Елена Венгерская

Полный курс счастья в Китае: интервью с Татьяной Шерстневой

Хотите открыть успешный бизнес в Китае? Тогда учиться нужно у таких, как Татьяна. Много лет она владеет расположенной в Сямэне компанией «Текстиль про» и знает о пошиве одежды в Азии все — что называется, «от ниточки». Достаточно посмотреть, как едва прикоснувшись к тряпочке, она безошибочно определяет состав ткани, как по одному виду изделия воссоздает весь алгоритм его пошива, включая стоимость каждой операции... Увлеченная, энергичная, профессиональная... Нам очень повезло, что сегодня она выступает в роли нашего учителя.
CL: Татьяна, с чего начинался Ваш «шелковый путь»?
Татьяна Шерстнева: С обучения в НГУ на отделении востоковедения. После 4-го курса я впервые оказалась в Китае, на стажировке. А переехала в Китай уже после окончания университета, работая в новосибирской компании, которая занималась закупкой и продажей подшипников, в том числе из Китая. Я до сих пор с теплом вспоминаю «Сибирский подшипник» и людей, с которыми там работала. Спустя год с небольшим я поняла, что подшипники — точно не мое. Хотелось чего-то более творческого, и я устроилась работать в московскую компанию по производству одежды. Опыта у меня не было, но было желание учиться. С другой стороны, моя семья так или иначе всегда была связана с производством одежды, мама и бабушка, работали в этой сфере. Поэтому я часто шучу на тему моего перемещения из историков-востоковедов в текстиль: гены — не брови, не выщипаешь.
CL: ChinaLogist беседовал с Вами 5 лет назад. Что поменялось за эти годы?
Татьяна Шерстнева: Многое. Китаю уверенно наступают на пятки другие азиатские текстильные страны. Мы теперь работаем с Китаем, Индией, Бангладеш. По работе выезжаю во Вьетнам, сейчас в планах Камбоджа. В России активно развивается производство. «Текстильпрофи» несколько трансформировал свой формат работы. С проектом Silkspace пришлось проститься: после падения рубля цена 500-600 долларов за комплект постельного белья стала для покупателей неподъемной.
В этом году у нас появился новый проект — новый любимец. Весь свой профессиональный опыт я вложила в создание спортивной одежды для женщин под собственным брендом REFORMA. Мы сотрудничаем с дизайнером из Лос-Анджелоса, отбираем качественные ткани, тестируем все на себе, перебрали большое количество фабрик и принтовальных производств. Итогом стала первая коллекция леггинсов для спорта.
Конечно, наша одежда — не для всех. Мы ориентируемся на тех, кто хочет быть непохожим, выделяться и при этом ценит качество и комфорт. В настоящий момент мы продаем леггинсы в России онлайн и через инстаграм (reforma_leggings). Сделали несколько отгрузок в США, Испанию, Украину, Данию. Это только первые шаги, мы учимся. Почти готова к запуску вторая коллекция, там уже будут не только леггинсы.
CL: Почему российским бизнесменам выгоднее размещать производство и развивать текстильный бизнес в Китае? А не в России?
Татьяна Шерстнева: В последнее время ситуация поменялась и какие-то позиции стало выгоднее отшивать в России. Прогресс, несомненно, в этом направлении идет. Но китайцы по-прежнему впереди планеты всей, если мы говорим о сложном производстве. Например, тех же мембранных курток, или если нужны большие объемы. Российские производства не всегда могут освоить их. Плюс проблемы с выбором тканей, фурнитуры и так далее. В Китае этих проблем нет. На данный момент ситуация такова, что Китай выигрывает не потому, что тут дешевле, а потому что можно быстро создать качественный продукт любой сложности. Кроме того, китайцы не могли не отреагировать на развитие текстильной индустрии в других азиатских странах. Они стали активно поставлять свои ткани и фурнитуру в соседние страны. Также практикуется создание совместных предприятий. На правительственном уровне подписано соглашение между Китаем и Бангладеш о создании там индустриального парка. Планируется, что китайские фабрики будут переносить свои производства туда, приносить свой опыт и пользоваться преимуществами дешевой рабочей силы.
CL: От чего зависят качество и цена изделия?
