Павел Мартынов

Поправки в законодательство КНР грозят монополистам заоблачными штрафами

Недавно мы уже писали о миллиардном штрафе за монополистическое поведение для Meituan, китайского гиганта по доставке продуктов питания. Однако власти КНР намерены расширять боьбу с монополиями и уделяют особое внимание IT и финансовому сектору. 23 октября 2021 года в Пекине открылась 31-я сессия Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, на которой были рассмотрены проекты поправок к антимонопольному закону. Текст поправок размещен на веб-сайте Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) для общественного обсуждения. Весной, на сессии ВСНП этот закон будет принят. Кроме того, сейчас создаётся специальная структура - Государственное антимонопольное управление КНР. Подробности в материале от нашего постоянного автора Цюй Луяо.
"Антимонопольный закон Китайской Народной Республики" был принят 13 лет назад в целях предупреждения и пресечения монополистических действий, защиты справедливой рыночной конкуренции, повышения эффективности экономической деятельности и защиты прав потребителей.
Главной целью антимонопольной политики является борьба с монополией как таковой, а именно с попыткой монополизации, монополистов на рынке и предприятиях, ограничение недобросовестной конкуренции, то есть незаконных действий, приводящих к неразумному поведению на рынке и к ослаблению конкуренции. Подобные прецеденты встречаются и на Западе - так, в 2019 г. Google был оштрафован на 1,49 млрд евро за навязывание несправедливых условий компаниям, использовавшим ее поисковую панель на своих сайтах в Европе. ЕС неоднократно налагал антимонопольные расследования на интернет-гигантов США, таких как Apple, Amazon и Google, со штрафами в размере более 1 млрд евро в каждом случае. Однако после того, уплаты штрафов продолжалась ситуация “А Васька слушает да ест”. По сравнению с антимонопольными наказаниями в настоящее время и огромными выгодами, и получаемыми в результате монопольного поведения, меры сдерживания явно недостаточны.
Сейчас Антимонопольный закон впервые отредактирован, чтобы обеспечить более четкую правовую основу и дисциплинарную систему для усиливать антимонопольные меры и меры по предотвращению беспорядочной экспансии капитала.
Недавно Главное государственное управление Китая по контролю и регулированию рынка оштрафовало компанию Alibaba на 18,34 млрд юаней (2,78 млрд долларов) за нарушения антимонопольного законодательства. Компанию обвинили в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг онлайн-платформ для розничной торговли в Китае. Alibaba призвали усилить внутренний контроль и соблюдение требований и постоянно представлять отчеты о соблюдении требований самоконтроля в Главное упре управление по контролю и регулированию рынка. Размер штрафа стал рекордным в корпоративной истории. А само наказание стало первой антимонопольной “штрафной квитанцией” в области китайской интернета.
В опубликованном проекте оправок чётко указаны не только экономические, но и административные антимонопольные меры. Справедливая и четкая система проверки предотвратит злоупотребление полномочиями и ограничит конкуренцию. В целом, существуют следующие моменты:
1. Существенно увеличен размер штрафов и санкции нарушения, приняты “двойные штрафы”, предусматривающие наказания не только для отдельных подразделений, но и для ответственных лиц. Если оператор получает административное наказание за нарушение антимонопольного законодательства, он должен быть включен в кредитную историю в соответствии с положениями государства.
2. Официально предложено правило "безопасной гавани”Если соответствующие бизнес-операторы смогут доказать, что его доля на рынке ниже установленного стандарта, соглашения между ними не будут запрещаться.
3. Добавлена система защиты общественных интересов против монопольного поведения. Прократура сможет возбуждать дела в соответствии с "Гражданским процессуальным законодательством" и "Законом об административном судопроизводстве" в случаях если корпоративное поведение нанесет ущерб интересам общества или экологической среде и защите ресурсов, поставит под угрозу безопасность пищевых продуктов, ущемит законные права и интересы потребителей, несовершеннолетних и т.д.
4. Выделена антимонопольная работа в ключевых сферах, таких как интернет и финансы.
За последние десять лет в интернет-сфере произошло множество слияний и поглощений. В результате такие гиганты, как Alibaba, Baidu, Tencent и другие гиганты, они становятся все больше и больше. Некоторые бизнес-стратегии или методы таких компаний ограничивают и исключают конкуренцию на рынке, вытесняя и покупая некоторые малые и средние развивающиеся компании и проекты.
Поэтому усиление роли антимонопольного законодательства может не только защитить порядок честной рыночной конкуренции, но и помочь предприятиям стимулировать жизнеспособность рынка и внедрение инноваций, а также поддержать малые и средние предприятия.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Почему российское вино становится популярнее в Китае
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского вина в Китай стремительно растет. По информации Федерального центра развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства РФ «Агроэкспорт», в 2024 году поставки вина в КНР выросли на 14% и составили 2,8 миллиона гектолитров. В первом квартале 2025 года Россия экспортировала в Китай почти 700 тонн вина, в 3,2 раза больше, чем в аналогичном периоде 2024 года. Стоимость поставленной продукции превысила 1 миллион долларов США, увеличившись в 4,3 раза.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост спроса на водонагреватели в России: лидируют Haier и Electrolux в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо зафиксировали рост продаж водонагревателей и теплотехники в начале мая 2025 года. Аналитики связали это с сезонным отключением горячей воды и прохладной погодой в России.

