, выданный в июле 2018 года, полученный на три года. Теперь нужно подтвердить сертификат, пройдя инспекционный контроль. Но орган, выдавший сертификат, закрылся. Импортер и рад был бы пройти инспекционный контроль, но нет возможности это сделать. По закону не установлено, что можно делегировать инспекционный контроль другому органу. При этом дата выдачи сертификата — конец июля 2018 года. И уже с августа 2019 года сертификат могут в любой момент отправить в архив. А виной всему пробел в нашем законодательстве.

Что делать? В условиях действующего законодательства — получать новый сертификат соответствия. Если в 2018 году оформление такого сертификата стоило 40 тыс. рублей, то теперь за него придется заплатить 205 тыс. рублей. И сверх этого оплатить инспекционный контроль: проезд, проживание и работу эксперта российского органа. И оплачивать такой контроль нужно будет ежегодно. Прибавьте расходы на ввоз образца и проведение испытаний в лаборатории. Таким образом, новый сертификат обойдется импортеру примерно раз в 10-12 дороже старого — минимум в полмиллиона рублей!

Добавим, что на фоне ужесточения контроля закрылось огромное количество органов сертификации и лабораторий. Примерно 80%. Грубо говоря: было 10, осталось 2. И для двух оставшихся ввели ограничения. Раньше они могли выпускать какое угодно количество сертификатов,  теперь ― не более установленного лимита. Например, если в органе сертификации работают три человека, он может выпускать, к примеру, 20 сертификатов в день, не более. Неслучайно очереди за сертификатами сейчас просто огромные! А теперь представьте: в один из двух оставшихся органов сертификации нагрянула внеплановая проверка — и он накрылся. После чего все подготовленные к процедуре выпуска сертификата документы зависли. Нагрянула проверка в лабораторию — и на месяцы зависли предоставленные туда импортером образцы. Такое случается сейчас сплошь и рядом. И никто пока не знает, как преодолеть возникшие проблемы.

Получается, что наше государство ставит импортера в условия, когда ему в любом случае придется платить штрафы, и немалые: от 100 до 300 тыс. рублей. Поскольку, с одной стороны, обязательным для выпуска сертификата становится ввоз образцов и проведение испытаний, где важно успеть за 45 дней, а, с другой, бесконечные проверки органов сертификации и лабораторий делают такое своевременное получение документов не всегда возможным. А потом наступает ответственность перед законом — вследствие несовершенства закона.

Автор: Анна Андрющенко

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

B2B-биржа:

экспресс-форма участия

Вы участник ВЭД? Предлагаете или ищете товар или услугу? Получите лучшие предложения по международному бизнесу, заполнив форму!

Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии 10

Аватар пользователя Гость
Надежда Грибанова
12.07.2019 - 08:07

"Сертификат подорожал в 10 раз" это что плохая шутка?

Аватар пользователя Гость
Марина
12.07.2019 - 11:07

Ввобще нет. Мы платили за сертификацию 300-350 тыс, сейчас нам выставили 1,5 млн рублей и это без образцов (40 по 10 000) еще одних испытаний которые "кого надо" лаба не делает и без полета на производства. Короче, под 2,5 как здрассьте

Аватар пользователя Гость
Александра Иванова
12.07.2019 - 08:07

Официальный похоронный день для российского бизнеса

Аватар пользователя Гость
Марина
12.07.2019 - 11:07

и? выводы то какие?
где коллективные иски?
где обращения в ГП или куда там еще?

Аватар пользователя Елена Венгерская
Елена Венгерская
12.07.2019 - 12:07

Это только первая статья на тему. Будем регулярно к ней возвращаться. В том числе писать о том, какие изменения предложены в законодательство.

Аватар пользователя Гость
Анна
12.07.2019 - 12:07

сначала накопится критическая масса АП, а потом уже иски пойдут... не сразу, но скоро

Аватар пользователя Гость
Северин
13.07.2019 - 13:07

Этой ситуации уже почти год. В ТР ТС 018/11 цены на сертификацию по схемам с испытаниями - выросли в 10-20 раз ещё прошлым летом. Плюсом добавился Инспекционный Контроль.
А самое главное - что сертификация как была липовой, так и осталась в полный рост! Все свелось к переделу рынка и насильственному принуждению импортеров к этим затратам - в интересах нескольких «выживших» лабораторий, которые есть...сюрприз?... коммерческие организации.
В итоге некто «старший» тупо вкрячил в систему очередной шлагбаум с мощным ценником за проход. А качество товара по прежнему регулируется только спросом.

Аватар пользователя Гость
Марина
17.07.2019 - 08:07

Недавно "кого надо" лаборатория получила аккредитацию по моему на все ТР ТС (область аккуредитации на 600 листах), за исключением пары. Им в подмосковье смонтировали "какой надо" типа испытательный центр, они работают только со своим Органом
состав этого Органа и лабораторий набрали по моему их детских садов
восхитительная имитация компетентности
Ценники начинаются от 500 т.р.

Аватар пользователя Гость
Марина
17.07.2019 - 08:07

ФСА поставлена не на контроль качества, а на контроль товарных потоков по сути. У нас идет война с ФСА, по причине что они натурально "крышуют" россйского производителя, имеющего в составе аккредитованную лабораторую, проведшую незаконные испытания продукции иностранного конкурента (в нарушение всех мыслимых законов об аккредитации) и разослали протоколы по всей стране, в том числе в ФСА. ФСА тут же лишила иностранного производителя сертификата (надавив на Орган его выдавший, С 300 ПП будет сама)
жалобы и обращения и саму ФСА. МЭР, ТПП, ЕАЭК, ГП и пр - как об стенку горох
новый серт - 1200 000 в лабортории и органе "кого надо" (это без выезда и ввоза образцов, самих образцов на 400 тыс) процесс месяца на 3-4. Хороший вариант почистить рынок
импорт и вообще наличие того или иного товара на рынке (особенно есть россисйский производитель, которому не нужны конкуренты и он близок к "кому надо") теперь будут принадлежать только "кому надо"

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.