Татьяна Шерстнева: От целого ряда факторов. От качества сырья, квалификации производства, на котором планируется заказ, времени размещения заказа (одежда — сезонный продукт, и в ее производстве есть свои всплески и спады), страны-производителя. Я столкнулась с тем, что в России пока не очень понимают качество. Ведь если на футболке написано 100% хлопок, это еще ни о чем не говорит. Есть огромное количество вариаций этого хлопка, а мы пока по-прежнему оцениваем просто бирку. Это больной для меня вопрос. Потому что мне всегда хочется сделать именно качественные и красивые вещи, но не всегда рынок готов к этому. И клиенты говорят: «Да, мне нравится предлагаемая Вами ткань, и фабрика отличная, но мне нужна низкая цена». И тогда начинается другой разговор, предлагаются другие ткани, другие производители. Ну и с другим результатом, разумеется.
CL: Вы учились тонкостям производства одежды у китайских специалистов?
Татьяна Шерстнева: Конечно, училась и продолжаю учиться. Думаю, мне повезло оказаться в Китае, владея китайским. Это открыло огромные возможности для пополнения запаса знаний. Любая одежда начинается с нитки, из которой соткана ткань. Если размышлять с этого ракурса и двигаться от простого к сложному, то пока дойдешь от нитки к куртке, можно целый роман написать. Тогда понимаешь, что текстильное производство — просто бездна. Это как учить иностранный язык. Всегда есть, что отшлифовать. К тому же технологии постоянно развиваются. Я очень люблю посещать производства. В любой стране, где я оказываюсь, стараюсь заехать на фабрику. Например, в Италии мне было удивительно узнать, что итальянские бренды, шьют те же самые китайцы. И производства зачастую принадлежат выходцам из Китая, которые давно осели в Италии.
CL: Кто ваши клиенты?
Татьяна Шерстнева: У нас разные клиенты. Были проекты для компаний «Аэрофлот», «Мегафон», Finn Flare. В основном, наши клиенты — компании средние и крупные. Сейчас у нас появилось свое дизайн-бюро, где мы разрабатываем коллекции с нуля. Кто-то потом шьет их в России сам, кому-то оказываем полный цикл услуг — от разработки до пошива партии.
Мы работаем в двух форматах. И по моделям клиентов, и создаем коллекции. Заказчики нас находят в основном сами. У нас есть сайт, страницы в соцсетях. Особенно приятно, когда нас рекомендуют наши клиенты. Это для меня самая высшая похвала.
CL: Расскажите об алгоритме Вашего общения с заказчиками.
Татьяна Шерстнева: Вкратце он таков: выясняем, что конкретно нужно, рекомендуем подходящих производителей из нашей базы проверенных фабрик, запускам производство пилотных образцов, потом идет процесс согласования и корректировки образцов, затем производство. Весь цикл производства занимает от 60 дней. Сам пошив — 30-40 дней. В процессе работы у каждого клиента есть свой русскоязычный менеджер, который владеет китайским. Поэтому взаимодействие происходит в очень комфортном для клиента формате, так как мы, имея общий бэкграунд, все же легко понимаем друг друга. Это помогает существенно сэкономить время, силы и деньги в сравнении с работой напрямую с китайцами или индусами.
CL: Текстильное производство — во многом ручной и не самый оплачиваемый труд. Есть ли у Вас проблемы с персоналом?
Татьяна Шерстнева: Стоимость рабочей силы — один из важнейших факторов в текстильном бизнесе, который и заставляет переносить производство из страны в страну. Китай — парадоксальная страна: даже с зарплатой швеи в 700-800 долларов они умудряются удерживать лидерство в индустрии в целом. Достигается это за счет высокой эффективности производств. Например, некоторые наши клиенты по-прежнему предпочитают производство в Китае, а не в Индии (где зарплата швеи 150 долларов) — в силу скорости китайцев. Иногда время еще дороже денег. Поэтому, несмотря на выигрыш в цене в других странах, Китай по-прежнему играет ведущую роль на текстильной арене.
У меня работает только персонал из России и Украины, потому что это обеспечивает большую эффективность в нашей коммуникации с клиентами. Что касается фабрик, с которыми мы работаем, они часто привозят швей из более бедных регионов страны, чтобы сэкономить на стоимости рабочей силы.
CL: Как менялся рынок текстиля в Китае с момента Вашего прибытия в страну? Как изменилось отношение к пошитому здесь? Как это сказывается на Вашем бизнесе?
Татьяна Шерстнева: Рынок менялся и меняется. Сейчас большая специализация фабрик. 11 лет назад, когда я только приехала в Китай, фабрика 300-500 человек была средним китайским производством. У фабрик были свои принтовальные цеха, вышивальные и т.д. Сейчас фабрики — это 100-200 человек. Многие функции выносятся на аутсорсинг. Большое значение имеет развитие электронной коммерции, многие фабрики получают возможность продавать товар по всему миру через Amazon, например.