Редакция
ВЭД 2025: Расчеты, логистика и защита интеллектуальной собственности — семинар в Кемерово
Анатолий Якимов
Импорт
Китайские бамбуковые изделия: производство, цены и рост импорта в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Бамбуковые рощи уезда Таоцзян в городе Хунань Центрального Китая, стали важным фактором экономического роста региона. Здесь активно развивается промышленность по переработке бамбука, охватывающая производство продуктов питания, промышленных товаров и строительных материалов. В 2024 году совокупная стоимость продукции отрасли достигла 30 миллиардов юаней.

Анатолий Якимов
Экспорт
Топ-10 российских брендов, покоривших сердца китайских потребителей
Коллаж chinalogist.ru

В последние годы российские товары демонстрируют уверенный рост популярности на китайском рынке. Несмотря на конкуренцию со стороны местных и западных производителей, продукция из России находит своего покупателя в Поднебесной. В чем секрет успеха российских брендов и тех, кто из них пользуется наибольшим доверием? Топ брендов из России представил автор телеграм-канала «Китайский пиарщик». Рейтинг основан на основе личных впечатлений после посещения супермаркетов провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт пива из Китая в Россию вырос на 22% за счет оптимизации таможни Маньчжурии
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Пограничный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» – важный транспортный узел для экспорта китайского пива в Россию. Грузовики с популярным брендом «Харбин» достаточно быстро проходят таможенное оформление и направляются в российский поселок Забайкальск. Это способствует увеличению качественных поставок китайской продукции на российский рынок.

Анатолий Якимов
Владимир Путин поручил обеспечить экспорт российских пеллет в Китай до конца мая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить экспорт отечественных пеллет в Китай. Соответствующее назначение опубликовано на официальном сайте Кремля. Власти должны принять меры для создания условий по продаже пеллет в КНР до 30 мая 2025 года.

Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая может достичь $300 млрд в ближайшие 2-3 года
Фото с сайта ru-cn.org

Товарооборот между Россией и Китаем в 2024 году составил 244,81 миллиарда долларов США, что на 1,9% больше, чем в 2023 году. Однако по итогам четырех месяцев 2025 года этот показатель сократился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 71,12 миллиарда долларов США. Экспорт из России в Китай упал на 9,1%, до 40,31 миллиарда долларов США, а импорт из Китая в Россию сократился на 5,3%, до 30,81 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Китай стал крупнейшим поставщиком пива в Россию: Германия и Чехия позади
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай впервые обогнал Германию и Чехию по объемам экспорта пива в Россию. За первые три месяца 2025 года китайские пивовары отгрузили в РФ пенного напитка на 7,1 миллиона долларов США, что в 1,6 и 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, Германия и Чехия, бывшие лидеры российского рынка импортного пива, сократили поставки почти в пять и три раза соответственно – до 3,8 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Китайские автомобили станут «российскими»: в Калуге начнется выпуск моделей Tenet
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уже этим летом в России может появиться новый отечественный автомобильный бренд - Тенет. Как сообщили представители «АГР Холдинга», выпуск автомобилей под этим брендом происходит на мощных мощностях завода Volkswagen в Калуге. Проект реализуется по проекту специального инвестиционного соглашения между «АГР Холдингом», государственной корпорацией Defetoo и Минпромторгом РФ.