В целом, отношение к made in Сhina стало спокойным, мне кажется никого это словосочетание не отпугивает. Плюс ко всему добавился огромный внутренний рынок. Полтора миллиарда потребителей внутри страны, доходы которых постоянно растут. Конечно, все эти факторы поменяли лицо Китая довольно существенно. На нашем бизнесе это сказывается тоже. Мы переносим производство некоторых позиций в другие страны, стараемся найти клиентов не только на постсоветском пространстве но и в других частях планеты. Российские кризисы нам в этом помогают, не дают сидеть на месте и расслабляться.
CL: Как гуру бизнеса в Китае — дайте, пожалуйста, советы тем, кто только начинает.
Татьяна Шерстнева: Гуру бизнеса — слишком громко. Я таковой не являюсь. Выходить на китайский рынок с товарами — идея классная. Например, на прошлой неделе купила зубную пасту СПЛАТ в китайском магазине. Порадовалась за СПЛАТ. По опыту своих друзей поняла, что задача поставки товаров на китайский рынок — непростая. В целом, работа с китайцами кропотливая. Нужно настроиться, что это будет долго. Очень востребованы, конечно, сейчас продукты питания, Даже у меня на кухне алтайская мука, например, и алтайская овсянка. Что касается эффективности, говорят, что результативнее участвовать в российских выставках. Китайцы туда приезжают в поисках уже чего-то конкретного. Это повышает шансы на успешное сотрудничество.
CL: На какие проблемные вещи стоит обратить внимание, начиная бизнес в Китае?
Татьяна Шерстнева: Для многих удивительным окажется тот факт, что в Китае не так все дешево, как они предполагали. В Китае все быстро, качественно (если вы выбрали правильного поставщика) и удобно, но не очень дешево, как принято думать в России. Страна развивается и богатеет, рост цен — закономерный этап. Если вы планируете продавать в Китай, будьте готовы, что китайцы довольно привередливые покупатели. Здесь я вижу самую большую проблему наших производств, почему то мы с радостью готовы по 10 раз переделывать образцы и засыпать запросами наших китайских партнеров, а когда китайцы делают то же самое в отношении нас, это как-то напрягает.
CL: Как проходит Ваш обычный день? Хватает ли времени на личную жизнь?
Татьяна Шерстнева: У меня нет четкого расписания, но в моей жизни обязательно присутствуют спорт 3-5 раз в неделю, уроки английского 3 раза в неделю (хотя говорю я неплохо по-английски, но всегда есть чему новому поучиться), встречи с представителями фабрик, звонки и встречи с клиентами и сотрудниками.
В целом, бизнес я воспринимаю как тренажер для развития себя. У меня не разделена работа и личная жизнь, просто все вместе это и составляет мою жизнь. Я не люблю долгих отпусков, не понимаю, чем там заниматься. Конечно, всегда хочется всего достичь быстрее, и поэтому кажется, что времени не хватает. Но я уже стала относиться к этому вопросу философски.
CL: Помимо бизнеса Вы ведете блог, просвещаете и обучаете, даете советы всем, кто просит совета. Многие обращаются? Чаще из России? И о чем спрашивают обычно?
Татьяна Шерстнева: Вы знаете, я даже не анализировала никогда свои действия с этой стороны. Я делаю, то, что мне хочется, и это выливается в разные формы. Но чаще всего в какие-то «околотекстильные», в силу профессии. Иногда звонят не клиенты, а просто люди — спросить, как устроена индустрия в Азии и имеет ли им смысл рассматривать производство здесь. Много молодых дизайнеров обращается. Правда, им мы практически ничем не можем помочь, кроме доброго слова и пожелания успеха. Азия — это все-таки площадка для больших оптовых заказов.
CL: Расскажите о Ваших приоритетах в бизнесе.
Татьяна Шерстнева: В бизнесе мне очень важно долгосрочное сотрудничество, мне хочется, чтобы к нам приходили снова и снова старые клиенты. Мне очень интересны новые, сложные задачи. Разработки с нуля, создание нового и воплощение этого в жизнь.
В этом сейчас очень помогает REFORMA: хочу, чтобы о ней узнало и ее носило больше людей. Хочется создать что-то вроде клуба по интересам, объединить людей, для которых важно самовыражаться, развиваться, заниматься спортом и вообще всячески двигаться вперед. А получится это у меня или нет, время покажет.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Китай занял третье место по экспорту подсолнечного масла из России
Фото АО «ВЭД Агент»

В 2024 году Россия экспортировала свыше 5,7 миллиона том подсолнечного масла на зарубежные рынки. Впервые годовой объем экспорта превысил планку в 5 миллионов тонн. Показатель вырос на 31% в физическом выражении по сравнению с 2023 годом. Об этом рассказали в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Минсельхоза РФ.

Первое место по экспорту подсолнечного масла из России заняла Индия с объемом более 2,2 миллиона тонн – 39%. По сравнению с предыдущим годом вывоз продукции вырос в 2,4 раза. Наибольший объем зафиксировали в октябре, когда РФ поставила в Индию более 320 тысяч тонн. На втором месте – Турция с показателем 840 тысяч тонн. Рост составил 1,5 раза.

Анатолий Якимов
Импорт
Пиво из Китая заменит европейское
Фото с сайта unsplash.com

С 1 января на пиво начали действовать новые таможенные пошлины на алкоголь из недружественных стран, которые выросли в 10 раз с 10 центов до 1 евро за 1 литр алкогольной продукции. Эксперты уверены, что цена пенного напитка из Бельгии, Германии и Чехии увеличится в два раза.

Пиво из Европы станет и большинство ритейлеров откажутся от закупок. Под удар попадают владельцы баров. На смену европейским напиткам придет китайские. В 2024 году Китай вошел в тройку лидеров по импорту пива в Россию. Рост импорта из Поднебесной составил 1,5 раза. На первом месте была продукция из Германии, на втором – из Чехии.

Анатолий Якимов
Экспорт
44 организации Кузбасса аттестованы в качестве хранителей зерна для экспорта в КНР
Фото пресс-службы Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора

Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора провело 24 аттестационных мероприятий в 2024 году на право экспорта зерновых и бобовых культур в Китайскую Народную Республику. Сельхозтоваропроизводители подавали в ведомство заявления через интерфейс системы «Цербер». Проверенная зерновая продукция соответствует фитосанитарным требованиям и не имеет вредных организмов, которые попадают под карантинные ограничения для КНР. Восемь предприятий получили разрешения на вывоз ячменя, гороха, пшеницы от Главного таможенного управления Китая.

За пять лет, с 2020 по 2024 год КНР аттестовало 59 сельхозпредприятий, которые выращивают горох, гречиху, лен, овес, пшеницу и другие культуры. При этом, у 44 есть статус хранителя, что дает право на экспорт зерновых и бобовых в Китай.

Анатолий Якимов
Финансы
Максимальные штрафы за уклонение от уплаты таможенных платежей вырастут в 2,5 раза
Фото с сайта pikabu.ru

Министерство юстиции РФ подготовило законопроект, согласно которому наказание за экономические преступления вырастут кратно. В ведомстве отметили, что размер штрафов не менялся с 2023 года.

Изменения в Уголовный Кодекс РФ вынесены на общественные обсуждения. Нововведения касаются ужесточения наказаний по 36 составам экономических преступлений. Инициатором выступило Министерство юстиции России.

Анатолий Якимов
Импорт
БРИКС запустили межгосударственный маркетплейс
Фото с сайта unsplash.com

10 января стало известно о старте работы международного маркетплейса BRICS MARKET, который представляет единый маркетплейс стран БРИКС. На площадке продают витамины, БАДы, спортивное питание и косметику. По информации сайта telesputnik.ru товар доставляют Россию, Индию, Бразилию, Китай и другие страны объединения.

Эксперты уверены, что маркетплейс создаст конкуренцию Amazon и AliExpress. Платформу создали по инициативе Президента России Владимира Путина для поддержки национальных экономик и стран глобального Юга и Востока. Ассортимент товаров не большой, но он будет постепенно увеличиваться.

Анатолий Якимов
Благовещенск закроют, а Маньчжурия будет работать
Фото Читинской таможни

Стало известно, как будут работать пункты пропуска на российско-китайской границе во время Нового года в КНР. Например, пограничный переход Благовещенск – Хэйхэ закроют на четыре дня. Об этом сообщили в телеграм-канале «Хэйхэ».

«Уважаемые пассажиры! В связи с празднованием в КНР Праздника Весны 28, 29, 30 и 31 января пункт пропуска не работает», – говорится в объявлении кассы речной таможни города Благовещенска.

В тоже время Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» будет работать в обычном режиме. Об этом сообщила пресс-секретарь Читинской таможни Марина Бойко.

Анатолий Якимов
Рост в два раза: спрос на запчасти к китайским автомобилям за второе полугодие 2024 года
Фото с сайта unsplash.com

Интерес россиян на автозапчасти к китайским автомобилям во втором полугодии 2024 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 94% Об этом сообщили в пресс-службе «Авито».

Интернет-сервис для размещения объявлений о товарах и услугах отметил, что лидирующие позиции по продажам автозапчастей, по-прежнему, занимают Германия и Корея – BMW, KIA и Hyundai. Правда, в этом сегменте доля продаж выросла всего на 20%.

Наибольший рост отмечался у брендов из КНР. Спрос на запчасти для EXEED вырос в четыре раза, для Changan – в 3,6 раза, для Haval – в два раза. 60% – новые запчасти, из которых 15% – детали для рулевого управления.

Анатолий Якимов
Как подтвердить таможенную стоимость товара
Фото Анатолия Якимова

Участники ВЭД иногда не могут подтвердить таможенную стоимость. Основная проблема – неправильные ответы на запрос таможни. Почетный адвокат Московской области, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте Оксана Курочкина рассказала в интервью РБК как подтвердить таможенную стоимость при работе через агентов.

Как правило, в запросе таможенных органах написана причина, по которой требуется провести дополнительную проверку, срок предоставления документов до выпуска и после выпуска, номер декларации, согласно которой однородный или идентичный товар ввозится дороже.

Анатолий Якимов
Экспортеры получат до 200 миллионов рублей на компенсацию транспортных расходов
Фото с сайта unsplash.com

Затраты на перевозку экспортной продукции из России в дружественные страны компенсируют из федерального бюджета. Меру поддержки реализует агент Правительства России – Российский экспортный центр. С 2025 года господдержку получат компании, которые подали заявления и нарастили экспортные поставки. Об этом сообщили в Министерстве промышленности и торговли России.

В ведомстве отметили, что компенсации на транспортировку продукции за рубеж могут достигнуть 60%. Это касается только дружественных стран. При этом сибирским и дальневосточным компаниям, которые торгуют лесом компенсируют до 30% транспортных расходов.

Анатолий Якимов
Штрафы за проезд грузовиков под запрещающие знаки выросли в 10 раз
Фото с сайта unsplash.com

В России в 10 раз выросли штрафы за проезд грузовыми автомобилями под запрещающие знаки. Теперь нарушителям придется платить не 500, а 5000 рублей. Кроме того, больше придется заплатить за стоянку в неположенном месте.

Водители грузовых автомобилей получили первые квитанции за проезд под запрещающие знаки и парковку в неположенном месте. С 1 января 2025 года вступили изменения в правила дорожного движения в части ужесточения наказания за нарушения. Теперь за проезд под запрещающие знаки водителям грузовиков придется заплатить не 500, а 5 000 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге вместо 5 000 – 7 500 рублей. За повторное нарушение штраф составит 10 000 рублей. Раньше такой меры не было.

Также выросли штрафы за парковку грузовиков в неположенном месте. С 1 января размер вырос с 1 500 до 2 250 рублей, а в двух столицах с 3 000 до 4 500 рублей. Кроме того, максимальный штраф за нарушение весогабаритных параметров вырос до 600 000 рублей.